Конспект по русскому языку по теме: Однокоренные слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Однокоренные слова.


Цели : совершенствовать умения учащихся находить корень в словах через подбор родственных слов; способствовать развитию мыслительных операций (сравнение, классификация); воспитывать и прививать навыки культурного общения.

Предметные: подбирает родственные слова, различает формы слова и однокоренных слов.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в разнообразии, рефлексия способов и условий действий.

Регулятивные: применять установленные правила, последовательности действий. Личностные: здоровьесберегающее поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Оборудование: карточки, запись на доске, учебник.

Ход урока.


1. Организационный момент.

Учитель: Улыбнулись друг другу, тихонько сели. Сегодня на уроке русского языка мы продолжим работать с однокоренными словами и будем закреплять умения выделять корень. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе фигур и принесете мне на стол: (урок понравился - улыбающееся лицо, нет - грустное).

2.Вхождение в тему.

Учитель: В воскресенье брат и сестра решили покататься на лыжах. Лыжня вела к высокой горке, которую накануне сделали ребята. Оказалось, что не все могут взобраться на эту горку. Покататься с нее может только тот, кто подберет родственные слова. Выделите корень, который является для всех слов общим.

(На доске: лыжа, - лыжня, - лыжная, - лыжник, - лыжница)

Учитель: Как можно назвать получившиеся слова? (Однокоренными).

Учитель: Какие слова называют однокоренными? (Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными).

Гриб, грибник, грибной.

Учитель: Что такое корень? ( Общая часть родственных слов, называется корнем).

Ход, ходит, выход, проход, переход.

3. Чистописание.

Учитель: Назовите первый звук, получившихся слов. ( Это звук л).

Учитель: Дайте ему характеристику. (Звук л - согласный, звонкий, бывает твердым и мягким, непарный).

Учитель: Какой буквой он обозначается на письме? (На письме он обозначается буквой «эль»).

Учитель: Посмотрите на запись, что можете сказать? (В первой строке звук л твердый, во второй - мягкий).

Ла ла ло ло лу лу лу лы лы

Ли ли ле ле лю лю ля ля

Учитель:Спишите эти две строчки, а на третьей запишите получившиеся слова: лыжа, лыжня, лыжная, лыжник, лыжница. Выделите общую часть.

4.Упражнение в распознавании однокоренных слов. (на доске)

Игра «Третий лишний».

Морозный, холодный, мороз.

Смелый, храбрый, смелость.

Вода, водный, водитель.

Нос, носильщик, носовой (платок).

Учитель: Найдите в каждой строке однокоренные слова и докажите это. Напишите только однокоренные слова, выделите корень.

Какие два признака имеют однокоренные слова? ( а) Они сходны, близки по смыслу.

б) У них есть общая часть).

5. Словарная работа.

Учитель: Почему так назвали? Отгадайте, кто это:

Летом он ходит без устали по лесу, а зимой лежит в берлоге со своим крошечным детенышем, лижет лапу и мечтает, наверное. О том, чтобы скорее наступило лето. Ведь летом можно будет разыскивать ульи диких пчел, и лакомиться медом. До чего же он любит мед! И назвали его знающий (ведающий), где мед. ( Это медведь).

Учитель: записать слова: медведь, медведица, медвежонок. Выделить общую часть. Устно составить предложение.

6. Диктант.

Мороз запушил деревья снежком. Тихо в лесу. Медведь спит в берлоге.

7. Самостоятельная работа. (карточки, дифференцированный подход)

Учитель: Выберите карточку и выполните задание.

Карточки для детей высокого уровня развития:

1. Вставь пропущенную букву.Выдели в них корень.

В…робей, н..чной, н..чевать, сл..нёнок, м..рской, с..сна, п..тно.

Карточки для детей среднего уровня развития:

1.Прочитай. Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Выдели корень.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Час, часок, часть, часовщик.

2. Прочитай. Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Выдели корень.

Гусь, гусята, гусеница, гусыня.

Циркуль, цирк, цирковой, циркач.

Карточки для детей низкого уровня развития:

1. Выдели в однокоренных словах общую часть, которая называется корнем:

Рыба, рыбалка, рыбак.

Лес, лесной, лесник.

2. Выдели в однокоренных словах общую часть, которая называется корнем:

Гриб, грибник, грибной.

Сад, садовый, садовник.

(Для тех, кто справится, выполнить упражнение 3, с.96)

8. Домашнее задание: упр. 6 с.97

9. Итог урока.

- Какие слова называются однокоренными?

- Что называется корнем?

Учитель: Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Корень надо выделять.

Учитель: Спасибо всем за урок. Пожалуйста, положите фигурку, которая соответствует нашему уроку.




© 2010-2022