Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новостроевская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровского муниципального района Кемеровской области СОГЛАСОВАНА: И.о. зам. директора по ВР __________ И.А. Севагина «____» ___________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Новостроевская СОШ» ____________ С.М. Михайлова Приказ № _____ от «___» ___________ 2014 г. Протокол пед. совета № ____ от «___» ___________ 2014 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Трудовичок»

Срок реализации: 4 года

1 - 4 классы (7 - 11 лет) Программа составлена Е.А. Сафиной учителем начальных классов


Новостройка - 2014

Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий. Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Очень важно обращать внимание на формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи, так как эта проблема является одной из актуальных. Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древних времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности, к её целям, содержанию, методам менялось на протяжении большого отрезка времени. Между тем, именно участие детей в жизни взрослых даёт им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функции, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребенок рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка вышивает и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.д. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений ребенок эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию. Цели программы:

  • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
  • приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты;
  • овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, и организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
  • развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Задачи:
  • помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными созидателями «семейной жизни»;
  • формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи;
  • формирование гуманных начал жизни в социуме через совместную целенаправленную коллективно - распределенную деятельность;
  • формирование навыков адаптивности, через систему педагогического воздействия, выстраиваемую на основе проблем и противоречий.

Место в учебном плане Программа «Трудовичок» социального направления развития личности рассчитана на проведение занятий в рамках внеурочной деятельности в начальных классах (1-4 класс). С учетом возрастных особенностей детей и уровня сложности материала количество часов на каждую тему распределено по усмотрению учителя. Изучение курса целесообразно начинать с 1 класса в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю). Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Технология». Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от учащихся дополнительных знаний.

Планируемые результаты реализации

программы внеурочной деятельности «Трудовичок» В рабочей программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных навыков (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций.

Личностные универсальные учебные действия:

  • ценностно-смысловая ориентация учащихся;
  • нравственно-этическое оценивание;
  • действие смыслообразования;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • планирование совместной деятельности;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • коррекция;
  • оценка качества и уровня усвоения материала.
Познавательные универсальные действия: Общеучебные:
  • осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию,
  • самостоятельно находить её в материалах различных источников;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
  • планирование деятельности для достижения результата.

Логические:

  • анализ объектов;

  • синтез, как составление целого из частей;

  • классификация объектов;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • построение логической цепи рассуждения.

Тематическое планирование


Название темы

Количество часов

1

2

3

4

1 Юные помощники

9

9

9

9

2 Чудесные ручки

12

12

12

12

3 Уютный дом

5

5

5

5

4 Уроки Самоделкина

8

8

8

8


Итого:

34

34

34

34



Содержание программы



1 год обучения

1. «Юные помощники». 9 часов Знакомство с хозяйственным инвентарем. Работа на пришкольном участке. Работа по ремонту книг в школьной библиотеке. Уход за комнатными растениями. Изготовление наглядных пособий.

2. «Чудесные ручки». 12 часов Знакомство с колющими предметами, употребляемыми в быту. Работа со швейной иглой. Ручные швы «вперед иголку», «через край», «за иголочку», «строчка». Виды вышивки. Пришивание пуговиц. Лоскутная мозаика.

3. «Уютный дом». 5 часов Знакомство с хозяйственно - бытовыми предметами. Безопасность при работе с электроприборами. Изготовление дома для куклы из картона. Сервировка стола для чаепития.

4. «Уроки Самоделкина». 8 часов Знакомство со столярными инструментами. Знакомство с профессией столяра (экскурсия в столярную мастерскую). Изготовление изделий из проволоки. Изготовление изделий из бросового материала. Работа с металлическим конструктором. Выставка творческих работ.

2 год обучения



1. «Юные помощники». 9 часов Овладение навыками работы хозяйственным инвентарем. Работа на пришкольном участке. Работа по ремонту книг в школьной библиотеке. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Изготовление наглядных пособий.

2. «Чудесные ручки». 12 часов Работа с колющими предметами, употребляемыми в быту. Техника безопасности при работе с колющими предметами. Работа со швейной иглой. Ручные швы «вперед иголку», «через край», «за иголочку», «строчка». Вышивание узора. Пришивание пуговиц. Лоскутная мозаика.

3. «Уютный дом». 5 часов Овладение навыками работы с хозяйственно - бытовыми предметами. Безопасность при работе с электроприборами. Правила сервировки стола. Сервировка чайного, обеденного стола и праздничного стола.

4. «Уроки Самоделкина». 8 часов Овладение навыками работы слесарными инструментами. Знакомство с профессией слесаря (экскурсия в слесарную мастерскую). Изготовление изделий из бросового материала. Выставка творческих работ.

3 год обучения


1. «Юные помощники». 9 часов Овладение навыками работы хозяйственным инвентарем. Работа на пришкольном участке. Работа по ремонту книг в школьной библиотеке. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Изготовление наглядных пособий.

2. «Чудесные ручки». 12 часов Работа с колющими предметами, употребляемыми в быту. Техника безопасности при работе с колющими предметами. Вышивание узоров. Пришивание крючка и петли. Работа в технике изонить.

3. «Уютный дом». 5 часов Овладение навыками работы с хозяйственно - бытовыми предметами. Правила безопасности при работе с электроприборами.

4. «Уроки Самоделкина». 8 часов. Овладение навыками работы с бытовыми приборами: утюгом, пылесосом, СВЧ-печью, электрической плитой, блендером. Овладение навыкам чистки овощей (картофеля, моркови, лука). Овладение навыками кулинарии.

4 год обучения


1. «Юные помощники». 9 часов Совершенствование навыков работы хозяйственным инвентарем. Хозяйственные работы на пришкольной территории. Работа по ремонту книг в школьной библиотеке. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Изготовление наглядных пособий.

2. «Чудесные ручки». 12 часов Работа в технике «айрисфолдинг». Техника безопасности при работе с режущими предметами. Вырезание узоров. Выжигание.

3. «Уютный дом». 5 часов Проектная деятельность по разработке макетов жилых помещений.

4. «Уроки Самоделкина». 8 часов. Уход за одеждой и обувью. Овладение навыками работы одёжной щеткой, обувной щёткой и кремом для обуви. Овладение навыками работы с расческой и феном. Изготовление причесок для мальчиков и девочек. В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности и гигиены.

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

урока

Дата

Название темы

Общее кол-во часов

Из них

Вид контроля

Теор.

Практ



I четверть

9






Юные помощники

9




1(1)


Знакомство с хозяйственным инвентарём. Знакомство с пришкольным участком


1



2(2)


Работа на пришкольном участке. Сбор семян цветочных растений



1


3(3)


Работа на пришкольном участке. Сбор семян цветочных растений



1


4(4)


Работа по ремонту книг в школьной библиотеке



1


5(5)


Работа по ремонту книг в школьной библиотеке



1


6(6)


Уход за комнатными растениями. Опрыскивание



1


7(7)


Уход за комнатными растениями. Мытьё вазонов



1


8(8)


Изготовление наглядных пособий



1


9(9)


Изготовление наглядных пособий



1




II четверть

7






Чудесные ручки

12




10(1)


Работа с колющими предметами, употребляемыми в быту. Техника безопасности при работе с колющими предметами


1



11(2)


Приёмы работы со швейной иглой



1


12(3)


Ручной шов «вперёд иголку»



1


13(4)


Ручной шов «через край»



1


14(5)


Ручной шов «строчка»



1


15(6)


Ручной шов «за иголку»



1


16(7)


Виды вышивки


1





III четверть

10




17(8)


Пришивание пуговиц без ножки с двумя отверстиями



1


18(9)


Пришивание пуговиц без ножки с четырьмя отверстиями (1,2 вид)



1


19(10)


Лоскутная мозаика



1


20(11)


Лоскутная мозаика



1


21(12)


Лоскутная мозаика



1




Уютный дом

5




22(1)


Знакомство с хозяйственно-бытовыми предметами


1










23(2)


Техника безопасности при работе с электроприборами


1



24(3)


Изготовление дома для кукол из картона



1


25(4)


Изготовление дома для кукол из картона



1


26(5)


Правила сервировки чайного стола



1




IV четверть

8






Уроки Самоделкина

8




27(1)


Знакомство со столярными инструментами


1



28(2)


Знакомство с профессией столяра. Экскурсия в столярную мастерскую



1


29(3)


Изготовление изделий из проволоки



1


30(4)


Изготовление изделий из проволоки



1


31(5)


Изготовление изделий из бросового материала



1


32(6)


Изготовление изделий из бросового материала



1


33(7)


Работа с металлическим конструктором



1


34(8)


Выставка работ



1


Календарно-тематическое планирование

2 год обучения

урока

Дата

Название темы

Общее кол-во часов

Из них

Вид контроля

Теор.

Практ



I четверть

9






Юные помощники

9




1(1)


Овладение навыками работы хозяйственным инвентарём



1


2(2)


Работа на пришкольном участке



1


3(3)


Работа на пришкольном участке



1


4(4)


Работа по ремонту книг в школьной библиотеке



1


5(5)


Работа по ремонту книг в школьной библиотеке



1


6(6)


Уход за комнатными растениями. Пересадка растений



1


7(7)


Уход за комнатными растениями. Пересадка растений



1


8(8)


Изготовление наглядных пособий



1


9(9)


Изготовление наглядных пособий



1




II четверть

7






Чудесные ручки

12




10(1)


Работа с колющими предметами, употребляемыми в быту. Техника безопасности при работе с колющими предметами


1



11(2)


Ручной шов «вперёд иголку с перевивом»



1


12(3)


Ручной шов «вперёд иголку с двумя перевивами»



1


13(4)


Ручной шов «Козлик»



1


14(5)


Ручной шов «Козлик»



1


15(6)


Вышивание узора



1


16(7)


Вышивание узора



1




III четверть

10




17(8)


Пришивание пуговиц на ножке (3,4 вид)



1


18(9)


Пришивание кнопки



1


19(10)


Лоскутная мозаика



1


20(11)


Лоскутная мозаика



1


21(12)


Лоскутная мозаика



1




Уютный дом

5




22(1)


Овладение навыками работы с хозяйственно-бытовыми предметами



1


23(2)


Техника безопасности при работе с электроприборами


1



24(3)


Правила сервировки стола к обеду



1


25(4)


Правила сервировки стола к ужину



1


26(5)


Сервировка праздничного стола



1




IV четверть

8






Уроки Самоделкина

8




27(1)


Знакомство со слесарными инструментами


1



28(2)


Знакомство с профессией слесаря. Экскурсия в слесарную мастерскую



1


29(3)


Изготовление изделий из бросового материала



1


30(4)


Изготовление изделий из бросового материала



1


31(5)


Изготовление изделий из бросового материала



1


32(6)


Изготовление изделий из бросового материала



1


33(7)


Изготовление изделий из бросового материала



1


34(8)


Выставка работ



1


Календарно-тематическое планирование

3 год обучения

урока

Дата

Название темы

Общее кол-во часов

Из них

Вид контроля

Теор.

Практ



I четверть

9






Юные помощники

9




1(1)


Овладение навыками работы хозяйственным инвентарём



1


2(2)


Работа на пришкольном участке



1


3(3)


Работа на пришкольном участке



1


4(4)


Работа по ремонту книг в школьной библиотеке



1


5(5)


Работа по ремонту книг в школьной библиотеке



1


6(6)


Уход за комнатными растениями. Виды подкормки комнатных растений


1



7(7)


Уход за комнатными растениями. Подкормка комнатных растений



1


8(8)


Изготовление наглядных пособий



1


9(9)


Изготовление наглядных пособий



1




II четверть

7






Чудесные ручки

12




10(1)


Работа с колющими предметами, употребляемыми в быту. Техника безопасности при работе с колющими предметами. Пришивание крючка и петли



1


11(2)


Ручной шов «крестик»



1


12(3)


Вышивание узора



1


13(4)


Вышивание узора



1


14(5)


Вышивание узора



1


15(6)


Вышивание узора



1


16(7)


Вышивание узора



1




III четверть

10




17(8)


Работа в технике изонить. Композиция «Бабочка на лугу». Нанесение рисунка на картон, разметка отверстий



1


18(9)


Работа в технике изонить. Композиция «Бабочка на лугу»



1


19(10)


Работа в технике изонить. Композиция «Бабочка на лугу»



1


20(11)


Работа в технике изонить. Композиция «Бабочка на лугу»



1


21(12)


Работа в технике изонить. Композиция «Бабочка на лугу»



1




Уютный дом

5




22(1)


Овладение навыками работы с утюгом



1


23(2)


Овладение навыками работы с пылесосом



1


24(3)


Овладение навыками работы с СВЧ-печью



1


25(4)


Овладение навыками работы с электрической плитой



1


26(5)


Овладение навыками работы с блендером



1




IV четверть

8






Уроки Самоделкина

8




27(1)


Овладение навыками чистки картофеля



1


28(2)


Овладение навыками чистки моркови



1


29(3)


Овладение навыками чистки свёклы



1


30(4)


Овладение навыками чистки лука и чеснока



1


31(5)


Овладение навыками нарезки хлеба, колбасы, сыра. Приготовление бутербродов



1


32(6)


Овладение навыками кулинарии: готовим винегрет



1


33(7)


Овладение навыками кулинарии: готовим салат



1


34(8)


Конкурс «Юные помощники»



1


Календарно-тематическое планирование

4 год обучения

урока

Дата

Название темы

Общее кол-во часов

Из них

Вид контроля

Теор.

Практ



I четверть

9






Юные помощники

9




1(1)


Совершенствование навыков работы хозяйственным инвентарём



1


2(2)


Работа на пришкольном участке



1


3(3)


Работа на пришкольном участке



1


4(4)


Работа по ремонту книг в школьной библиотеке



1


5(5)


Работа по ремонту книг в школьной библиотеке



1


6(6)


Уход за комнатными растениями (все виды работ)



1


7(7)


Уход за комнатными растениями (все виды работ)



1


8(8)


Изготовление наглядных пособий



1


9(9)


Изготовление наглядных пособий



1




II четверть

7






Чудесные ручки

12




10(1)


Знакомство с техникой «айрисфолдинг». Освоение приёмов работы


1



11(2)


Открытка в технике «айрисфолдинг». Изготовление основы, нанесение рисунка



1


12(3)


Вырезание узора на основе. Техника безопасности при работе с режущими предметами



1


13(4)


Открытка в технике «айрисфолдинг»



1


14(5)


Открытка в технике «айрисфолдинг»



1


15(6)


Открытка в технике «айрисфолдинг»



1


16(7)


Выжигание. Правила безопасности при работе с выжигателем



1




III четверть

10




17(8)


Приёмы выжигания



1


18(9)


Выжигание узоров на деревянной доске



1


19(10)


Выжигание узоров на деревянной доске



1


20(11)


Выжигание узоров на деревянной доске



1


21(12)


Выставка творческих работ



1




Уютный дом

5




22(1)


Проектная деятельность: учимся уюту и прививаем вкус. Разработка и изготовление макетов жилых помещений



1


23(2)


Проектная деятельность: учимся уюту и прививаем вкус. Разработка и изготовление макетов жилых помещений



1


24(3)


Проектная деятельность: учимся уюту и прививаем вкус. Разработка и изготовление макетов жилых помещений



1


25(4)


Проектная деятельность: учимся уюту и прививаем вкус. Разработка и изготовление макетов жилых помещений



1


26(5)


Защита проектов



1




IV четверть

8






Уроки Самоделкина

8




27(1)


!ход за одеждой и обувью


1



28(2)


Уход за одеждой



1


29(3)


Уход за обувью



1


30(4)


Уход за волосами. Навыки работы расчёской и феном



1


31(5)


Моделирование причёсок для мальчиков и девочек



1


32(6)


Конкурс «Я плету косичку»



1


33(7)


Правила ухода за лицом и руками



1


34(8)


Конкурс «Как мы умеем трудиться»



1


Формы организации занятий:

  • ролевая игра,
  • проблемно-деловые ситуации,
  • конкурсы-соревнования,
  • практическая деятельность детей,
  • коллективно-творческие дела,
  • проектная деятельность,
  • трудовой десант.

Формы подведения итогов

  • выставки творческих работ,
  • презентация проектов,
  • конкурсы

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение


Материально - техническое обеспечение

  1. Комплект мебели.
  2. Школьная доска.
  3. Выставочные стенды.
  4. Компьютер.
  5. Принтер.
  6. Сканер.

Методическое обеспечение
  1. Инструкционные карты.
  2. Таблицы.
  3. Графические изображения.
  4. Схемы.
  5. Образцы поэтапного выполнения работы.
  6. Готовые работы в технике «Изонить», «Айрисфолдинг», вышивка крестом.

Материалы, инструменты и приспособления Материалы:

  1. картон различных цветов и фактур;
  2. цветная бархатная бумага;
  3. цветная бумага различных фактур;
  4. нитки различных цветов и фактур (швейные, мулине, ирис);
  5. доски для выжигания;
  6. ткань для вышивания;
  7. канва.
Инструменты:
  1. швейные иглы №1, №3;
  2. ножницы;
  3. циркуль, угольник, линейка, ластик;
  4. простые карандаши;
  5. цветные ручки;
  6. скотч;
  7. копировальная бумага или калька;
  8. нож для резания бумаги и картона;
  9. садово-огородный инвентарь;
  10. выжигатели.
Приспособления:
  1. специальная подставка для накалывания рисунка;
  2. наперсток для защиты пальца при вышивании;
  3. подставка и коробка для хранения инструментов;
  4. набор посуды (чайная, столовая)

Литература для педагога

  1. Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство 1998 № 4 с. 62.

  2. Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3 с. 58.

  3. Бурундукова Л. Волшебная изонить. - АСТ-Пресс, 2010.

  4. Воронов В.А.Энциклопедия прикладного творчества. Москва.- Олма - Пресс.- 2000
  5. Еременко Т.И. Иголка-волшебница. - Москва.- Просвещение.- 1988

  6. Калинич М.М. «Рукоделие»- Минск.- Палымя. - 1997

  7. Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6 с. 58.

  8. Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77.

  9. Леонова О. В. Рисуем нитью, М. 2004.

  10. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011 г.
  11. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011 г.

Содержание

1.

Пояснительная записка 2 - 4

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности 4 - 5

3. Тематическое планирование 5

4. Содержание программы 5 - 7

5.

Календарно-тематическое планирование 8 - 15

6.

Формы организации занятий и подведения итогов 15

7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение 16 - 17

© 2010-2022