- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения на тему М. Пришвин Моя Родина
Урок литературного чтения на тему М. Пришвин Моя Родина
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чекунаева Е.Г. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения в 3 классе
Учитель Чекунаева Е.Г.
Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина» Цель: познакомить детей с творчеством М.Пришвина, с понятием «очерк»; совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения, совершенствовать умение работать с текстом (находить ответ на вопросы, используя текст); развивать умение рассуждать, делать выводы, способствовать полноценному восприятию смысла произведения; воспитывать нравственные качества, любовь к Родине, бережное отношение к ней. Оборудование:тесты, деформированный план, информация о М.Пришвине, рисунки о Родине, выставка книг М.Пришвина.
Ход урока І.Организационный момент.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели. - Сядете ровно, спинки выпрямите, улыбнётесь друг другу, начинаем урок. ІІ. Звуковая разминка (развитие силы голоса, интонации) Отработка внимательности, правильности чтения. Упражнение «Канон» - Прочитайте про себя стихотворение. Подумайте, где с какой интонацией нужно прочитать, в каком месте сделать паузу? На доске:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном. В. Степанов - Предлагаю прочитать так: 1 - й ученик читает вперёд на 3-4 слова, 2 - й следом, остальные ребята отслеживают, кто допустил меньше ошибок. ІІІ. Сообщение темы и постановка целей урока. - О чём стихотворение, которое сейчас прочитали? (О Родине) - Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, … ) - Молодцы! Всё верно. Родина - это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество. - Тема урока будет связана со словом Родиной? Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина» Постановка целей (на доске начало фраз) - Чему будете учиться, поставьте цель?
- Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)
- Узнаю, определю… (жанр произведения)
- Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)
- Выскажу … (своё отношение)
- Учиться… (сотрудничать, активно работать)
-Вы в своих рисунках отразили значение для вас слова Родина. Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась. (выставка рисунков)
ІV. Работа по теме урока. 1. Знакомство с биографией писателя: - На партах у вас лежит листочек с текстом, переверните его текстом к себе. - Предлагаю узнать немного о писателе Михаиле Михайловиче Пришвине. Читаем: шёпотом, глазами (губами не шевелить), упражнение «Молния», в обычном темпе. Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он род ом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. - Что узнали о Михаиле Пришвине? Давайте вспомним названия некоторых книг и произведений писателя. Многие из них вам знакомы.
2. Викторина по изученным произведениям.
Учитель: Ребята, в первом и втором классах мы изучали произведения этого замечательного писателя. Помните ли вы их? Проведём небольшую викторину. (Выставка книг). Обратите внимание на общую тему этих произведений.
1.- «Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянку, петров крест, заячью капусту.
И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусочек чёрного хлеба: со мной э то постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу».
(«Лисичкин хлеб». 1 класс.).
2.- «Я осторожно поднял веточку ели и через это лесное оконце увидел полянку. А на полянке берёза, под берёзой пень, а рядом с пнём красная сыроежка. И такая большая, каких я в жизни не видел. И такая старая, что края даже завернулись вверх. Совсем как большая глубокая тарелка. А в тарелке вода. Ну, думаю, вот напьюсь».
(«Старый гриб». 2 класс.)
3.- «Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой».
(«Золотой луг». 2 класс.)
4.- «Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу».
(«Ребята и утята». 2 класс.)
5.- «Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берёз и красными медалями осин. В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут ещё нападала листва и скрывает от глаз серые, красные и жёлтые шляпки грибов.
- Есть грибы? - спросил я маленькую дочь лесника.
- Волнушки, рыжики, маслята.
- А белые?
- есть и белые, только теперь начинает холоднеть, и белые переходят под ёлки. Под берёзами и не думайте искать - все под ёлками.
(«Грибы тоже ходят». 2 класс.)
6.«Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор. Сам тёмно-красный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, мокренькая и умненькая».
(«Недосмотренные грибы». 2 класс.)
7.«Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками».
(«Деревья в лесу». 2 класс.) 3. На доске с помощью моделей обозначены жанры произведения: стихотворение, рассказ, сказка, очерк, былина. - Посмотрите на модели, которыми обозначены жанры произведений. Все ли знакомы ? ( Квадрат - очерк, прикрепить на доску) Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни людей, о Родине, природе, в котором сообщается о реальных фактах и событиях. - Этот жанр на модели обозначается квадратом. 4. Словарная работа: (чтение по слогам, целыми словами, объяснение смысла слов). Со-кро-ви-ща - сокровища (драгоценность) Кла-до-ва-я - кладовая солнца Кладовая: 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов; 2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые). Про-буж-да-ет-ся - пробуждается (просыпается) 5.Работа по учебнику (с. 142, знакомство с текстом.) 1. Чтение очерка «Моя Родина». а) самостоятельное чтение б) первичное чтение произведения (по выбору учащихся). в) беседа после чтения: - Кто герой очерка? - Какое любимое занятие было у Пришвина? - Какое значение подходит к понятию «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце - источник жизни, а его «кладовая» - природа - позволяет существовать всему живому). 6.Физминутка
Туман повис клоками в саду и во дворе.
Поймать туман руками решил я на заре.
Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал.
Но прыткий он как кошка. Он взял... и убежал.
Висит туман над речкой и дышит как живой,
Как белая овечка с кудрявой головой.
И маленькие рожки на этой голове.
Но поутру остались лишь капли на траве... V Закрепление материала 1. Работа над содержанием текста. Рассмотрите план, восстановите последовательность событий, дополните план: Работа в парах. Проверка плана на доске. 1. Привычка вставать до солнца. 2. Вкусный чай. 3. «Охота» за наблюдениями.
1. Вкусный чай. 2. Привычка вставать до солнца. 3. «Охота» за наблюдениями. 4. Призыв к молодым друзьям. 2.Выборочное чтение: - Зачитайте, чем угостила Пришвина его мама? - Найдите в тексте ответ на вопрос: - Какая привычка сохранилась у автора, даже когда он жил в городе? (Вставать рано). - Куда уходил автор после чаю? (На охоту) - Прочитайте, в чём заключалась «охота» писателя? ( В находках) - К кому обращается автор, когда говорит «мои молодые друзья»? 3.Выразительное чтение хором, вместе с учителем. - К чему призывает автор? Найдите и прочитайте слова, которые выражают основную мысль рассказа. (Охранять природу - значить охранять Родину.) - Какую помощь вы, можете оказать природе, чтобы её сохранить? (Сажать деревья, не мусорить, не засорять природу, не ломать деревья, не ловить бабочек, останавливать тех, кто наносит вред природе. VІ Обобщение и систематизация знаний 1.Выполняют задания теста - подчёркивают ответ. (Проверка, ставим плюс, если ответ правильный). 1. Мать угостила меня … а) чаем; б) кофе с молоком; в) чаем с молоком. 2. Потом и в городе … а) я вставал на заре; б) я вставал с первыми петухами; в) я вставал рано. 3. После чаю … а) я уходил на охоту; б) я уходил на работу; в) я уходил спать. 4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца … а) с драгоценными камнями; б) с великими сокровищами жизни; в) с большим богатством. 5. Я прочитал (а)… а) сказку; б) рассказ; в) очерк. Проверка 2.Работа с пословицами: - Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению "Моя Родина". Если дружба велика, будет Родина крепка. Береги землю родимую, как мать любимую. Тот герой, кто за Родину стоит горой. - Почему вы так думаете? (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине). VІІ. Итог урока - Послушайте стихотворение.
«Старик»
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать
Как этот человек…
М. Цуранов
- Догадались, о ком это стихотворение? - С каким произведением Михаила Пришвина познакомились? - Достигли вы целей, которые ставили в начале урока? (Обратиться к целям на доске) Я познакомлюсь… Узнаю, определю… - Предлагаю вам закончить предложения. VІІІ Рефлексия. - Я узнал (а)… - Я прочитал (а)… - Я учился (лась)… - Я понял (а)…. ІX Домашнее задание: Читать стр.58-59, отвечать на вопросы. Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу.
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно - научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
1. Мать угостила меня …
а) чаем;
б) кофе с молоком;
в) чаем с молоком.
2. Потом и в городе …
а) я вставал на заре;
б) я вставал с первыми петухами;
в) я вставал рано.
3. После чаю …
а) я уходил на охоту;
б) я уходил на работу;
в) я уходил спать.
4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца …
а) с драгоценными камнями;
б) с великими сокровищами жизни;
в) с большим богатством.
5. Я прочитал (а)…
а) сказку;
б) рассказ;
в) очерк.