- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального образования
Программа внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального образования
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бутенко Е.В. |
Дата | 02.06.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МКОУ Новосельская СОШ
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Веселый карандаш»
Бутенко Е.В., учитель ИЗО
МКОУ Новосельская СОШ
2013 г.
Пояснительная записка
Программа «Волшебный карандаш» имеет художественно-эстетическую направленность, которая предназначена для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста ( 1-3 класс) и рассчитана на 1 год обучения.
В основу программы внеурочной деятельности художественно - эстетического направления « Веселый карандаш» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность программы
Изобразительное искусство - это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот - часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно - творческой деятельности.
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру. Включает в себя изучение всех видов пространственных искусств: изобразительных, конструктивных, различных видов декоративно-прикладного искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Цель программы - развитие художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
-
Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
-
ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
-
содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от расположения листа бумаги, ее структуры);
-
создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;
-
развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
-
формирование чувства цвета, формы;
-
воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
-
содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за мольбертом, партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
Место учебного курса «Веселый карандаш» в плане внеурочной деятельности.
Преподавание курса рассчитано на учащихся начальной школы 1-3 класс, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 33 часа ( 1 час в неделю)
Ценностные ориентиры
Приоритетная цель художественного образования в школе- духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности , о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Участники программы: дети от 7 до 9 лет, родители, учитель и администрация школы.
Родители учащихся
Учитель школы
Cоциальный педагог, администрация
школы
Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка.
Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании.
Проведение занятий, конкурсов викторин, творческих выставок, тематических встреч.
Проведение диагностики усвоения материала
учащимися. Организация проектной деятельности
Консультации родителей по вопросам организации внеурочной деятельности.
Организация и контроль учебного процесса
Сроки реализации: 2013-2014г.г. Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Программа носит и инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Формы занятий:
-
беседы;
-
практические занятия;
-
индивидуальные и групповые занятия;
-
коллективная работа;
-
экскурсии.
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Веселый карандаш»
В результате изучения курса должны быть достигнуты результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе :
-
эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
-
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
-
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
-
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-
знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); -
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-
понимание образной природы искусства;
-
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
-
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
-
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
-
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
-
использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
№п.п.
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
аудит.
внеаудит.
1
«Пластилинографиия».
3
2
1
1.1
Цветы.
1
1.2
Букет.
1
1.3
Птицы.
1
2
Монотипия.
5
5
2.1
Ниткография «Цветы».
1
2.2
Ниткография «Дорисуй картинку».
1
2.3
Отражение в воде (пейзаж).
1
2.4
Мини-гравюра.
1
2.5
Удивительные кляксы.
1
3
Акварель и цветные мелки .
7
6
1
3.1
Коллаж. «Фантазия».
1
3.2
Беспорядочные узоры .
1
3.3
«Дождь».
1
3.4
Мыльная живопись. «Море».
1
3.5
Восковое отражение.
1
3.6
Витраж
1
3.7
«Зимние деревья»
1
4
Рисование пальцами, ладошками.
2
2
4.1
«Лилия»
1
4.2
«Ягоды»
1
5
Набрызг
2
2
5.1
«Звездное небо»
1
5.2
Набрызг трафаретом. «Лист»
1
6
Граттаж
8
6.1
Черно-белый гратаж «Зимняя ночь»
1
6.2
Черно-белый граттаж «Зимняя ночь»
1
6.3
Граттаж цветной «Птицы»
1
6.4
Граттаж цветной «Птицы»
1
6.5
Цветной граттаж по сказке
1
6.5
Цветной граттаж по сказке
1
7
Батик
5
7.1
Фломастеры по ткани
1
7.2
Свеча +акварель
1
7.3
Тушь (узелковый батик)
1
7.4
Краски по ткани +соль
1
7.5
Рисование по соленой ткани или крахмальной
1
8
Рисование по мокрому.
2
8.1
«Черепаха»
1
8.2
«Весна. Лес»
9
Трафарет
2
9.1
Рисование трафаретом .
2
Содержание программы Тема1. «Пластилинографиия». Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места. Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров. Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на белом листе бумаги по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно большую выразительность придать, смешивая кусочки пластилина разного цвета. Тема 2 «Монотипия». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Цель: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление. Ниткография Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Монотипия пейзажная Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. Кляксография обычная Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Тема 3 «Акварель и цветные мелки» Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире. Акварельные мелки Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается. Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Тема 4. «Рисование пальчиками, ладошками». Цель: Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Освоение техники рисования пальцами. Освоение техники оттиска ладони.
Совершенствовать приемы работы акварелью. Учить различать и использовать темные и светлые оттенки основных и дополнительных цветов. Материалы: акварель, плотная белая бумага, палитра. Способ получения изображения: ребенок рисует пальчиком на белой бумаге. Мелкие детали дорисовывает кистью. Тема 5. «Набрызг». Цель: Развивать творческое воображение ребят, углублять чуство композиции: выделение главного в сюжете. Освоение техники напыления красками. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, широкая кисть, гуашь, жидкое мыло , мисочки для краски, жесткая зубная щетка, расческа или палочка. Способ получения изображения: ребенок закрашивает лист так, чтобы он весь был покрыт . Затем разводят краску с жидким мылом. Обмакивают щетку в краску и при помощи расчески делают набрыз на бумагу. Тема 6. «Граттаж» Цель: совершенствовать умения в нетрадиционных графических техниках. Граттаж цветной Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью. Граттаж черно-белый Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Тема 7. «Батик» Цель: продолжать знакомить с техникой батика, выбирать цветовую гамму для передачи той или иной темы в росписи. Воспитывать эстетические отношения к работе художников, создающих рукотворную красоту. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: гуашь, акварель, цветная тушь или чернила, резерв (расплавленный парафин или клей ПВА), ткань из шелка или хлопка, кисть. Способ получения изображения: ребенок наносит эскиз простым карандашом на ткань. Обводит резервом по контуру, когда резерв высохнет, изображение расписывается красками. После высыхания проутюживает батик с изнаночной стороны или через лист бумаги. Тема 8. «Рисование по мокрому». Цель: совершенствовать приемы работы с акварелью, различать и исползовать темные и светлые оттенки основных и дополнительных цветов. Освоение техники работы на мокрой поверхности. Материалы: художественные материалы , акварель. Способ получения изображения : на плотный лист белого цвета наносится вода широкой кистью, затем сюжет акварелью. Тема 9. Трафарет. Цель: Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Освоение техники напыления красками. Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, широкая кисть, гуашь, жидкое мыло , мисочки для краски, жесткая зубная щетка, расческа или палочка. Способ получения изображения: ребенок закрашивает лист так, чтобы он весь был покрыт . Затем разводят краску с жидким мылом. Обмакивают щетку в краску и при помощи расчески делают набрыз на бумагу. Наглядный (показ педагогом, демонстрация, рассматривание). Практический (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование). Методы и приемы обучения: Словесный (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение). Наглядный (показ педагогом, демонстрация, рассматривание). Практический (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения
1. 2. 3. 4.
5. 6.
7. 8. 9. 10. Мультимедийный проектор. Ноутбук. Экран. Наглядные пособия. Экранно-звуковое пособие Интересное рисование. Пособие.
Батик: осваиваем волшебную роспись. ООО «СОВА -Фильм» 2010г. Удостоверение № 216030809 от 17.11.09
Парты
Стулья.
Стенды.
Освещение. Светодиодные лампы.
1 шт. 1 шт. 1 шт. 6 шт.
1 шт.
7 шт. 14 шт. 4 шт. 5 шт.
Список литературы. 1. Для учащихся
Нижегородская О. Волшебные краски. М., «Атр-Пресс», 1997г.
Куркузалова Р.И. Рисование. М., Просвещение, 1998г. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.
2.Для учителя
Алексеева В.В. Что такое искусство?/ В.В. Алексеева. - М.
Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок - художник». М., 2002
Башилов Я.А. Ребенок-художник/ А.Я. Башилов. - М., 1999г.
Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент» М., 2004г.