- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру для 3 класса «Жизнь экосистемы»
Урок по окружающему миру для 3 класса «Жизнь экосистемы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова Н.И. |
Дата | 04.04.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОС «Школа 2100»
Урок ознакомления с окружающим миром, 3 класс.
Тема: «ЖИЗНЬ ЭКОСИСТЕМЫ»
Н.И.Иванова
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22», г.Тверь.
Пояснительная записка.
Урок посвящён изучению одного из важнейших понятий-«экосистема», с которым учащиеся уже познакомились во 2-ом классе. Главный его смысл-в экосистеме осуществляется круговорот веществ. Каждая экосистема является частицей биосферы, где и происходит круговорот. Материал вводится в доступной форме, опираясь на повторение знаний, полученных во 2-ом классе. Данная разработка урока может быть использована практикующим учителем.
Цель:
- Показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере;
- Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; аргументировать своё отношение к роли живых организмов в природе;
-
Развивать умение работать в группе;
- Воспитывать бережное отношение к тому, что нас окружает.
Оборудование:
-
модель биосферы;
-
карточки составных частей экосистемы;
-
кроссворд;
-
конверты с изображениями звеньев цепи питания;
-
презентация к уроку;
-
мультимедийный проектор;
-
Вахрушев А.А.Окружающий мир.3 класс.(«Обитатели Земли»). Учебник, часть 1.-М.:Баласс, 2008.
-
Вахрушев А.А.Окружающий мир.3 класс.Рабочая тетрадь («Обитатели Земли»)-М,:Баласс 2008.
Литературные источники:
-
Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Окружающий мир.(«Обитатели Земли»).3-й класс. Методические рекомендации для учителя.-М.: Баласс, 2009.
Конспект урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационное начало
Приветствие, настрой на работу.
Актуализация знаний, постановка проблемы -Ребята, сначала мы проведём небольшой блиц-опрос для того, чтобы вспомнить ранее изученное и применить эти знания при «открытии нового».
-Как называется наша планета? -Какие оболочки окружают нашу планету?
-Атмосфера? (модель на доску)
-Гидросфера? (модель на доску)
-Литосфера? (модель на доску) -В какой оболочке встречаются живые организмы?
-Что такое биосфера?
Покажите на моделях пересечение трёх сред: водной, воздушной, наземной. -Какие «профессии» живых организмов вы знаете? Приведите примеры. (на доске появляются карточки с названиями «профессий»)
-Почему растения называют кормильцами? -Почему производителями?
-Почему животных называют едоками?
-Почему потребителями?
-Почему грибы, бактерии, микробы называют мусорщиками?
-А вот на этих иллюстрациях (слайды) представлены различные экосистемы и здесь тоже живут животные и растут растения. -Какой возникает вопрос?
-Земля.
-Атмосфера, гидросфера, литосфера.
-Воздушная оболочка.
-Водная оболочка.
-Твёрдая оболочка.
-На пересечении, в биосфере.
- Живая оболочка Земли.
Пересекают модели оболочек на доске.
-Кормильцы ( производители)
-Едоки (потребители)
-Мусорщики (разрушители) -Служат источником пищи.
-Производят органические вещества. -Едят растения и других животных. -Получают органические вещества, приготовленные растениями.
-Перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные вещества, которые потом снова используют растения.
-Где всё-таки живут растения и животные: в биосфере или в экосистемах?
Поиск решения проблемы
-Прочитаем диалог Лены и Миши на с.40 учебника.
-Можно ли в биосфере выделить экосистемы?
-Обратите внимание на схему биосферы.(схема на доске)
- Чего не хватает на этой схеме?
Учитель ставит стрелки-связи на схеме. -Как вы думаете, какая связь существует между экосистемами и биосферой? -Биосфера-это всемирная экосистема.
Чтение по ролям.
-Да, лесную, морскую, почвенную…
Рассматривают схему.
-Стрелок-связей. Все экосистемы связаны между собой.
-Экосистемы связаны большим круговоротом веществ.
Определение темы урока.
Сформулируем тему урока.
Мы рассмотрим, как живёт экосистема.
Жизнь экосистемы.
(тема появляется на доске)
Совместное «открытие нового»
Проблемная ситуация №1 и поиск решения.
Проблемная ситуация № 2 и поиск решения.
Проблемная ситуация № 3 и поиск решения.
(слайд-- белка и рыба) -Кто это, где обитают и почему именно там? -Что будет, если их поменять местами обитания? -Так, что же такое местообитания? (на доске есть всё, что нужно)
(слайд-комар, таракан, мышь) Давайте поиграем в игру «Что бы было, если бы не было» Как много разных мнения вы представили. - Какой возникает вопрос? -Все ли живые организмы нужны? -Есть ли в экосистеме лишнее? (на доске нет ничего лишнего)
-Используя выражения всё, что нужно и нет ничего лишнего дайте характеристику экосистемы.
-Как долго может существовать экосистема? (на доске как угодно долго)
Разгадаем кроссворд и узнаем, из каких объектов живой и неживой природы состоит экосистема. (слайд - кроссворд) 1.Они разрушают природный мусор. 2.Едоки. 3.Кормильцы. 4.Космические лучи, которые пронизывают экосистему и служат источником энергии. 5.Из них состоит неживая природа. 6.Его очищают только зелёные растения. 7.Её пьют. 8.Плодородный верхний слой земли.
-Обратите внимание на части живой природы в экосистеме. Как они взаимосвязаны друг с другом?
-Что значит жить сообща? В чём проявляется их взаимодействие? ( на доске сообщества)
Рассмотрим рисунок на с 41 учебника (слайд) -Что здесь показано? -Что показывают стрелки? -Что, получается растения питаются микробами? -Что показывают зелёные стрелки? -Что показывают коричневые стрелки?
В тексте на с. 42 найдите, как называются цепочки из живых организмов? (на доске цепи питания) Давайте пройдём цепочку по стрелкам (с.41 учебника и слайд) -Что заметили? -Какой можно сделать вывод? (на доске круговорот веществ)
Выполним задание на с. 42 учебника. (слайд) -Сколько раз могут использоваться частицы вещества в экосистеме? -Они пропадают? -А что с ними происходит?
Дети отвечают на вопросы.
-Место, где есть всё, что нужно для жизни.
Высказывают разные мнения.
-Можно ли живые организмы делить на полезные и вредные? -Нет ничего лишнего.
В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей, только свет они получают от солнца. В экосистеме нет ничего лишнего, ненужного, всё. Что производится, полностью используется её обитателями.
-Сколько угодно и без посторонней помощи.
Дети получают кроссворды.
Бактерии Животные Растения Солнечный свет
Минеральные вещества Воздух
Вода Почва
-Живут сообща. Образуют сообщества.
-Организмы помогают друг другу.
-Кто кем питается. -Они впитывают из почвы минеральные вещества, которые оказались в ней после того, как разрушители переработали мёртвые организмы.
-Это цепи питания.
Организмы участвуют в
круговороте веществ.
Приводят примеры производителей, потребителей, разрушителей. В состав экосистемы входит и неживая природа: воздух, почва, вода, горные породы.
-Вещества не пропадают. Они используются несколько раз, так как в экосистеме существует круговорот веществ, они передаются по кругу.
Итог «открытия нового»
Давайте подведём итог наших рассуждений.
-Как живёт экосистема? ( смотрим на тему урока)
Используйте опорные слова на доске.
Прочитаем вывод в учебнике на с. 43. Совпадает ли он с нашим?
В экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей, нет ничего лишнего , живые организмы образуют сообщества. Организмы разных «профессий» поддерживают круговорот веществ .
Первичное закрепление Сейчас попробуем применить наши знания на практике. Дети разделены на 4 группы ( по 5 человек) Каждой группе даётся конверт с картинками с изображением звеньев цепи питания экосистем леса, луга… - Разложить картинки, чтобы получилась цепь питания.
*Группы работают под руководством капитана. *Составляют цепи питания из картинок и крепят их на планшете. *Демонстрируют работу и комментируют обоснование выбора.
Итог урока
Итак, ребята, давайте закрепим полученные сегодня на уроке знания. Пусть каждая группа задаст вопрос по теме урока . Остальные постараются ответить на него.
-Из каких частей состоит экосистема?
-Что такое цепь питания?
-Что такое экосистема?
-Что такое круговорот веществ? …
Домашнее задание.
1.Учебник с.40-43 прочитать и ответить на вопросы.
2.Подготовить свои вопросы классу по теме.
3.Рабочая тетрадь с.19 № 1-3.
Сопроводительное письмо.
Сведения об авторе: Иванова Наталья Игоревна, учитель начальных классов высшей категории, Почётный работник общего образования РФ, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22», г.Тверь.