Доклад. Развитие творческих способностей младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению

знаний, к тренировке памяти …. хочется, чтобы дети

были путешественниками, открывателями и творцами

в этом мире.

В.А. Сухомлинский В последнее время многие взрослые (педагоги и родители) проявляют интерес к развитию креативных способностей у ребенка. Стало модным заменять слово «творческий» другим словом - «креативный». Однако мне думается, что смысл этих двух терминов несколько различен. Я считаю, младший школьный возраст - наиболее благоприятный период развития творческих способностей и формирования креативности личности. Детям этого возраста свойственны склонность к творчеству и фантазированию; повышенная впечатлительность и развитая эмпатия; стремление познавать все новое и умение радоваться жизни; развитое образное мышление и поэтическое восприятие мира; любознательность и потребность в самовыражении. Потребность младших школьников в самовыражении воплощается в их творчестве - они с удовольствием лепят, рисуют, конструируют; проявляя при этом огромную фантазию и выдумку. Творчество проявляется во всех сферах их деятельности. Оптимальные условия для развития креативности личности младших школьников создаются в рамках интеграции учебной и внеурочной деятельности.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас - учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей. Очень понравилось мне высказывание психолога Богоявленской: «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество - норма детского развития».

Я согласна со многими психологами и учителями, которые говорят, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться,и каждый ребёнок можетподняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки. Второе - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию. Третье - упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение». Четвертое - это интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше. Пятое - активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Одно из главнейших условий развития творчества - высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развития способности ребёнка - создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носяткомплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Для всестороннего развития личности школьника, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки, студии. Всестороннему развитию школьников содействуют также различные выставки художественного творчества, смотры технических поделок, творческие игры, праздники, фестивали конкурсы, концерты, музыкальные спектакли, школьные, городские, региональные и Всероссийские олимпиады по учебным предметам. Таким образом, всестороннее развитие креативных способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.

Подготовка к мероприятию проводится по схеме: создание творческой группы определение целей и задач ярмарка идей, написание сценария, репетиционный период, проведение мероприятия, анализ мероприятия, выявление проблем и путей их решения.

В целях поддержки подрастающего поколения, повышения личного рейтинга учащихся, для развития творческих личностей провожу разнообразную работу. Приведу примеры упражнений по формированию вербальной креативности для учащихся 7 - 9 лет, выстроенных в логической последовательности по принципу «от простого к сложному», которые можно применять как в учебной , так и во внеурочной деятельности. Это упражнения типа: «Волшебная мыльная пена». Создание на белой бумаге оттиска от цветной пены, полученной при смешивании жидкой краски с шампунем. «Дорисуй рисунок». Создание композиции, элементами которой являются образы, полученные путем дорисовывания геметрических фигур (треугольников и кругов). «Волшебная клякса». Получение рисунка или образа из большой цветной кляксы при помощи выдувания воздуха из обычной трубочки. «Чудесная пленка». Получение абстрактного или конкретного образа, пейзажа путем наложения и плотного прижимания пленки к листу картона с красками разного цвета, выдавленными из тюбиков. «Чудесные шарики». Получение рисунка при помощи вращения двух-трех небольших шариков в коробке, на дне которой, находится белый лист бумаги с каплями разноцветной краски. «Радужная губка». При помощи краски, нанесенной на влажную губку, на листе бумаги создаются чудесные изображения (радуга, поля, луга, волны ). «Фантазия». Учащиеся складывают пополам лист бумаги, потом раскрывают его, хаотично наносят на одну половинку внутренней стороны листа капли разноцветной краски, соединяют обе половинки, плотно прижимают друг к другу и получают единый рисунок из симметричных оттисков. Выполняя эти упражнения, школьники должны в хаосе увидеть определенный образ и, дорисовав, доработав его, получить цельную, яркую картинку и затем подробно описать ее. Кроме перечисленных упражнений, могу привести примеры заданий на развитие способности ярко и красочно представлять созданные в воображении образы посредством словесной организации, умения создавать небольшие художественные тексты путем гармоничного использования разнообразных выразительных средств литературного языка. К таким упражнениям относятся: «Угадай предмет». Красочно описать какой-либо предмет (окно, водопроводный кран, стул, книгу и т.п.). «Придумай». Предложить варианты применения различных предметов (высушенного цветка, кисти для рисования, перегоревшей лампочки, стакана, носка, перчатки т.д.). «Медаль». Придумать, нарисовать и устно описать медаль, которую можно было бы вручать за «особые заслуги», например: за «шоколадолюбие», «лучшую лужепроходимость», «скоростное шнуркозавязывание» и т.д. «Продолжи сказку». Сочинить продолжение знакомой сказки. «Придумай фантастический рассказ». «Придумай юмористический рассказ». Также можно привести примеры упражнений на развитие беглости и оригинальности мышления, на расширение ассоциативных словесных связей: «Гирлянда». Отталкиваясь от исходного слова, составить ассоциативный ряд, в котором каждое предыдущее слово выступает отправной точкой для последующего (дорога - извилистая - крутая - яйцо - скользкая - горка - снег - сахар - вкусно - компот - фрукты - …). «Цветок». Каждому лепестку цветка соответствует одна буква слова «цветок». Придумать на каждую букву как можно больше слов, тематически связанных с растительным миром. Аналогичные упражнения «Звезда». Основой являются лучики звезды и тематическая связь с планетами, звездным небом. «Снежинка». Основа - лучики снежинки и тематическая связь с зимней природой. «Ассоциативный ряд». Подобрать как можно больше слов - ассоциаций (писатель - ручка. Бумага, книга, буквы, сюжет, издательство, популярность, сценарий и т.д.). «Точка зрения бабочки», «Мысли вслух». Описать мысли, чувства, эмоции, желания конкретного персонажа (например, порхающей над лугом бабочки, летящего в ворота футбольного мяча, комара, увидевшего человека, и т.д.). При этом желательно, чтобы высказывания носили юмористический характер. «Эмоции». Описать словами эмоцию (грусть, страх, радость, отчаяние и т.п.) «Чувства». Рассказать о чувствах, которые испытывает человек в той или иной ситуации («попал под холодный ливень», «попал в снежную бурю», «загорает на пляже», «впервые увидел море» и т.д.). «Подбери рифму». Подобрать рифмы к заданным словам и придумать небольшое стихотворение. Для коллективной творческой деятельности могу предложить упражнения, которые требуют большой подготовки и выполняются поэтапно в заданных временных рамках. Такие упражнения развивают у младших школьников широкий спектр психических процессов, а также творческие, литературные и артистические способности. К ним относятся упражнения: «Спектакль». Учащиеся лепят из пластилина или изготавливают из бумаги фигурки фантастических существ, растений, придумывают им названия, совместно сочиняют сценарий небольшого спектакля с этими персонажами, а потом представляют его. «Фантастический сад». Каждый учащийся придумывает и рисует свое фантастическое растение, подбирает к нему название, а затем представляет его одноклассникам. Далее проводится коллективная работа - учащиеся создают из этих растений чудесный «фантастический сад» и сочиняют о нем сказку. Есть такое шуточное высказывание: «В каждом человеке спит гений. И с каждым днем - все крепче и крепче». Американскими психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который дал толчок развитию таланта всемирно признанных гениев. Оказалось, что все они в детстве имели опыт радости собственного творчества. Причём не обязательно, чтобы род занятий, где был получен этот опыт, совпадал с областью интересов в зрелом возрасте. Давайте же дадим нашим детям возможность радоваться собственным открытиям, пусть очень маленьким с нашей точки зрения, но таким важным для детского восприятия. «Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для меня эта истина является и девизом и руководством к действию. Результатом работы считаю - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива.

Литература:


  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пос. для учителя. М. «2010 г.
  2. Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи. // Лингвистика креатива: Коллективная монография/ Екатеринбург, 2009 г.






























План

профессионального самообразования

учителя начальных классов


ЧИНОКАЛОВОЙ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ

на 2015 -2018г.г.



















Единая методическая проблема школьной методической службы:

Развитие компетентностей педагогов как фактор достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.

Единая методическая проблема методического объединения учителей начальных классов :

Развитие профессиональных компетентностей педагогов начальной школы как фактор достижения современного качества образования.

Индивидуальная методическая проблема:

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность.
Цель профессионального самообразования: овладение новыми педагогическими технологиями с целью формирования ключевых компетенций у учащихся путем привлечения их в проектную и исследовательскую деятельности.

Задачи профессионального самообразования: изучить и применять новые педагогические технологии, развивать познавательную активность у учащихся, повышать свой методический уровень, изучить методическую литературу по данной теме, обобщать и распространять свой педагогический опыт.
Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.
Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, школьные научно-практические конференции.







Формы самообразования:
Индивидуальная: - посещение уроков коллег; - участие в педагогических советах школы; - изучение научно - методической и учебной литературы. - участие в работе методического объединения школы. Групповая: - участие в педагогических советах школы; - участие в работе методического объединения школы; - курсовая подготовка на КПК; - изучение научно - методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

Ожидаемый результат самообразования: повышение уровня профессиональной компетенции, овладение компетентностым подходом в обучении, повышение качества образования школьников.

Планируемые результаты самообразования:

- выступление на педагогических советах школы;

- участие в работе МО школы и города;

- создание банка статей с обобщением опыта по данной теме;

- выступление по теме самообразования на научно-практических конференциях различного уровня;

- разработка памятки для учащихся и родителей по теме самообразования;

- создание банка проектных и исследовательских работ учащихся;

- постоянное ведение электронного портфолио учителя.
















План самообразования разработан на 2015-2018 г.г.

и включает следующие этапы.

I. Теоретический этап: 2015 - 2016 г. г.

1. Анализ личных затруднений по данной проблеме.

2. Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе.

3. Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования.

4. Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания.

5. Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий.

II. Практическое решение проблемы: 2015 - 2017 г. г. 1. Создание комплекта педагогических разработок. 2. Корректировка работы по данной проблеме. 3. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования. 4. Оформление результатов по теме самообразования. 5. Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и школьном методическом объединении. 6. Посещение с обсуждением открытых уроков и мероприятий. III. Оценочный этап: 2017 - 2018г. г. 1. Анализ проделанной работы по проблеме. 2. Создание статей по теме самообразования.



© 2010-2022