Программа внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального образования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

МКОУ Новосельская СОШ















ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Веселый карандаш»












Бутенко Е.В., учитель ИЗО

МКОУ Новосельская СОШ















2013 г.

Пояснительная записка

Программа «Волшебный карандаш» имеет художественно-эстетическую направленность, которая предназначена для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста ( 1-3 класс) и рассчитана на 1 год обучения.

В основу программы внеурочной деятельности художественно - эстетического направления « Веселый карандаш» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность программы

Изобразительное искусство - это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот - часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно - творческой деятельности.



Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру. Включает в себя изучение всех видов пространственных искусств: изобразительных, конструктивных, различных видов декоративно-прикладного искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Цель программы - развитие художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.





Задачи:

  • Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

  • ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

  • содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от расположения листа бумаги, ее структуры);

  • создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;

  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

  • формирование чувства цвета, формы;

  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за мольбертом, партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);


Место учебного курса «Веселый карандаш» в плане внеурочной деятельности.

Преподавание курса рассчитано на учащихся начальной школы 1-3 класс, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 33 часа ( 1 час в неделю)

Ценностные ориентиры

Приоритетная цель художественного образования в школе- духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности , о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Участники программы: дети от 7 до 9 лет, родители, учитель и администрация школы.

Родители учащихся

Учитель школы


Cоциальный педагог, администрация

школы






Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка.

Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании.


Проведение занятий, конкурсов викторин, творческих выставок, тематических встреч.

Проведение диагностики усвоения материала

учащимися. Организация проектной деятельности


Консультации родителей по вопросам организации внеурочной деятельности.

Организация и контроль учебного процесса
Сроки реализации: 2013-2014г.г. Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.


Программа носит и инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Формы занятий:

  • беседы;

  • практические занятия;

  • индивидуальные и групповые занятия;

  • коллективная работа;

  • экскурсии.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Веселый карандаш»


В результате изучения курса должны быть достигнуты результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе :

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной
    (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека

  • использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.

№п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов


всего

аудит.

внеаудит.

1

«Пластилинографиия».

3

2

1

1.1

Цветы.



1

1.2

Букет.


1


1.3

Птицы.


1


2

Монотипия.

5

5


2.1

Ниткография «Цветы».


1


2.2

Ниткография «Дорисуй картинку».


1


2.3

Отражение в воде (пейзаж).


1


2.4

Мини-гравюра.


1


2.5

Удивительные кляксы.


1


3

Акварель и цветные мелки .

7

6

1

3.1

Коллаж. «Фантазия».


1


3.2

Беспорядочные узоры .


1


3.3

«Дождь».



1

3.4

Мыльная живопись. «Море».


1


3.5

Восковое отражение.


1


3.6

Витраж


1


3.7

«Зимние деревья»


1


4

Рисование пальцами, ладошками.

2

2


4.1

«Лилия»


1


4.2

«Ягоды»


1


5

Набрызг

2

2


5.1

«Звездное небо»


1


5.2

Набрызг трафаретом. «Лист»


1


6

Граттаж

8



6.1

Черно-белый гратаж «Зимняя ночь»


1


6.2

Черно-белый граттаж «Зимняя ночь»


1


6.3

Граттаж цветной «Птицы»


1


6.4

Граттаж цветной «Птицы»


1


6.5

Цветной граттаж по сказке


1


6.5

Цветной граттаж по сказке


1


7

Батик

5



7.1

Фломастеры по ткани


1


7.2

Свеча +акварель


1


7.3

Тушь (узелковый батик)


1


7.4

Краски по ткани +соль


1


7.5

Рисование по соленой ткани или крахмальной


1


8

Рисование по мокрому.

2



8.1

«Черепаха»


1


8.2

«Весна. Лес»




9

Трафарет

2



9.1

Рисование трафаретом .


2



Содержание программы Тема1. «Пластилинографиия». Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места. Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров. Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на белом листе бумаги по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно большую выразительность придать, смешивая кусочки пластилина разного цвета. Тема 2 «Монотипия». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Цель: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление. Ниткография Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Монотипия пейзажная Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. Кляксография обычная Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Тема 3 «Акварель и цветные мелки» Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире. Акварельные мелки Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается. Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Тема 4. «Рисование пальчиками, ладошками». Цель: Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Освоение техники рисования пальцами. Освоение техники оттиска ладони.

Совершенствовать приемы работы акварелью. Учить различать и использовать темные и светлые оттенки основных и дополнительных цветов. Материалы: акварель, плотная белая бумага, палитра. Способ получения изображения: ребенок рисует пальчиком на белой бумаге. Мелкие детали дорисовывает кистью. Тема 5. «Набрызг». Цель: Развивать творческое воображение ребят, углублять чуство композиции: выделение главного в сюжете. Освоение техники напыления красками. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, широкая кисть, гуашь, жидкое мыло , мисочки для краски, жесткая зубная щетка, расческа или палочка. Способ получения изображения: ребенок закрашивает лист так, чтобы он весь был покрыт . Затем разводят краску с жидким мылом. Обмакивают щетку в краску и при помощи расчески делают набрыз на бумагу. Тема 6. «Граттаж» Цель: совершенствовать умения в нетрадиционных графических техниках. Граттаж цветной Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью. Граттаж черно-белый Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Тема 7. «Батик» Цель: продолжать знакомить с техникой батика, выбирать цветовую гамму для передачи той или иной темы в росписи. Воспитывать эстетические отношения к работе художников, создающих рукотворную красоту. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: гуашь, акварель, цветная тушь или чернила, резерв (расплавленный парафин или клей ПВА), ткань из шелка или хлопка, кисть. Способ получения изображения: ребенок наносит эскиз простым карандашом на ткань. Обводит резервом по контуру, когда резерв высохнет, изображение расписывается красками. После высыхания проутюживает батик с изнаночной стороны или через лист бумаги. Тема 8. «Рисование по мокрому». Цель: совершенствовать приемы работы с акварелью, различать и исползовать темные и светлые оттенки основных и дополнительных цветов. Освоение техники работы на мокрой поверхности. Материалы: художественные материалы , акварель. Способ получения изображения : на плотный лист белого цвета наносится вода широкой кистью, затем сюжет акварелью. Тема 9. Трафарет. Цель: Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Освоение техники напыления красками. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, широкая кисть, гуашь, жидкое мыло , мисочки для краски, жесткая зубная щетка, расческа или палочка. Способ получения изображения: ребенок закрашивает лист так, чтобы он весь был покрыт . Затем разводят краску с жидким мылом. Обмакивают щетку в краску и при помощи расчески делают набрыз на бумагу. Наглядный (показ педагогом, демонстрация, рассматривание). Практический (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование). Методы и приемы обучения: Словесный (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение). Наглядный (показ педагогом, демонстрация, рассматривание). Практический (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).





































Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения
1. 2. 3. 4.

5. 6.



7. 8. 9. 10. Мультимедийный проектор. Ноутбук. Экран. Наглядные пособия. Экранно-звуковое пособие Интересное рисование. Пособие.

Батик: осваиваем волшебную роспись. ООО «СОВА -Фильм» 2010г. Удостоверение № 216030809 от 17.11.09



Парты

Стулья.


Стенды.


Освещение. Светодиодные лампы.


1 шт. 1 шт. 1 шт. 6 шт.

1 шт.





7 шт. 14 шт. 4 шт. 5 шт.
















Список литературы. 1. Для учащихся

Нижегородская О. Волшебные краски. М., «Атр-Пресс», 1997г.

Куркузалова Р.И. Рисование. М., Просвещение, 1998г. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.
2.Для учителя

Алексеева В.В. Что такое искусство?/ В.В. Алексеева. - М.

Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок - художник». М., 2002

Башилов Я.А. Ребенок-художник/ А.Я. Башилов. - М., 1999г.

Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999

Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент» М., 2004г.


© 2010-2022