Урок чтения Творчество Толстого

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Урок 35. какой бывает роса на траве? куда девается вода из моря? (учебник, с. 160-162)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с научным и художественным стилями текстов; способствовать развитию умений прогнозировать содержание по названию, сравнивать тексты разных типов (текст-описание и текст-рассуждение), находить их специфические особенности, видеть изобразительные средства языка (сравнение, олицетворение); содействовать творческой активности, воспитанию любви к чтению

Планируемые результаты

Предметные:

научатся называть характерные особенности текста-описания и тек-ста-рассуждения, их отличительные признаки; читать произведения выразительно в соответствии с задачей чтения, пользоваться приемами просмотрового чтения; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)

Метапредметные:

познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов и стилей; на основе сопоставления создают таблицу и делают обобщения по ней; составляют модели текстов и сравнивают их между собой; выделяют в тексте-описании и тексте-рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в малых группах; планируют процесс сравнения текстов в малой группе; оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе; читают в соответствии
с целью чтения;

коммуникативные: распределяют роли в группе, договариваются между собой в ходе выполнения заданий; выдвигают гипотезы для их коллективного обсуждения; вступают в дискуссии, соблюдая правила; выслушивают мнение товарищей по группе

Личностные:

рассказывают о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции Образовательные ресурсы: карточка для индивидуальной работы; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Настраивает учащихся класса на предстоящую работу.

Я предлагаю вам урок, Сегодня тексты почитаем,

Но необычный! Порассуждаем, поиграем!

Читать и думать - пусть войдёт Скорей садитесь на места,

У вас в привычку! Ведь начинать уже пора

Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, указки, ластика, пишущих принадлежностей)

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места

II. Проверка

домашнего
задания.

1. Индивидуальная работа

по карточке.

- Начнём урок с проверки домашнего задания. Сегодня вы работаете в группах. Задание каждой группе - на парте.
Карточка.

1. Пересказать рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (указать опрашиваемого ученика). 2. Ответить на вопросы:

1) О чем рассказывает Л. Н. Толстой в рассказе «Лев и собачка»? Выбрать правильный ответ. (О доброте, жестокости, надежде, верности, преданности, взаимопонимании, любви.)

2) Какие общечеловеческие ценности открылись вам при чтении рассказа «Лев и собачка»? 3) Что будет с нами, если на свете исчезнут доброта, красота, любовь?

Работают по карточкам в группах.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

2. Словарная
работа

- Домашнее задание было: найти значение слова «доброта». Кто подобрал значение этого слова?

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Оказывается, не только в отношениях людей встречается доброта, но и в отношениях животных, в чем мы убедились при чтении рассказа Л. Н. Толстого

Объясняют толкование слова «доброта»

Владеют навыками конструктивного взаимодействия, работы со справочной литературой

III. Мотивация

- Но не только животные способны удивлять нас и радовать, природа тоже может

и удивлять, и восхищать, и завораживать своей красотой, необычностью.

- «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» Что объединяет все изображения? (Капля воды или роса.) - Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает?

- Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в «Словаре русского языка».

1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

2. Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады. - Как Л. Н. Толстой назвал свой рассказ?

Внимательно слушают.

Рассматривают картинки с изображением росы.

Высказывают предположения.

Читают текст из словаря.

- «Какая бывает роса на траве»

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

IV. Актуализация знаний.

Отгадывание загадок

Вы слыхали о воде? Мы привыкли, что вода -

Говорят, она везде! Наша спутница всегда! - И даже на уроке литературного чтения мы будем говорить о состояниях воды. Ведь вода - настоящая волшебница. Давайте нарисуем портрет этой волшебницы загадками и вспомним, в каких состояниях бывает вода. Прозрачен, как стекло, Кто всю ночь по крыше бьёт А не вставишь в окно. (Лёд.) Да постукивает, Седой дедушка у ворот И бормочет, и поёт, Всем глаза заволок. (Туман.) Убаюкивает? (Дождь.)

- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку и подробнее поговорим о состо-

яниях воды

Внимательно слушают.

Отгадывают загадки

Осуществляют логические действия. Принимают
и осознают цели и задачи учебной деятельности

V. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение учащимися.

2. Работа после чтения.

- Сегодня мы ознакомимся с новыми рассказами Льва Николаевича Толстого. Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажете мне в конце урока.

- Вы прочитали рассказ. Что было непонятно? Какие слова?

Читают самостоятельно.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

Используют простые рече-

1) Словарная работа.

2) Повторное чтение учащимися.

Алмазы - прозрачные драгоценные камни.

Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

- Прочитайте текст ещё раз «цепочкой». Попробуйте прочитать выразительно, как будто читает один человек.

- Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость

при виде необыкновенной красоты.

- Определите тип текста. Как его можно назвать?

- Подумайте, с какой целью Толстой написал его?

Объясняют толкование слов.

Повторное чтение текста.

- Алмазы блестят, переливаются разными цветами; листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Росинка, капелька, проскользнёт.

- Этот рассказ можно назвать описанием.

- Чтобы поделиться с нами своей радостью, восхищением от увиденного. А может быть, потому, чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру.

вые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Владеют навыками выразительного чтения.



3) Беседа после чтения

- Что такое роса?

- Как писатель называет капли росы, с чем он их сравнивает? (С алмазами.)

- Прочитайте, как автор описывает, каков листок с росой внутри? (Мохнат и пушист, как бархат.)

- Как он назван по-другому? (Чашечка.)

- Как вы думаете, почему росинка показалась писателю вкуснее всякого напитка?

- С чем еще можно сравнить росу? (Искры, каменья, звездные слезы, жемчуг, хрусталики, разноцветные стеклышки, слезинки…)

- Чем отличается этот рассказ от прочитанного ранее? (Это рассказ-описание.)

Отвечают на вопросы.


Физкультминутка

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

VI. Продолжение изучения темы.

1. Чтение рассказа «Куда девается вода из моря?».

Читают самостоятельно.

Аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания

2. Работа над со-держанием текста.

- Назовите тип текста: описание или рассуждение?

- В середине текста Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.

- Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?

- Попробуйте рассказать о причинах дождя. Какой получился текст - описание или рассуждение?

- Да, это рассуждение. Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем?», «отчего?», когда ты хочешь что-то объяснить или доказать.

- Как называется явление, о котором пишет Л. Н. Толстой?

Рассказывают о причинах дождя. Вид текста - рассуждение.

- Круговорот воды в при-роде.

3. Повторное чтение и обсуждение

- Как вода попадает в моря?

- Когда образовались моря?

- Почему туча у всех морей в долгу?

- Чем расплатилась туча с морем?

- Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?

- Какая цель у автора?

- К какому типу текста относится это произведение?

- Он объясняет, доказывает, куда девается вода.

- Это текст-рассуждение

VII. Домашнее
задание

Придумать рассказ с описанием или рассуждением

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают и сохраняют цели и задачи. Осуществляют поиск средств их достижения

VIII. Подведение итогов.

Рефлексия.

- Чем рассказы, прочитанные сегодня, отличаются от ранее прочитанных рассказов?

- Какой из рассказов Л. Н. Толстого произвёл на вас самое сильное впечатление?

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд.

Растает - и снова в поход!

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница - наша вода!

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

- Подведем итоги:

• Мне понравилось…

• Выразительно читали…

• Хорошо мыслили…

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа



© 2010-2022