Занятие по курсу внеурочной деятельности Диалог культур для 2 класса Фауна нашего края

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя общеобразовательная школа №39 ОАО «РЖД» г. Россошь

Конспект занятия по предмету «Диалог культур»

на тему: «Фауна нашего края»

( 2 класс) Цель : познакомить обучающихся с животным миром Воронежской области. Задачи: - дать представление о многообразии животного мира Воронежской области, о необходимости защиты животных, расширять общий кругозор обучающихся; - развивать наблюдательность, познавательный интерес; - воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Оборудование: презентация «Животные родного края», песня «Все, все на свете нужны»

Ход урока.

1. Организационный этап

- Сегодняшнее занятие начнем с прослушивания песенки. О чем она?

Звучит песенка «Все, все на свете нужны»

- Почему именно эта песня прозвучала?

2. Постановка темы и цели урока. - Действительно, сегодня будем говорить о животных. Мы совершим заочное путешествие по нашему краю и узнаем, какие животные обитают в Воронежской области, какие нуждаются в защите, как можно им помочь.

3. Знакомство с новым материалом. Обитатели леса.

-Как по-другому называется животный мир?( Фауна)

Фауна - исторически сложившаяся совокупность видов животных разного происхождения, обитающих на определенной территории.

- Каких животных нашего края вы знаете? Животный мир нашего региона довольно разнообразен. В современной фауне региона насчитывается более 10 тыс. видов насекомых, 70 видов млекопитающих, около 300 видов птиц и по 10 видов пресмыкающихся и земноводных. По всей области в лесах встречаются лоси. Они питается травой, корой и ветками молодых деревьев. Сильным животным является кабан. Страшное оружие самца - его клыки. Их ударом он может убить животное больше и сильнее себя. В наших лесах водятся благородные и пятнистые олени, косули, волки, лисицы, белки. В прошлом столетии для акклиматизации и дальнейшего распространения на территорию Воронежской области были завезены енотовидная собака, зубр, пятнистый олень. Эти животные обитают в заповедниках области под защитой человека.

-Отгадайте загадки о животных:

На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Рыжая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла. (Лиса)

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, скинув широко. (Лось)

Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники.

А выстроят плотину -

Хоть пиши картину. (Бобры)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ёж)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день.

Кто это? (Олень)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)

Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка.

(Суслик)

Зверёк бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его?(Сурок)


Сурки живут колониями в тринадцати районах Воронежской области, а наиболее крупные находятся в Кантемировском, Богучарском, Россошанском и Хохольском районах. Байбак - самый крупный представитель семейства беличьих. Длина тела - 58 см, хвоста - 14,5, а весят крупные байбаки до 6-7 кг. Шерсть у степного сурка короткая и мягкая, окрашена в песчано-жёлтый цвет с чёрной или черно-бурой рябью. Питаются они главным образом дикими злаками, бобовыми, полынью и ещё разными травами. Ко времени залегания в спячку сурки накапливают достаточное количество жира, чтобы с сентября-октября по май находиться в спячке. А в начале мая у сурков-мам рождаются молодые сурчата (в среднем 4-5 в выводке), в конце мая они уже на своих коротких неуклюжих ножках стараются выйти из норы, чтобы погреться на солнышке, посмотреть на зелёную травку, подышать свежим воздухом и немножко поиграть друг с другом. И при этом они теряют бдительность. Этим моментально пользуются лисица, ворон, коршуны и другие хищные птицы.

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише -

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать - не знал.

4. Птицы воронежской области.

- Каких птиц нашего края вы видели?

Работа в парах. - Сложите из разрезанных слогов названия птиц воронежской области. (Жаворонок, зяблик, дрозды, кукушка, ястреб) Среди птиц встречается жаворонок, пение которого можно услышать в первых числах апреля. Почти одновременно на проталинах появляются коноплянки, чижи и зяблики, певчие дрозды, а конце апреля прилетает кукушка. В мае прилетают соловьи, ласточки и стрижи. К промысловым птицам нашего края относятся серая куропатка, утки. К хищным: кобчик, ястреб, ушастая сова и другие.

5. Обитатели водоемов. Работа в группах. - Прочитайте сообщения и приготовьтесь рассказать своим одноклассникам об обитателях водоемов нашего края. Среди обитателей водоемов большую ценность представляют бобры и выхухоли.

  1. Бобры - крупные грызуны. У зверя небольшая голова, короткая шея и крупное туловище, которое заканчивается плоским хвостом, напоминающим весло. Бобр покрыт светло-бурым, бурым и черным мехом, который очень ценится. Большую часть времени бобры проводят в воде. Норы для жилья они делают по берегам рек. Попасть в них можно только из воды. Если берег реки низкий, бобры строят жилища на земле. При строительстве нор используют ветки, палки, грязь, ил, и «хатка» получается прочной и недоступной для врагов. Бобры живут в естественных условиях и в специально созданном питомнике. Бобр в прошлом был объектом интенсивной охоты из-за своего великолепного и прочного меха. В некоторых странах этого ценного пушного зверя даже стали разводить на зверофермах. Сейчас в России его численность приближается к 100 000 тысячам особей.
  2. Выхухоль - это одно из самых крупных насекомоядных животных. Длина тела 18-22 см, хвоста - 17-21 см, масса 380-520 г. Телосложение плотное. Шея снаружи почти незаметна. Голова коническая, с длинным подвижным носом-хоботком. Глаза размером с булавочную головку, имеют хорошо развитые веки. Пальцы до когтей объединены плавательной перепонкой. Мех у выхухоли густой, бархатистый, очень прочный. Окраска спины сероватая- или тёмно-коричневая, брюшка - серебристо-серая или серебристо-белая. Хвост длинный. Зубов у выхухоли - 44. Выхухоли практически слепы, но обладают развитым обонянием и осязанием.
  3. В водоемах можно также встретить водяную крысу, норку, ондатру. Водятся разные виды рыб. Среди них и коварный хищник щука, разбойники окуни, король рыбного царства сазан, красавец язь, чудо-юдо рыба сом - один из немногих речных великанов, толстяк линь, плоские серебристые лещи и колючий обжора ерш, упругие верткие пескари и многие другие. В прудах водится карась.

6. Экология края - Как же человек относится к природе? (вырубка лесов, загрязнение воздуха и водоемов, браконьерство), Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них за последние 50 лет. Все это произошло по вине человека. Россошь и Воронеж - промышленные города. В них более десятка промышленных предприятий, которые выпускают в атмосферу вредные газы, а в Воронежское водохранилище сточные воды. Что же должны делать люди для спасения природы? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним тестовое задание.

(Ребятам раздаются карточки с тестовым заданием).

Экологический тест.

Задание: знаком «+» отметьте факторы, способствующие сохранению природы:

а) отстрел волков,
б) защита лесов от пожара,
в) защита от комаров,
г) разведение животных,
д)защита растений от вредных насекомых,
е) лесопосадки,
ж) уничтожение ядовитых грибов.

Самопроверка по записям на доске. Ответы обсуждаются.

7. Красная книга. -Очень важно сохранить численность и разнообразие животных проживающих на территории области. Некоторые виды животных находятся под охраной и занесены в Красную книгу Воронежской области. Первое издание Красной книги Воронежской области выпущено в 2011 году в 2-ух томах. Красная книга Воронежской области является официальным изданием, предназначенным как для специалистов, так и для широкого круга читателей. В Красную книгу Воронежской области занесены 382 вида животного мира и 373 вида растительного мира. С целью сохранения животных в области построены заповедники. Хопёрский заповедник расположен в среднем течении реки Хопёр. Основан в 1935 году для разведения выхухоли и куницы. Позднее сюда завезены бобры, зубры и пятнистые олени. Животный мир разнообразен: 49 видов млекопитающих, 184 вида птиц, 8 видов пресмыкающихся, 8 видов земноводных, 35 видов рыб. Из млекопитающих характерны волк, лисица, зайцы (беляк и русак), барсук, кабан, косуля, лось, выхухоль, горностай, ласка, норка, хорьки (обыкновенный и лесной), землеройки (обыкновенная и малая), белозубка, кутора, белка, крапчатый суслик, лесная соня, речной бобр, обыкновенный кожан, рыжая вечерница, обыкновенный ушан, лесная мышовка, тушканчик, обыкновенный хомяк, мыши (желтогорлая и малютка), водяная крыса. Акклиматизированы пятнистый олень, зубробизон, иногда заходит благородный олень. Воронежский заповедник, расположен в 40 км к С. от Воронежа. Площадь 30,8 тыс. га (1969). Создан в 1927 для сохранения и восстановления численности речных бобров. Здесь зарегистрировано 51 вид млекопитающих, 185 - птиц, 8 - пресмыкающихся, столько же земноводных, 39 видов рыб и около 6000 видов насекомых. Наиболее распространены бобр, европейский олень, кабан, лось, косуля, выхухоль, выдра, горностай, кряква, серый журавль, серая цапля, орел-могильник, змееяд, скопа, обыкновенная неясыть. Воронежский заповедник является резерватом, где восстанавливается численность аборигенной колонии бобров. Проводятся работы по отлову и расселению европейских благородных оленей.

8. Итог занятия. Рефлексия.

- О чем мы говорили сегодня на занятии?

- Что нового вы узнали?

- Считаете ли данный материал нужным?

- Кому было интересно?

- Какие выводы для себя сделали?

© 2010-2022