- Преподавателю
- Начальные классы
- Сценарий урока по теме Имена существительные собственные и нарицательные
Сценарий урока по теме Имена существительные собственные и нарицательные
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чебочакова И.И. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 3 классе
по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»
Дата проведения
17.03.2015г
Учитель
Чебочакова И.И.
Тема урока
«Имена существительные собственные и нарицательные»
Цель урока
Создать условия для развития умения различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи
Тип урока
Открытие знаний и способов действий
Планируемые результаты (предметные)
Применяют орфографические правила; контролируют свои действия, проверяют написанное
Личностные результаты
Применяют приобретенные навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; имеют адекватную позитивную самооценку; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: действуют по алгоритму, образцу; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; оперируют диалогической формой речи; соблюдают грамматические нормы произношения и интонационную выразительность речи
Основное содержание темы, понятия и термины
Введение понятия «собственные и нарицательные имена существительные». Классификация слов. Анализ языкового материала
Ход урока
-
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Здравствуйте, ребята!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-
Чистописание: красиво и правильно написать данные на доске буквы, элементы букв.
-
Картинная словарно-орфографическая работа. Слайды № 2 - 8.
-
Посмотрите на картинки и запишите слова, подчеркните орфограммы:
корова, арбуз, река, гриб, собака, гора, берёза
-
Найдите в этой записи словарные слова (корова, собака)
-
В чём смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные)
-
Составьте предложения с этими словами, дав животным клички.
-
Как пишутся клички животных?
-
Актуализация знаний.
-
В каких словах мы пишем заглавные буквы?
(- Имена, фамилии, отчества,
- Имена сказочных героев,
- Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, т.е. географические названия)
а) Работа в парах с таблицей. Слайды № 9 - 11.
-
Распределите слова по группам. 1-ая пара выписывает в тетрадь имена, фамилии, отчества; 2-ая пара - имена сказочных героев; 3-я пара - географические названия.
-
Какие слова остались не вставленными в таблицу 1-ой, 2-ой и 3-ей групп? Давайте соберём их в отдельный 4-ый столбик.
-
Внимательно ещё раз посмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4-ого столбика? (Написанием).
-
Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
-
Какой частью речи являются эти слова?
-
В русском языке для обозначения этих слов давно придуманы специальные термины. Это имена существительные собственные и нарицательные. «Собственные имена существительные называют такие предметы, которые единичны, неповторимы и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными и пишутся со строчной буквы». Слайды № 12-16.
-
Постановка темы урока.
-
Попробуйте назвать тему нашего урока. (Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные). Слайд № 17.
-
Попробуйте сказать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. (Учиться различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи, применять орфографические правила).
Работа по учебнику
-
Откройте учебники на с.66-67, прочитайте рубрики «Тайны языка» и «Обрати внимание».
Физкультминутка
-
Создание проблемной ситуации.
-
Как бы вы написали слово «дружок» в предложении?
-
Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной и с заглавной буквы? Наверное есть причина разного написания одного и того же слова! Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.
-
Совместное «открытие» новых знаний.
-
Что имели в виду, дети, которые решили написать слово с заглавной буквы? (Кличку животного - имя собственное).
-
А что имели в виду те, которые решили написать со строчной (маленькой) буквы? (Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу - имя нарицательное).
-
Чем отличаются эти слова? (Смыслом, значением).
-
Вы все правы. А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением. Слайды № 18 - 19.
-
Первичное закрепление новой темы.
-
Работа по слайдам № 20 - 23.
-
Работа в парах (учебник, с.68-69, упр.3).
-
Рефлексия.
-
Оцените свою работу. Слайд № 24.
-
Домашнее задание: работа в карточках.