- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс В. П. КАНАКИНА
Рабочая программа ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 класс В. П. КАНАКИНА
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Голоколенова Н.И. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России» 1. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. 2. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2012. Курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели: Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; Социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Задачи: Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема; Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
-
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
-
Место учебного предмета «русский язык» в учебном плане
Во 2 классе на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю ( 170 часов)
-
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
-
представление о своей этнической принадлежности;
-
развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа - русский язык;
-
представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
-
осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
-
осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
-
представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
-
положительное отношение к языковой деятельности;
-
заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
-
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
-
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-
этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
-
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
-
представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
-
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
-
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
-
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках) в планировании и контроле способа решения;
-
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
-
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
-
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
-
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
-
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
-
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
-
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
-
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
-
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
-
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
-
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
-
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
-
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
-
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
-
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
-
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
-
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
-
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
-
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
-
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
-
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
-
слушать собеседника и понимать речь других;
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
-
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
-
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
-
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
-
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
-
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
-
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
-
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
-
воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
-
понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
-
первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
-
начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
-
овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
-
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
-
первоначальные умения проверять написанное;
-
овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
-
формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
-
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
У учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык - основа всего процесса обучения учащихся, средство развития у них мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации личности.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
-
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОК ПЛАНИРОВАНИЕ (см. Приложение)
-
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия: 1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. - М. : Просвещение, 2011. 2. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2012. 3. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2012. Информационно-коммуникативные средства: Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 2 класс» (CD). Наглядные пособия: • Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. • Наборы предметных (сюжетных) картинок. • Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов. Материально-технические средства: • Классная доска (магнитная) • Компьютерная техника с принтером
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся: - понимать - предложение - это основная единица речи; - понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания; - различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные); - оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки); - различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание); - различать главные члены предложения; - понимать - слова в предложении связаны по смыслу и по форме; - различать словосочетание и предложение; - понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола; - понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога; - понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»; - различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии); - использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова; - давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков; - понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я; - различать деление слов на слоги и для переноса; - понимать влияние ударения на смысл слова; - различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие; - различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме; - понимать роль разделительного мягкого знака в слове; - верно, употреблять прописную букву. В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для: - выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря; - составления предложений на заданную тему; - употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации; - оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания); - самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям); - орфографической грамотности речи учащихся; - проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов; - деления слов на слоги и переноса слов; - правильного написания слов с буквой Й; - обозначения мягкости согласных на письме; - написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком; - употребления прописной буквы в именах собственных; - работы со словарём (использование алфавита); - каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв; - письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС (170 ч.) № п/п Наименование раздела, тема урока Кол-во часов Дата Вид учебного занятия Характеристика деятельности учащихся Наша речь (3ч)
Виды речи ( 2 ч ) 1 Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. 1 ч
Урок изуче- ния нового материала Рассуждает о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализирует речь людей (при анализе текстов). Наблюдает за особенностями собственной речи и оценивать её.
2 Виды речевой деятельности человека.
1 ч
Урок изуче- ния нового материала Различает устную, письменную речь и речь про себя. Работает с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»
Диалог и монолог ( 1 ч ) 3 Диалог и монолог.
1 ч
Урок изуче- ния нового материала Отличает диалогическую речь от монологической. Использует в речи диалог и монолог. Участвует в учебном диалоге. Соблюдает в речи правила речевого этикета, оценивает свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности . Развивает познавательный интерес к происхождению слов. Наблюдает над этимологией слов диалог и монолог. Составляет по рисункам диалог и монолог. Текст(4ч)
Текст ( 2 ч ) 4 Текст. Признаки текста. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Отличает текст от других записей по его признакам. Осмысленно читает текст. 5 Тема и главная мысль текста. Заглавие. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет тему и главную мысль текста. Соотносит текст и заголовок. Подбирает заголовок к заданному тексту. Составляет текст по заданной теме.
Части текста ( 2 ч ) 6 Части текста. Построение текста. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Выделяет части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирает ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передает устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создает устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. 7 Развитие речи Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам 1 ч
Урок развития речи Составляет рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивает результаты выполненного задания «Проверь себя».
Предложение (12ч)
Предложение ( 3 ч ) 8 Предложение как единица речи, его назначение и признаки. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Отличает предложение от группы слов, не составляющих предложение. 9 Знаки препинания конца предложения. Диагностическая работа (входная) 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет границы предложения в деформированном тексте, выбирает знак для обозначения конца предложения. Обосновывает выбор знака препинания в конце предложения. 10 Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Соблюдает в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составляет предложения из слов. Составляет (устно и письменно) ответы на вопросы. Употребляет заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Пишет слова в предложении раздельно.
Члены предложения ( 9 ч ) 11 Главные члены предложения (основа). 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Находит главные члены (основу) предложения. Обозначает графически грамматическую основу. 12 Второстепенные члены предложения (без деления на виды). 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Различает и выделяет главные и второстепенные члены предложения. 13 Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Обосновывает правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализирует схему и составляет по ней сообщение о главных членах 14 Распространённые и нераспространённые предложения. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Различает распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составляет нераспространённые и распространённые предложения. Распространяет нераспространённые предложения. 15 Связь слов в предложении. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Устанавливает при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составляет предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). 16-17 Развитие речи. Коллектив-ное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Анализ сочинений и редактирование текста 2 ч
Урок развития речи Рассматривает репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составляет рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова 18-19 Проверочная работа №1 по темам «Текст», «Предложение» Анализ проверочной работы и работа над ошибками 2 ч
Урок контроля знаний Оценивает результаты выполненного задания «Проверь себя». Слова, слова, слова... (18 ч)
Слово и его значение (4 ч ) 20 Номинативная (назывная) функция слова. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет значение слова по толковому словарю. Объясняет лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. 21 Слово как общее название многих однородных предметов. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Классифицирует слова по тематическим группам Работает с толковым и орфографическим словарями. 22 Однозначные и многозначные слова. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Распознает многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работает со страничкой для любознательных. 23 Развитие речи. Наблюде-ние над переносным значе-нием слов как средством соз-дания словесно-художествен-ных образов. 1 ч
Урок развития речи Создает в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивает эстетическую сторону речевого высказывания.
Синонимы и антонимы (4 ч) 24 Синонимы. Работа со словарём синонимов.
1 ч
Урок изуче-ния нового материала Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работает со словарями синонимов и антонимов учебника. Находит нужную информацию о слове в этих словарях. Определяет смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализирует речевые высказывания с использованием в них языковых средств. 25 Антонимы. Работа со словарём антонимов. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала 26 Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. Анализ работы. 1 ч
Урок развития речи Подбирает заголовок к тексту. Излагает письменно содержание текста по данным вопросам. 27 Расширение представлений о предметах и явлениях окружа-ющего мира через лексику слов. Тест «Проверь себя» 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Распознает среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирает к слову синонимы, антонимы. Оценивает результаты выполненного задания «Проверь себя».
Однокоренные слова (4 ч ) 28 Родственные (однокоренные) слова. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Находит однокоренные слова в тексте и среди других слов. 29 Корень слова. Выделение корня в однокоренных словах. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Выделяет корень в однокоренных словах, различает однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группирует однокоренные слова с разными корнями. Доказывает правильность выделения корня в однокоренных словах. Работает с памяткой «Как найти корень слова». Подбирает однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работает со словарём однокоренных слов учебника. Производит анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Формирует умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
30 Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала 31 Единообразное написание корня в однокоренных словах. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала
Слог. Ударение.
Перенос слова. (6 ч ) 32 Слог как минимальная произносительная единица. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Делит слова на слоги. Определяет количество в слове слогов. Классифицирует слова по количеству в них слогов. 33 Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет ударение в слове. Наблюдает за ролью словесного ударения. Различает ударные и безударные слоги. Наблюдает над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составляет простейшие слогоударные модели слов. Находит слова по заданной модели. Сравнивает модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. 34 Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Работает с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдает в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивает в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. 35 Перенос слов по слогам. Правила переноса. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Сравнивает слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Переносит слова по слогам. Определяет способы переноса. 36 Проверочная работа № 2 по теме «Слова, слова, слова…» 1 ч
Урок контроля Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». 37 Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. 1 ч
Урок разви-тия речи Составляет рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
Звуки и буквы (59 ч)
Звуки и буквы (1 ч ) 38 Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. 1 ч
Урок повторения Различает звуки и буквы. Осознаёт смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознает условные обозначения звуков речи. Сопоставляет звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдает модели слов (звуковые и буквенные), анализирует их.
Русский алфавит, или Азбука (3 ч ) 39 Значение алфавита. Знание алфавита. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Объясняет, где могут пригодиться знания об алфавите. Называет буквы правильно и располагает их в алфавитном порядке. Классифицирует буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определяет положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называет соседние буквы по отношению к заданной. Работает с памяткой «Алфавит». Располагает заданные слова в алфавитном порядке. Использует знание алфавита при работе со словарями 40 Употребление прописной буквы. Развитие речи. Кол-лективное составление расска-за по репродукции картины З. Е.Серебряковой «За обедом». 1 ч
Урок развития речи Сопоставляет случаи употребления заглавной и строчной буквы в словах. Использует правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Составляет рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя). 41 Проверочная работа № 3 по теме «Алфавит» 1 ч
Урок контроля Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».
Гласные звуки (2 ч ) 42 Гласные звуки и их признаки. Буквы, обозначающие гласные звуки. 1 ч
Урок повторения Находит в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различает гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работает с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определяет «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объясняет причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определяет качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.Работает со страничкой для любознательных. Знакомится со сведениями из истории русского языка (о букве э). Наблюдает, из каких языков пришли в нашу речь слова 43 Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. 1 ч
Урок развития речи Работает с текстом. Определяет тему и главную мысль текста. Составляет и записывает ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне ( 15 ч ) 44 Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находит в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различает проверочное и проверяемое слова. Подбирает проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны - слон, слоник; трава - травы, травка). Наблюдает над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использует правило при написании слов с безударным гласным в корне. Планирует учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяет пути её решения, решает её в соответствии с изученным правилом. Объясняет правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
45 Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). 1 ч
Урок изуче-ния нового материала 46 Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). 1 ч
Урок изуче-ния нового материала 47 Способы проверки безударных гласных в корне. 1 ч
Урок закрепления знаний 48 Упражнения в написании слов с безударными гласными. 1 ч
Урок закрепления знаний Планирует учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяет пути её решения, решает её в соответствии с изученным правилом.
49 Упражнения в написании слов с безударными гласными. 1 ч
Урок закрепления знаний Объясняет правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
50 Упражнения в написании слов с безударными гласными. 1 ч
Урок закрепления знаний Объясняет правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.
51 Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. 1 ч
Урок развития речи Объясняет, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составляет текст из предложений.
52 Слова с безударными гласными непроверяемыми ударением. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Различает проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминает написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. Различает проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминает написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. 53 Правописание слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала 54 Упражнение в правописании проверяемых и непроверяе-мых ударением гласных в корне слов.
1 ч
Урок закрепления знаний 55 Проверочный диктант № 1 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» 1 ч
Урок контроля знаний Оценивает свои достижения в безошибочном письме как проявлении собственного уровня культуры, в применении орфографических правил и правил постановки знаков препинания; овладевает умением проверять написанное, первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе 56 Работа над ошибками. Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. 1 ч
Урок закрепления знаний Планирует учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяет пути её решения, решает её в соответствии с изученным правилом. Объясняет правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. 57 Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» 1 ч
Урок развития речи Составляет рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
58 Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением. Тест «Проверь себя» 1 ч
Урок обобщения знаний Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».
Согласные звуки ( 1 ч ) 59 Согласные звуки их признаки. Развитие речи. Восстановление деформиро-ванного текста по рисунку. 1 ч
Урок развития речи Находит в слове согласные звуки. Правильно произносит согласные звуки. Различает согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Составляет предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений - рассказ в соответствии с рисунком.
Согласный звук [й,] и буква «и краткое»
(1 ч ) 60 Согласный звук [и'] и буква «и краткое». 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Различает согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различает способы обозначения согласного звука [й'] буквами. [й']. Использует правило при переносе слов с буквой «и краткое».
Слова с удвоенными согласными
( 2 ч ) 61 Слова с удвоенными сог-ласными Произношение и на-писание слов с удвоенными согласными. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Наблюдает над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использует правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). 62 Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Проект «И в шутку и всерьез» 1 ч
Урок развития речи Составляет рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывает составленный рассказ Находит совместно со сверстниками и взрослыми информацию ( занимательные задания) в учебнике , сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создает свои занимательные задания. Участвует в презентации занимательных заданий.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения ( 2 ч ) 63 Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет и правильно произносит мягкие и твёрдые согласные звуки. Различает твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). 64 Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Объясняет, как обозначена мягкость согласных на письме. Работает с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планирует учебные действия при письме по памяти.
Мягкий знак (ь) ( 3 ч ) 65 Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объясняет причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирает примеры слов с мягким знаком (ь). Переносит слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).
66 Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Обозначает мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». 67 Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо» 1 ч
Урок развития речи Работает с текстом: определяет тему текста, подбирать к нему заголовок, определяет части текста. Анализирует текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывает ответы. Составляет продолжение рассказа. Пишет письмо Деду Морозу.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ( 8 ч ) 68 Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Различает непарные мягкие шипящие звуки. Находит в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирает примеры слов с такими сочетаниями Соблюдает в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работает с орфоэпическим словарём. 69 Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Применяет правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. 70 Развитие речи. Работа с текстом. 1 ч
Урок разви-тия речи Работает с текстом. Подбирает к тексту заголовок. Выделяет в тексте части и определяет их микротемы. Записывает предложение из текста на заданную тему. 71 Проект «Рифма». 1 ч
Урок проек-тирование Находит в тексте рифмующиеся строки, подбирает рифмующиеся слова, сочиняет стихи на заданные рифмы. Составляет словарик собственных рифм, участвует в презентации выполненной работы. 72 Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Находит в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирает примеры слов с такими буквосочетаниями. 73 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу. 1 ч
Урок закрепления знаний Применяет правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. 74 Проверочный диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками». 1 ч
Урок контроля знаний Оценивает свои достижения в безошибочном письме как проявлении собственного уровня культуры, в применении орфографических правил и правил постановки знаков препинания; овладевает умением проверять написанное, первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе 75 Развитие речи. Работа с предложением и текстом. 1 ч
Урок развития речи Составляет предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирает к тексту заголовок, записывает составленный текст.
Звонкие и глухие согласные звуки
( 1 ч ) 76 Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА (промежуточная) 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Различает глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризует согласный звук (глухой - звонкий, парный - непарный) и оценивает правильность данной характеристики. Правильно произносит звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными ( кроме сонорных )
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным
( 16 ч ) 77 Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. 1 ч
Урок изучения нового материала Определяет на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносит произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. 78 Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. 1 ч
Урок изучения нового материала Находит в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различает проверочное и проверяемое слова.
79 Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне, изменение формы слова, подбор однокоренного слова. 1 ч
Урок изучения нового материала Подбирает проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка - трава, травушка; мороз - морозы, морозный.
80 Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне: изменение формы слова, подбор однокоренного слова. 1 ч
Урок закрепления знаний Подбирает проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка - трава, травушка; мороз - морозы, морозный.
81 Развитие речи. Составление поздравительной открытки. 1 ч
Урок развития речи Составляет текст поздравительной открытки (под руководством учителя) 82 Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. 1 ч
Урок закрепления знаний Использует правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. .
83 Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. 1 ч
Урок закрепления знаний Использует правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. .
84 Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. 1 ч
Урок закрепления знаний Объясняет правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирает примеры слов с изучаемой орфограммой 85 Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. 1 ч
Урок закрепления знаний Объясняет правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирает примеры слов с изучаемой орфограммой 86 Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. 1 ч
Урок закрепления знаний Объясняет правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирает примеры слов с изучаемой орфограммой 87 Развитие речи. Изложение текста по вопросам. 1 ч
Урок развития речи Излагает письменно текст по вопросам 88 Правописание гласных и согласных в корне слова. 1 ч
Урок обобщения знаний Объясняет правильность написания слов с изученными орфограммами. Работает с памяткой «Как подготовиться к диктанту» 89 Сопоставление правил обозначения буквами безударного гласного звука и парных согласных на конце слова и перед согласным 1 ч
Урок обобщения знаний Сопоставляет приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.
90 Фонетический разбор слова 1 ч
Урок обобщения знаний Работает с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводит звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу. 91 Проверочный диктант №3 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» 1 ч
Урок контроля знаний Оценивает свои достижения в безошибочном письме как проявлении собственного уровня культуры, в применении орфографических правил и правил постановки знаков препинания; овладевает умением проверять написанное, первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе 92 Работа над ошибками. Упражнения в фонетическом разборе слова. 1 ч
Урок закрепления знаний Работает с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводит звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу.
Разделительный мягкий знак (ь )
( 4 ч ) 93 Использование на письме разделительного мягкого знака. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Подбирает примеры слов с разделительным мягким знаком. Различает слова с мягким знаком - показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. 94 Правило написания разделительного мягкого знака в словах 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Использует правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объясняет написание разделительного ь в словах. 95 Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. 1 ч
Урок развития речи Составляет устный рассказ по серии рисунков 96 Проверочная работа № 4 по разделу «Звуки и буквы» 1 ч
Урок контроля знаний Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». Части речи (58 ч)
Части речи (2 ч ) 97 Общее представление о частях речи. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Соотносит слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализирует схему «Части речи», составлять по ней сообщение. 98 Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
1 ч
Урок изуче-ния нового материала Находит в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.
Имя существительное ( 19 ч )
Имя существительное как часть речи
( 3 ч ) 99 Представление о предметах и явлениях окружающего мира через имена существительные, обозначающие эти предметы и явления. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Распознает имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
100 Общее представление об имени существительном как части речи. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Обосновывает отнесение слова к имени существительному. Объясняет лексическое значение слов - имён существительных. Обогащает собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. 101 Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Работает со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные ( 4 ч ) 102 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Различает одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирает примеры таких существительных 103 Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. 1 ч
Урок закрепления знаний Классифицирует имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.
104 Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. 1 ч
Урок закрепления знаний Классифицирует имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.
105 Упражнения в различении имен существительных. Развитие речи. Составление письменных ответов на вопросы к тексту. 1 ч
Урок развития речи Классифицирует имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.
Собственные и нарицательные имена существительные ( 5 ч ) 106 Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Различает собственные и нарицательные имена существительные, подбирает примеры таких существительных. Классифицирует имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Пишет с заглавной буквы имена собственные. 107 Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри». 1 ч
Урок развития речи Находит информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии. Составляет рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма. 108 Заглавная буква в именах существительных собствен-ных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках жи-вотных) Развитие речи. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. 1 ч
Урок развития речи Составляет устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя 109 Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Находит информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении и названии своего города (или села, посёлка, деревни). 110 Обобщение по теме «соб-ственные и нарицательные имена существительные». Тест «Проверь себя» 1 ч
Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».
Число имён существительных( 2 ч ) 111 Изменение существительных по числам. Имена сущес-твительные, употребляющиеся только в одном числе. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет число имён существительных (единственное и множественное). Изменяет имена существительные по числам (книга - книги). Правильно произносит имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля - туфли, простыня - простыни). Работает с орфоэпическим словарём 112 Синтаксическая функция име-ни существительного в пред-ложении 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет, каким членом предложения является имя существительное в предложении.
Обобщение знаний об имени существительном (5 ч ) 113 Первоначальные представле-ния о разборе имени сущес-твительного как части речи. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. 114 Упражнение в разборе имени существительного как части речи 1 ч
Урок закрепления знаний Обосновывает правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицирует имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирает из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. 115 Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам 1 ч
Урок развития речи Работает с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверяет написанный текст. 116 Проверочная работа № 5 по теме «Имя существитель-ное» 1 ч
Урок контроля знаний Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».
117 Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. 1 ч
Урок обобщения знаний Определяет грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.
ГЛАГОЛ (12 ч )
Глагол как часть речи ( 4 ч ) 118 Глагол как часть речи и его употребление в речи. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Распознает глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывает правильность отнесения слова к глаголу. Классифицирует глаголы по вопросам. Распознает глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. 119 Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. 1 ч
Урок закрепления знаний Определяет, каким членом предложения является глагол в предложении. 120 Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста. 1 ч
Урок закрепления знаний Выбирает глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. 121 Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. 1 ч
Урок развития речи Рассматривает репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждает план предстоящего рассказа, составлять под руководством учителя по картине рассказ, записывает рассказ.
Число глагола ( 2 ч ) 122 Число глагола. Изменение глагола по числам. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменяет глаголы по числам, приводит примеры глаголов определённого числа, употребляет глаголы в определённом числе. 123 Правильное употребление глаголов в речи. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Соблюдает в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работает с орфоэпическим словарём.
Правописание частицы не с глаголом ( 1 ч ) 124 Правописание частицы не с глаголом . 1 ч
Урок изучения нового материала Раздельно пишет частицу не с глаголом
Обобщение знаний о глаголе (2 ч ) 125 Обобщение знаний о глаголе. 1 ч
Урок обобщения знаний Определяет грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывает правильность определения признаков глагола. 126 Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. 1 ч
Урок развития речи Определяет правильный порядок предложений, составляет текст, подбирает к нему название и записывает составленный текст.
Текст-повествование и роль в нём глаголов ( 3 ч ) 127 Текст-повествование и роль в нём глаголов. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Распознает текст-повествование. Наблюдает над ролью глаголов в повествовательном тексте. 128 Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. 1 ч
Урок развития речи Составляет текст-повествование на предложенную тему, находит нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывает ответ. 129 Проверочная работа № 6 по теме «Глагол» 1 ч
Урок контроля Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».
Имя прилагательное (13 ч )
Имя прилагательное как часть речи ( 6 ч ) 130 Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Распознает имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работает со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. 131 Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Обосновывает правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использует в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. 132 Связь имени прилагательного с именем существительным. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Выделяет из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводит примеры имён прилагательных. 133 Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Анализирует высказывания русских писателей о русском языке.
134 Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет, каким членом предложения является имя прилагательное.
135 Сравнение как одно из выразительных средств языка 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Подбирает имена прилагательные - сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.
Единственное и множественное число имён прилагательных (2 ч )
(2 ч ) 136 Изменение имён прилагательных по числам. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Определяет число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменяет прилагательные по числам.
137 Употребление имен при лагательных в единственном и во множественном числе. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Соблюдает литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.
Обобщение знаний об имени прилагательном ( 2 ч ) 138 Обобщение знаний об имени прилагательном
1 ч
Урок обобщения знаний Определяет грамматические признаки имени прилагательного; связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. 139 Проверочная работа № 7 по теме «Имя прилагательное». 1 ч
Урок контроля знаний Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных ( 3 ч ) 140 Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. 1 ч
Урок изучения нового материала Распознает текст-описание. Наблюдает над ролью имён прилагательных в тексте-описании. 141 Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». 1 ч
Урок развития речи Составляет текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя) 142 Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений 9описание домашнего животного либо комнатного растения ) 1 ч
Урок развития речи Составляет текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы)
Местоимение ( 4 ч )
Местоимение (личное) как часть речи ( 2 ч ) 143 Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Распознает личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различает местоимения и имена существительные. 144 Развитие речи. Редакти-рование текста с повто-ряющимися именами сущест-вительными.
1 ч
Урок развития речи Заменяет повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составляет из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составляет по рисункам диалоги. Находит в диалогической речи местоимения и определяет их роль в высказываниях.
Текст-рассуждение ( 2 ч ) 145 Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Развитие речи. Работа с текстом 1 ч
Урок развития речи Распознает текст-рассуждение. Создает устные и письменные тексты-рассуждения. Работает с текстом: определяет тип текста, тему и главную мысль, выделяет части в тексте-рассуждении, записывает текст по частям. 146 Проверочная работа № 8 по теме «Местоимение» 1 ч
Урок контроля знаний Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя».
Предлоги ( 6 ч ) 147 Роль предлогов в речи. Оз-накомление с наиболее упот-ребительными предлогами. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Узнает предлоги в устной и письменной речи. Правильно употребляет предлоги в речи (прийти из школы). 148 Функция предлогов . Раздельное написание предлогов со словами. 1 ч
Урок изуче-ния нового материала Раздельно пишет предлоги со словами. 149 Правописание предлогов с именами существительными. 1 ч
Урок закреп-ления знаний Раздельно пишет предлоги со словами. 150 Развитие речи. Редактирование текста: восстановление деформиро-ванного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок». 1 ч
Урок развития речи Редактирует текст; восстанавливает деформированный повествовательный текст 151 Проверочная работа № 9 по теме «Предлог» 1 ч
Урок контроля знаний Оценивает свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». 152 Работа над ошибками. Проект «В словари за частями речи!» 1 ч
Урок проектирование Пользуется толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находит полезную информацию в словарях, придумывает собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвует в презентации подготовленных заданий.
153
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 1
( ИТОГОВЫЙ)
1 ч
Урок контроля знаний Оценивает свои достижения в безошибочном письме как проявлении собственного уровня культуры, в применении орфографических правил и правил постановки знаков препинания; овладевает умением проверять написанное, первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе 154 Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи. 1 ч
Урок обобщения знаний Определяет грамматические признаки изученных частей речи
ПОВТОРЕНИЕ (16 ч )
155 Виды текстов. Создание текстов разных видов. 1 ч
Урок повторения Обобщает знания о признаках, по которым можно различить текст. Упражняется в создании текстов разных видов 156 Предложение. Знаки препина-ния в конце предложений. 1 ч
Урок повторения Обобщает знания об оформлении предложений в устной и письменной речи 157 Главные члены предложения. Связь слов в предложении. 1 ч
Урок повторения Определяет главные и второстепенные члены предложения, устанавливает связь слов в предложении. 158 Слово. Однозначные и мно-гозначные слова, антонимы, синонимы. 1 ч
Урок повторения Распознает однокоренные слова по двум признакам. Подбирает антонимы и синонимы. Подбирает группы однокоренных слов. 159- 161 Части речи . Разбор слова как часть речи. 3 ч
Урок повторения Определяет и классифицировать части речи, определять их грамматические признаки. 162 ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 ч
Урок контроля знаний Контролирует и оценивает знания, полученные в течение года. 163- 164 Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов. 2 ч
Урок повторения Выделяет звонкие и глухие согласные звуки, выполняет звукобуквенный анализ слова, пишет слова с парными согласными звуками 165 Обобщение знаний об изученных правилах правописания. 1 ч
Урок повторения Определяет безударный гласный звук и согласный по глухости-звонкости в слове, подбирать проверочные слова. Применяет правило написания слов с буквосочетаниями с шипящими звуками.. 166- 167 Упражнения в применении изученных правил правописания. 2 ч
Урок повторения Определяет безударный гласный звук и согласный по глухости-звонкости в слове, подбирает проверочные слова. Применяет правило написания слов с буквосочетаниями с шипящими звуками. 168- 169 Упражнения в применении изученных правил право-писания. 2 ч
Урок повторения Определяет безударный гласный звук и согласный по глухости-звонкости в слове, подбирать проверочные слова. Применяет правило написания слов с буквосочетаниями с шипящими звуками. Определяет и классифицировать части речи, определяет их грамматические признаки 170 Итоговый урок по курсу «Русский язык». 1 ч
Урок повторения Устанавливает связи между изученными темами, использует полученные знания для выполнения грамматических заданий, подбирает примеры с определенной орфограммой, устанавливает аналогии.