- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 2100
Рабочая программа по окружающему миру 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Знаменская Е.Л. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
РАССМОТРЕНО на ШМО
Протокол № __ от _______ г
Руководитель ШМО
________/Хлебинская О.В. /
СОГЛАСОВАНО
_____________________г
Зам. директора по УВР
____________ / ПензоваТ.В./
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №____ от ____________г
Директор
_____________ / Низовцев О.И/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «Окружающий мир»
(учебный предмет, элективный курс, факультативный курс, внеурочная деятельность)
4 «Е» класс
(класс)
Знаменская Елена Львовна
(учитель)
2015 - 2016
(учебный год)
г. Ангарск
-
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Ангарска (утверждена приказом № 183.1-ОД от 31.08. 2015
- Положение «О рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)» № 130- ОД от 10.06.2015
За основу рабочей программы взята авторская программа «Окружающий мир» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С. В. Тырин. 4 класс. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа.Дошкольное образование/ Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Баласс, 2011.-416с. ( Образовательная система «Школа 2100»).
Программа позволяет успешно осваивать курс «Окружающего мира» учащимся данного класса, имеющим разный уровень подготовки.
Рабочая программа соответствует:
- учебному плану МБОУ «СОШ №4» г. Ангарска на 2015/2016 учебный год (на изучение данного предмета отводится 2 часа в неделю);
- годовому календарному графику МБОУ «СОШ №4» г. Ангарска на 2015/2016 учебный год (34 учебные недели составляют 68 часов в год).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта :
-
А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Е.В. Сизова, С.В. Тырин. «Окружающий мир». Учебник, 4 класс в 2-х частях: «Человек и природа» и «Человек и человечество» - М.: Баласс, 2012.
-
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа»). 4 класс. - М.: Баласс, 2014.
-
Данилов Д. Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество»). 4 класс. - М.: Баласс, 2015.
-
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир. Часть 1. «Человек и природа». 4 класс. - М.: Баласс, 2014
-
Сизова Е.В., Харитонова Н.В. «Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир. Часть 2. «Человек и человечество». 4 класс. - М.: Баласс, 2014
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации программы: В письме от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников», размещенном на официальном сайте Минобрнауки России вслед за утвержденным ФПУ, Министерство разъясняет: 1. «... организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях» , то есть с 2014 по 2019 год. 2. Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №4» предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, поэтому «учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа». Напротив, если ученикам не дать возможности завершить изучение предмета, то это является нарушением инструкций из Минобразования и прав учащихся. 3. «Для сохранения преемственности в освоении основной образовательной программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии». 4. «... при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п. 4 ч. 3. ст. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации»)».
В данной рабочей программе тематическое планирование по содержанию и общему количеству часов соответствует авторской программе. Однако в авторскую программу внесены изменения в распределении часов по основным разделам программы. Резервные уроки, определенные авторской программой (10 часов), распределены (добавлены) по следующим разделам:
- «Человек и его строение» - 2 ч;
- «Рукотворная природа» - 4 ч.;
- «Человек и общество» - 1 ч; - «Человек и прошлое прошлого» - 1 ч;
- «Человек единое человечество» - 2 ч.;
Учебные часы распределяются по темам следующим образом: Резервные уроки равномерно (по 1 часу) распределены по основным разделам для проведения уроков контроля и коррекции знаний, для проведения экскурсий, обобщения знаний учащихся.
Контроль планируемых результатов В содержание рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Для отслеживания результатов предусматриваются следующие основные формы контроля:
- Текущий: проверочная работа.
- Итоговый контроль в формах: тестирование, контрольные работы.
- Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические комплексные работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.
Практическая часть
Вид контроля
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
Контрольные работы
1
2
1
2
6
Проверочные работы
2
2
1
1
6
Тест
1
1
1
3
Комплексная работа
1
1
Итого
3
5
3
5
16
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи программы обучения:
-
на основе предметных знаний и умений подвести обучающихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
-
в ходе решения первой задачи развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
-
обучать безопасному поведению в природе и обществе;
-
воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4 класса
Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир»
Уметь объяснять мир
Уметь определять свое отношение к миру
4-й класс (Естествознание)
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от расы; верующих разных религий и атеистов
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений
-
Общая характеристика учебного предмета
имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить. В соответствии с реализацией программы при проведении комбинированных уроков проводятся проверочные работы, предназначенные для проведения тематического контроля по изученной теме. Их цель - получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут на любом комбинированном уроке.
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
- Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
- Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
- Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
-
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
-
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
-
Регулятивные УУД:
-
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
-
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
-
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
-
Коммуникативные УУД:
-
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
-
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Блок 1. Человек и природа
1-я линия развития - уметь объяснять мир:
-
Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
-
Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
-
Называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
-
Объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
-
Объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
-
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
-
Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
-
Доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Блок 2. Человек и человечество
1-я линия развития - уметь объяснять мир:
-
По поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
-
Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
-
Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
-
Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
-
Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
VI.Основное содержание учебного предмета
Основное содержание авторской программы полностью отражено в данной рабочей программе. Произведенные изменения не затрагивают существенным образом структуру авторской программы, порядок подачи учебного материала.
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Практическая работа
Итоговый и тематический контроль
Часть I.
Человек и природа (34 часа)
Человек и его строение.
13
Практическая работа.
Проверочная работа №1 Проверочная работа № 2
Происхождение человека
2
Рукотворная природа.
10
Проверочная работа № 3
Проверочная работа № 4
Контрольная работа №2 по теме «Рукотворная природа»
3
Контрольная работа №1 по теме «Человек и его строение»
Резерв.
6
Экскурсия в музей минералов
Итоговый тест за 1 полугодие.
Итоговая контрольная работа по 1 части «Человек и природа»
Часть II.
Человек и человечество (34 часа)
Человек и его внутренний мир.
5
Человек и общество.
4 Практическая работа.
Проверочная работа №1
Контрольная работа №1 по теме
«Человек в мире людей»
Человек и история человечества.
10
Человек и многоликое человечество
3
Практическая работа.
Человек и единое человечество
4
Практическая работа.
Тест
Проверочная работа №2
Контрольная работа №2 по теме «Человек и единое человечество»
Повторение.
4
Комплексная работа по единому тексту
Итоговая контрольная работа
Резерв
4
Экскурсия в Музей Победы.
Итоговый тест за 3 четверть
итого
68
VII.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Учебная литература для учащихся
№
Автор
Название пособия
Вид пособия,
год издания
А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, Е.В. Сизова, С.В. Тырин
«Окружающий мир».
Учебник, 4 класс в 2-х частях: Человек и природа» и «Человек и человечество» - М.: Баласс, 2012.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
«Окружающий мир» («Человек и природа»).
Рабочая тетрадь. - М.: «Баласс», 2014.
Данилов Д. Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество»)
М.: «Баласс», 2015.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.
«Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир. Часть 1. «Человек и природа»
М.: «Баласс», 2014.
Сизова Е.В., Харитонова Н.В.
«Проверочные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир. Часть 2. «Человек и человечество».
М.: «Баласс», 2014.
Учебно - методическая литература для учителя
№
Автор
Название пособия
Вид пособия.
Год издания
А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский,А.С. Раутиан, Е.В. Сизова, С.В. Тырин
«Окружающий мир».
Учебник, 4 класс в 2-х частях: Человек и природа» и «Человек и человечество» - М.: Баласс, 2012.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
«Окружающий мир» («Человек и природа»).
Рабочая тетрадь. - М.: «Баласс», 2014.
Данилов Д. Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В.
«Окружающий мир» («Человек и человечество»)
Рабочая тетрадь. М.: «Баласс», 2015.
Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»)
методические рекомендации для учителя - М. : Баласс, 2010.
Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. С. Кузнецова.
Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»)
Методические рекомендации для учителя. . - М. : Баласс, 2010
/ И. И. Курапова ; под ред. А. А. Вахрушева.
Мои первые опыты.
учебное пособие - М.: Баласс, 2011.
Примерная основная образовательная программа
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Пособие для учителя
Дополнительная литература:
-
Берестова Е.В. Окружающий мир: 1-4 классы в схемах и таблицах. - М.: Эксмо, 2012.
-
Клепинина З.А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2012.
-
Орг А.О., Белицкая Н.Г. Олимпиады по предмету «Окружающий мир». 4 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
-
Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы (Математика, русский язык, окружающий мир. Задания разного уровня сложности. Подробные ответы). - М.: ВАКО, 2011.
-
Крылова О.Н. Окружающий мир: итоговая аттестация: 4 класс: типовые тестовые задания. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
-
Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс: поурочные планы / сост. Шевченко Г.Н. - Волгоград: Учитель, 2009.
-
Вологдина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. Живая природа / Науч.-поп. издание для детей. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011.
-
Широнина Е.В. Чудеса света: Россия / Науч.-поп. издание для детей. - М.:
ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2011
9. Гароццо, Д. Большая книга знаний в вопросах и ответах / Д. Гароццо, Л.
Тасси. - М. : Росмэн-Пресс, 2008.
10. Купер, Дж. Большая энциклопедия «почемучек» / Дж. Купер, Р. Теймз, М.
Линкольн. - М. : Росмэн, 2008.
11. Я познаю мир. Планета Земля в вопросах и ответах : энциклопедия / Р. К.
Баландин ; худож. А. А. Румянцев, Г. Н. Соколов. - М. : АСТ : Астрель :
Владимир : ВКТ, 2010.
Перечень информационного обеспечения образовательного процесса
Цифровые образовательные ресурсы
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru
-
Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия.nachalka.school- club.ru/uroki/?p=rG&i=1
Интернет-ресурсы
-
Официальный сайт образовательной системы «Школа 2100» school2100.ru/
- Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.)
- Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.)
- «Общий текст» (www. text. net. ru.)
-
Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». - Режим доступа : olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
-
Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа : uroki.ru
- Большая детская библиотека. (Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) kid.ru/index3.php3
- Газета «1 сентября». festival.1september.ru
- Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. uroki.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». nachalka.info/about/193
-
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). tttp://nsc.1september.ru/urok
Перечень учебно-лабораторного и учебно-практического оборудования
-
Натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы.
-
Гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты
-
Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
-
Изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи человеческого торса, отдельных органов и др
-
Географические и исторические карты.
-
Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Технические средства обучения:
-
АРМ учителя
-
Календарно-тематическое планирование