Конспект урока внеклассного чтения по теме: К. Паустовский Кот-ворюга

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: внеклассное чтение

Класс: 2 класс

Этап обучения: основной этап

Тема урока: К. Паустовский (Сборник «Кот-ворюга») «Жильцы старого дома»

Цель урока: Прочитать и проанализировать рассказ К. Паустовского «Жильцы старого дома»

Задачи урока:

  • Знать содержание произведения;

  • Понимать основную идею произведения;

  • Уметь отвечать на вопросы учителя словами из текста;

  • Сравнивать героев произведения;

  • Составить свой рассказ (домашнее задание);

  • Оценка содержания рассказа.

План урока:

Этапы урока:

Формы и виды деятельности учащегося:

Задания:

Сообщение темы и цели урока.

Беседа

Подготовиться к уроку. Достать книгу К. Паустовского «Жильцы старого дома». Рисунок. План работы с произведением «Жильцы старого дома».

Презентация рисунков.

Рассказ ученика о своем рисунке по схеме, беседа, физминутка.

Представить свой рисунок по схеме.

Анализ произведения «Жильцы старого дома».

Беседа по плану, беседа по книге, физминутка

Отвечать на вопросы словами из текста.

Рефлесия. Домашнее задание.

Беседа

Ход урока:

Этап урока:

Ход урока:

Сообщение темы и цели урока

Здравствуйте, ребята! Вашим домашним заданием на неделе было прочитать книгу К. Паустовского «Кот-ворюга» и нарисовать отрывок из понравившегося произведения. А произведение «Жильцы старого дома» нужно было обязательно прочитать и устно подготовится отвечать на вопросы по плану.

Презентация рисунков. Физминутка.

Итак, начнем с представления наших рисунков. Каждый по очереди выходит к доске, представляет нам свой рисунок по схеме (учитель раздает каждому ученику). Пара минут на то, чтобы продумать свою речь. Начинаем!

« Меня зовут … Мой рисунок посвящен произведению …, потому что… Вы видите на рисунке ... Я выбрал (а) этот момент из произведения, потому что… Презентация моего рисунка окончена» .

(Каждый ученик по очереди выходит к доске и представляет свой рисунок)

Ребята, а чья презентация рисунка понравилась вам больше всего? Почему?

Проведем небольшую разминку. Встаньте, спину ровно, глаза на меня. Повторяем за мной. Руки вверх, встаем на носочки и тянемся. Руки на пояс и наклоняемся в стороны: сначала влево, потом вправо. Теперь садимся обратно на свое место, спинку ровно, руки перед собой. Мы готовы работать дальше.

Анализ произведения «Жильцы старого дома» по плану. Физминутка.

Какое произведение нужно было обязательно прочитать?(«Жильцы старого дома»). На дом вам было задано устно ответить на вопросы, которые были напечатаны на листочках в плане.

План работы:

  1. Домашние животные в рассказе.

  • От чьего лица ведется описание?

  • Назовите героев рассказа

  • Кто же из главных героев начал войну? Почему?

  • Сравните двух главных героев - Степана и Фунтика. Как вы думаете, какой характер у Степана? А какой характер у Фунтика?

  • Что вы можете сказать о характере Петуха? Что означает слово «сварливый»?

  • Как вы думаете, почему его так звали - «Горлач»?

  • Автор все время пишет о том, что чувствует Степан, Фунтик, Горлач. Откуда он это знает?

  • Кто из жильцов старого дома был гораздо страшнее петуха?

  • Как выглядела эта курица? Прочитайте абзац с ее описанием.



  1. Дождливые дни и вечера в старом доме.

  • Каким новым героем скреплены воспоминания автора о днях и вечерах в доме?

  • Найдите в тесте и прочитайте, что делала лягушка во время дождя?

  • Как она вела себя, когда дождя не было, найдите в тесте и прочитайте.

  • А что, по мнению автора, могла увидеть лягушка, смотрящая на огонь? Докажите текстом.



  1. Таинственный мастер Гальвестон.

  • Знал ли что-нибудь автор о мастере Гальвестоне? Прочитайте, как он представлял себе голландского мастера?

  • Почему, ничего не зная о человеке, писатель описывает его так, как будто это его хороший знакомый?

  • Паустовский пишет, что с тех пор - таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома. Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие?

(У каждого ученика перед собой лежит план)

Как называется первый пункт плана? (Домашние животные в рассказе). Прочитайте первый вопрос по плану («Назовите героев рассказа» - кот Степан, пес Фунтик, петух Горлач, черная курица, лягушка, ходики, музыкальная шкатулка, мастер Гальвестон и др.). (Вопросы дети читают по поднятой руке).

От чьего лица ведется описание? (описание ведется от лица автора).

Кто же из главных героев начал войну? (Степан). Почему? (Фунтик унизил его достоинство).

Сравните двух главных героев - Степана и Фунтика. Как вы думаете, какой характер у Степана? (степенный, спокойный, уверенный в себе, с чувством собственного достоинства, немного ленивый).А какой характер у Фунтика? (любопытный, веселый, задиристый, неуклюжий, игривый).

Что вы можете сказать о характере Петуха? (сварливый голенастый петух). Что значит «сварливый»? ( сварливый - ворчливый, склонный к ссорам).

Как вы думаете, почему его так звали - «Горлач»? (был очень громкий голос, от слова «горластый»).

Автор все время пишет о том, что чувствует Степан, Фунтик, Горлач. Откуда он это знает? (Он - человек наблюдательный и этому учит нас, своих читателей).

Кто из жильцов старого дома был гораздо страшнее петуха? (черная курица).

Как выглядела эта курица? Прочитайте абзац с ее описанием (худая черная курица, у нее на шее была шаль из пестрого пуха…)

Итак, мы закончили первый пункт плана. Как звучит второй пункт плана? (Дождливые дни вечера в старом доме). Прочитайте первый вопрос.

Каким новым героем скреплены воспоминания автора о днях и вечерах в доме? (лягушка)

Найдите в тесте и прочитайте, что делала лягушка во время дождя? (вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала).

Как она вела себя, когда дождя не было, прочитайте. (приходила в дом, прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы).

Вообще многие люди любят смотреть на огонь и о чем-то думать. Я предлагаю вам посмотреть на огонь в течение одной минуты, а потом поделиться мыслями, которые у вас возникли. (Учитель зажигает свечи). О чем вы думали, глядя на огонь? (…).

Что, по мнению автора, могла увидеть лягушка, смотрящая на огонь? Докажите текстом. (Но потом мы догадались, что лягушка приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зеленых мошек. Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звездами. Лягушка так увлекалась этой сказкой, что ее приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо, - на его ступеньках ухитрялись расцветать одуванчики).

Последний пункт нашего плана звучит…(таинственный мастер Гальвестон).

Знал ли что-нибудь автор о мастере Гальвестоне? (нет). Прочитайте, как он представлял себе голландского мастера? (веселый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке).

Почему, ничего не зная о человеке, писатель описывает его так, как будто это его хороший знакомый? (Паустовский - человек начитанный, знает о Шотландии, о людях этой страны, он много путешествовал и может быть там и был, а также ему помогает фантазия).

Паустовский пишет, что с тех пор - таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома. Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие? Прочитайте (С тех пор мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. Порой нам даже казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнется дымом из трубки. А когда мы что-нибудь сколачивали - стол в беседке или новую скворечню - и спорили, как держать фуганок или пригнать одну к другой две доски, то часто ссылались на мастера Гальвестона, будто он стоял рядом и, прищурив серый глаз, насмешливо смотрел на нашу возню.…)

Поздней осенью вдруг сама собой заиграла музыкальная шкатулка. И автор воспринимает это как маленькое чудо. Эта часть является кульминацией рассказа. Неслучайно автор так нестандартно закончил рассказ: «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона - я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно». Именно с этой цитаты мы и начали сегодня урок.

Прочитав рассказ, мы познакомились не только с жильцами старого дома, но и с замечательным писателем.

Каким человеком вам представляется К.Г. Паустовский? (чуткий, внимательный, наблюдательный, начитанный, образованный, любит природу, людей, уважительно относится к вещам).

Рефлесия

Сегодня мы закончили знакомство с чудесным рассказом Паустовского «Жильцы старого дома», который включает в себя великолепнейшие образцовые описания и наблюдения автора. Паустовский учит внимательного читателя чуткости, наблюдательности, любовному отношению не только к природе, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук.

Домашнее задание

Придя домой, постарайтесь в комнате остаться одни, притушите свет и внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. На следующем уроке мы будем слушать ваши рассказы.


© 2010-2022