ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ М. В. Васнецов Алёнушка Картинная галерея (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Литературное чтение 2 класс, урок 21. (ч.1. (С. 76-77) )

Дата:

Тема: КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. В. М. ВАСНЕЦОВ «АЛЁНУШКА» Педагогические цели: содействовать формированию умения соотносить репродукции картины с литературным текстом; создать условия для овладения обучающимися сведения о некоторых способах передачи авторских настроений в изобразительном искусстве.

Планируемые результаты образования: Предметные: определяют главную мысль сказки, свое отношение к персонажам произведения, объясняют смысл названия художественного произведения; подтверждают собственное высказывание словами из текста; сравнивают героев разных произведений; оценивают действия героев. Личностные: эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства, собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; оценивают собственную учебную деятельность и выражают отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словом ориентируются в учебнике, в словаре; находят нужные книги в библиотеке; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания устной и письменной форме; устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы. Образовательные ресурсы: портрет Виктора Васнецова, репродукция картины В. М. Васнецова «Алёнушка», описание картины В. М. Васнецова «Алёнушка», «Золотая галерея русской живописи», картины Виктора Васнецова; электронный учебник.

Технологическая карта урока № 21

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

С добрым утром начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А картину созерцать!

Дыхательная разминка

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- А вы знаете, что значит созерцать картину? - Слово «созерцать» в толковом словаре Даля означает внимательно или продолжительно рассматривать, наблюдать, смотреть со смыслом, вникая, углубляясь в предмет, изучая его, любуясь им. - Кто догадался, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься?

(Рассматривать, наблюдать, изучать картину.)

  1. Постановка учебной задачи.

- Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем созерцать, значит, внимательно рассматри вать, наблюдать, вникая, углубляясь, изучая картину Виктора Михайловича Васнецова «Але нушка» и любуясь ею.


  1. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. Краткое знакомство с биографией художника.

- Познакомимся с некоторыми сведениями из жизни и творчества Виктора Михайловича
Васнецова. ! В. М. Васнецов, русский живописец, родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял, умер 23 июле 1926 года в Москве. Создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок,посвятив им почти полностью все свое дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Вот далеко не полный перечень картин Васнецова: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881-98), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)- все в Третьяковской галерее.

2. Знакомство с репродукцией картины «Алёнушка» (с. 75).

- Посмотрите на репродукцию картины. Что на ней изображено?

- На сюжет какой сказки написана картина?

- Точно ли она соответствует содержанию сказки?

- Какие чувства вызывает Алёнушка?

- Что можете сказать о природе, которая изображена в картине?

- Отвечает ли она настроению Алёнушки?

3. Беседа по вопросам на с. 77 учебника.

4. Рассказ по картине. - Всматриваясь в картину - в мелкие детали, гармоничный одушевленный пейзаж, цветовое решение - начинаешь проникаться пониманием и сочувствием. Черная вода озера, подступивший вплотную лес, босые ноги утомленной девочки - все говорит о ее страдании, нелегкой сиротской жизни,- которая стала еще безысходнее и тяжелее, когда с братцем случилась беда. И некуда бежать, и некому жаловаться. «..."Аленушка" - картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. «"Алёнушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее». Васнецов обратился к сказке об Алёнушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в картине состояние природы с чувствами героини. Фигуре Алёнушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек».


(На опушке леса на камне у воды сидит девушка.)

(На сюжет русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».) (Нет. В сказке на берегу пруда, в который злая ведьма бросила Алёнушку, стоял братец-козленочек. А на картине нет ни злой ведьмы, ни козленка.) (Печаль, грусть, жалость, сочувствие.) (Лес, вода - все черное, хмурое.)

(Да.)

  1. Первичное закрепление.

Сравнение связного рассказа по репродукции об истории девочки, изображенной на картине.

- Запишите несколько предложений из своего рассказа.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

- Соотнесите фамилию, имя, отчество художника и название картины, с которой мы сегодня познакомились. Проверьте правильность выполнения задания по образцу.

репродукций картин Васнецова на сюжеты народных сказок (картины «Ковёр-. «Иван-царевич на сером волке», «Снегурочка», «Богатыри» («Три богатыря») и др.).

(сравнение с правильным вариантом ответа.)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Какую задачу ставили на уроке? ' .

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

-Что нужно сделать еще?

- Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось? /

- Над чем еще надо поработать?


  1. д\з

найти в библиотеке или Интернете репродукции картин Васнецова народных сказок и записать их названия.


© 2010-2022