Родительское собрание на тему Семейное чтение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Семейное чтение» (диалог с элементами тренинга)
Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.
Задачи: 1.Осмысление важности приобщения ребенка к систематическому осознанному чтению. 2.Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению. 3.Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.
Форма проведения: диалог с элементами тренинга.
Этап подготовки 1.«Параллельное» анкетирование учащихся и их родителей на тему «Любит ли ребенок читать?». 2.Подготовка эвристической мотивирующей информации для родителей «О чтении языком статистики». 3.Разработка памяток для родителей: 3.1.«Как воспитать книгочея?». 3.2.«Литература для родителей по семейному чтению». 4.Формирование текстов тренинговых упражнений по развитию техники чтения и интереса к нему: 4.1 .«Пословицы». 4.2.«Слова на тему». 5.Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании: 5.1 .Чтение - это важно. 5.2.Как воспитать книгочея? 5.3.Учимся читать рационально и осмысленно. 5.4.Что читают наши дети.
Учитель: Дорогие друзья! Заявленная тема нашей встречи весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из сидящих здесь наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга. Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах (раздаю родителям памятки и комментирую некоторые ее позиции):

Образец 1 О чтении языком статистики *Человек воспринимает глазами 20 % информации, из них 70 % - посредством чтения. *К 1980 году объем информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. *К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрастет в 4 раза, к 2040 году - в 32 раза. *Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. *95 % людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты). *Средняя скорость чтения старшеклассников - 90-100 слов в минуту, студентов - 120-180. специалистов с высшим образованием - 200-250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60 %). *Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок. *У традиционно читающего человека объем одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков - 1,5-2 слова одной строки. *Потрясающе быстро читали Ж. Ж. Руссо, А. С. Пушкин, Наполеон, о. де Бальзак, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, В. И. Ленин, М. Горький, А. В. Луначарский. *Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. *О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса. *М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту. *Просветитель Н. А. Рубакин в течение жизни прочитал более двух-тысяч книг (по 2750 в год). *И. Гете: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели». *Н. Амосов: «Для человеческого организма благоприятен только режим напряжения. Силы при напряжении возрастают».
Учитель: Первый вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение. - «Чтение - это важно». Действительно, в истории русской культуры литература для детей занимала почетное место - именно в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, ученые. Родоначальниками детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники (1574 год - Иван Федоров, «Азбука»; 1634 год - В. Ф. Бурцов, «Букварь»; XIX век - К. Д. Ушинский, «Детский мир»). С детства памятны нам сказки В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. П. Ершова, а. Н. Афанасьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка. Это - наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств». Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьется ли этот интерес, превратится ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от вас, дорогие папы и мамы. (Слышится топот, забегают два ученика - Настя и Арсений и Баба-Яга). Арсений: Беда! Нас похитили! Видите сундук под Бабой-Ягой? Это сундук загадок. Если мы три загадки отгадаем, то спасемся и вернемся домой, в наш родной 2 «А». Настя: Петя, ну давай попробуем, очень я по ребятам соскучилась! Баба-Яга: А ну, сундук, давай первую загадку! Ведущая: Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней, Станешь в десять раз умней! Арсений: Рыба! Настя: Сеня, но ты же ее не понимаешь и в десять раз умнее не становишься. Арсений: Ты права, Настя. Что же это может быть? Настя.: Это мама, она всегда говорит понятно и нескучно.
Арсений: Разве мама говорит беззвучно? Нет, это не мама. Но кто? Настя: Арсений, пока мы не можем отгадать даже первой загадки. Арсений: Кто же нам поможет? Может папы и мамы? Ведущая (обращается к родителям): Уважаемые гости, а может, вы поможете Арсению и Насте. Родители: Это книга! Баба-Яга: Кто это там подсказывает? Сейчас возьму и спрячу в свой сундук! Баба-Яга: А вот вторую загадку никогда не отгадаете! Давай-ка сундук, не подкачай! Ведущая: Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. Баба-Яга (бегает с метлой): Ну, что? Что за книжка, а? Арсений: Трудная книжка... это та, что с загадками. Баба-Яга: Вот и не угадал... не та-а-а книжечка. Настя: Арсений, давай лучше посмотрим наши учебники. (Достает из портфеля математику). Арсений: Смотри, это же математика! Баба-Яга: Все равно не отгадаете! Отдай мне эту книжечку (пытается вырвать книжку). Арсений : Не отдам! Настя, смотри, вот они братишки-то - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Их ведь десять. Это цифры! Настя: Ура! Загадывай, бабуля, последнюю загадку! Баба-Яга: Теперь они не отгадают, ведь портфель-то у меня! А, ну, сундук, загадай трудную-претрудную загадку. Ведущая: Развернули дети Голубые сети, Но за партой, а не в речке, Не на рыб, А на словечки. Арсений: Настя, это, наверное карта. На ней и сети есть. Настя: Нет, Сеня, не угадал ты. Видишь, Баба-Яга радуется. Баба-Яга: Ха-ха-ха! (Потирает руки и пляшет с метлой). Настя: А мне утром мама тетради новые дала... там ведь тоже сети. Арсений: Конечно, это сети на словечки. У-р-р-а! Мы все отгадали! (Убегают). Баба-Яга (злится): Ох, уж мне эти книги, да тетради! Один вред от них! Ну, попадетесь мне в следующий раз, ни за что не отпущу!
Учитель: В преддверии собрания мы провели опрос детей и анкетирование родителей. Вопросы были одинаковыми, и вот какие результаты мы получили.
Образец 2 Анкета 1. «Любишь ли ты читать?» 1.Любишь ли ты читать? 2.Какую книгу ты читаешь сейчас? 3.Читают ли тебе родители? 4.Читаешь ли ты вместе с родителями? 5.В твоей семье любят читать взрослые? 6.Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно? 7.Есть ли у вас дома интересные детские книги? 8.Ходишь ли ты в библиотеку? 9.Какую книгу сейчас читает мама? Папа? 10. Какие книги тебе больше всего нравится читать?

Анкета 2. «Любит ли читать ваш ребенок?»
1.Любит ли читать ваш ребенок? 2.Какую книгу читает ваш ребенок сейчас? 3.Читаете ли вы детям? 4.Читаете ли вы вместе с ребенком? 5.Любят ли в вашей семье читать взрослые? 6.Как вы думаете, ваш ребенок читает, потому что надо, или что интересно? 7.Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для вашего ребенка? 8.Посещает ли ваш ребенок библиотеку? 9.Какую книгу читаете сейчас вы? Ваш супруг (а)? 10.Книги какого содержания предпочитает читать ваш ребенок?

Учитель: Анализ анкет показал, что любят читать лишь около половины наших детей, причем родители в своих оценках были более строги, чем дети. Каждый третий родитель не знает, какую книгу читает их ребенок сейчас, из этого (увы!) следует, что далеко не все из вас участвуют в домашнем чтении ребенка. Лишь меньше половины родителей читают своим детям, а ведь наши ребята так в этом нуждаются. Некоторые из них опускают головы и грустят, когда кто-то из ребят с гордостью рассказывает о семейном чтении. Я не хочу морализировать, упрекать и поучать, но поверьте, вы много теряете, обедняете себя, упуская возможность войти в ребячий мир, лучше понять его, помочь ребенку. Из ответов следует, что в сорока с небольшим процентах семей взрослые любят читать и дети это видят. Это самый лучший способ вовлечь ребят в это интересное занятие, так как сила примера отца и матери очень велика. Увы, каждый второй родитель констатирует, что ребенок читает больше по необходимости. А дети немного «приукрашивают» себя и лукавят, говоря, что большинство из них читает, потому что интересно. Меня порадовало, что почти у всех дома есть книги для детей, и каждый из них в любой момент может взять интересующую. Но библиотека, к сожалению, привлекательна не для всех детей, хотя, если вы помните, мы вместе ходили туда, завели формуляры, объяснили правила, показали, как много интересных книг можно выбрать. Ответ на вопрос о том, что читают взрослые в семье, огорчил: почти никто из них не смог ответить на него. Зато большая часть родителей правильно назвала книгу, которую читает ребенок. Это радует. А вот ответы на последний вопрос о читательских предпочтениях детей полны противоречий. Некоторые родители полагают, что их дети любят сказки, а они, оказывается, предпочитают приключения. Другие считают, что дети увлекаются чтением энциклопедий, а на самом деле они любят комиксы. Это несоответствие - еще одно доказательство того, что наше внимание к чтению детей недостаточно, а тема, которую мы сегодня обсуждаем, действительно актуальна. Учитель: А теперь, уважаемые собеседники, давайте сообща ответим на вопрос «Почему чтение - это важно?». Каждый ваш аргумент - это ступенька на пути к вершине, которую ребенок достигает, если становится активным читателем. Я прошу вас объединиться парами и через две минуты предложить свой аргумент. Цепочка мнений родителей, в результате на доске появляется словесная «лесенка».












Комментарии учителя к получившейся схеме. Книга будит эмоции Еще И. П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это - эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребенок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребенок живет в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стекла в машине, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», - говорят обычно. Нет, правильнее всего - от эмоционального «голода».
Чтение повышает интеллект Еще раз обратите внимание на памятки и заметьте, что человек воспринимает глазами 20 % информации, и из них 70 % посредством чтения. То есть, если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14 % от всей доступной ему информации. Заметьте: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня - способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И. Гете: ««Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».
Чтение помогает в учебе Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.
Книги формируют самообразовательные навыки Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир - увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно. Ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.
Чтение побуждает к нравственным поступкам К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают. Книги - ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок-невежа» А. Барто, «Волшебное слово» Л. Осеевой, стихотворение С. Маршака «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести» и многие другие, - это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер. Ребенок, который осудил медвежонка за то, что тот «примчался к дому и первым влез в берлогу, медведю пожилому не уступил дорогу», едва ли станет, отпихивая взрослых, рваться к двери.
Учитель: А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос: «Как воспитать книгочея?». К сожалению, часто мы наталкиваемся на стойкое неприятие процесса чтения со стороны ребенка. В чем дело? (Обращаюсь к родителям с просьбой дать свою версию ответа на этот вопрос). Учитель: Предлагаю объединиться «четверками» и попытаться через 5 минут предложить присутствующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребенка к чтению.
Варианты «советов» родителей Первая группа: На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их «чада» будет книгочеем. Комментарий учителя: Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами они при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребенок поймет их истинную ценность. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребенок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать. Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребенок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются новой покупке и тут же листают ее.
Вторая группа: Надо поддерживать интерес к чтению у ребенка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им. Комментарий учителя: Действительно, ваше участие в процессе чтения ребенка бесценно. Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.
Третья группа: Мы думаем, что могут помочь маленькие родительские «хитрости», например: «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне так некогда! Я пока помою посуду». Комментарий учителя: Хороший прием: чтение не должно быть «в пустоту», если ребенку оно еще трудно дается. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребенка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперед - естественно и ненавязчиво.
Четвертая группа: Надо дарить ребенку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ним в книжным магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам». Комментарий учителя: Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, зависит очень многое. В. Маяковский о своей первой книге писал так: «Первая книга - какая-то «Птичница Агафья». Если бы мне в то время попалась несколько таких книг - бросил бы читать совсем. К счастью, вторая - «Дон Кихот». Вот это книга! Сделал деревянный меч и латы, разил окружающих». Видите, как тонко отметил поэт: если книга пришлась по душе, она входит в жизнь, в нее хочется «играть». Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребенку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребенком, их содержание вы помните. разил окружающих». Видите, как тонко отметил поэт: если книга пришлась по душе, она входит в жизнь, в нее хочется «играть». Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребенку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребенком, их содержание вы помните.
Пятая группа: Надо запастись терпением, не упрекать ребенка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие «шажки» вперед. Помните, что и у вас не сразу
получилось. Комментарий учителя: Самый антипедагогичный вопрос, который можно задать ребенку, такой: «Ну как ты не можешь читать быстрее?» Еще хуже, если, потеряв контроль над собой, вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что бы ни было поводом: нежелание, неумение читать - кричать на ребенка недопустимо и унизительно, а главное, бесполезно. Ребенок, на которого накричали, не способен работать продуктивно. Я делаю на это акцент, потому что дети делятся своими переживаниями. Но они великодушны и обычно прощают пап и мам.
Шестая группа: Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребенок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чем-то, очень ободряет ребенка и помогает ему закрепить читательский интерес. Комментарий учителя: В подобных ситуациях ребенок обычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу...» И у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа - прекрасная школа рассказывания, необходимая человеку.

Учитель: Конечно, «копилку родительской мудрости» можно еще пополнять. И я думаю, вы продолжите это делать и после нашей встречи. А пока я предлагаю вам памятки, в которых немало полезных советов.
Образец 3 Памятка для родителей «Как воспитать книгочея?» *Первые книги у ребенка должны быть красочно оформлены, тогда они еще до чтения заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадет. *Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов. Повествование, состоящее из множества страниц, психологически как бы «давит» на ребенка, он понимает, что прочесть сразу он не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий. *Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребенка. Обязательно поговорите о прочитанном (и не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями по поводу самого чтения). Похвалите, даже если не все было «гладко». *Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно понять о прочитанном все, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание ребенка на выразительность письма, на яркий образный язык. *Взрослым не стоит прекращать читать ребенку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами увлекаясь содержанием, читают ребенку - это замечательный способ духовного с ним единения, общения и естественного развития. *Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат. *В доме обязательно должна быть детская библиотечка, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребенка, но не только. Ребенок, возможно, еще не осознает нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребенок их оценит. *Отыщите на антресолях свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребенку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни. *Внимательно следите за программой по внеклассному чтению. Возможно, обязательность отторгает ребенка от чтения таких книг. Попробуйте прочесть (или хотя бы просмотреть) их и заинтересовать их содержанием. *Заведите «семейный читательский дневник», куда каждый из членов семьи коротко (возможно даже в одно предложение) запишет свое впечатление о прочитанном.
Учитель: Следующий этап нашего разговора - «Учимся читать рационально и осмысленно». В начале нашего диалога мы подчеркнули мысль о том, что совершенствовать технику чтения, развивать способность быстро ориентироваться в тексте нужно на протяжении всей жизни, а особенно на таком трудном этапе, как начальная школа. Сегодня, уважаемые родители вы получите текст с большим количеством интересных упражнений, выполнение которых развивает интерес к чтению и способствует развитию его техники в условиях семейного воспитания. А чтобы вы поняли, в чем суть предлагаемых заданий, мы, объединившись парами, попробуем их выполнить сами. В каждом варианте задания - два упражнения. В первом следует воссоединить пословицы из левой и правой колонок, во втором - из 14 предложенных слов необходимо составить 7 пар, подбирая противоположные по значению.
Образец 4 Упражнения по развитию осмысленности и техники чтения Задание 1. Упражнение «Пословицы» 1.Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок (результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом). 2.Фиксируйте время.

Первая половина пословицы Вторая половина пословицы
1 Своя ноша Дитя без глазу 1 2 Каждая курица Не сразу строилась 2 3 Смелость Просто открывался 3 4 Лбом стены Свой насест хвалит 4 5 Москва Не тянет 5 6 У семи нянек Не прошибёшь 6 7 А ларчик Города берёт 7


Упражнение «Антонимы» 1. Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению. 2. Запишите решение цифрами.

1.Добрый. 8. Грязный. 2.Веселый. 9. Грустный. 3.Чистый. 10. Маленький. 4.Талантливый. 11. Узкий. 5.Большой. 12. Бездарный. 6.Высокий. 13. Злой. 7.Широкий. 14. Низкий.

Учитель: А теперь выполним упражнение, которое развивает познавательную активность, творческое воображение. Заменяя в задании ключевое слово по собственному усмотрению, упражнение можно повторять дома с детьми много раз.
Упражнение «Слова на тему» Вариант 1. В течение 10 минут запишите слова на тему «Зима». Вариант 2. В течение 10 минут записывайте слова на тему «Космос». Вариант 3. В течение 10 минут записывайте слова на тему «Библиотека». Вариант 4. В течение 10 минут записывайте слова на тему «Магазин». Вариант 5. В течение 10 минут записывайте слова на тему «Музыка». Вариант 6. В течение 10 минут записывайте слова на тему «Спорт».


Учитель: Мы опросили наших детей по поводу того, что они любят читать. Оказалось, что более половины (около 60 %) предпочитают русские сказки (А. С. Пушкина, С. Аксакова, П. Ершова, А Толстого, Э. Успенского) и сказки зарубежных авторов (Г. X. Андерсена, А. Линдгрен. А. Милна, Ш. Перро, Дж. Родари). У 14,7 % любимым жанром являются приключения («Робинзон Крузо», Д. Дефо; «Дети капитана Гранта» Ж. Верна и др.) научно-познавательная литература занимает скромное место - менее 10 %. Остальные дети отдают предпочтение рисованным «мультикам», детским журналам. Конечно, вкус к интересной книге нужно прививать. Иногда родители идут на поводу у еще не окрепших вкусов детей и покупают комиксы, не задумываясь о том, что упускают возможность приобщить ребенка к настоящей литературе, дать «пищу» для ума. Итак, давайте помнить, что книга - носитель и хранитель национального наследия, воспитатель духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем ребенка мире. Ищите вместе с ним и находите красоту в поэтическом слове, в блестящей прозе и этот мир станет ярче, оптимистичнее, радостнее. И пусть вечерами в семейном кругу звучат волшебные строки: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит... Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Читайте сами, читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь нелегок, но он прекрасен, поскольку ведет к вершинам нравственности и понимания высокого Предназначения Человека в этом мире. (Родителям раздается список литературы о чтении детей, о семейном чтении).

приложения

Упражнения по развитию осознанности чтения
1. Упражнения «Составьте пословицы» Упражнение 1. 1.Каждое слово в пословице поставьте на свое место. 2.Передайте смысл пословицы своими словами. 3.Фиксируйте время.
С, кобыле, легче, воза, баба. Да, учат, беды, мучат, уму. И, пруда, без, вынешь, из, труда, не, рыбку. Не, платок, всякий, роток, на, накинешь. Во, еды, приходит, время, аппетит.
Упражнение 2. 1.Каждое слово в пословице поставьте на свое место. 2.Передайте смысл пословицы своими словами. 3.Фиксируйте время.
А, неделю, на хлеба, едешь, день, бери, на. И, богу, расшибет, дурака, лоб, заставь, молиться, он. А, беду, своей, разведу, чужую, к, ума, не руками, приложу. От, ищут, добра, не добра. А, бежит, добрая, сама, лежит, слава, худая. Там, любовь, нет, и, совет, горя, и, где. А, пожалеет, приласкает, жена. мать.
Упражнение 3. 1.Каждое слово в пословице поставьте на свое место. 2.Передайте смысл пословицы своими словами. 3.Фиксируйте время.
Ни. погонишься, одного, поймаешь, двумя, не зайцами, за. И, где, рвется, тонко, там. Не, свинья, выдаст, не, Господь, не съест. Золотом, бей, умеешь, молотом, не шить. Не, пока, мужик, грянет, перекрестится, гром. не. А, пером, человек, красна, умом, птица.
Да. голова, досталась, умная, дураку.
2. Упражнения «Мини-бестселлер» Упражнение 1. В течение 3-х минут составьте текст, используя такие слова: сигнал, помеха, снег, ручка, книга, дорога, погода.
Упражнение 2. В течение 3-х минут составьте текст, используя такие слова: кукла, платье, игрушка, цвет, сон, глаза, кроватка.
Упражнение 3. В течение 3-х минут составьте текст, используя такие слова: семья, книга, папа, вечер, лампа, радость, сказка.
3. Упражнение «Лабиринты» Упражнение 1. Определите правильную последовательность строк в этих четверостишиях и запишите в своей рабочей тетради. Песня раздается Неисходною струей Громче, громче льется Между небом и землей. (Н. Кукольник) Он бежит себе в волнах Ветер по морю гуляет На раздутых парусах И кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин) И пуще лишь шумит Та ей в глаза хохочет Зима еще хлопочет И на весну ворчит. (Ф. Тютчев)
На поляне у тропинки С бугорка ручей бежит Пробиваются травинки А под елкой снег лежит. (Б. Заходер)

© 2010-2022