- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по русскому языку по теме: Однокоренные слова
Конспект по русскому языку по теме: Однокоренные слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панюшкина С.В. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Однокоренные слова.
Цели : совершенствовать умения учащихся находить корень в словах через подбор родственных слов; способствовать развитию мыслительных операций (сравнение, классификация); воспитывать и прививать навыки культурного общения.
Предметные: подбирает родственные слова, различает формы слова и однокоренных слов.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в разнообразии, рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные: применять установленные правила, последовательности действий. Личностные: здоровьесберегающее поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
Оборудование: карточки, запись на доске, учебник.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Улыбнулись друг другу, тихонько сели. Сегодня на уроке русского языка мы продолжим работать с однокоренными словами и будем закреплять умения выделять корень. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе фигур и принесете мне на стол: (урок понравился - улыбающееся лицо, нет - грустное).
2.Вхождение в тему.
Учитель: В воскресенье брат и сестра решили покататься на лыжах. Лыжня вела к высокой горке, которую накануне сделали ребята. Оказалось, что не все могут взобраться на эту горку. Покататься с нее может только тот, кто подберет родственные слова. Выделите корень, который является для всех слов общим.
(На доске: лыжа, - лыжня, - лыжная, - лыжник, - лыжница)
Учитель: Как можно назвать получившиеся слова? (Однокоренными).
Учитель: Какие слова называют однокоренными? (Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными).
Гриб, грибник, грибной.
Учитель: Что такое корень? ( Общая часть родственных слов, называется корнем).
Ход, ходит, выход, проход, переход.
3. Чистописание.
Учитель: Назовите первый звук, получившихся слов. ( Это звук л).
Учитель: Дайте ему характеристику. (Звук л - согласный, звонкий, бывает твердым и мягким, непарный).
Учитель: Какой буквой он обозначается на письме? (На письме он обозначается буквой «эль»).
Учитель: Посмотрите на запись, что можете сказать? (В первой строке звук л твердый, во второй - мягкий).
Ла ла ло ло лу лу лу лы лы
Ли ли ле ле лю лю ля ля
Учитель:Спишите эти две строчки, а на третьей запишите получившиеся слова: лыжа, лыжня, лыжная, лыжник, лыжница. Выделите общую часть.
4.Упражнение в распознавании однокоренных слов. (на доске)
Игра «Третий лишний».
Морозный, холодный, мороз.
Смелый, храбрый, смелость.
Вода, водный, водитель.
Нос, носильщик, носовой (платок).
Учитель: Найдите в каждой строке однокоренные слова и докажите это. Напишите только однокоренные слова, выделите корень.
Какие два признака имеют однокоренные слова? ( а) Они сходны, близки по смыслу.
б) У них есть общая часть).
5. Словарная работа.
Учитель: Почему так назвали? Отгадайте, кто это:
Летом он ходит без устали по лесу, а зимой лежит в берлоге со своим крошечным детенышем, лижет лапу и мечтает, наверное. О том, чтобы скорее наступило лето. Ведь летом можно будет разыскивать ульи диких пчел, и лакомиться медом. До чего же он любит мед! И назвали его знающий (ведающий), где мед. ( Это медведь).
Учитель: записать слова: медведь, медведица, медвежонок. Выделить общую часть. Устно составить предложение.
6. Диктант.
Мороз запушил деревья снежком. Тихо в лесу. Медведь спит в берлоге.
7. Самостоятельная работа. (карточки, дифференцированный подход)
Учитель: Выберите карточку и выполните задание.
Карточки для детей высокого уровня развития:
1. Вставь пропущенную букву.Выдели в них корень.
В…робей, н..чной, н..чевать, сл..нёнок, м..рской, с..сна, п..тно.
Карточки для детей среднего уровня развития:
1.Прочитай. Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Выдели корень.
Нос, носильщик, носик, носатый.
Час, часок, часть, часовщик.
2. Прочитай. Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Выдели корень.
Гусь, гусята, гусеница, гусыня.
Циркуль, цирк, цирковой, циркач.
Карточки для детей низкого уровня развития:
1. Выдели в однокоренных словах общую часть, которая называется корнем:
Рыба, рыбалка, рыбак.
Лес, лесной, лесник.
2. Выдели в однокоренных словах общую часть, которая называется корнем:
Гриб, грибник, грибной.
Сад, садовый, садовник.
(Для тех, кто справится, выполнить упражнение 3, с.96)
8. Домашнее задание: упр. 6 с.97
9. Итог урока.
- Какие слова называются однокоренными?
- Что называется корнем?
Учитель: Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Корень надо выделять.
Учитель: Спасибо всем за урок. Пожалуйста, положите фигурку, которая соответствует нашему уроку.