Рабочая программа внеурочной деятельности Добрая Дорога Детства

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Новотырышкинская средняя общеобразовательная школа"




Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол № ________

«___»_________20_____ г.

_____________________

Согласовано:

зам. директора по ВР

____________________

____________________

«___» ______20______ г.


Утверждено

Директор школы

­­­­­­­­­­­_____________________

_____________________

от «____»______20____ г.










Рабочая программа кружка

«Добрая Дорога Детства»

2-б класса























Составитель программы:

учитель начальных классов

Кузнецова Наталья Николаевна





с. Новотырышкино

2013 - 2014 год






Пояснительная записка


Пусть горит зелёный

свет на твоей дороге!
Программа организации внеурочной деятельности школьников (кружок «Добрая дорога детства») для 2 класса. Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности. Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДТП мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка. Цель программы: формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни. Задачи:

1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.

2. Развитие дорожной грамотности детей.

3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах. Ценностные ориентиры содержания курса Программа способствует:

  • умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Общеобразовательная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 7 - 8 лет и реализуется в течение 34 часов - 2 часа в неделю. Теоретическая часть занимает 23 %, а практическая часть - 77 %. Программа ориентирована на достижение результатов первого уровня: получение социальных знаний. Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Реализация данной программы рассчитана на полгода обучения и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
  • в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
    материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
  • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
  • словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
  • видеометод (просмотр, обучение);
  • методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Работа кружка проводится в форме тео­ретических и практических занятий. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра видео фильмов по ПДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать дидактические и подвижные игры.

Формирование универсальных учебных действий Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате реализации программы

Дети должны знать:

1. Дорожные знаки;

2. Сигналы светофора;

3. Виды транспорта;

4. Причины ДТП;

5. Правила движения на велосипеде;

6. Правила движения по дороге.

Дети должны уметь:

1. Ориентироваться в дорожных ситуациях;

2. Оценивать свое поведение на дороге;

3. Объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Формы контроля: тестирование, конкурсы, олимпиада, игры.


Учебно-тематический план

Тема

Всего

часов

В том

числе

теория

прак

тика

1 Вводное занятие.

1

1


2-3 Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

2

1

1

4-5

Практические занятия: Строим макет главной улицы нашего посёлка.

Почему на улице опасно? (экскурсия)

2


2

6

Дорожные знаки и светофор.

1


1

7-8

Пешеходные переходы.

2

1

1

9

Особенности дорожного движения зимой

1


1

10

Проект № 1 « Стенгазета - Добрая Дорога Детства»

1


1

11-12

Регулируемая дорога. Практическое занятие

2

1

1

13

Нерегулируемые перекрестки.

1


1

14

Регулировщик и его сигналы.

1


1

15

Разбор дорожных ситуаций. Практическое занятие.

1


1

16

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

1


17-18

Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут».

2


2

19

Где можно и где нельзя играть.

1


1

20

Ты - велосипедист.

1


1

21

Ты - пассажир.

1


1

22

Дорога глазами водителей.

1

1


23

Учусь читать дорожные знаки.

1


1

24-25

Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности».

2


2

26

Обязанности пассажира - ролевая игра.

1


1

27

Игра - викторина по правилам дорожного движения «Счастливый случай».

1


1

28

Виды транспортных средств.

1

1


28-30

Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке».

2


2

31

Игры по правилам безопасного поведения на дорогах.

1


1

32-33

Почему дети попадают в дорожные аварии.

2

1

1

34

Итоговое занятие.

1


1

ИТОГО

34

8

26

Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Базовое содержание

УУД 14.01 1 Вводное занятие.
Повторить правила дорожного движения, изучающие ранее. Основные причины детского транспортного травматизма. П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Л: умение выделять нравственный аспект поведения. К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения. Р: составление плана последовательности действий. 15.01
21.01 2-3 Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского транспортного травматизма. П: формулировка задач, которые следует решить. Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. Р: умение планировать свою деятельность. 22.01
28.01 4-5 Практические занятия. Строим макет главной улицы нашего посёлка. Почему на улице опасно?(экскурсия) Мы учимся соблюдать правила дорожного движения -изготовление макетов главной улицы посёлка. Экскурсии по поселку. Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем. Р: принятие практической задачи 29.01 6 Дорожные знаки и светофор. Закрепить знания групп дорожных знаков и для чего служит светофор. П: поиск и выделение необходимой информации.
4.02
5.02 7-8 Пешеходные переходы. Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Л: усвоение теоретических знаний

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. 11.02 9 Особенности дорожного движения зимой Сформировать у обучающихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на дорогах зимой.





П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. 12.02 10 Проект № 1 «Стенгазета - Добрая Дорога Детства». Систематизация знаний азбуки дорожного движения и разъяснительная работа среди учащихся школы. П: умение структурировать знания Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. К: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных. Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью. 18.02
19.02 11-12 Регулируемая дорога. Практическое занятие. Способствовать овладению младшими школьниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов регулировщика. К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Р: умение планировать свою деятельность. 25.02 13 Нерегулируемые перекрёстки. Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
26.02 14 Регулировщик и его сигналы. Для чего регулировщику нужны жезл и свисток? Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. П: построение логической цепи рассуждений. Л: умение выделять нравственный аспект поведения.
4.03 15 Разбор дорожных ситуаций - практическое занятие. Сформировать у обучающихся представление о чрезвычайных ситуациях на дорогах. П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при её решении. 5.03 16 Причины дорожно-транспортных происшествий на железной дороге. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). Железнодорожный транспорт в микрорайоне школы. Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы. Разбор безопасных путей подхода к школе через железнодорожный переезд. П: умение структурировать знания Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий 11.03 12.03 17-18 Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут» Способствовать овладению младшими школьниками знанием наиболее безопасного маршрута в школу и домой. К: определение цели и функций участников, способов взаимодействия П: применение методов информационного поиска 18.03 19 Где можно и где нельзя играть. Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. П: умение использовать наглядные модели. 19.03 20 Ты - велосипедист. Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий. Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий
21 Ты - пассажир. Воспитывать культуру поведения обучающихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта безопасному поведению на остановках.
П: самостоятельное создание способов решения проблем.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Л: осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.
22 Дорога глазами водителей. Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. П: построение логической цепи рассуждений. Л: умение выделять нравственный аспект поведения.

23 Учусь читать дорожные знаки. Познакомить учащихся со значением некоторых часто встречающихся дорожных знаков и указателей. Учить детей различать знаки для водителей и пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний дорожного движения в повседневной жизни. П: умение использовать наглядные модели.

24-25 Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности» Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы. К: планирование общих способов работы. Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий
26 Обязанности пассажиров - ролевая игра. Отработка устойчивого навыка грамотного пассажира. П:формулирование проблемы Р:формирование самооценки
27

Игра - викторина по правилам до-рожного движения «Счастливый случай». Воспитывать навыки осознанного знания правил в повседневной жизни. К: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
28 Виды транспортных средств. Ознакомить обучающихся со знанием номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. П: построение логической цепи рассуждений. Л: умение выделять нравственный аспект поведения.
29-30 Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» Формирование навыка расстановки дорожных знаков. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем
31 Игры по правилам безопасного поведения на дорогах.

Закрепить знания, умения и на-выки учащихся по правилам безопасного поведения на ули-цах и дорогах с использованием игровых средств. К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу. Л: развитие морального сознания.
32-33 Почему дети попадают в дорожные аварии.

Расширить представление учащихся о дорожной среде, развивать целостность восприя-тия, чувства предвидения опас-ности, наблюдательность, дис-циплинированность, умения и навыки безопасного поведения. П: установление причинно- следственных связей.
34 Итоговое занятие. Закрепить знания и умения по всем темам с помощью игры - путешествия по станциям «В гостях у Светофорика» Л: формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности

Ожидаемые результаты.

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.

  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД .

  • Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).

ИСТОЧНИКИ:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воробцова, Т.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]/ Т.Н. Воробцова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2011.
  2. Жатин, С.О. Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия[Текст] / С.О. Жатин. - Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Максиняева, М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками [Текст] / М.Р. Максиняева. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Надеждина, В. Правила дорожного движения для детей [Текст] / В. Надеждина. - М.: АСТ, 2006.
  5. Правила дорожного движения: Сценарии внеклассных занятий с младшими школьниками. - М.: Чистые пруды, 2010.

  6. Учителю о правилах дорожного движения. - М.: СТИМУЛ, 2000.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: Правила дорожного движения - тренажёр cafel.narod.ru/index.htm Презентации по ПДД: uchportal.ru/load/47-1-0-24493 klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46 school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7 moraptal-bikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-1-0-23

Столярова Л.Н., Савурёнок Е.М. Рабочая программа «Азбука юного пешехода. Добрая дорога».

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-po-pdd-1-4-klass-azbuka-yunogo-peshekhoda-dobraya-

Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8

Жикулина И.В. Занятия по ПДД для начальной школы. -

propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=85












ПРИЛОЖЕНИЕ


Диагностические материалы по теоретической части.

Контрольные вопросы:

2 класс.

  • Почему нужно всегда соблюдать ПДД?

  • Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?

  • Какие дорожные знаки помогают пешеходу?

  • Для чего служит дорога?

  • Какие улицы называются улицами с односторонним движением?

  • Для чего предназначен тротуар?

  • Для чего служит проезжая часть?

  • Для чего нужна обочина на дороге?

  • Какие транспортные средства вы знаете?

  • Где и как ходить по улице, если нет тротуара?

  • Каковы особенности движения пешеходов?

  • Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?

  • В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

  • Как нужно идти по пешеходному переходу?

  • Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?

  • В каких местах можно переходить дорогу?

  • Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

  • Кому дает команды пешеходный светофор?

  • При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?

  • Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

Олимпиада по Правилам дорожного движения.

2 класс


  1. Что означает термин «проезжая часть» ?

А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;

Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения; В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

  1. Где должны идти пешеходы в населённом пункте?

А. По бордюру

Б. По тротуару

В. По проезжей части

3. Кого называют «водителем»?

А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;

Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;

В. Лицо, ведущее велосипед.

4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?

А. Два Б. Три В. Четыре

5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?

А. Никак; Б. Оштрафовать; В. Посадить в тюрьму.


  1. Где разрешается кататься на санках или лыжах?

А. По дороге, предназначенной для пешеходов;

Б. По правой стороне проезжей части;

В. В специально отведенных местах.


  1. Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?

А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;

Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;

В. Во всех вышеперечисленных случаях.


  1. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А. Всегда, если это безопасно;

Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;

В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.


  1. Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?

А. Продолжить переход; Б. Вернуться обратно на тротуар;

В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.


  1. Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?

А. Нет, не разрешен; Б. Да, разрешен; В. Разрешен, если нет автомашин.


  1. С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?

А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет


  1. При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?

А - при Петре I, Б - И. Грозном, В - Александре Михайловиче.

  1. Где впервые появились дорожные знаки?
А - Париж, Б - Лондон, В - Рим.
  1. Где появился первый светофор?

А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге


  1. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?

А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого


  1. Как начинается пословица: «… - дальше будешь»?


  1. О каком дорожном знаке эта загадка?

Этот знак совсем несложный,

Но зато такой надежный.

Помогает он в пути

Нам дорогу перейти.


  1. Как называется этот знак?


Рабочая программа внеурочной деятельности Добрая Дорога Детства

А.Ура! Закончились уроки!

Б. Внимание: дети!

В. Побежали-побежали

















Рабочая программа внеурочной деятельности Добрая Дорога Детства

© 2010-2022