Технологическая карта по теме Вода-необыкновенное вещество

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Вода - необыкновенное вещество Цель:
  • Образовательные: познакомиться со свойствами воды; учить определять три состояния воды в природе; упражнять в проведении опытов и наблюдений(попытаться удивить детей «очевидностью» ещё одного замечательного свойства воды, которое они не замечали: вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях- жидком, твёрдом и газообразном)
  • Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:
  • Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности(Личностные УУД)
  • Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Оборудование:проектор, тесты, колбы с водой, лед, лупы, учебники «Наш мир»О.Н.Федотова, учебные тетради



Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Объясняют, как они понимают смысл девиза. Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.


- Девиз урока: «Прозвенел звонок, и в срок начинается урок. Сегодня здесь закон простой - учись и думай головой. А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай. Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда» (Слайд 1)

- Как вы понимаете смысл девиза сегодняшнего урока?

Совместно договариваться о правилах общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД)

2 Установка на самооценку

Правила работы в группе

Принимают установку, вспоминают правила работы в группе Дает критерии самооценивания, корректирует правила работы в группе - Сегодня на уроке мы с вами будем работать по группам, давайте вспомним правила работы в группе... - У нас будут 2 группы, выберите название группам, определитесь кто будет консультантом. - Я дам каждой группе листы самооценки. У каждого по 6 заданий, если группа справится с заданием то ставит знак +, если не справится, то - - Итак, если у группы 7+ , то "5", 6-5+, то "4", менее 5+, то "3". В конце каждая группа оценит свою работу.

Совместно выводят правило работы в группе, договариваются следовать критериям самооценки (Коммуникативные УУД)

3. Проверка изученного материала

1 задание

Работают с тестом.



Взаимопроверка. Оценивают работу другой группы.

Дает устную инструкцию работы с тестом.





Организует выполнение учащимися взаимопроверку (методика Цукерман).

Верно ли высказывание?

(+ да) (- нет)

1. Солнце - тело неживой природы.__

2.Все тела имеют форму цвет размер.__

3.Точно перечислить все вещества на свете нельзя, так как их создание человеком продолжается в настоящее время? __

4. Правда ли, что стрекоза - тело живой природы__ , а осина тело неживой природы? _

5.Все вещества состоят из мельчайших частиц невидимых глазом? _

- Поменяйтесь работами со своим соседом.

- Проверьте ответы с доски. (Слайд 2,3 )

  • +. - без ошибок

  • - 3и более


Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Учить отличать верно выполненное задание от неверного (Регулятивные УУД)

4.Актуализация знаний


Отгадывают загадки.






Читает загадки. - Отгадайте загадки: -Что общего в этих отгадках? (Слайд 4) -Я и туча, и туман И ручей, и океан. И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. - Я мягкая, послушная, Очень добродушная, Но когда я захочу Даже камень источу! - Что общего в этих отгадках?

Учиться высказывать свое предположение (Регулятивные УУД)




5.Формулировка темы урока, постановка цели.


С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель.
Организует формулировку темы

цели урока детьми. - О чем сегодня пойдет речь на уроке?(о воде) - Послушайте, что говорится о воде...Слайд - Откройте учебники на с.53 - Внимательно прочитайте тему урока. - Кто сможет сформулировать цель урока? (в чем заключается необыкновенность воды...) (Слайд 5)






Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

6.Формирование новых знаний

2 задание

Называют свойства воды. составляют кластер

Работают в группах.

(коллективно обсуждают свойство воды в твердом состоянии, когда задание выполнено и дети готовы озвучить, показывают готовность условным знаком)

3 задание

1 группа

Работают с учебником.

в группах.

Рассматривают

иллюстрацию. Высказывают своё предположение.

Делают вывод.

Контролирует работу групп

Дает задание.





контролирует и дополняет ответы учащихся.

1гр. Перечислите свойства воды и продемонстрируйте свой ответ. (без цвета, без вкуса и запаха, текучая, прозрачная, принимает форму сосуда)

2гр. - перечислить известные свойства воды в твердом состоянии.(лед: без запаха, без цвета, легче воды, тает при нагревании, хрупкий)



- О каком свойстве воды мы не сказали? (газообразном)

- Что вы знаете об этом свойстве?

- А как вы думаете, может ли вода в природе одновременно находиться в трёх состояниях?

- Чтобы ответить на мой вопрос рассмотрите рисунок в учебнике с.53.(можно использовать лупу)

- В каком состоянии находится вода?

- Что необычного вы заметили? (вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях- жидком, твёрдом и газообразном).

- Докажите. (1.На поверхности реки лед и снег - твердое состояние.

2.Подо льдом и снегом - вода в жидком состоянии.

3.Над рекой - мельчайшие частицы водяного пара -газообразное)

- Вывод: вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях- жидком, твёрдом и газообразном.

- Есть ли в воздухе вода?

Это водяной пар и облака, которые состоят из очень мелких капелек воды и кристалликов льда.

-Давайте попробуем обнаружить этот водяной пар в нашем классе. Уметь слушать и понимать смыл других. (Коммуникативные УУД)

Учить выполнять различные роли в группе -лидера, исполнителя. (Коммуникативные УУД)

Учить находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию. (Познавательные УУД)

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. (Регулятивные УУД).

Умение делать вывод (Познавательные УУД)

7. Практическая работа.

Физ.минутка.

2группа

Проводят опыт.

Выполняют физ.минутку.

Работают в группах. Каждая группа делает свое наблюдение.

Создает условия для постижения новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать представленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).

- Проведем опыт.

- Сухую стеклянную банку наполняем кубиками льда. Плотно закрываем банку крышкой. Оставим на несколько минут.

Физ.минутка.

- Что вы заметили? (на внешней стороне банки образовались капли воды)

- Откуда они взялись? (Воздух, соприкасаясь с холодными стенками банки, охлаждается.

Невидимый пар (газ), который всегда находится в воздухе, преобразуется в капельки воды. Они и оседают на стенки банки)

















Оценивание результата выполненного задания (Познавательные УУД)

8. Работа по карте и глобусу

Самостоятельно определяют чего на земле больше: воды или суши.

Организует выполнение учащимися работы по карте и глобусу

контролирует и дополняет ответы учащихся.

- Посмотрите на физ.карту мира и на глобус и скажите, чего на земле больше: суши или воды? почему вы так думаете? Докажите свой ответ?

- А какая вода встречается на планете?

- Где встречается соленая вода?

- А где в природе встречается пресная вода?

Вывод по учебнику стр.55 Уметь работать по предложенному плану (Регулятивные УУД).

Уметь делать выводы на основе увиденного и прочитанного (Регулятивные УУД).

9. Работа по учебнику

Работают в учебнике с.54 -55.

Находят ответ на вопрос заданный учителем.

Ставит вопрос перед началом работы.

- Где еще в природе встречается вода?(в жидком состоянии заполняет океаны, моря, озера...

В твердом в виде льда, в холодных морях - айсберги)

Находить ответы на вопросы, используя учебник. (Познавательные УУД)

10. Проектная деятельность.

4 задание

Защита проекта "Айсберги".

Пересказывают сказку о речке.

Организует на восприятие нового материала.

Слушает и поправляет комментарии учащихся.

- Послушайте презентацию 1 группы.

- Прокомментируйте ее.

- Задайте если есть вопросы.

Слушаем 2 группу они нам приготовили сказку.

Вывод (слайд) Люди часто выбрасывают в реки мусор и хлам, не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь. Рыбы, раки и растения - всё погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний.

Учить слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Учить давать оценку деятельности одноклассников. (Регулятивные УУД).

11. ОБЖ. Охрана природы

5 задание

Выполняют тест по охране воды

Дает устную инструкцию работы с тестом.

- На против каждого правильного выражения поставьте +, не верного _

Вывод: Вода необходима не только в жизни человека, но и животных, рыб и растений. Мы с вами хозяева природы. И охранять её - наша главная задача. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

11. Метапредмет. связи

6 задание

Рассказывают о своих маленьких исследованиях

Слушает и оценивает работу групп

- На одном из кружков было дано задание группам, помните...провести маленькое исследование, задания:

1гр. - узнать как называется наша речка и почему так назвали.

2гр. в связи с 70-летием ВОВ, узнать какова была роль нашей речки в годы войны.

ВЫВОД: Да, ребята, вода-добрый друг и помощник человека. Она и удобная дорога и жизненно необходимое вещество, без которой не обойдись никому и никогда, и заменить ее нечем. На основе исследования узнают что-то новое (Познавательные УУД)

13.Итог

Отвечают на вопросы учителя.

Организует проверку отличать новое от изученного.

- Какие свойства воды мы уже знали до сегодняшнего урока?

- А с каким новым свойством мы познакомились сегодня? (вода может находиться в одном месте в трех состояниях)


Учить отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД)

14.Рефлексия учебной деятельности на уроке

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

знаю

Я запомнил

смог

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

15. Самооценка

Оценивают свою работу на уроке

Соглашается с оценкой

- Итак, ребята, посчитайте свои плюсы и минусы и оцените свою работу на уроке.

Уметь давать оценку своей деятельности (Регулятивные УУД).

16. Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Дает краткое указание

(Слайд 10) Уметь работать по предложенному плану (Регулятивные УУД).



Литература:

1. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Краснова. Наш мир. Методическое пособие. Москва. Академкнига /Учебник.

2 Урок-презентация по предмету "Окружающий мир". Тема: "Вода". 2-й класс

festival.1september.ru/articles/564528/

3.Рамка для презентации 0lik.ru/uploads/posts/2008-09/1220555345_0lik.ru_sea-kopija.jpg

Приложение 1

Верно ли высказывание?

(+ да) (- нет)

1. Солнце - тело неживой природы. __

2.Все тела имеют форму цвет размер. __

3.Точно перечислить все вещества на свете нельзя,

так как их создание человеком продолжается в настоящее время? __

4. Правда ли, что стрекоза - тело живой природы __ ,

а осина тело неживой природы? _

5.Все вещества состоят из мельчайших частиц невидимых глазом? _

Поменяйтесь работами со своими соседями по группе.

Приложение 2

Вырубка леса

Мойка машин

Стиральный порошок

Закрывать воду в кране

Консервная банка

Разбитые бутылки

Катание на лодке

Ловля рыбы

Купание

Ловля лягушек

В годы великой отечественной войны по нашей речке АГИТКЕ возили на лодках грузы из г. Тобольска. За вёслами были в основном женщины, мужчины находились на фронте. Нужно было плыть на лодке целую неделю, чтобы добираться до города и столько же обратно.

ОДНОВРЕМЕННО МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ В ТРЁХ СОСТОЯНИЯХ (В ЖИДКОМ, ТВЕРДОМ И ГАЗООБРАЗНОМ)

© 2010-2022