Сценарий урока по теме Имена существительные собственные и нарицательные

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе

по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»


Дата проведения

17.03.2015г

Учитель

Чебочакова И.И.

Тема урока

«Имена существительные собственные и нарицательные»

Цель урока

Создать условия для развития умения различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи

Тип урока

Открытие знаний и способов действий

Планируемые результаты (предметные)

Применяют орфографические правила; контролируют свои действия, проверяют написанное

Личностные результаты

Применяют приобретенные навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; имеют адекватную позитивную самооценку; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: действуют по алгоритму, образцу; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные: оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; оперируют диалогической формой речи; соблюдают грамматические нормы произношения и интонационную выразительность речи

Основное содержание темы, понятия и термины

Введение понятия «собственные и нарицательные имена существительные». Классификация слов. Анализ языкового материала







Ход урока


  1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Здравствуйте, ребята!

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


  1. Чистописание: красиво и правильно написать данные на доске буквы, элементы букв.


  1. Картинная словарно-орфографическая работа. Слайды № 2 - 8.


  • Посмотрите на картинки и запишите слова, подчеркните орфограммы:

корова, арбуз, река, гриб, собака, гора, берёза


  • Найдите в этой записи словарные слова (корова, собака)

  • В чём смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные)

  • Составьте предложения с этими словами, дав животным клички.

  • Как пишутся клички животных?


  1. Актуализация знаний.


  • В каких словах мы пишем заглавные буквы?

(- Имена, фамилии, отчества,

- Имена сказочных героев,

- Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, т.е. географические названия)

а) Работа в парах с таблицей. Слайды № 9 - 11.

  • Распределите слова по группам. 1-ая пара выписывает в тетрадь имена, фамилии, отчества; 2-ая пара - имена сказочных героев; 3-я пара - географические названия.

  • Какие слова остались не вставленными в таблицу 1-ой, 2-ой и 3-ей групп? Давайте соберём их в отдельный 4-ый столбик.

  • Внимательно ещё раз посмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4-ого столбика? (Написанием).

  • Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

  • Какой частью речи являются эти слова?

  • В русском языке для обозначения этих слов давно придуманы специальные термины. Это имена существительные собственные и нарицательные. «Собственные имена существительные называют такие предметы, которые единичны, неповторимы и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными и пишутся со строчной буквы». Слайды № 12-16.


  1. Постановка темы урока.


  • Попробуйте назвать тему нашего урока. (Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные). Слайд № 17.


  • Попробуйте сказать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. (Учиться различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи, применять орфографические правила).

Работа по учебнику

  • Откройте учебники на с.66-67, прочитайте рубрики «Тайны языка» и «Обрати внимание».

Физкультминутка


  1. Создание проблемной ситуации.


  • Как бы вы написали слово «дружок» в предложении?

  • Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной и с заглавной буквы? Наверное есть причина разного написания одного и того же слова! Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.


  1. Совместное «открытие» новых знаний.


  • Что имели в виду, дети, которые решили написать слово с заглавной буквы? (Кличку животного - имя собственное).

  • А что имели в виду те, которые решили написать со строчной (маленькой) буквы? (Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу - имя нарицательное).

  • Чем отличаются эти слова? (Смыслом, значением).

  • Вы все правы. А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением. Слайды № 18 - 19.


  1. Первичное закрепление новой темы.

  • Работа по слайдам № 20 - 23.


  • Работа в парах (учебник, с.68-69, упр.3).


  1. Рефлексия.

  • Оцените свою работу. Слайд № 24.

  1. Домашнее задание: работа в карточках.

© 2010-2022