- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект: Здоровье сберегающие технологии в начальной школе
Проект: Здоровье сберегающие технологии в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аблаева Т.Н. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема проекта: «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе»
Оглавление
-
Введение 2
-
Основная часть 3
2.1 актуальность проблемы
2.2 здоровье сберегающие технологии на уроках 4
2.3проекты и мини - проекты 7
2.4 дополнительные направления здоровье сберегающих технологий 8
3.Заключение 9
4. Литература 11
5. Приложение 12
.
ВВЕДЕНИЕ
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Здоровье детей - это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей.
В начальной школе внедряются здоровье сберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Исследования последних лет показывают, что около 25 - 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5, 6 до 16, 4%, нарушением осанки с 1, 9 до 16, 8%.Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее до 30-40 %. А ведь «школьный фактор» - это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Актуальность проекта. Здоровье- важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования избраны педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Целью здоровье сберегающих образовательных технологий обучения является обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Отсюда возникают основные задачи:
-
обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
-
снижение уровня заболеваемости учащихся;
-
сохранение работоспособности на уроках;
-
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни
-
формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
2.1 В ходе работы по здоровье сбережению, мы, учителя начальной школы, часто применяем игровую технологию. Часто используем в практике нестандартные уроки: уроки - игры, уроки - соревнования, уроки - конкурсы, уроки - экскурсии и др. В игровой форме можно провести словарную работу: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье используются и на других уроках.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров. После прочтения русской народной сказки «Колобок» дети легко приходят к заключению:
- Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
Из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дети делают выводы:
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. После еды прополощите рот.
Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающего обучения - избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Физкультминутки - элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Так, например, при изучении темы: «Однокоренные слова» во время физкультминутки дети выполняют задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «гриб». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права, - наклон назад». Очень нравятся ребятам физкультминутки в стихотворной форме.
К здоровье сберегающим приемам относятся:
- пальчиковые, дыхательные гимнастики,
- релаксация,
- гимнастики для глаз,
- ситуация успеха,
- «минутка здоровья»,
- определение своего эмоционального состояния на начало и конец урока,
- «Цветок здоровья».
Цветок здоровья сделан в виде семицветика. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течение года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».
С помощью подобных тренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развивается зрительно-моторная реакция. На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Если класс перевозбужденный (например, пришли с урока физкультуры) провожу упражнения «надувание воздушного шарика», «сдувание пушинки с ладони», при этом дети соревнуются, кто ее удержит дольше (упражнение на «выдохе»). Если класс вялый, «спящий», мы выполняем упражнение «понюхать что-то приятное» (например, розу, клубнику - упражнение на «вдох»).
Систематически в процессе обучения в 1 классе проходят динамические паузы, в ходе которых дети совершают прогулки и игры на свежем воздухе.
Выработке внимательного отношения к своему здоровью посвящаются воспитательные мероприятия. Прежде всего, это классные часы: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, беседы о вредных привычках, встречи с фельдшером, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, походы, прогулки. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Нами разработан и реализуется проект: «За здоровый образ жизни». Проект позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания, соблюдать режим дня. Проект предусматривает активное вовлечение в работу родителей, которые помогают в классных и школьных мероприятиях. Они знакомятся с основными принципами организации здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье. От того, насколько правильно и качественно организованно питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. 2.2 А вот с третьеклассниками можно заняться этой проблемой на уроках проектной деятельности. В течение года составлять индивидуально-групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами строится таким образом: сначала выявить проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет, интернета собрать пословицы о здоровье; после этого каждый выбирает подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе. В течение года дети работают над проблемой сохранения здоровья и вместе с родителями готовят папки-портфолио: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д., оформить стенды на соответствующие темы. Уроки проводить с использованием компьютера, что особенно вызывает интерес детей к этим урокам. В конце второго семестра подготовить презентацию проектов на слайдах. В 4 классе уроки проектной деятельности посвятить озеленению класса. Каждый ученик работает над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполняет поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» являлось определение пользы растения. В результате был составляется содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам посадит и вырастит полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией; и другие. Затем состоится защита проектов каждого учащегося: некоторые дети готовят компьютерные презентации (конечно, при помощи учителя и родителей), некоторые просто сделают красочный буклет, а кто-то просто опишет на карточке полезные свойства растений.. 2.3 Необходимо сказать и о дополнительных направлениях работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни, для создания условий сохранения здоровья младших школьников - это: -проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки и использование элементов на обычных уроках; -организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие; -проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности; -оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), применение на уроках элементов лечебной физкультуры; -организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Обобщая вышесказанное, с уверенностью можно сказать, что здоровье сберегающие технологии в школе- это не миф, а реальность. На собственном опыте можно убедиться: в первую очередь нужно желание по внедрению этих технологий в процесс обучения. Примером этому может служить проектная деятельность по озеленению класса, которая приносит детям колоссальную пользу, … В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Литература: Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 2001. Коваленко В.И. Здоровье сберегающие технологии. - М., 2004. Зайцев Г.К. Школьная валеология. - СПб, 1997. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровье сберегающие технологии.- Учитель 2009.. Ковалько В. И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 - 4 классы. - М.: Вако, 2005.. Лецких А. А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Начальная школа, 2004. - № 1
Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК ПРО, 2005.
Приложение Урок здоровья. Тема: «Если хочешь быть здоров» I. Беседа по теме.
- Вспомните «Сказку о микробах». Где поселяются микробы?
- Как попадают микробы в организм? (Варианты ответов: при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров); не моет руки перед едой (не дружит с доктором Водой); пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)
- Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?
- Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим - все нипочем? (Они закаляются.)
- Как они это делают? Какой доктор помогает? (Доктор Вода.)
- Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете? (Ответы детей.)
- Можете ли вы себя назвать закаленными?Приведите примеры закаленных людей,
- Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой?
- Какие признаки выбираются главными и почему?
- Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.
- Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание долгожитель?
- Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?
- Выберите слова для характеристики здорового человека: