Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» (3 класс) VIII вида

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края


Краевое государственное бюджетное

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида»



СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Протокол заседания МО учителей Заместитель директора по Приказ

начальных классов УВР__________________ от «____»_______ 2015 г.

№___ от «____»___________ 2015 г. О.В. Ломова Директор школы

Руководитель МО_______________ от «____»__________ 2015 г. ______________________

Е.В. Хокконена Подтеп Т.В.

Рабочая программа

учебного предмета

«Письмо и развитие речи»

для учащихся 3 класса

на 2015/2016 учебный год




Составитель:

Л.М. Фандрих,

учитель начальных классов


Барнаул, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе: - Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 года №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии» - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой - учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» является ведущей, так как от её усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Цель: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе. Задачи: учить школьников правильно и осмысленно читать их пониманию текст; повышать уровень общего и речевого развития учащихся; формировать нравственные качества. учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения в основном зависит успеш­ность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в ос­новном при выполнении упражнений, являются практичес­ки значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и рече­вого развития, имеющихся психофизических функций. В младших классах умственно отсталым школьникам да­ются самые элементарные сведения по грамматике, усвое­ние которых важно для выработки у них достаточно осмыс­ленного отношения к основным элементам языка. Овладе­ние элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков уст­ной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании инте­реса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умствен­ному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установле­нии тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения анализировать, обобщать, группировать, систе­матизировать даже элементарный языковой материал, да­вать простейшие объяснения должны способствовать кор­рекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Пред­ложение», «Связная речь». На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умствен­ные и возрастные возможности школьников. Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех го­дах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко - буквенному анализу. Во 2-4 классах звуко - буквенный анализ является осно­вой формирования фонетически правильного письма и пись­ма по правилу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонети­ке и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мяг­ких, непроизносимых и двойных и др. Умственно отсталые школьники овладевают фонетичес­ким составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонети­ческим, а фонематическим, т. е. передающим основные зву­ки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и спе­циальных занятиях по коррекции имеющихся у них откло­нений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на ос­нове анализа морфемного состава слова, а путем сопостав­ления ударных и безударных гласных, согласных в кон­це и середине слова с согласными перед гласными. Слово. В процессе практических грамматических упраж­нений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов - названия предметов, действий, признаков. Предложение. Изучение предложения имеет особое зна­чение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкрет­ном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по кар­тинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный поря­док слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между со­бой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. Связная речь. Уже во 2-4 классах особое внимание уде­ляется формированию у школьников навыков связной уст­ной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению сло­варя, обучению построению предложения создает предпо­сылки формирования умения высказываться в устной и пись­менной форме. Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражне­ния: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Начинают формироваться навыки связных устных и пись­менных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю. Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении на­писания строчных и прописных букв и их соединений, что пре­дупреждает появление при письме графических ошибок, в списы­вании с рукописного и печатного текста.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа рассчитана на 170 часов, по 5 ч в неделю.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Повторение

29

2.

Звуки и буквы.

76

3

Слово.

40

4

Предложение.

25

Итого

170


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВАНИЕ

№ п/п

Раздел. Тема

Количество часов

Содержание. Общие понятия. Словарь

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Примечание. Дата

1

Повторение

12

1.

Употребление простого предложения.

1

1.1

9.2.7

Подбор предложений к рисункам. Запись предложений в порядке следования рисунков.

2.

Правило написания предложения.

1

9.2.4

1.7

2.26

Запись предложений

3. Упражнение в правописании предложений.

1

2.28

9.2.5

4. Составление и дополнение предложений.

1

8.3

9.3.1

5.

Составление и запись предложений со словами из словаря.

1

8.9

9.2.2

6.

Составление предложений по схемам.

1

огород

4.7

2.2.7

Запись предложений в соответствии с заданием.

7.

Выделение предложений из речи и текста.

1

овощи

Запись предложений в соответствии с заданием.

8.

Составление предложений по вопросам с использованием слов для справок.

1

помидор

картофель

морковь

4.10

1.5

Запись предложений в соответствии с заданием.

9.

Составление и запись предложений по сюжетным картинкам.

1

8.6

Запись предложений с использованием картинок, списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.

10.

Работа с деформированным текстом.

1

5.8

Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок.

11.

Контрольный диктант по теме: «Предложение».

1

1.18

6.2

5.7

12. Работа над ошибками.

Деление текста на предложения.

1

1.16

4.7

Исправление ошибок, допущенных в диктанте/

Звуки и буквы.

76

13.

Звуки и буквы. Различение звуков и букв.

1

Понятия: «звуки», «буквы»

4.11

1.8

14.

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком.

1

4.16

1.11

Звукобуквенный анализ слов. Составление и запись предложений с данными словами.

15.

Сравнение пар слов.

1

корзина

1.11

1.8

4.11

Составление и запись предложений.

16.

Составление предложений по серии сюжетных картинок.

1

4.13

4.16

Составление и запись предложений.

17.

Упражнение в различении звуков и букв.

1

1.8

4.11

Звукобуквенный анализ и запись слов.

18.

Составление предложений по серии сюжетных картинок.

1

4.13

4.16

Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок и вопросам.

19.

Алфавит. Порядок букв в русской азбуке.

1

Порядок букв в русской азбуке.

4.7

5.5

20.

Расположение слов в алфавитном порядке.

1

алфавит

4.15

4.21

4.22

21.

Упражнение в написании слов в алфавитном порядке.

1

4.7

4.15

5.5

Работа с орфографическим словарем

22.

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Гласные звуки, гласные буквы Согласные звуки, согласные буквы

4.23

4.6

Называние звуков и букв, работа с упражнениями по теме

23.

Упражнение в выделении гласных и согласных звуков и букв.

1

4.6

4.13

Работа с упражнениями по теме, сравнение звучания.

24.

Работа с деформированным текстом.

1

неделя

Звукобуквенный анализ словарного слова. Составление и запись предложений по картинкам.

25.

Контрольный диктант по теме: «Гласные и согласные звуки и буквы»

1

1.18

6.2

5.7

26.

Работа над ошибками.

1

1.16

4.7

Исправление ошибок, допущенных в диктанте

27.

Гласные буквы, и, е, ё. Место в слове.

1

4.10

7.14

Выполнение звукобуквенного анализа слов.

28.

Гласные буквы ю, я. Место в слове.

1

яблоко

4.10

7.14

Выполнение звукобуквенного анализа слов.

29.

Гласная э. Место в слове.

1

4.10

7.14

Выполнение звукобуквенного анализа слов.

30.

Ударение. Роль ударения в слове. Выделение ударного слога.

1

Понятие «ударение»

6.4

5.20

8.16

Работа с упражнениями по теме.

31.

Ударные и безударные слоги.

1

4.7

5.6

Выполнение звукобуквенного анализа слов.

32.

Упражнения в выделении ударных гласных в словах.

1

одежда

4.19

5.4

Выписывание из текста слов-родственников.

33.

Тренировочные упражнения в постановке ударений в словах.

1

6.4

7.12

Работа с заданиями в группах

34.

Выделение ударных и безударных гласных.

1

1.18

6.2

5.7

Контрольное списывание.

35.

Слог как часть слова.

1

Слово, слог

4.19

9.1.2

Работа с упражнениями по теме

36.

Составление слов по заданному слогу.

1

1.16

4.7

Составление слов из слогов.

37.

Слогообразующая роль гласных.

1

месяц

4.10

7.14

Подбор слов к заданным схемам.

38.

Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок.

1

4.12

5.1

6.5

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Сбор урожая».

39.

Перенос слов при письме.

1

Перенос слова

4.22

8.3

Изучение правил переноса слов с гласной буквой в качестве слога.

40.

Тренировочные упражнения в делении слов на слоги и для переноса.

1

4.11

8.1

Работа с упражнениями по теме.

41.

Составление слов из слогов. Составление рассказа по картинке и вопросам.

1

4.22

8.3

Работа с упражнениями по теме.

42.

Перенос слов при письме.

1

4.17

5.1

8.1

Подготовка к контрольному диктанту.

43.

Контрольный диктант за I четверть.

1

1.18

6.2

5.7

44.

Работа над ошибками.

1

1.16

4.7

Исправление ошибок

45.

Повторение по теме «Ударение. Перенос слов при письме».

1

Работа с упражнениями по теме.

46.

Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные.

1

6.1

Развитие фонематического восприятия.

47.

Обозначение твёрдости-мягкости согласных буквами а, о, у, ы, е, ё, и, ю, я.

1

6.1

7.10

Развитие фонематического восприятия.

48.

Дифференциация твердых и мягких согласных.

1

посуда

7.10

Развитие фонематического слуха и восприятия.

49.

Употребление гласных букв для обозначения твёрдости-мягкости согласных.

1

тарелка

1.7

8.12

Уяснение расхождения между звуковым выражением и буквенным обозначением слов с твёрдыми и мягкими согласными.

50.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как надо убирать класс».

1

6.1

Развитие устной и письменной речи.

51.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

1

Мягкий знак

5.7

Работа с упражнениями по теме.

52.

Правописание слов с мягким знаком на конце.

1

картофель

4.9

Работа с упражнениями по теме.

53.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

1

Развитие зрительного и слухового восприятия.

54.

Объяснение написания мягкого знака в словах

1

ранец портфель

6.1

7.10

Запись слов по слуху.

55. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

1

5.17

Умение обозначать мягкость согласных на конце слова буквой ь.

56. Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными.

1

4.9

5.7

6.1

Работа с упражнениями по теме.

57. Диктант с обоснованием по теме «Правописание слов с мягкими согласными».

1

1.18

5.7

6.2

58. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

1.16

4.7

Исправление ошибок.

59-60. Гласные после шипящих. Правописание жи - ши.

2

картина

1.17

7.9

8.19

Изучение орфографических норм

61- 62. Правописание ча - ща.

2

товарищ

1.17

7.9

Изучение орфографических норм

63. Правописание чу - щу.

1

8.2

8.19

Изучение орфографических норм

64- 65. Правописание жи - ши, ча - ща, чу - щу.

2

родина

Изучение орфографических норм.

66. Контрольный диктант по теме: «Гласные после шипящих».

1

1.18

6.2

67. Работа над ошибками.

1

7.33

Исправление ошибок, допущенных в диктанте.

68. Парные звонкие - глухие согласные.

1

1.11

8.2

Практические упражнения в подборе парных согласных.

69- 70. Различие парных согласных.

2

класс дневник

1.18

8.11

Практические упражнения.

71- 72. Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова.

2

6.3

7.15

8.16

Изучение орфографических и фонетических норм.

73. Подбор проверочных слов.

1

1.7

8.12

Практические упражнения.

74. Изменение слова для проверки.

1

завод

6.5

7.15

Картинный словарный диктант.

75. Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова.

1

6.5

7.7

8.2

Практическое умение различать звонкие и глухие согласные на конце слова.

76. Упражнения в подборе проверочных слов.

1

рассказ

6.5

7.7

8.2

Практическое умение различать звонкие и глухие согласные на конце слова.

77. Составление предложений из разрозненных слов.

1

город

2.14

7.29

8.7

Практические упражнения.

78. Дифференциация изученных орфограмм.

1

праздник

7.15

1.18

8.2

Выполнение заданий по теме.

79. Контрольный диктант за II четверть.

1

1.18

6.2

80. Работа над ошибками.

1

7.33

Исправление ошибок, допущенных в диктанте.

81. Понятие о разделительном мягком знаке.

1

Разделительный Ь

1.6

8.1

Развитие фонематического слуха и восприятия.

82. Объяснение правописания слов с разделительным Ь.

2

сапоги

7.30

1.18

Словарно-орфографическая работа.

83. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

погода

1.17

8.1

8.3

Практические упражнения по теме.

84. Дифференциация изученных орфограмм.

1

1.18

7.15

8.2

Развитие орфографической зоркости.

85. Дифференциация разделительного и смягчающего мягких знаков.

1

валенки

8.7

8.11

7.11

Изучение норм русского языка.

86. Дифференциация изученных орфограмм.

1

газета

6.3

8.11

Практическое умение различать Ь разделительный и Ь смягчающий.

87. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Зима», «Семья».

1

6.1

Развитие устной и письменной речи.

88. Комментированный диктант по теме: «Разделительный ь».

1

1.18

6.2

89. Работа над ошибками.

1

7.33

Исправление ошибок, допущенных в диктанте

Слово

40


90.

Слова, обозначающие названия предметов.

1

Предмет

Практическое использование слов, обозначающих названия предметов, частей предметов при составлении простых предложений.

91. Упражнения в различении слов по вопросам кто? что?

1

язык

8.3.10

7.14

1.11

Развитие зрительного и слухового восприятия.

92. Группировка предметов по их назначению, по материалам, из которых они сделаны.

1

8.3

6.1

1.19

Практические упражнения.

93. Употребление названий предметов в различных формах.

1

8.4

5.6

7.35

Практические упражнения.

94- 95. Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы. Изменение слов по вопросам.

2

комната

2.29

5.6

7.13

8.1

Практические упражнения.

96. Большая буква в именах собственных.

1

6.1

8.6

Практические упражнения в написании имён людей и кличек животных с прописной буквы.

97. Дифференциация слов типа «белка - Белка»

1

медведь

1.12

6.1

8.6

Практические упражнения.

98. Большая буква в названиях населенных пунктов.

1

8.3.2

1.12

Словарный диктант.

99. Дифференциация изученных орфограмм.

1

1.18

5.7

Обобщение.

100.

Контрольный диктант по теме: «Слова, обозначающие предметы».

1

1.18

6.2

101. Работа над ошибками.

1

7.33

Исправление ошибок, допущенных в диктанте. Повторение

102. Слова, которые обозначают действия предметов.

1

1.18

6.4

9.2.1

Разъяснение понятия «действия предметов».

103. Слова, отвечающие на вопросы: что делал? что будет делать? что делает?

1

вчера

сегодня

завтра

1.11

7.35

9.2.5

Упражнения в подборе слов, обозначающих действия одного или нескольких предметов. Соединение данных слов по вопросам.

104. Нахождение предметов по их действиям.

1

9.2.3

8.1

7.30

Зрительный диктант.

105. Подбор слов-действий по вопросу.

1

что сделал?

что сделает?

6.4

1.18

Называние действий по рисункам.

106. Согласование слов-предметов и слов-действий.

1

шёл

6.3

5.3

Составление предложений из данных слов, в виде подписей под сюжетными картинками.

107. Дополнение предложений. Дифференциация изученных орфограмм.

1

9.2.5

1.9

7.33

Практические упражнения в различении набора слов и предложений.

108. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке.

1

9.2.7

8.2

7.15

Коллективная работа.

109. Выделение в предложениях названий предметов и действий.

1

рисовать

8.1

Закрепление понятий о названиях действий.

110. Проверочная работа по теме: «Слова, обозначающие действия предметов».

1

1.12

7.14

111. Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов.

1

Признак предмета

1.16

8.15

6.2

Зрительный диктант по И.Т. Федоренко

112. Определение предметов по цвету, вкусу и форме.

1

чёрный

жёлтый

1.3

8.3

Упражнение в подборе нескольких признаков к одному предмету и определение предметов по их действиям.

113. Определение предметов по материалу, из которого они сделаны.

1

Качество предмета

1.8

9.2.2

Практические упражнения.

114-115. Подбор названий признаков предметов по смыслу.

2

дорога

1.10

5.3

Упражнения в подборе слов, обозначающих признаки одного или нескольких предметов.

116.

Сравнение предметов по признакам.

5.4

8.1

Практические упражнения.

117. Дифференциация изученных орфограмм.

1

1.18

7.15

8.2

Закрепление имеющихся знаний об изученных орфограммах.

118. Составление предложений по картинке и схеме.

1

1.7

8.2

6.3

Работа со схемами и картинками.

119. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

6.1

Развитие устной и письменной речи.

120. Дополнение предложений словами-признаками.

1

1.18

7.15

8.2

Практические упражнения.

121.

Контрольный диктант по теме: «Слова, которые обозначают признаки предметов».

1

1.18

6.2

122. Работа над ошибками.

1

7.33

Исправление ошибок, допущенных в диктанте.

123.

Предлоги. Предлог как отдельное слово.

1

Предлог

8.15

6.2

Знакомство с предлогом как отдельным словом.

124.

Раздельное написание предлогов со словами.

1

арбуз

9.2.7

8.2

Практические упражнения в написании наиболее распространённых предлогов со словами, которым они относятся (под руководством учителя).

125.

Выделение предлогов в тексте.

1

8.2

9.2.7

Практические упражнения в написании предлогов со словами.

126.

Составление предложений по вопросам, выделение предлогов.

1

1.7

8.2

Самостоятельная работа.

127. Подбор предлогов к словам.

1

1.11

7.35

Практические упражнения.

128. Дифференциация изученных орфограмм.

1

1.18

7.15

8.2

Закрепление правописания слов на изученные правила.

129. Контрольный диктант за III четверть.

1

1.18

6.2

130. Работа над ошибками.

1

7.33

Исправление ошибок, допущенных в диктанте.



Предложение 25

131. Предложение. Повторение. 1

9.2.5

1.9

7.33

Уяснение того факта, что слова в предложении должны быть расположены в определённом порядке. Учить чертить схемы предложений, соотносить схему и предложение, строить предложение в соответствии со схемой.


132. Дополнение предложений. 1

6.3

5.3

Составление предложений из данных слов.


133.. Работа с деформированным предложением. 1

7.2

8.2

Практические упражнения в различении набора слов и предложений.


134. Согласование слов в предложении. 1

1.9

7.33

Практические упражнения.


135. Определение порядка слов в предложении. 1

5.3

7.2

8.2

Упражнять в определении порядка слов в предложении.


136. Предложение как часть текста. Деление текста на предложения. 1

6.3

7.33

9.2.5

Составление предложений из данных слов.


137. Составление письменных ответов на вопросы текста. 1

1.9

8.2

7.33

Составление и запись ответов по содержанию текста.


138. Составление предложений с употреблением формы винительного падежа. 1

5.3

7.2

7.33

Закончить предложение по вопросам.


139. Слова, отвечающие на вопросы кого? что? 1

1.9

7.33

Практические упражнения.


140. Составление предложений с употреблением формы родительного падежа. 1

костёр

5.3

7.2

7.33

Практические упражнения.


141. Слова, отвечающие на вопросы кого? чего? 1

5.3

7.2

8.2

Упражнения в изменении слов по вопросам кого? чего?


142. Составление предложений с употреблением формы дательного падежа. 1

1.9

7.33

Составление предложений по картинкам.


143. Слова, отвечающие на вопросы кому? чему? 1

6.3

7.33

9.2.5

Составление по картинкам и отдельным словам предложений.


144. Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу. 1

5.3

7.2

7.33

Практические упражнения.


145. Составление предложений с употреблением формы творительного падежа. 1

1.9

7.33

Словарный диктант.

Составление предложений.


146. Слова, отвечающие на вопросы кем? чем? 1

5.3

7.2

8.2

Зрительный диктант.

Составление предложений с использованием словосочетаний.


147. Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей. 1

6.3

7.33

9.2.5

Практические упражнения.


148. Составление предложений с употреблением формы предложного падежа. 1

1.9

7.33

Упражнения на развитие устной и письменной связной речи.


149. Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где? 1

5.3

7.2

8.2

Практические упражнения.


150. Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам. 1

6.3

7.33

9.2.5

Письмо по памяти.


151. Составление письменных ответов на вопросы по тексту. 1

7.2

8.2

Работа по восстановлению деформированных слов.


152.

Работа с деформированными предложениями. 1

песок

5.3

7.2

8.2

Составление предложений из разрозненных слов.


153.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1

1.9

7.33

Упражнения на развитие устной и письменной связной речи.


154.

Составление письменных ответов на вопросы. 1

7.2

8.2

Работа по восстановлению деформированных слов.


155. Контрольный диктант по теме «Предложение»(IV четверть). 1

1.18

6.2


156. Работа над ошибками. 1

7.33

Исправление ошибок, допущенных в диктанте.



Повторение. 17


157. Повторение. Предложение. Составление ответов на вопросы. 1

1.9

7.33

Составление и запись предложений.


158. Дифференциация изученных орфограмм. 1

1.18

7.15

8.2

Закрепление правописания слов на изученные правила.


159. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей. 1

6.1

8.6

Практические упражнения.


160. Расположение слов в алфавитном порядке. 1

4.7

5.5

Работа с предметными картинками.


161. Выделение в предложении слов, отвечающих на вопросы кто? что? 1

8.3.10

7.14

1.11

Работа с предметными и сюжетными картинками.


162. Составление предложений по картинкам. Выделение слов-предметов и слов-действий. 1

9.2.1

6.4

1.18


163. Подготовка к годовому контрольному диктанту. 1

9.2.5

1.9

7.33

Письмо по слуху с комментарием.


164. Контрольный диктант за год. 1

1.18

6.2

5.7


165. Работа над ошибками. 1

1.16

4.7

Исправление ошибок, допущенных в итоговом диктанте.


166. Изменение слов по образцу. Слова, обозначающие названия предметов, действий и признаков. 1

9.2.1

6.4

1.18


167. Составление и запись письменных ответов на вопросы. 1

5.3

7.2

8.2

Работа с деформированными текстами.


168. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 1

4.7

2.2.7

Запись предложений с использованием картинок.


169. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и вопросов к ним. 1

4.10

1.5

Подбор предложений к рисункам. Запись предложений в порядке следования рисунков.


170. Правописание слов с непроверяемыми орфограммами. 1

4.15

4.21

4.22

























ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Основная

1.А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 3 класс: учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М: Просвещение. 2006. 237с.


Дополнительная

1.В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в I-IV классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. М. 1995.

2. М.Ф. Гнездилов. Методика русского языка во вспомогательной школе.

М. 1965.

3. Е.М. Матвеева. Русский язык.3 класс: поурочные планы по учебнику А. К. Аксеновой, Э. В. Якубовской - Волгоград: Учитель, 2015. - 350 с.



Планируемые результаты освоения курса «Русский (родной) язык»

1-й уровень


2-й уровень

Учащиеся должны уметь:

- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

- анализировать слова по звуковому составу;

- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- списывать текст целыми словами;

- писать под диктовку текст (20-25 слов), включающий изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать:

- алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре

Учащиеся должны уметь:

- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении (с помощью учителя);

- анализировать слова по звуковому составу (с помощью учителя);

- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме (с помощью учителя);

- писать под диктовку текст (20 слов), включающий изученные орфограммы;

- пользоваться алфавитом, располагать слова в алфавитном порядке в словаре (с помощью учителя).









ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЦЕЛИ:


1. Формировать (развивать) у учащихся:

1.1учебно-познавательные мотивы (или познавательную по­требность; потребность в саморазвитии; познавательные интересы; интерес к содержательной стороне учебной (познавательной) деятельности; интерес к процессу учебной (познавательной) деятельности, к овладению способами решения учебных (познавательных) задач);

1.2 умения:

1.3 ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме;

1.4 ориентироваться в задании, представленном в устной словесной форме (или в письменной текстовой форме);

1.5 вычленять в предлагаемом задании содержащуюся в нем задачу, которую предстоит решить;

1.6 программировать предстоящую деятельность (или предварительно планировать свою деятельность при выполнении задания; определять план предстоящих действий; составлять

1.7 план решения познавательной задачи; устанавливать после­довательности действий по выполнению задачи);

1.8 давать словесный отчет о содержании и последовательно­сти выполненных действий;

1.9 осуществлять самоконтроль на этапе принятия задания;

1.10 осуществлять самоконтроль в процессе (или по ходу) дея­тельности (или пооперационный контроль, контроль за пра­вильностью процесса своей работы);

1.11 осуществлять самоконтроль по результату деятельности;

1.12 осуществлять самооценку деятельности;

1.13 осуществлять рефлексию (или рефлексивные умения);

1.14 осуществлять объективную оценку деятельности товари­щей;

1.15 определять общий способ выполнения заданий определен­ного типа;

1.16 подчинять свои действия заданной системе требований (или заданному алгоритму деятельности, составленному (или задан­ному) плану деятельности; умение действовать по правилу, по плану; умение осуществлять запланированные действия);

1.17 действовать по словесной инструкции (или по образцу, по памяти, по представлению, по подражанию);

1.18 удерживать цель деятельности до конца выполнения зада­ния;

1.19 удерживать в процессе деятельности программу выполне­ния задания, представленную в устной вербальной форме и др.

2. Развитие пространственной ориентировки

Формировать (развивать) у учащихся умения:

2.1 соотносить объекты по форме;

2.2 подбирать к образцу эталоны формы (круг, квадрат, треу­гольник, прямоугольник, овал);

2.3 осуществлять выбор заданной формы;

2.4 называть эталоны формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

2.5 соотносить форму предметов с геометрической формой-эталоном;.

2.6 анализировать объекты, выделяя форму их элементов;

2.7 находить предметы с заданными признаками величины (можно продолжить задачу, указав, с какими признаками величины, например: ...с заданными признаками величины: широкий-узкий);

2.8 называть признаки величины объектов;

2.9 выстраивать сериационные ряды по признаку величины (можно конкретизировать, указав признак величины, напри­мер: ...с учетом признака (по признаку) длины (или высоты, толщины, ширины, глубины);

2.10 сравнивать объекты по величине (можно конкретизиро­вать, указав конкретный признак величины, например: ...по длине (по ширине или др.));

2.11 вербализовывать (или обозначать словесно) отношения между предметами по величине: длиннее, короче, самый длинный, самый короткий (и т. п. по другим параметрам ве­личины);

2.12 определять (или находить, узнавать) объекты по двум за­данным параметрам величины (или пространственного распо­ложения; формы и величины; величины и пространственного расположения; формы и пространственного расположения);

2.13 определять (или находить, узнавать) объекты по трем за­данным параметрам: формы, величины и пространственного расположения;

2.14 анализировать расположение частей лица по отношению друг к другу: над, под, сбоку от...;

2.15 анализировать расположение частей собственного тела по вертикальной оси: над, под, между; выше, чем; ниже, чем;

2. 16 анализировать расположение частей собственного тела по оси «право-левой» ориентировки;

2.17 ориентироваться в схеме собственного тела (можно кон­кретизировать задачу, например: ...по вертикальной оси;... по оси право-левой ориентировки);

2.18 ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напро­тив (можно конкретизировать задачу, например: ...по верти­кальной оси; ...по оси право-левой ориентировки);

2.19 ориентироваться в расположении объектов относительно собственного тела (показ или называние) в трехмерном пространстве: над, под, вверху, внизу (или перед, за, спереди, сза­ди; справа, слева; близко, далеко);

2.20 размещать объекты в трехмерном пространстве в заданном местоположении по отношению к собственному телу: выше, ниже, над, под (или спереди, сзади, перед, за; слева, справа, левее, правее; близко, далеко, ближе, дальше);

2.21 ориентироваться в трехмерном пространстве в направле­ниях (показ или называние) относительно собственного тела: вверх, вниз, вперед, назад (или вправо, влево);

2.22 двигаться в трехмерном пространстве в заданном направ­лении (можно конкретизировать, в каком, например: ...впе­ред, назад; вправо, влево; навстречу друг другу; в одном на­правлении; в противоположном направлении);

2.23 двигаться в трехмерном пространстве по заданной траек­тории;

2.24 ориентироваться в трехмерном пространстве во взаимораспо­ложении объектов друг относительно друга (показ или называ­ние): на, над, под, сверху, снизу (или перед, за; слева, справа);

2.25 ориентироваться во взаиморасположении объектов в ряду (или в колонне) при заданном направлении (показ или назы­вание): перед, за, до, после, между (или первый, последний; впереди, позади, сзади; следующий за, предыдущий, предпо­следний; ближе всего к, дальше всего от);

2.26 выполнять пространственный анализ взаиморасположе­ния объектов в ряду (или в колонне) при заданном направ­лении: до, после, перед, за, между (или первый, последний; впереди, позади, сзади; следующий за, предыдущий, предпо­следний; ближе всего к, дальше всего от);

2.27 обозначать словесно взаиморасположение объектов друг относительно друга при заданном направлении;

2.28 использовать в речи пространственные предлоги и поня­тия, указывающие на взаиморасположение объектов и соб­ственного тела (или взаиморасположение объектов друг отно­сительно друга; взаиморасположение объектов в ряду (или в колонне) при заданном направлении;

2.29 различать (и/или использовать в речи) пространственные предлоги и понятия вертикальной оси (выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между);

2.30 различать (и/или использовать в речи) пространственные предлоги и понятия горизонтальной оси (ближе, дальше, между, перед (чем-либо), за (чем-либо), спереди от, сзади от);

2.31 ориентироваться на плоскости листа: середина, центр, верх, низ, правая - левая сторона;

2.32 ориентироваться в двухмерном пространстве (или на пло­скости листа) в расположении объектов относительно собствен­ного тела: вверху, внизу; в центре, посредине; слева, справа;

2.33 выполнять сложную ориентировку в расположении объ­ектов на плоскости листа (или в двухмерном пространстве): в верхнем правом углу и т. п.;

2.34 размещать объекты на плоскости листа в заданной пози­ции относительно собственного тела (можно конкретизиро­вать, например: ...вверху, внизу, посередине, в центре, слева, справа и др.);

2.35 ориентироваться во взаиморасположении объектов в двух­мерном пространстве (или на плоскости листа): над, под, меж­ду, выше, ниже (или справа от, слева от, ближе к, дальше от);

2.36 ориентироваться в расположении объектов на плоскости листа по вертикали (вертикально) и/или по горизонтали (го­ризонтально);

2.37 ориентироваться в двухмерном пространстве (или на пло­скости листа) в направлениях: вверх, вниз (или вправо - влево; сверху вниз, снизу вверх; слева направо, справа налево; вправо вверх, вправо вниз; в том же направлении (в ту же сторону), в противоположном направлении (в обратную сторону) и т. п.);

2.38 обозначать словесно взаиморасположение объектов на пло­скости листа и направления пространства;

2.39 соотносить реальное пространство с планом, ориентиро­ваться в плане комнаты (помещения);

2.40 составлять план помещений;

2.41 составлять план передвижения по маршруту;

2.42 обозначать словесно пространственные отношения между предметами;

2.43 устанавливать (или определять) последовательность дней недели (или частей суток; времен года; месяцев года);

2.44 составлять временные ряды: части суток (или времена года; дни недели; месяцы года);

2.45 ориентироваться во времени по календарю;

2.46 ориентироваться во временных отношениях: вчера, сегод­ня, завтра (или до, после, перед; сначала, потом; послезавтра, позавчера, на следующий день; раньше, позже; давно, недав­но и др.);

2. 47 ориентироваться в порядково-временных отношениях в ряду событий: сначала, потом и т. п.;

2.48 определять время на циферблате стрелочных часов (можно уточнить: ...с точностью до одного часа; ...с точностью до ми­нуты);

2.49 ориентироваться в длительности временных интервалов (что длиннее, что короче);

2.50 оценивать события собственной жизни относительно себя сегодня и сейчас: сегодня, вчера, завтра (или настоящее, про­шлое, будущее);

2.51 выстраивать хронологический ряд событий собственной жизни;

ориентироваться в возрасте людей, устанавливать отноше­ния старше - моложе и др.

3. Развитие зрительного восприятия

Формировать (развивать) у учащихся умения:

3.1 соотносить объекты по цвету;

3.2 идентифицировать основные цвета (или/и их оттенки);

3.3 подбирать к образцу основные цвета;

3.4 подбирать цветовые оттенки основных цветов;

3.5 ранжировать цвета по цветовому тону (или умение выстра­ивать сериационные-цветовые ряды);

3.6 называть основные цвета спектра;

3.7 называть оттенки основных цветов спектра;

3.8 классифицировать объекты по цвету;

3.9 узнавать предметы на реалистичных изображениях;

3.10 узнавать предметы на стилизованных изображениях (кон­турных, силуэтных, пунктирных);

3.11 узнавать предметы на схематических изображениях;

3.12 узнавать предметы на зашумленных изображениях;

3.14 узнавать предметы при их изображении в разных ракур­сах;

3.15 узнавать предметы на изображениях с недостающими при­знаками;

3.16 идентифицировать индивидуализированные изображения; выполнять зрительный анализ (или/и синтез) предметного

3.17 изображения;

3.18 выполнять зрительный анализ предметного изображения с мелкими деталями (можно еще конкретизировать, напри­мер: ...выступающими за контур; ... внутри контура);

3.19 планомерно выделять систему внешних признаков объекта;

3.20 выделять существенные (опознавательные) и второстепен­ные признаки объекта наблюдения;

3.21 узнавать знакомые лица на рисунках, фотографиях;

3.22 идентифицировать незнакомые лица на рисунках, фото­графиях;

3.23 определять эмоциональное состояние персонажей на сю­жетной картинке;

3.24 выполнять зрительный анализ сюжетного изображения;

3.25 выделять главные объекты сюжетного изображения;

3.26 устанавливать тождество, признаки сходства и различия в изображениях (можно конкретизировать, в каких изображе­ниях - предметных, сюжетных, изображениях символов);

3.27 выделять и. характеризовать составные элементы (детали)

букв (или цифр);

3.28 дифференцировать зрительные образы букв (или цифр) и др.

4. Развитие слухового восприятия

Формировать (развивать) у учащихся умения:

4.1 различать (или дифференцировать, узнавать) природные звуки (и/или бытовые, музыкальные звуки);

4.2 осуществлять слуховую ориентировку в пространстве: определять направление и степень удаленности, местонахож­дение источника звука;

4.3 различать и оценивать ритмы (ритмические структуры);

4.4 воспроизводить ритм по слуховому образцу (или по рече­вой инструкции);

4.5 двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритми­ческим рисунком;

4.6 чувство ритма;

4.7 различать на слух фонематические противопоставления: гласные - согласные (или твердые и мягкие согласные; глу­хие и звонкие согласные; сонорные согласные; свистящие и шипящие согласные; заднеязычные согласные (г-к-х); аффри­каты (ч-ц));

4.8 различать фонемы (или фонематические противопоставле­ния, фонематические оппозиции) в собственном произноше­нии (можно конкретизировать, какие именно, см. предыду­щую задачу);

4.9 различать на слух и в собственном произношении фонемы б-п (или др.);

4.10 узнавать звук на фоне слова;

4.11 выделять первый звук в слове (или/и последний звук в слове);

4.12 выполнять простой фонематический анализ слова;

4.13 определять место звука в слове;

4.15 определять последовательность звуков в слове;

4.16 определять количество звуков в слове;

4.17 выполнять сложный фонематический анализ слова;

4.18 осуществлять фонематический синтез слова;

4.19 подбирать слова с заданным звуком;

4.20 перекодировать из звуковой системы в знаковую (фонема -графема);

4.21 составлять схемы слов;

4.22 перекодировать из знаковой системы в звуковую (графема -фонема);

4.22 «читать» схемы слов;

4.23 устанавливать взаимосвязь «фонема - графема» и др.

5. Развитие кинестетического восприятия, мелкой моторики рук, зрительно-моторной и слухо-моторной координации

Формировать (развивать) у учащихся:

5.1статическую координацию движений (или удерживать ста­тичную пальцевую позу попеременно каждой рукой; ... двумя руками одновременно);

5.2 динамическую координацию движений (или плавно пере­ключаться с одного движения на другое одной рукой; ... двумя руками одновременно);

5.3 ритмическую координацию движений (или ритмично осу­ществлять переходы из одной статической позы в другую одной рукой; ...двумя руками одновременно синхронно; ...двумя ру­ками одновременно выполнять реципрокные движения);

умения:

5.4 выполнять действия: сжимание - разжимание кулачков (или сгибание - разгибание пальцев; «напряжение - рассла­бление» пальцев; потягивание, растягивание пальцев; вра­щение пальцами; покачивание пальцами, выгибание прямых пальцев и др.);

5.5 выполнять самомассаж тыльной стороны кистей рук (и/ или ладоней, пальцев);

5.6 воспроизводить положения пальцев на руке по зрительно­му образцу (или по словесной инструкции);

5.7 выполнять ритмичные движения кистью и пальцами одной руки (или обеих рук);

5.8 выполнять скоординированные движения пальцами и кистями обеих рук (или выполнять согласованные действия обеими руками);

5.9 выполнять синхронные (или реципрокные) движения обе­ими руками;

5.10 выполнять обводку по трафарету (или по шаблону; по кон­туру изображения; по прерывистому контуру; по клеточкам);

5.11 проводить линии заданной конфигурации (прямые, волни­стые);

5.12 рисовать линии по образцу;

5.13 рисовать прямые линии с соблюдением пределов;

5.14 рисовать фигуры заданной конфигурации (круг, овал и/ или др.);

5.15 рисовать фигуры по образцу;

5.16 штриховать прямыми линиями в направлении слева-направо (или прямыми линиями в направлении сверху-вниз; и т. п.) по образцу;

5.17 штриховать прямыми линиями в основных направлениях по образцу;

5.18 штриховать прямыми линиями в диагональных направле­ниях по образцу;

5.19 копировать изображения предметов (или символов) с до­ски (или с листа);

5.20 копировать ряды изображений предметов (или символов) с доски (или с листа);

5.21 выполнять двигательные графические программы по зри­тельному образцу (или по словесной инструкции);

5.22 определять и воспроизводить двигательную графическую программу из двух (трех) чередующихся элементов, различ­ных по величине, и др.

6. Развитие памяти

Формировать (развивать) у учащихся умения:

6.1 осуществлять межмодальный перенос (или умение переко­дирования): переводить из тактильной в зрительную модаль­ность (или из тактильной в слухоречевую модальность; из зрительной в тактильную модальность; из слухоречевой в так­тильную модальность; из слухоречевой в зрительную модаль­ность; из зрительной в слухоречевую модальность и т. п.);

6.2 создавать внешние опоры (ассоциации) для запоминания материала;

6.3 использовать прием создания внешних опор («ассоциа­ция») (или «мнемосхема», «группировка», создание графиче­ских опор (зарисовка) и др.) для запоминания и воспроизведе­ния информации;

6.4 создавать смысловые опоры (мнемический план или выде­ление опорных пунктов, составление схемы, заполнение та­блицы и т. п.) для запоминания материала;

6.5 использовать прием создания смысловых опор («класси­фикация») (или «опорные пункты», «достраивание материа­ла», «аналогия», «схематизация» и др.) для запоминания и воспроизведения информации и др.

7. Развитие мышления

Формировать (развивать) у учащихся умения:

7.1ориентироваться в условиях мыслительной задачи осуществлять самоконтроль (упреждающий) (или текущий, завершающий) за результатом мыслительных действий;

7.2 находить различные варианты решения мыслительной за­дачи;

7.3 делать выводы;

7.4 выделять систему признаков (свойств) объектов при их не­посредственном восприятии (или на основе образов-представ­лений);

7.5 выделять существенные и второстепенные признаки объ­ектов при их непосредственном восприятии (или на основе образов-представлений);

7.6 устанавливать признаки сходства и различия между объ­ектами при их непосредственном восприятии (или на основе образов-представлений);

7.7 проводить сравнение двух объектов по плану, выделяя об­щие и отличительные признаки;

7.8 группировать объекты по зрительно воспринимаемым признакам;

7.9 группировать объекты по функциональному признаку; классифицировать объекты по родовому признаку; группировать объекты по заданному признаку; группировать объекты по самостоятельно найденному основанию;

7.10 определять основание объединения в группу заданной со­вокупности объектов;

7.11 включать объект в разные системы обобщений;

7.12 выполнять разные варианты классификации одной и той же группы объектов (или умение выполнять группировку одного множества объектов в разных вариантах в зависимо­сти от основания);

7.13 группировать объекты (можно конкретизировать объекты, например предметные изображения, геометрические фигуры и др.) по разным основаниям;

7.14 объединять объекты в классы и выделять подклассы;

7.15 формулировать понятия;

7.16 сравнивать понятия, используя прием схематизации (кру­ги кольца);

7.18 определять вид суждений;

7.19 выражать общие и частные утвердительные суждения;

7.20 выражать общие и частные отрицательные суждения;

7.21 изменять форму суждения, оставляя без изменений его со­держание;

7.22 выстраивать (или формулировать) словесно-логические умозаключения;

7.23 устанавливать отношения (или взаимоотношения) про­тивоположности (или последовательности; функциональные отношения; род - вид; целое - часть; причина - следствие; равенство - неравенство двух объектов, величин, множеств; транзитивные отношения);

7.24 устанавливать причинно-следственные связи и зависимо­сти между объектами и явлениями, изображенными на сю­жетных картинках (или ...отраженными в тексте);

7.25 устанавливать последовательность событий, отраженных в серии сюжетных картинок (или ...в тексте): что было снача­ла, что потом;

7.26 устанавливать закономерности в предметных (или графи­ческих и др.) рядах;

7.28 устанавливать и продолжать закономерность во взаимора­сположении объектов (или линий) на плоскости листа;

7.29 выполнять сериацию (или ранжировать объекты) по при­знаку величины (или массы; яркости; возраста и др.);

комбинаторные;

7.30 размещать элементы множества в неповторяющейся последовательности с опорой на граф-схему;

7.31 размещать элементы по кругу (или в ряду) разными спо­собами;

7.32 задавать уточняющие простые безусловные вопросы (или уточняющие простые условные вопросы; уточняющие слож­ные вопросы и др.);

7.33 структурировать материал, составляя схему (или запол­няя таблицу);

7.34 систематизировать понятия от более общего к более част­ному;

7.35 доказывать и защищать свои идеи и др.

8. Развитие устной речи

Формировать (развивать) у учащихся умения:

8.1.1 в направлении расширения активного словаря:

8.1.2 называть окружающие предметы (можно конкретизиро­вать группу предметов) и их части;

8.1.3 называть выполняемые действия;

8.1.4 называть признаки предметов (можно конкретизировать признаки, например внешние признаки предметов или зри­тельно воспринимаемые, или воспринимаемые другими орга­нами чувств);

8.1.5 употреблять в речи прилагательные, обозначающие зри­тельно воспринимаемые признаки объектов;

8.1.6 использовать в речи слова, имеющие обобщающее значе­ние (или называть обобщающим словом родовые группы пред­метов);

8.1.7 использовать в речи слова (можно уточнить, например существительные), имеющие абстрактное значение;

8.1.8 использовать в речи оценочные прилагательные, обознача­ющие внутренние качества человека (добрый, ленивый и др.);

8.1.9 употреблять в речи прилагательные, обозначающие эмо­циональные состояния человека;

8.1.10 дифференцировать и адекватно употреблять в речи прила­гательные, противоположные по значению (можно уточнить прилагательные, например качественные);

8.1.11 дифференцировать и адекватно употреблять в речи глаго­лы, противоположные по значению (надеть - снять, бросить -поймать и т. п.);

8.1.12 дифференцировать и адекватно употреблять в речи воз­вратные и невозвратные глаголы с опорой на картинки (умы­вает - умывается и т. п.);

8.1.13 адекватно употреблять в речи наречия, служащие показа­телями пространственных (или временных) отношений, свя­занных с действием (например, далеко, близко, слева, справа, вверху, внизу, давно, утром, вчера, зимой, вечером, сначала, потом и т. п.);

8.1.14 дифференцировать и употреблять в речи наречия, проти­воположные по значению: близко - далеко (или другие, на­пример слева - справа; сильно - слабо);

8.1.15 адекватно употреблять в речи наречия, характеризующие действие (или признак) со стороны качества (хорошо, весело и т. п.) (или количества (сильно, очень и т. п.); способа совер­шения действия (совместно, в одиночку и т. п.));

8.1.16 адекватно употреблять в речи личные местоимения: я, мы, он, она, оно, они (или притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш; свой, его, ее, их; вопросительные местоиме­ния (кто, какой, чей и др.); отрицательные местоимения (ни­кто, никакой, ничей и др.); указательные местоимения (этот, тот, такой, столько));

8.1.17 адекватно употреблять в речи собирательные числитель­ные: двое, пятеро и др. (или другие группы числительных, на­пример порядковые числительные: первый, третий и др.);

8.1.18 подбирать глагольные слова-синонимы (или слова-анто­нимы);

8.1.19 подбирать антонимы (короткий - длинный и т. п.);

8.1.20 производить отбор и группировку слов по различным при­знакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса) и/или лексико-семантическим (по общности и про­тивоположности значений);

8.1.21 группировать слова по лексико-семантическим (или мор­фологическим) признакам;

8.1.22 определять значение незнакомых слов при помощи словаря;

8.2 в области словообразования:

8.2.1 образовывать существительные при помощи уменьши­тельно-ласкательных суффиксов (или указывать конкретно, с помощью какого суффикса -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-);

8.2.2 образовывать существительные с помощью суффикса -ниц-со значением вместилища;

8.2.3 образовывать существительные с помощью суффикса -инк-;

8.2.4 образовывать существительные, обозначающие профессии, с помощью суффиксов -щик-; -чик-; -иц-; -ниц- (или образовы­вать существительные, обозначающие мужские профессии, с помощью суффиксов -щик-; -чик-; образовывать существи­тельные, обозначающие женские профессии, с помощью суф­фиксов -иц-; -ниц-);

8.2.5 образовывать притяжательные прилагательные с суффик­сом -ин- (или с суффиксом -/-);

8.2.6 образовывать качественные прилагательные с суффиксом -н- (или с суффиксом -лив-);

8.2.7 образовывать относительные прилагательные с суффиксом -ое- (или с суффиксом -н-; с суффиксами -ан-, -ян-, -енн~) без чередования звуков в основе производного слова (или с чере­дованием звуков в основе производного слова);

8.2.8 образовывать сравнительную степень прилагательных: длинный - еще длиннее и др. («Карандаш длинный, а линей­ка еще ...» и т. п.);

8.2.9образовывать и адекватно употреблять в речи возвратные и невозвратные глаголы с опорой на картинки (умывает -умывается и т. п.);

8.2.10 образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида с помощью приставок (или с помощью суффиксов) с опо­рой на картинки и вопросы;

8.2.11 образовывать и дифференцированно употреблять в речи при­ставочные глаголы (приставки: в-; вы-; при-; от-; у-; пере-);

8.2.12 образовывать однокоренные слова-глаголы с помощью приставок (в-; вы.-; при-; от-; у-; пере-) с опорой на картинки (или с опорой на образец);

8.3 в области словоизменения:

8.3.1дифференцировать и адекватно употреблять в речи (или об­разовывать) существительные в именительном падеже един­ственного и множественного числа;

8.3.2 образовывать грамматическую форму множественного числа именительного падежа существительного с окончанием -ы (или с окончаниями: -и; -a; -ja);

8.3.3 дифференцировать и образовывать грамматические формы множественного числа именительного падежа существитель­ных с различными окончаниями (флексиями) (можно уточ­нить, с какими окончаниями: -ы, -и, -a, -ja);

8.3.4 образовывать беспредложные конструкции единственного числа винительного падежа существительного с окончанием -а/-я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова (или при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова1);

8.3.5 образовывать беспредложные конструкции единственно­го числа винительного падежа существительного с нулевым окончанием (или с окончанием -у; -а/-я);

8.3.6 образовывать беспредложные конструкции единственного числа родительного падежа существительного с окончанием -а/-я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова (или при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова2);

8.3.7 образовывать беспредложные конструкции единственного числа родительного падежа существительного с различными окончаниями (можно уточнить, с какими окончаниями: -а - я);

8.3.8 образовывать беспредложные конструкции единственно­го числа дательного падежа существительного с различными окончаниями -у/-ю, -е (может быть сделана конкретизация: с сохранением либо с изменением звуковой структуры основы начальной формы слова);

8.3.9 образовывать беспредложные конструкции единственного числа творительного падежа существительного с окончания­ми -ом/-ем, -ой;

8.3.10 образовывать предложно-падежные конструкции единственного числа с предлогами в, на, под (или с предлогами из, за, перед, по; из-за, из-под);

8.3.11 употреблять предлог в со значением местонахождения предмета (предложный падеж) (или со значением направле­ния действия (винительный падеж));

8.3.12 дифференцировать употребление предлога в с другими предлогами, обозначающими местонахождение предмета (в и на; в и. у; в к за; в и над; в и под; в и перед);

8.3.13 отражать значение предлогов в графической схеме;

8.3.14 образовывать беспредложные конструкции существитель­ных множественного числа;

8.3.15 образовывать предложно-падежные конструкции суще­ствительных множественного числа;

8.3.16 образовывать грамматическую форму множественного числа дательного падежа существительного с окончанием -ам/-ям;

8.3.17 образовывать грамматическую форму множественного числа творительного падежа существительного с окончанием -ами/-ями (в задаче можно также конкретизировать: беспред­ложные конструкции или конструкции с предлогом); .

8.3.18 образовывать грамматическую форму множественного числа родительного падежа существительного с окончанием -ов/-ев (или с нулевым окончанием; с окончанием -ей);

8.3.19 дифференцировать глаголы настоящего времени един­ственного и множественного числа и согласовывать их с суще­ствительными ;

8.3.20 образовывать глаголы настоящего времени единственного и множественного числа без чередования (или с чередовани­ем) звуков основы слова;

8.3.21 согласовывать глаголы настоящего времени и существи­тельные в числе;

8.3.22 дифференцировать глаголы настоящего времени по лицам;

8.3.23 дифференцировать и образовывать формы глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;

8.3.24 дифференцировать и образовывать формы глаголов 3-го лица единственного и множественного числа;

8.3.25 дифференцировать и образовывать формы глаголов 1-го и 2-го лица множественного числа;

8.3.26 согласовывать глаголы прошедшего времени и существи­тельные в роде и числе;

8.3.27 согласовывать прилагательное с существительным в име­нительном падеже единственного и множественного числа;

8.3.28 согласовывать прилагательное с существительным в кос­венных падежах единственного числа (беспредложные кон­струкции) (или конструкции с предлогами);

8.3.29 согласовывать прилагательное с существительным в кос­венных падежах множественного числа (беспредложные кон­струкции) (или конструкции с предлогами);

8.4 в области формирования структуры предложения:
составлять простые распространенные предложения (из

3-4 слов) с опорой на сюжетную картинку (или на заданную тему и др.);

8.4.1 составлять сложносочиненные предложения с использова­нием союза и (или союза а);

8.4.2 составлять сложноподчиненные предложения с использо­ванием союза потому что;

8.4.3 отражать в составляемых предложениях локативные глубинно-семантические отношения (или другие отношения: субъектные, объектные, инструментальные, атрибутивные, временные);

  1. в области связной речи:

8.5.1 составлять смысловую программу прослушанного текста с опорой на графическую схему;

8.5.2 составлять предметно-графический план знакомого рас­сказа самостоятельно;

8.5.3 пересказывать текст цепной организации с опорой на предметно-графическую схему (или на графическую схему);

8.5.4 пересказывать текст параллельной организации с опорой на символический план;

8.5.5 пересказывать текст по плану из вопросительных предло­жений (или назывных предложений и др.);

8.5.6 составлять вопросный план текста;

8.5.7 использовать при пересказе текста в качестве средства меж­фразовой связи контекстные синонимы (или местоимения);

8.5.8 варьировать в процессе пересказа (или рассказа) средства синтаксического сцепления предложений (или межфразовой связи);

8.5.9 составлять рассказ цепной организации по серии сюжет­ных картинок;

8.5.10 составлять рассказ цепной организации по сюжетной кар­тинке;

8.5.11 составлять рассказ-описание предмета с опорой на симво­лический план;

8.5.12 составлять рассказ-описание предмета на основе его вос­приятия;

8.5.13 составлять рассказ-описание предмета на основе представ­лений о нем;

8.5.14 составлять рассказ параллельной организации с опорой на символический план;

8.5.15 составлять рассказ-описание времени года с опорой на картин­ный (предметный) план (или план в виде предметных картинок);

8.5.16 составлять рассказ на заданную тему;

8.5.17 составлять рассказ цепной организации с опорой на гото­вый предметно-графический план с введением детей в типич­ную ситуацию (или в нетипичную ситуацию);

8.5.18 составлять рассказ цепной организации с опорой на ча­стично заданный предметно-графический план с введением детей в типичную ситуацию (или в нетипичную ситуацию);

8.5.19 составлять несколько вариантов рассказа по одной и той же предметно-графической схеме (или по плану);

8.5.20 составлять рассказ на основе графического плана;

8.5.21 составлять рассказ с добавлением предшествующих (и/ или последующих событий);

8.5.22 составлять текст комбинированного типа, структура кото­рого включает в повествовательную канву элементы описания;

8.5.23 употреблять в речи указатели начала рассказа, его продол­жения, конца и др.

9. Развитие языкового анализа и синтеза

Формировать (развивать) у учащихся умения:

9.1 на уровне текста:

9.1.1 выполнять структурный анализ текста, представленного в устной форме (или в письменной форме);

9.1.2 составлять цельный и связный текст из отдельных пред­ложений (или с заданным количеством предложений; по гра­фическому плану);

9.1.3 определять границы предложений в тексте, представленном в устной форме (или представленном в письменной форме);

9.2. на уровне предложения:

9.2.1 выполнять структурный анализ предложения;

9.2.2 определять количество и последовательность слов в пред­ложении, представленном в устной форме;

9.2.3 выделять логическое ударение в предложении;

9.2.4 составлять графическую схему предложения (можно уточ­нить, какого предложения - простого нераспространенного, простого распространенного, сложносочиненного, сложно­подчиненного) ;

9.2.5 составлять предложения по заданной графической схеме;

9.2.6 распространять предложение с опорой на систему вопро­сов (или с опорой на графическую схему; с опорой на сюжет­ные картинки и др.);

9.2.7 составлять предложения с определенным количеством слов;

9.3 в области слогового анализа и синтеза:


9.3.1 определять последовательность и количество слогов в слове;
9.3.2 определять место слога в слове относительно других слогов;
9.3.3 осуществлять слоговой анализ:

9.3.4 двухсложных слов из открытых слогов;

9.3.5 трехсложных слов из открытых слогов;

9.3.6 односложных слов из закрытых слогов;

9.3.7 двухсложных слов из закрытых слогов;

9.3.8 двухсложных слов со стечением согласных в середи­не слова и открытым слогом;

9.3.9 двухсложных слов со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

9.3.10 двухсложных слов со стечением согласных я середи­не слова и закрытым слогом;

9.3.11двухсложных слов со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;

9.3.12трехсложных слов с закрытым слогом;

9.3.13трехсложных слов со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

9.3.14 трехсложных слов со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

9.3.15 односложных слов со стечением согласных в начале и конце слова;

9.3.16 двухсложных слов с двумя стечениями;

9.3.17 трехсложных слов с двумя стечениями;

9.3.18 четырехсложных слов из открытых слогов;

9.3.19 пятисложных слов из открытых слогов;

9.3.20 четырехсложных слов с закрытым слогом и (или) сте­чениями;

9.3.21 пятисложных слов с закрытым слогом и (или) стече­ниями;

9.3.22слов со сложным стечением (более трех согласных рядом);

9.3.23 составлять слова из слогов;

9.3.24 составлять слова с определенным слогом;

9.3.25 составлять слова с определенным количеством слогов и др







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Отметка

Программы общеобразовательной школы

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программы общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение (VII вид). Начальные классы

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы

«5»

Не ставится при трех исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить

Нет орфографических ошибок; допустимо 1 исправление и 1-2 дисграфические ошибки

Нет ошибок

Нет ошибок

«4»

Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные

Допущены 1-3 орфографические ошибки и не более 2- 3 дисграфических ошибки

Допущены 1-2

орфографические

ошибки

Допущены 1-3 ошибки

«3»

Допущены 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 5 орфографических

Допущены 5-6 орфографических ошибок и не более 4- 5 дисграфических ошибок

Допущены 3-5 ошибок

Допущено 4-5 ошибок

«2»

Допущены 5-8 орфографических ошибок

Допущены 8-9 орфографических ошибок и более 4 дисграфических ошибок

Допущено более 5 ошибок

Допущены 6-8 ошибок

«1»

Допущено более 8 орфографических ошибок

-

Допущено более 8 ошибок


Ошибкой в диктанте следует считать: - нарушение правил орфографии при написании слов; - пропуск и искажение букв в словах; - замену слов; - отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются: ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);


За одну ошибку в диктанте считаются: - два исправления; - две пунктуационные ошибки; повторение ошибок в одном и том же слове.


Негрубыми ошибками считаются следующие: - повторение одной и той же буквы в слове; - недописанное слово; - перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; - дважды записанное одно и то же слово в предложении; 2 негрубые ошибки = 1 ошибке. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. При трех поправках оценка снижается на 1 балл


К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся: - смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования; - ошибки по графическому сходству; нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.


Лист корректировки


Причина невыполнения

Количество не проведенных часов

Планируемые меры по выполнению программы

Экономия часов за счет принятых мер

Сроки устранения



















































© 2010-2022