- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Добрая Дорога Детства
Рабочая программа внеурочной деятельности Добрая Дорога Детства
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова Н.Н. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Новотырышкинская средняя общеобразовательная школа"
Рассмотрено:
на заседании МО
Протокол № ________
«___»_________20_____ г.
_____________________
Согласовано:
зам. директора по ВР
____________________
____________________
«___» ______20______ г.
Утверждено
Директор школы
_____________________
_____________________
от «____»______20____ г.
Рабочая программа кружка
«Добрая Дорога Детства»
2-б класса
Составитель программы:
учитель начальных классов
Кузнецова Наталья Николаевна
с. Новотырышкино
2013 - 2014 год
Пояснительная записка
Пусть горит зелёный
свет на твоей дороге!
Программа организации внеурочной деятельности школьников (кружок «Добрая дорога детства») для 2 класса. Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности. Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТП мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка. Цель программы: формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни. Задачи:
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах. Ценностные ориентиры содержания курса Программа способствует:
- умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
- в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке); - наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
- словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
- видеометод (просмотр, обучение);
- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формирование универсальных учебных действий Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей.
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате реализации программы
Дети должны знать:
1. Дорожные знаки;
2. Сигналы светофора;
3. Виды транспорта;
4. Причины ДТП;
5. Правила движения на велосипеде;
6. Правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
1. Ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. Оценивать свое поведение на дороге;
3. Объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Формы контроля: тестирование, конкурсы, олимпиада, игры.
Учебно-тематический план
№
Тема
Всего
часов
В том
числе
теория
прак
тика
1 Вводное занятие.
1
1
2-3 Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.
2
1
1
4-5
Практические занятия: Строим макет главной улицы нашего посёлка.
Почему на улице опасно? (экскурсия)
2
2
6
Дорожные знаки и светофор.
1
1
7-8
Пешеходные переходы.
2
1
1
9
Особенности дорожного движения зимой
1
1
10
Проект № 1 « Стенгазета - Добрая Дорога Детства»
1
1
11-12
Регулируемая дорога. Практическое занятие
2
1
1
13
Нерегулируемые перекрестки.
1
1
14
Регулировщик и его сигналы.
1
1
15
Разбор дорожных ситуаций. Практическое занятие.
1
1
16
Причины дорожно-транспортных происшествий.
1
1
17-18
Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут».
2
2
19
Где можно и где нельзя играть.
1
1
20
Ты - велосипедист.
1
1
21
Ты - пассажир.
1
1
22
Дорога глазами водителей.
1
1
23
Учусь читать дорожные знаки.
1
1
24-25
Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности».
2
2
26
Обязанности пассажира - ролевая игра.
1
1
27
Игра - викторина по правилам дорожного движения «Счастливый случай».
1
1
28
Виды транспортных средств.
1
1
28-30
Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке».
2
2
31
Игры по правилам безопасного поведения на дорогах.
1
1
32-33
Почему дети попадают в дорожные аварии.
2
1
1
34
Итоговое занятие.
1
1
ИТОГО
34
8
26
Календарно-тематическое планирование
Дата
№
Тема занятия
Базовое содержание
УУД 14.01 1 Вводное занятие.
Повторить правила дорожного движения, изучающие ранее. Основные причины детского транспортного травматизма. П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Л: умение выделять нравственный аспект поведения. К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения. Р: составление плана последовательности действий. 15.01
21.01 2-3 Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма. П: формулировка задач, которые следует решить. Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. Р: умение планировать свою деятельность. 22.01
28.01 4-5 Практические занятия. Строим макет главной улицы нашего посёлка. Почему на улице опасно?(экскурсия) Мы учимся соблюдать правила дорожного движения -изготовление макетов главной улицы посёлка. Экскурсии по поселку. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем. Р: принятие практической задачи 29.01 6 Дорожные знаки и светофор. Закрепить знания групп дорожных знаков и для чего служит светофор. П: поиск и выделение необходимой информации.
4.02
5.02 7-8 Пешеходные переходы. Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.
Л: усвоение теоретических знаний
П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. 11.02 9 Особенности дорожного движения зимой Сформировать у обучающихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на дорогах зимой.
П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. 12.02 10 Проект № 1 «Стенгазета - Добрая Дорога Детства». Систематизация знаний азбуки дорожного движения и разъяснительная работа среди учащихся школы. П: умение структурировать знания Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных. Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. 18.02
19.02 11-12 Регулируемая дорога. Практическое занятие. Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика. К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Р: умение планировать свою деятельность. 25.02 13 Нерегулируемые перекрёстки. Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.
П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
26.02 14 Регулировщик и его сигналы. Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. П: построение логической цепи рассуждений. Л: умение выделять нравственный аспект поведения.
4.03 15 Разбор дорожных ситуаций - практическое занятие. Сформировать у обучающихся представление о чрезвычайных ситуациях на дорогах. П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при её решении. 5.03 16 Причины дорожно-транспортных происшествий на железной дороге. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). Железнодорожный транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы. Разбор безопасных путей подхода к школе через железнодорожный переезд. П: умение структурировать знания Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий 11.03 12.03 17-18 Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут» Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой. К: определение цели и функций участников, способов взаимодействия П: применение методов информационного поиска 18.03 19 Где можно и где нельзя играть. Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. П: умение использовать наглядные модели. 19.03 20 Ты - велосипедист. Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий. Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий
21 Ты - пассажир. Воспитывать культуру поведения обучающихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта безопасному поведению на остановках.
П: самостоятельное создание способов решения проблем.
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
22 Дорога глазами водителей. Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. П: построение логической цепи рассуждений. Л: умение выделять нравственный аспект поведения.
23 Учусь читать дорожные знаки. Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни. П: умение использовать наглядные модели.
24-25 Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности» Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы. К: планирование общих способов работы. Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий
26 Обязанности пассажиров - ролевая игра. Отработка устойчивого навыка грамотного пассажира. П:формулирование проблемы Р:формирование самооценки
27
Игра - викторина по правилам до-рожного движения «Счастливый случай». Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни. К: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
28 Виды транспортных средств. Ознакомить обучающихся со знанием номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. П: построение логической цепи рассуждений. Л: умение выделять нравственный аспект поведения.
29-30 Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» Формирование навыка расстановки дорожных знаков. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем
31 Игры по правилам безопасного поведения на дорогах.
Закрепить знания, умения и на-выки учащихся по правилам безопасного поведения на ули-цах и дорогах с использованием игровых средств. К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу. Л: развитие морального сознания.
32-33 Почему дети попадают в дорожные аварии.
Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприя-тия, чувства предвидения опас-ности, наблюдательность, дис-циплинированность, умения и навыки безопасного поведения. П: установление причинно- следственных связей.
34 Итоговое занятие. Закрепить знания и умения по всем темам с помощью игры - путешествия по станциям «В гостях у Светофорика» Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности
Ожидаемые результаты.
-
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
-
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .
-
Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).
ИСТОЧНИКИ:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Воробцова, Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]/ Т.Н. Воробцова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.
- Жатин, С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия[Текст] / С.О. Жатин. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Максиняева, М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками [Текст] / М.Р. Максиняева. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Надеждина, В. Правила дорожного движения для детей [Текст] / В. Надеждина. - М.: АСТ, 2006.
-
Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. - М.: Чистые пруды, 2010.
-
Учителю о правилах дорожного движения. - М.: СТИМУЛ, 2000.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: Правила дорожного движения - тренажёр cafel.narod.ru/index.htm Презентации по ПДД: uchportal.ru/load/47-1-0-24493 klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46 school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7 moraptal-bikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-1-0-23
Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога».
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-po-pdd-1-4-klass-azbuka-yunogo-peshekhoda-dobraya-
Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. -
propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические материалы по теоретической части.
Контрольные вопросы:
2 класс.
-
Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
-
Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
-
Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
-
Для чего служит дорога?
-
Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
-
Для чего предназначен тротуар?
-
Для чего служит проезжая часть?
-
Для чего нужна обочина на дороге?
-
Какие транспортные средства вы знаете?
-
Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
-
Каковы особенности движения пешеходов?
-
Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
-
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
-
Как нужно идти по пешеходному переходу?
-
Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
-
В каких местах можно переходить дорогу?
-
Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
-
Кому дает команды пешеходный светофор?
-
При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
-
Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
Олимпиада по Правилам дорожного движения.
2 класс
-
Что означает термин «проезжая часть» ?
А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;
Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения; В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
-
Где должны идти пешеходы в населённом пункте?
А. По бордюру
Б. По тротуару
В. По проезжей части
3. Кого называют «водителем»?
А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;
Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;
В. Лицо, ведущее велосипед.
4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Два Б. Три В. Четыре
5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
А. Никак; Б. Оштрафовать; В. Посадить в тюрьму.
-
Где разрешается кататься на санках или лыжах?
А. По дороге, предназначенной для пешеходов;
Б. По правой стороне проезжей части;
В. В специально отведенных местах.
-
Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?
А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;
Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;
В. Во всех вышеперечисленных случаях.
-
В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
А. Всегда, если это безопасно;
Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;
В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.
-
Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?
А. Продолжить переход; Б. Вернуться обратно на тротуар;
В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.
-
Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?
А. Нет, не разрешен; Б. Да, разрешен; В. Разрешен, если нет автомашин.
-
С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?
А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет
-
При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?
А - при Петре I, Б - И. Грозном, В - Александре Михайловиче.
- Где впервые появились дорожные знаки?
-
Где появился первый светофор?
А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге
-
Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?
А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого
-
Как начинается пословица: «… - дальше будешь»?
-
О каком дорожном знаке эта загадка?
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти.
-
Как называется этот знак?
-
А.Ура! Закончились уроки!
Б. Внимание: дети!
В. Побежали-побежали