Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе с применением ИКТ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Статья для сборника трудов Х-ой Международной научно-практической конференции «Здоровое поколение - международные ориентиры ХХI века» проходившей 5-6 июня 2012 года в СИПКРО

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе с применением ИКТ Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. Поэтому именно на этом этапе приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога - это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: • объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

• нагрузка от дополнительных занятий в школе;
• занятия активно-двигательного характера: динамические паузы и др. Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках применяются информационно-коммуникационные технологии, поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать ещё задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, за партой, а также при проведении уроков с использованием интерактивной доской. Опыт практической педагогической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:

  1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
  1. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
  2. Рациональная организация труда учителя и учеников.
  3. Создание комфортного психологического климата.
  4. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
  5. Чередование различных видов деятельности на уроке.
  6. Использование аудиовизуальных средств обучения.
Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером, в компьютерном классе? В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, подобрать удобную мебель. Компьютеры должны быть установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. А поэтапная смена деятельности на уроке не дает ребенку утомить свой организм. Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке, обязательно должны проводятся динамические паузы, физминутки, минутки релаксации. Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером на уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Также можно использовать всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал. Например, для переключения видов деятельности можно использовать игры «Домино», «Собери картинку». Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели. Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке. Один из приемов создания положительных эмоций на уроке - юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения. В конце урока необходимо применять разнообразные элементы рефлексии. Таким образом, здоровьесберегающие технологии, активно используемые на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам. Список использованной литературы
  1. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
  2. Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М.: Просвещение, 2000.
  3. "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года
  4. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. - 2005. - №3.
  5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. -2005. - №6. - С. 37-44.
  6. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.- №2.- С.19-22.



© 2010-2022