- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку УМК Планета знаний 2 класс
Рабочая программа по русскому языку УМК Планета знаний 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильгамова А.А. |
Дата | 08.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
учебно-тематическое планирование
№
п/п
Тема, тип урока
(страницы
учебника,
рабочей тетради)
Решаемые проблемы.
Цель деятельности учителя
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
понятия
предметные
результаты
универсальные учебные действия
(УУД)
примерная
фактич.
1
2
3
4
5
6
7
8
О даре слова (7 ч)
1
Знакомство
с учебником. Оформление, форзацы, оглав-
ление (постановочный).
Р. т. № 1,
с. 3- 4, № 1, 3
Проблема: Какова роль языка слов в жизни человека? Как пользоваться толковыми словарями русского языка.
Цели: познакомить с учебником и рабочей тетрадью; мотивировать учащихся на изучение предмета «Русский язык» (опора - маршрутный лист учебника); упражнять в написании букв
Учебник.
Маршрут - план изучения курса. Чтение. Письмо
Научатся: предъявлять основные учебные умения: читать, писать; осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык»
Регулятивные - самостоятельно организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебную задачу, соответ-
ствующую этапу обучения.
Познавательные - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе.
02.09
2
Зачем человеку слово дано (постановка учебной задачи).
Учебник, ч. 1,
с. 6-7; р. т. № 1, с. 3-4
Проблема: значение общения для людей.
Цели: дать представление о
роли языка слов в жизни чело-
века: возможность общаться, познавать мир, становиться человеком разумным;
Дар речи.
Общение.
Информация. Речевое дей-ствие.
Язык, человек
Научатся: осознавать слово как главное средство языка; понимать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности; каллиграфически правильно списывать текст
Регулятивные - применять установленные правила в планировании способа решения;
Познавательные - осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные - обращаться за помощью, ставить вопросы
03.09
3
Наш родной язык - русский (решение учебной задачи).
Учебник, с. 8-9;
р. т. № 1, с. 5
Проблема: Какова роль языка в жизни человека?
Цели: дать общее понятие
о русском языке как родном языке русского народа и как государственном языке России; упражнять в каллиграфически правильной записи букв, буквосочетаний, слов
Русский народ. Русский язык. Иностранный язык. Родина,
народ,
Россия
Научатся: наблюдать над особенностями рус-
ской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью; делать простые выводы; находить основную мысль читаемых текстов
Регулятивные - понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Познавательные - ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника.
Коммуникативные - строить монологическое высказывание
04.09
4-5
Язык певучий
и богатый (решение учебной задачи).
Учебник, с. 10-13; р. т. № 1, с. 5-7
Проблема: осознанное, правильное и выразительное чтение текста.
Цели: дать представление
о ритмичности, напевности, мелодичности русской народной речи посредством анализа произведений устного народного творчества, представление об образности, точности, краткости.
Плавность, напевность, ритмичность, звукопись. Сравнения, образные слова.
Рисовать, изображать
Научатся: сравнивать тексты, написанные разными стилями, узнавать образные слова; следовать рекомендациям памяток при анализе и спи-сывании текстов; осознавать различие и общность понятий «речь» и «язык»; отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения
Регулятивные - следить
за действиями других участников в процессе коллективной деятельности.
Познавательные - проводить операции анализа и синтеза, находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых понятий.
Коммуникативные - сотрудничать в группе, слушать собеседника, понимать речь других
05.09
07.09
6
Слово. Предложение. Текст (решение частных задач).
Учебник,
с. 14-15;
р. т. № 1, с. 7
Проблема: Как различать слова, предложения и текст?
Цели: дать общее представление о языке и речи: речь как «жизнь» языка; обобщить зна-
ния о слове, предложении, тексте как средствах языка и речи; учить составлять звуко-буквенные схемы
Средства языка.
Лимон
Научатся: осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной); оценивать
уместность использования слов в тексте
Регулятивные - принимать
и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать цель выполняемых действий.
Познавательные - осуществ-лять поиск нужной информации в учебнике; выполнять синтез как составление целого из частей (составлять предложения).
08.09
7
Вспоминаем
о лете (круглый стол; решение частных задач).
Р. т. № 1, с. 5-6,
№ 1, 2
Проблема: Как составить монологическое высказывание?
Цели: упражнять в составлении устных высказываний (текстов) на основе личных наблюдений, воспоминаний; учить записывать текст по картинкам
Средства языка. Устные
высказывания
Научатся: отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного
сообщения; использовать части речи в предложении
Регулятивные - понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Познавательные - формировать чувство прекрасного, понимать и принимать красоту родного слова.
09.09
Слово и его строение (24 ч)
8
Звуки речи и буквы (постановка учебной задачи).
Учебник, с. 16-17; р. т. № 1, с. 8-9; ДКЗ, с. 4-7
Проблема: Как различать звуки и буквы?
Цели: систематизировать сведения о звуковой системе
русского языка; упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчётливом произношении звуков в словах; учить анализировать внешнюю сторону слова, его звуковое, буквенное, слоговое строение
Звуки, буквы. Гласные, соглас-ные звуки
и буквы этих звуков.
Коньки
Научатся: различать звуки и буквы; группировать звуки по их характеристике; выявлять и допол
нять группы звуков с помощью ориентиров таблицы; моделировать схемы слов; соотносить количество звуков и букв в словах, устанавливать и объяснять причины расхождения количества
звуков и букв; производить звуко-слоговой и
звуко-буквенный анализы слов; преобразовывать звуковой образ слова в буквенный; синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв; наблюдать над свойствами русского ударения, вслушиваться в мелодику слова, правильно произносить слова; осознавать роль создания письменности для развития общества; определять положение заданной буквы в алфавите
Регулятивные - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; ориентироваться в приня-
той системе учебных знаков.
Познавательные - пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках; строить модели слова (звуковые и буквенные).
Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию
10.09
9
Слоги и ударение (решение частных задач).
Учебник, с. 18-19; ДКЗ, с. 9
Проблема: Как делить слова на слоги, составить словесное ударение; выделять гласные ударные и безударные?
Цели: углубить представления о слоговом строении слов,
о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога); организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах, ударными слогами с буквой ё с помощью ударения в чтении целыми словами
Ударный слог. Глас-ный под ударением. Слова
из словарей. Без-ударный гласный.
Считалка, счёт
Регулятивные - самостоятельно формулировать тему и цели урока; ориентироваться в принятой системе учебных знаков.
Познавательные - перерабатывать и преобразовывать ин-формацию из одной формы
в другую (составлять план, таблицу, схему).
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами
11.09
10-12
Алфавит (решение частных задач).
Учебник, с. 20-25;
р. т. № 1,
с. 10-11
Проблема: Для чего необходимо знание алфавита?
Цели: углубить представления о практической значимости
знания алфавита; познакомить с исторической справкой о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью;
Состав букв русского алфавита.
Название букв. Алфавитный порядок. Алфавит, ягода
Регулятивные - принимать участие в учебном сотрудничестве; осуществлять само-
и взаимопроверку, используя
способ сличения своей работы с заданным эталоном.
Познавательные - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
14.09
15.09
16.09
13
Большая буква
в словах (обобще-ние и систематизация знаний).
Учебник, с. 26-27; р. т. № 1, с. 12; ДКЗ, с. 8
Проблема: Как писать имена собственные?
Цели: повторить через анализ предложений и текстов правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран
Имя. Отчество.
Фамилия. Кличка.
Деревня,
город
Научатся: применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами; читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание; «читать» схему о роли букв е, ё, ю, я;
Регулятивные - выполнять учебные действия, руковод-ствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя.
Познавательные - уметь ставить и решать проблемы; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
17.09
14-15
Перенос слова (решение частных задач).
Учебник, с. 28-31; ДКЗ, с. 10
Проблема: Как переносить слова?
Цели: повторить основное
правило переноса слов по слогам; организовать наблюдение над более трудными вариантами переноса слов: со слогом, состоящим из одной гласной, с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными
Слова, слоги. Перенос слов.
Сентябрь, хоккей
Познавательные - выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные - выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения
18.09
21.09
16-20
Обозначение
на письме твёрдых и мягких согласных звуков (решение частных задач).
Учебник, с. 32-41; р. т. № 1,
с. 13-14
Проблема: Что узнали о твёрдых и мягких согласных звуках? Какие существуют способы обозначения мягкости согласных на письме?
Цели: создать условия для повторения способов обозначе-
ния твёрдых (с помощью глас-ных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных; упражнять в письме под диктовку и свободной записи слов по рисункам, загадкам и пр
Запись зву-кового строения слова. Твёрдые и мягкие согласные звуки.
крем [р'э], музей [з'э], конечно, скучно, скворечник, подсвечник [шн]
Научатся: сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова; систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице; моделировать звуковое и слоговое строение слова; выявлять условия выбора гласных после разных групп твёрдых и мягких согласных;
Регулятивные - целеполагание как постановка на основе соотнесения того, что уже известно и усвоение учащимися того, что ещё не известно.
Познавательные - формировать умения выдвигать гипо-
тезы (предположения, что получится в результате) и проверять их; проводить сравнение, классификацию языкового материала по заданным основаниям.
22.09
23.09
25.09
28.09
29.09
21
Обозначение
на письме звонких и глухих согласных звуков (решение частных задач).
Учебник, с. 42-43; р. т. № 1,
с. 15-16
Проблема: Какое правило поможет правильно писать парную согласную в корне слова?
Цели: создать условия для по-вторения пар звонких и глухих согласных; помочь провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться
на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков; учить анализировать звуки, писать и произносить буквосочетания чк, чн, щн в словах
Парные
и непарные звонкие и глухие согласные звуки
Регулятивные - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы.
Познавательные - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные - допускать существование различных точек зрения; оформлять свои мысли в устной форме
30.09
22-23
Обозначение
на письме гласных звуков (решение частных
задач).
Учебник, с. 44-47; р. т. № 1, с. 16-17
Проблема: Как правильно
писать безударные гласные
в корне?
Цели: упражнять в выборе
гласной по данным проверочным словам, подборе проверочных слов с опорой на образец; учить обращаться к словарям при записи слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением; пользоваться словарем
Безударный гласный.
Хозяин
Научатся: наводить справки в орфографическом словарике; группировать слова по их общим значениям; «читать» табличку и озвучивать её содержание словесно; различать на слух набор слов, предложений и текст; синтезировать: составлять предложения на основе набора слов; «чувствовать» (языковое чутьё) недочёты в речи
Регулятивные - работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы.
Познавательные - проводить сравнение, классификацию языкового материала по заданным основаниям.
Коммуникативные - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами
01.10
02.10
24
Слова - названия предметов, признаков, действий (обобщение и систематизация знаний).
Учебник,
с. 48-49
Проблема: Как выполнить группировку слов по частям речи?
Цели: создать условия для повторения основных групп слов с помощью опорной таблицы - названия предметов, их призна-
ков
Название.
Обозначение. Общее значение. Части речи
Регулятивные - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы.
Познавательные - осуществлять поиск нужной информации
в учебнике и учебных пособиях.
05.10
25
Работа слов
в предложении
и тексте (решение частных задач).
Учебник,
с. 50-51; материал из раздела «Проверочные
работы»,
с. 52-53
Проблема: Как различать слова, словосочетания и предложения?
Цели: создать условия для повторения признаков предложения; учить отличать от набора отдельных слов; упражнять
в составлении предложений,
в делении текста на предложения, в составлении текста
из предложений,
Признаки текста.
Логическая последовательность. Слово. Предложение. Текст
Научатся: осознавать значение орфографического действия; выделять признаки текста как более объемного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом)
Регулятивные - работать в соответствии с алгоритмом, пла-
нировать и контролировать этапы своей работы; строить схему предложения.
Познавательные - осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать ее; прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами
06.10
26
Слово и предло-жение (обобщение и систематизация знаний).
Учебник, с. 52-53; ДКЗ, с. 11-12
Проблема: Что узнали? Чему научились?
Цели: обобщить знания о пра-
вописании слов; учить произносить предложения с разной интонацией в зависимости от речевой задачи, устанавливать связь слов с помощью предлогов
Слово. Правописание слов. Признаки предложения. Оформление предложений на письме
Научатся: осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связи слов, интонационная закончен-ность); излагать содержание исходных текстов
Регулятивные - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); обобщать (выводить общее
для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные - оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнёром; производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»
07.10
27
Диктант по теме «Слово и предложение»: анализ и работа над ошибками (контроль и оценка знаний).
Учебник,
с. 54-57
Проблема: Что позволит вам успешно написать диктант?
Цель: учить выделять изученные орфограммы в словах,
писать под диктовку, выполнять анализ письменной работы, производить работу над ошибками с использованием тренинговых упражнений («Школа Грамотея»)
Орфограммы в словах, предложениях
Научатся: применять знания о правописании при записи слов; писать текст под диктовку; устанавливать причину появления ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга; оценивать успешность своей работы в тренинге
Регулятивные - принимать
и сохранять учебную задачу, понимать важность планирования работы, оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные - проводить операции анализа и синтеза, владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова
08.10
28
Учимся пересказывать и создавать тексты. «До свидания,
журавли!»
(решение частных задач).
Учебник, с. 58
Проблема: Как можно пересказать текст на письме?
Цель: формировать умение письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику, а также редактировать свой текст
Изложение. Заголовок, план.
Здравствуй, до свидания
Научатся: понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника; воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно
Регулятивные - находить
в чужой и собственной работе орфографические ошибки, объяснять их причины.
Познавательные - проводить операции анализа и синтеза.
Коммуникативные - адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач
09.10
29
Анализ и редактирование изложения (обобщение и систематизация знаний)
Проблема: Как выполнять работу над ошибками в изложении?
Цель: учить анализировать
и редактировать изложение, замечать речевые недочеты
и пробовать устранять их
Редактирование изложения. Работа над ошибками
Научатся: при работе над ошибками осознавать причины появления ошибок
Регулятивные - понимать цель выполняемых действий, оценивать правильность их выполнения.
Познавательные - ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
12.10
30
Сочинение «Дед Мороз и дети» (освоение нового способа действия).
Учебник, с. 59
Проблема: В чем отличие письменной речи от устной?
Цель: формировать умение со-ставлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблю-дения, воображения (по аналогии с сюжетом мультфильма «Дед Мороз и дети»)
Сочинение. Устный
и письменный текст
Научатся: составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме; действовать по аналогии (сопоставление с содержанием мультфильма)
Регулятивные - адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия.
Познавательные - строить
небольшие сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные - выражать свои мысли с полнотой
и точностью, соответствующими возрасту; воспринимать другое мнение и позицию
13.10
31
Анализ и редактирование сочинения (решение частных задач)
Проблема: Как выполнять ра-боту над ошибками в сочинении?
Цели: учить замечать речевые недочеты и пробовать их устранять; развивать орфографическую зоркость
Орфографические, речевые ошибки
Научатся: применять правила правописания; при выполнении работы над ошибками осознавать причины их появления
14.10
Слово и его значение (14 ч)
32
Если хочешь понимать и быть
понятым (постановка учебной задачи). Учебник, с. 62-63;
р. т. № 1,
с. 18-19
Проблема: В чем причины
непонимания при общении? Что нужно сделать, чтобы тебя поняли?
Цели: учить анализировать ситуации, выявлять причины непонимания людьми информации при устном и письменном общении;
Ясно, понятно, разборчиво, грамотно.
Кроши́т
и кро́шит
Научатся: выявлять при-чины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении; осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных упражнений
Регулятивные - самостоятельно работать с учебником и словарями во внеурочное время.
Познавательные - проводить операции анализа и синтеза.
Коммуникативные - задавать вопросы, адекватные данной ситуации; принимать участие в диалоге, выполняя правила поведения
15.10
33
Конкретные
и общие значения слов (решение учебной задачи).
Учебник,
с. 64-65
Проблема: Как использовать средства языка в устной речи
в соответствии с условиями общения?
Цели: дать общее представление о разнообразии значений слов,
Орех
Научатся: осознавать наличие разных сторон значения слова; уточнять значения слов в толковых словарях;
Регулятивные - самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время.
Познавательные - находить
в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
16.10
34-
36
Какими бывают лексические значения слов (решение учебной задачи).
Учебник, с. 66-71; р. т. № 1, с. 21-24; ДКЗ, с. 13-14
Проблема: Как определить значение слова?
Цели: дать общее понятие
о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа вводной таблицы; способствовать углублению представления о пословицах как «лучших примерах живой мудрой народной речи»
(по В. И. Далю); упражнять
в выявлении особенностей значения русского слова: многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов
Слова, близкие по значению (синонимы), противоположные
по значению (антонимы). Многозначные слова. Пе-
реносное значение. Красненький, осина, ромашка
«непонятных» слов; наводить справки о значениях слов в толковом словаре; наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов
Регулятивные - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные - проводить операции анализа и синтеза; осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом.
Коммуникативные - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; взаимодействовать при поиске информации
19.10
20.10
21.10
37-
38
Группы слов
с общим значением (обобщение и систематизация знаний).
Учебник, с. 72-75; р. т. № 1, с. 24-26; ДКЗ, с. 15
Проблема: Для чего необходимо уметь пользоваться словарями русского языка?
Цели: углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол; упражнять
в употреблении частей речи
с разными лексическими значениями; учить отгадывать
и составлять тексты загадок
о капусте
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Капуста, морковь, оранжевая
Научатся: группировать слова как части речи; выявлять общее и различное в частях речи; находить ключевые слова-признаки отгадки в тексте загадки; использовать разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией
Регулятивные - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
Познавательные - обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так
и самостоятельно).
Коммуникативные - взаимодействовать при поиске информации; слушать и слышать других
22.10
23.10
39
Ежели вы вежливы... Вежливые слова (обобщение и систематизация изученного).
Учебник, с. 76-77
Проблема: В каких случаях вы пользуетесь вежливыми словами?
Цели: дать представление ещё об одной группе (междометных) слов с бытовым названием «вежливые» слова; систематизировать знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности
Привет-ствие, прощание, просьба, благодарность.
Спасибо, по-жалуйста
Научатся: каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного
и письменного шрифта); оценивать уместность использования слов
в тексте
Регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные - проводить сравнение, классификацию языкового материала по заданным основаниям.
Коммуникативные - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать
26.10
40-
41
Контрольная ра-бота за I четверть. Анализ и работа над ошибками (контроль
и оценка знаний)
Проблема: Как проверить сформированность и прочность умений, приобретенных ранее.
Цель: учить выполнять работу комплексного характера (на базе одного текста): выписывать ответ на вопрос, выявлять языковые средства, формировать ответ на вопрос, письменно оформлять его
Текст. Письменный ответ на вопрос. Орфографическая зоркость
Научатся: работать с информацией, представленной в виде текста и заданий; решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений: понимать тему, выявлять ключевые слова текста, выбирать запрашиваемый материал
Регулятивные - поэтапно контролировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные - контролировать действия партнера; правильно реагировать на ошибку
27.10
28.10
42
Выборочное списывание из текста (контроль знаний). Учебник, с. 78
Проблема: Для чего необходимо уметь списывать выборочно?
Цель: учить анализировать
и воспроизводить текст о
загадках, наблюдать над разнообразием языковых средств,
выражающих сравнительные отношения: похожий на… , сходен с… , подобен… , словно… , точно, как…
Изобразительные средства языка. Сравнение
(синонимические выражения).
Облако
Научатся: наблюдать над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений;
различать особенности текстов на одну
тему, разных по функциям и жанрам
Регулятивные - контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
Познавательные - владеть основами смыслового чтения
текста; проводить операции анализа и синтеза.
Коммуникативные - уметь точно выражать свои мысли
29.10
43
Сочинение «Облака»
(обобщение частных задач).
Учебник, с. 79
Проблема: Как выражать свои мысли в письменной речи?
Цель: учить проводить наблюдения над языком загадок
и стихов об облаках, составлять загадки или стихи (прозу) об облаках, показывать презентацию творческих работ
Сочинение. Загадка. Стихотворение. Творческие работы
Научатся: создавать собственные высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств; применять правила правописания слов
Регулятивные - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; проводить операции анализа и синтеза.
Коммуникативные - уметь точно выражать свои мысли; осуществлять действие взаимоконтроля
30.10
44
Анализ и редактирование сочинения (решение частных задач)
Проблема: Для чего необходимо выполнять работу над ошибками?
Цель: учить правильно строить предложения и точно употреблять в них слова, составлять текст, учитывая связь между предложениями, анализировать и редактировать сочинение
Слова. Предложения. Текст. Сочинения. Авторский текст
Научатся: определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника; анализировать и редактировать сочинения; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
Регулятивные - понимать
важность планирования работы, осуществлять самопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.
Познавательные - владеть общим способом проверки орфограмм.
Коммуникативные - выражать свои мысли с полнотой
и точностью, соответствующими возрасту
05.11
45
Инструктаж
по проектным работам (поста-
новка учебной задачи, поиск
её решения)
Проблема: Что такое исследовательская работа?
Цели: создать условия для
обобщения изученного материала; рассмотрения предлагаемых проектных работ;
Проектные работы
Научатся: осознавать
полезность и значимость выполнения работ проектного характера; определять свои интересы и выбирать нужный проект
Регулятивные - действовать
с учетом выделенных учителем ориентиров действия.
Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.
06.11
Слово и его значимые части (9 ч)
46-
48
Корень слова.
Однокоренные слова (постановка и решение учебной задачи). Учебник,
с. 80-85; р. т.
№ 1, с. 27-28
Проблема: Что такое «значимые части слова»? Какие слова называются однокоренными?
Цели: создать условия для повторения общих сведений
о родственных словах, наличии в них общей смысловой части; познакомить с терминами «корень», «однокоренные слова»;
Корень.
Однокоренные слова.
Исторический корень.
Отец, Отечество, Отчизна (от отче - отец), столица
Научатся: выделять однокоренные слова
по двум признакам: общая часть (внешняя)
и общность смысла,
отличать однокоренные слова от омонимичных; устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами
Регулятивные - выполнять учебные действия, руководст-вуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя.
Познавательные - осуществлять поиск нужной информации в различных источниках; владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем);
09.11
10.11
11.11
49-
51
Суффиксы и при-ставки в слове (постановка
и решение учебной задачи).
Учебник, с. 86-91; р. т. № 1, с. 29-30
Проблема: Как образовать новые слова с помощью суффиксов, приставок? Как выделять значимые части слова?
Цели: дать представление
о значащей роли суффиксов
и приставок в словах, их словообразовательной роли
Суффикс.
Уменьшительно-ласкательное значение. Приставка.
Научатся: определять значащую роль суффиксов и приставок в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов;
Регулятивные - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы.
Познавательные - осуществлять поиск нужной информации в различных источниках.
12.11
13.11
16.11
52-
53
Окончание слова (освоение нового материала). Учебник,
с. 92-95; р. т.
№ 1, с. 31-32
Проблема: В чем заключается роль окончания в словах?
Цели: дать понятие об окончании как изменяемой части слова; провести наблюдение над значением окончания - указывать на части речи и их формы (числа, падежа, лица и др.), над его ролью - помогать вместе
с предлогами связывать слова
в предложении (2-й урок)
Окончание.
Чеснок,
хвоя
Научатся: отличать назначение окончания
от роли других значимых частей в слове; изменять слова при связи слов в предложении; осознавать критерии (общее значе-
ние) объединения слов в группы по частям речи
Регулятивные - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.
17.11
18.11
54
Разбор слов
по составу, морфемный разбор)
(обобщение
и систематизация знаний).
Учебник, с. 96-97; р. т. № 1,
с. 32-33
Проблема: Как выполнить разбор слова по составу. Умеем ли мы объяснять правописание слов в соответствии с изученными правилами?
Цели: создать условия для обобщения роли всех значимых частей слова;
Разбор слова по составу
Научатся: анализировать строение слова
со стороны наличия
в нём значимых частей (морфем); действовать
в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов;
Регулятивные - выполнять учебные действия, руковод-ствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя.
Познавательные - осознавать познавательную задачу; проводить операции анализа
и синтеза.
19.11
55-
56
Орфограммы
в корне слова (постановка
и решение частных задач).
Учебник, с. 98-101; р. т.
№ 1, с. 34-35; ДКЗ, с. 16-19
Проблема: Что такое орфограмма? Как писать безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные в корне слов?
Цели: создать условия для повторения известных орфограмм в корне слов; формировать представления о слабой и сильной позициях (
Слабая
и сильная позиция звука.
Иней, серебро
Научатся: обнаруживать в звучащем слове слабые» звуки; синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы; продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы;
выбирать рациональный способ проверки безудар-ных гласных в корне слова
Регулятивные - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные - уметь ставить и решать проблемы, выводить общее из целого ряда единичных объектов; Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами; учитывать мнение партнера.
20.11
23.11
57-
61
Безударные гласные в корне слова (постановка
и решение частных задач).
Учебник,
с. 102-111;
р. т. № 1,
с. 36-39; ДКЗ,
с. 20-21; TCP
Проблема: Как использовать способ проверки безударных гласных с помощью подбора однокоренных слов?
Цели: расширить представления о способах подбора проверочных слов: 1) изменение
формы слова, 2) подбор однокоренного слова; учить формулировать общее правило проверки безударных гласных, наблюдать над единообразием написания корней однокоренных слов;
Проверяемые и проверочные
слова.
Берег, рябина (рябь), железо, при-рода, синица, снегирь
Научатся: ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм;
находить ответ о написании слов в орфографи-
ческом и этимологическом словарях;
Регулятивные - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные - уметь ставить и решать проблемы, выводить общее из целого ряда
единичных объектов;
Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами; строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи
24.11
25.11
26.11
27.11
30.11
62-
64
Парные звонкие и глухие согласные в корне
слова
Учебник,
с. 112-117;
р. т. № 1,
с. 40-42; ДКЗ,
с. 22-24
Проблема: Как выполнить проверку парных согласных
в середине слова?
Цели: расширить представления об оглушении парных согласных в словах: не только
в конце слов, но и в середине - перед глухими согласными.
Оглушение. Озвончение.
Календарь, вокзал
Научатся: ориентироваться в условиях выбора проверочного слова
при сходстве признаков разных орфограмм;
Регулятивные - принимать
и сохранять учебную задачу; поэтапно контролировать свою
деятельность.
Познавательные - находить
в тексте ответ на поставленный вопрос;
Коммуникативные - допускать существование различных точек зрения;
01.12
02.12
03.12
65-
68
Непроизносимые согласные
в корне слова (постановка
и решение частных задач).
Учебник,
с. 118-125;
р. т. № 1,
с. 43-45; ДКЗ,
с. 24-25
Проблема: Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова?
Цели: познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, н, в и др. на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств]; анализировать слова радостный, чудесный, в которых непроизносимые согласные на стыке суффиксов;
Проверяемые и непро-веряемые непроизносимые согласные.
Праздник, солнце, лучше [тш], чувство,
лестница
Научатся: работать
с информацией научного текста (правила): выявлять новые сведения, опираясь на известные;
обосновывать (устно, графически) наличие признаков орфограммы в слове; использовать общие способы действий при решении разных орфографических задач
Регулятивные - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные - осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать;
Коммуникативные - взаимодействовать при поиске информации;
04.12
07.12
08.12
09.12
69-
70
Проверяемые орфограммы
в корне слов (обобщение
и закрепление изученного материала).
Учебник, с. 126-129; ДКЗ, с. 20-25
Проблема: Что узнали? Чему научились?
Цели: учить систематизировать материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова с помощью таблицы
с пропущенными смысловыми частями;
Орфограммы в корне слов. Способы проверки орфограмм
Научатся: обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы;
Регулятивные - поэтапно контролировать свою деятельность.
Познавательные - владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова;.
Коммуникативные - уметь договариваться, приходить к общему решению
10.12
11.12
71
Контрольный
диктант по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова»
Учебник,
с. 130-133
Проблема: Как написать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания?
Цели: проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов;
Диктант. Грамматическое задание
Научатся: решать орфо-графические задачи
с опорой на алгоритм
(памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху;
Регулятивные - работать в соответствии с алгоритмом;
14.12
72
Анализ и работа над ошибками (оценка знаний)
Проблема: Для чего необходимо выполнять работу над ошибками?
Цель: учить анализировать типы допущенных ошибок.
Проверяемые и проверочные слова.
15.12
73
Изложение «Лесная быль»
(практическая работа).
Учебник, с. 134
Проблема: О чем может рассказать текст с заголовком «Лесная быль»?
Цель: учить воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, восстанавливать
содержание с помощью ответов на вопросы
Изложение. Текст. План текста
Научатся: осознавать признаки текста как более объемного высказывания; излагать содержание исходного текста
Регулятивные - поэтапно контролировать свою деятельность.
Познавательные - строить ответ в соответствии с заданным вопросом.
Коммуникативные - выражать свои мысли с полнотой
и точностью, соответствующими возрасту; оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»
16.12
74
Анализ и работа над ошибками (решение частных задач)
Проблема: Где можно применять умение выполнять редактирование текста?
Цель: учить анализировать строение и содержание текста, редактировать изложение
Работа над ошибками. Орфограмма. Речевые ошибки
Научатся: анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками; выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях
17.12
75
Создание текста поздравления (обобщение
и систематизация знаний).
Учебник, с. 135
Проблема: Как составить текст поздравления?
Цели: учить составлять тексты поздравительных открыток с Новым годом с использованием разных языковых средств поздравлений и пожеланий; побудить учащихся поздравить родных и друзей
Поздравления (здра-
вие), пожелание, желаю (от «же-лать»)
Научатся: осознавать
и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками;
создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом;
Регулятивные - следить за действиями других участников
в процессе коллективной деятельности.
Познавательные - осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений).
18.12
76-
78
Инструктаж
по проектным работам (решение частных
задач).
Р. т. № 1,
с. 46-47
Проблема: Что такое исследовательская работа?
Цели: уточнить этапы работы над проектом: учить выполнять творческую работу;
Проект. Безударные гласные
в корне слова
Научатся: выбирать проект и группу; распределять виды работ; выполнять творческую работу
Регулятивные - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.
Познавательные - находить
в учебнике и другом справочном материале ответ на заданный вопрос.
21.12
22.12
23.12
79
Слово в предложении (постановка учебной задачи).
Учебник, ч. 2,
с. 4-5
Проблема: Какова роль слова в предложении?
Цели: помочь осмыслению учащимися взаимосвязи языка и речи, процесса рождения речи через восприятие образного
решения художником (снежинки - слова, комки - предложения, снеговик - текст); углубить понятие о структуре предложения: цепочка слов, связь звеньев этой цепи по смыслу и грамматически
Речь, язык, значения слова. Строение предложения. Грамматическая связь слов.
Главные члены пред-ложения.
Пассажир
Научатся: осознавать взаимосвязь языка и речи, процесс рождения речи; обнаруживать главное в сообщении и структурных частях предложения; «читать» схемы и знаки препинания; обобщать признаки предложения; понимать основные «шаги» памятки-инструкции.
Регулятивные - понимать цель выполняемых действий.
Познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; активизировать
словарь при общении, при работе с информацией; строить схему предложения.
Коммуникативные - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач
24.12
25.12
28.12
29.12
80-
81
Предложение. Члены предложения (постановка и решение частных задач). Учебник, с. 6-9;
р. т. № 2, с. 3-4
82
Текст. Тема текста (урок-прак-тикум).
Учебник, с. 10-11;
р. т. № 2, с. 4-6
Проблема: Как определить тему текста?
Цели: углубить понятие о тексте: теме текста, логичности
частей высказывания в тексте; дать общее представление
о широких и узких темах (вариации темы «Зима
Тема. Заголовок. Последовательность выс-
казываний Погода, непогода
Научатся: наблюдать над отбором фактов
и языковых средств мастерами слова,
Регулятивные - менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
14.01
Коммуникативные - понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; уметь точно выражать свои мысли
83-
85
Важное умение - понимать текст (решение частных задач).
Учебник, с. 12-17; р. т. № 2, с. 6-8
Проблема: Откуда пришло выражение «начать с красной строки»?
Цели: учить добывать информацию (понимать содержание) по ориентировочной основе: по заголовку, плану, ключевым словам, иллюстрациям, рисункам (на базе текстов о рождении книги на Руси);
Умение читать как понимание содержания текста.
Стеллаж, картотека, катало́г, библиотека
Научатся: добывать информацию о книге (понимать тему, содержание) из названия, оглавления;
Регулятивные - высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи, в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи.
15.01
18.01
19.01
86
Сообщение
о любимой книге (решение част-ных задач).
Учебник, с. 18
Проблема: Как правильно использовать средства языка
в устной речи в соответствии
с условиями общения?
Цель: учить читать и анализировать языковые средства текстов, выражающих одинаковое и разное отношение авторов
к одним и тем же явлениям, событиям.
Письменное сообщение. Текст
Научатся: связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах); собирать и отбирать материал для высказывания
Регулятивные - действовать
с учетом выделенных учителем ориентиров действия.
Познавательные - строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом.
Коммуникативные - строить монологическое высказывание
20.01
87
Сочинение о зимних забавах, историях (решение частных задач).
Учебник, с. 19
Проблема: Как точно и красиво выражать свои мысли
в письменной речи?
Цели: учить письменно рассказывать о событиях зимних каникул, выражая свое отношение к
предмету речи.
Сочинение по теме. Орфографическая зоркость.
Каникулы,
забавы
Научатся: соблюдать произносительные нормы в собственной речи; создавать тексты в 4-8
предложений, правильно оформляя начало и конец
предложения
Регулятивные - контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.
Познавательные - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; владеть
способом проверки орфограмм.
Коммуникативные - форми-
ровать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
21.01
88
Анализ творческих работ (презентация)
Проблема: Для чего необходимо выполнять работу над ошибками?
Цель: учить тактично давать советы юным авторам, редактировать письменные тексты
Работа над ошибками. Редактирование. Условные обозначения
Научатся: корректировать (редактировать) написанное; проводить презентацию проекта;
корректно вносить собственные замечания, предложения
Регулятивные - контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.
Познавательные - проводить операции анализа и синтеза.
Коммуникативные - понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос
22.01
89-
92
Проверяемые
и непроверяемые орфограммы в корне
Учебник, с. 22-29; р. т. № 2, с. 9-15; ДКЗ, с. 27-29; TCP
Проблема: Какие проверяемые орфограммы в корне слова известны?
Цели: повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу, как слышу, 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпически-графическим), 3) слышу и (но) пишу, выбирая букву;
Орфограмма. Звук
в слабой
позиции.
Научатся: сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости
от их типов; решать орфографические задачи
в соответствии с памяткой;
Регулятивные - выполнять учебные действия, воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные - пользоваться словарями; проводить операции анализа и синтеза; владеть
25.01
26.01
27.01
28.01
93-
98
Слова с двойными согласными
Учебник,
с. 30-41;
р. т. № 2, с. 16
Проблема: Как писать слова
с двойными согласными?
Цели: познакомить с фактом наличия в словах русского языка двойных (удвоенных) согласных;
Проже́кт,
шоссе, тоннель (туннель) [э]; трамвай [м], суббота, трол-
лейбус.
Научатся: разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами;
Регулятивные - планировать свою деятельность; Познавательные - строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом;
Коммуникативные - взаимодействовать в парах, выполняя правила речевого поведения
29.01
01.02
02.02
03.02
04.02
05.02
99
Закрепление написания слов с двойными согласными. Контрольное списывание (контроль и оценка знаний).
Учебник, с. 40
Проблема: Как писать слова
с двойными согласными и переносить их?
Цели: учить писать и употреблять слова с удвоенными согласными, делить их для переноса, определять тему текста, придумывать его название
Графическая зоркость. Самоконтроль
Научатся: тренировать зрительную память
и контролировать свои действия; писать и употреблять слова с двойными согласными
Регулятивные - контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
Коммуникативные - обращаться к учителю за помощью
и принимать её
08.02
100
Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова»
Проблема: Как ориентироваться в правилах правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова и способах их применения?
Цели: создать условия для
обобщения правил правописания непроверяемых гласных
и согласных в корне слова
Искусная.
Искусственная, искусство
Научатся: находить основания для группировки слов; «читать» таблицы и дополнять недоста-ющую информацию;
Регулятивные - принимать
и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные - активизировать словарь при общении, при работе с информацией
Коммуникативные - строить понятные для партнёра высказывания
09.02
101
Тренинг «Проверяем друг друга» (решение конкретно-практических задач).
ДКЗ, с. 26, 30
Проблема: Что узнали? Чему научились?
Цели: создать условия для организации процесса самопроверки и взаимопроверки уровня усвоения изученного материала;
Тренинг. Орфограммы в корне слов
Научатся: обсуждать варианты решений, выявляя правильные; применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса)
Регулятивные - осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.
Познавательные - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных
10.02
102
Проверочная работа. Письмо под диктовку (контроль и оценка знаний). Учебник, с. 69
Проблема: Как проверить сформированность и прочность умений, приобретенных ранее?
Цели: совершенствовать умение писать текст под диктовку, озаглавливать части текста,
Диктант. Грамматическое задание
Научатся: воспроизводить текст по слуху
на основе его зрительного восприятия; осуществлять самопроверку слов с изученными орфограммами
Регулятивные - осуществлять первоначальный контроль своих действий.
Познавательные - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Коммуникативные - строить монологическое высказывание
11.02
103-107
Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков Учебник, с. 44-53; р. т. № 2,
с. 18-24; ДКЗ,
с. 32-34
Проблема: Какие существуют способы обозначения парных твердых и мягких согласных звуков? Как пишутся сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу,
чк, чн.
Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных
с помощью гласных и мягкого знака;
Парные согласные по твёрдости и мягкости.
Научатся: выделять новые случаи, позиции обо-значения твёрдых и мягких согласных звуков
в середине слова;
Регулятивные - поэтапно контролировать свою деятельность;
Познавательные - осуществлять поиск нужной информации в учебнике.
Коммуникативные - уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);
12.02
15.02
16.03
17.02
18.02
108
Проверочная
работа по теме «Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков»
(контроль и оценка знаний).
Р. т. № 2, с. 24, № 7; ДКЗ, с. 34
Проблема: Как проверить сформированность и прочность умений, приобретенных ранее?
Цель: учить выполнять осложненное списывание текста (описание матрёшки): делить текст на абзацы, вставлять недостающие буквы, выполнять самопроверку
Списывание. Орфографическая зоркость. Текст, деление
на части
Научатся: находить основание для группировки трёх типов объектов;
осуществлять самоконтроль и самооценку
Регулятивные - контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
Познавательные - владеть основами смыслового чтения текста.
Коммуникативные - задавать вопросы, адекватные речевой ситуации
19.02
109-111
Разделительный
мягкий знак (постановка и решение частных задач).
Учебник,
с. 54-59
Проблема: Как различать разделительный мягкий знак и мяг-кий знак - показатель мягкости согласных звуков?
Цели: познакомить с ситуациями употребления в словах разделительного мягкого знака
Соловьи,
компьютер,
обезьяна,
бульон,
почтальон,
лосьон,
медальон
Научатся: различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова;
Регулятивные - корректировать выполнение заданий;
Познавательные - формировать умения выдвигать их.
Коммуникативные - договариваться, приходить к общему решению
22.02
24.02
25.02
112
Употребление
в словах мягкого знака (решение конкретно-практических
задач).
Р. т. № 2,
с. 25-26
Проблема: В каком случае надо писать мягкий знак?
Цель: упражнять в выборе мягкого знака при записи слов в разных целях: для обозначения мягкости согласных, для разделения букв
Мягкий знак. Перенос слов
Научатся: дифференцировать функции употребления мягкого знака; писать слова с мягким знаком, делить для переноса
Регулятивные - работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы.
26.02
113
Самостоятельная работа
по теме «Правописание слов»
(контроль и оценка знаний).
Учебник, с. 68-69;
р. т. № 2, с. 26
Проблема: Для чего используется в словах мягкий знак? Что узнали? Чему научились?
Цели: учить обнаруживать
на слух в словах мягкие согласные и обозначать их на письме; совершенствовать умение употреблять гласные после твердых и мягких шипящих
Мягкий знак. Разделительный мягкий знак
Научатся: оценивать степень усвоения изученного материала; выявлять трудности в его усвоении
Регулятивные - оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.
Познавательные - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности)
29.02
114-117
Общее повторение правописания слов (решение частных
задач).
Учебник,
с. 60-67
Проблема: Какие орфограммы изучили в этом учебном году?
Цели: обобщить способы обозначения гласных и согласных звуков буквами, сведения о ролях мягкого знака в словах;
Произношение. Правописание.
Звуко-буквенный (фонетический) разбор
Научатся: применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи;
Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действия на основе результатов
обсуждения с учителем, Познавательные - активизи-
ровать словарь при общении, при работе с информацией.
Коммуникативные - уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать
01.03
02.03
03.03
04.03
118
Контрольный
диктант (контроль знаний)
Проблема: Что узнали? Чему научились?
Цели: проверить сформированность предметных знаний и умений по правописанию слов
Звуки, буквы. Перенос.
Научатся: каллиграфически и орфографически правильно писать.
Регулятивные - принимать
и сохранять учебную задачу.
Познавательные - владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Коммуникативные - задавать вопросы, адекватные речевой ситуации
07.03
09.03
119
Анализ и работа над ошибками (решение частных задач).
Учебник, с. 70-71
120-121
Учимся пересказывать и создавать тексты (освоение нового материала).
Учебник, с. 72-73
Проблема: Для чего мы пишем письма?
Цели: учить составлять элементарные письма родным; познакомить с вариантами записи названия праздника (при необходимости): С 8 Марта!
С Восьмым марта!
Адресат.
Адрес
Научатся: составлять тексты в жанре письма; излагать содержание исходных текстов
Регулятивные - работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы.
Познавательные - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные - уметь точно выражать свои мысли
10.03
11.03
122
Инструктаж
по проектным работам (обобще-ние и систематизация знаний)
Проблема: В чем заключается важность исследовательской деятельности?
Цели: рассмотреть предлагаемые проектные работы;
Проект. Творческая работа
Научатся: осознавать необходимость использования различных источников информации при выполнении как индивидуального, так и группового проекта
Регулятивные - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные - находить
в учебнике и другом справочном материале ответ на заданный вопрос.
14.03
123-130
Общее повторение правописания слов (обобщение
и систематизация знаний)
Конторольный
Диктант.
Проблема: Что узнали? Чему научились?
Цели: учить обнаруживать
в словах мягкие согласные
на слух и обозначать их на письме; совершенствовать умение употреблять гласные после твердых и мягких шипящих
Орфограммы в словах. Пра-
вописание слов
Научатся: обнаруживать на слух в словах мягкие согласные и обо-
значать их на письме, осо-
знавать место возможного возникновения орфографической ошибки
Регулятивные - понимать важность планирования работы.
Познавательные - владеть
общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Коммуникативные - учитывать мнения одноклассников; выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту
15.03
16.03
17.03
18.03
21.03
22.03
23.03
24.03
Части речи и их работа в предложении (30 ч)
131-
132
Общие значения частей речи (постановка учебной задачи).
Учебник, с. 76-79; ДКЗ, с. 35-36
Проблема: Как различать части речи?
Цели: углубить представления о частях речи как языковой мо-дели реального мира (по тексту Л. Тростенцовой);
Части речи
Научатся: распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам
Регулятивные - ориентироваться в принятой системе учебных знаков.
Познавательные - обобщать; строить схему предложения.
Коммуникативные - использовать речь для регуляции своего действия
04.04
05.04
133
Имя существительное (решение конкретно-практических
задач).
Учебник, с. 80-81;
р. т. № 2, с. 29
Проблема: Какие слова относятся к именам существительным?
Цели: упражнять в определении имен существительных среди других частей речи;
Имя сущест-вительное.
Предмет, конфета
Научатся: определять грамматические признаки имени существительного;
переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр.; понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана
Регулятивные - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные - строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом; формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Коммуникативные - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; уметь точно выражать свои мысли
06.04
134-136
Одушевлённые
и неодушевлённые имена существительные (решение частных задач).
Учебник, с. 82-87; р. т. № 2, с. 30
Проблема: В чем различие имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?
Цели: углубить представления об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины
Мужчина, женщина,
благодарность,
посуда, одежда,
инструменты
07.04
08.04
11.04
137-139
Собственные имена существительные (постановка и решение конкретно-практических
задач).
Учебник, с. 88-93;
р. т. № 2, с. 31
Проблема: Как писать собственные имена существительные?
Цели: повторить правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей; дать представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц
Адресат, адресант,
космос,
космонавт,
планета,
океан
Научатся: осознавать традиции русского народа в наименовании
и оформлении имён собственных; писать имена собственные;
Регулятивные - принимать
и сохранять цель и учебную задачу.
Познавательные - находить
в материалах учебника ответ на заданный вопрос; Коммуникативные - слушать
и слышать других;
12.04
13.04
14.04
140-142
Имя прилагательное (решение частных задач).
Учебник, с. 94-99;
р. т. № 2,
с. 32-34
Проблема: В каких случаях целесообразно употреблять имена прилагательные?
Цели: повторить признаки имен прилагательных (общее значение, вопросы);
Характер,
тонки́,
вкусны́,
пусты́,
пу́сты
Научатся: определять грамматические признаки имени прилагательного; сопоставлять вопросы какой? каков? и т. д.
Регулятивные - вносить необ-ходимые коррективы в дей-ствия на основе принятых правил;
Коммуникативные - учитывать другое мнение и позицию
15.04
18.04
19.04
143-144
Глагол (решение частных задач).
Учебник,
с. 100-103; р. т. № 2, с. 36-37
Проблема: Для чего нужен глагол в речи?
Цели: повторить признаки отличия глаголов от других частей речи
Глагол. Времена глаголов
Научатся: определять грамматические признаки глагола;
Регулятивные - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы.
20.04
21.04
145-146
Части речи (обобщение
и систематизация знаний). ДКЗ, с. 37-38
Проблема: Что узнали? Чему научились?
Цель: учить объединять слова в группы по частям речи
Части речи
Научатся: объединять слова в группы по частям речи, осознанно использовать части речи
в предложении
Регулятивные - понимать цель выполняемых действий.
Познавательные - использовать простейшие таблицы, схемы для решения конкретных языковых задач.
Коммуникативные - уметь слышать и точно реагировать на реплики
22.04
25.04
147-148
Изменение частей речи по числам (постановка и решение учебной задачи).
Учебник,
с. 104-107;
р. т. № 2,
с. 38-40
Проблема: Как изменяются части речи по числам?
Цели: создать условия для
наблюдения над формами изменения по числам имён существительных, имен прилагательных и
Учителя,
доктора,
шофёры,
инженеры
Научатся: наблюдать над формами изменения частей речи по числам;
делать вывод об общности данной формы у известных частей речи;
Регулятивные - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы.
Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве
26.04
27.04
149-150
Предлоги. Союзы (постановка
и решение учебной задачи).
Учебник,
с. 108-111; р. т. № 2, с. 40-43
Проблема: Что такое служебные части речи?
Цели: углубить представление о словах-связках как служебных частях речи;
магазина,
из школы
Научатся: осознавать
и устанавливать роль
в предложении слов-связок;
Регулятивные - ориентироваться в принятой системе учебных знаков.
Познавательные - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные - самостоятельно организовывать групповую работу
28.04
29.04
151
Самостоятельная работа (контроль знаний)
Проблема: Что узнали? Чему научились?
Цель: совершенствовать умения выполнять упражнения
в выборе предлогов,
Предлоги, союзы. предложение, текст
Научатся: составлять предложения и тексты по рисункам с указанием пространственных отношений.
Регулятивные - контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
02.05
152-154
Работа частей речи в предложении.
Учебник,
с. 112-115; р. т. № 2, с. 44-45; ДКЗ, с. 35-44
Проблема: Как связаны слова в предложении?
Цели: повторить отличительные признаки синтаксических единиц предложения, текста
День Победы, ветеран, салют, Великая Отечественная война
Научатся: анализировать содержание текста из нескольких микротем; применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса)
Регулятивные - контролировать правильность записи текста.
Познавательные - проводить операции анализа и синтеза.
Коммуникативные - уметь договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности.
03.05
04.05
05.05
155
Контрольный диктант (контроль знаний)
Проблема: Что узнали? Чему научились? Для чего необходимо писать под диктовку?
Цели: повторить изученные орфограммы; учить писать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание
Диктант. Орфографическая зоркость. Правописание слов, предложений
Научатся: каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать под диктовку текст; выполнять работу над ошибка-
Регулятивные - принимать
и сохранять учебную задачу; контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.
Познавательные - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
06.05
156
Анализ и работа над ошибками (обобщение
и систематизация знаний)
Проблема: Почему были допущены ошибки? Что необходимо делать, чтобы не допускать ошибок?
Цели: учить выполнять работу над ошибками; совершенствовать умение работать с текстом
Орфограммы. Работа над ошибками
ми, работать с текстом;
осознавать причины появления ошибок
самостоятельно выделенным
основаниям (критериям) при указании количества групп.
Коммуникативные - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
10.05
157
Учимся пересказывать и создавать тексты.
Изложение
«Золотой луг»
(решение частных задач). Учебник, с. 116
Проблема: Как писать изложение?
Цели: учить анализировать языковые особенности и строение
текста
Сравнение.
Синонимические конструкции
Научатся: осуществлять рефлексию по итогам года; наблюдать над языковыми образными
средствами авторского текста
Регулятивные - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.
Познавательные - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные - строить монологическое высказывание
11.05
158
159
Сочинение и его презентация (решение задач).
Учебник, с. 117
Анализ и работа над ошибками
(обобщение
знаний)
Проблема: Как выразить свои мысли в письменной речи?
Цели: подготовить к творческой работе по описанию одуванчика;
Письменная речь. Текст-опи-сание. На-
блюдение
Научатся: осуществлять рефлексию по итогам года; наблюдать над языковыми образными
средствами авторского текста
Регулятивные - в диалоге
с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
12.05
160
Инструктаж
по проектным работам (решение частных
задач)
Проблема: Для чего необходимо проводить исследовательскую работу?
Цели: учить рассматривать предлагаемые проектные работы; выбирать групповые и индивидуальные виды работ;
Проект. Творческая работа
Научатся: осознавать своё место, роль, мотив
в выбранном проекте;
выбирать тему и участвовать в проектной деятельности
Регулятивные - планировать свою деятельность.
Познавательные - находить
в учебнике и другом справочном материале ответ на заданный вопрос.
Коммуникативные - допускать существование различных точек зрения
13.05
Язык и речь (обобщение) (10 ч)
161
Средства языка и речи (обобщение и систематизация изученного).
Учебник,
с.118-119
Проблема: Как различать слова, словосочетания и предложения? В чем отличие устной речи от письменной?
Цели: совершенствовать знания об отличительных признаках основных средств языка, об образности русского слова, богатстве русского языка;
учить рассуждать по теме
Слово, предложение, текст
Научатся: обобщать
и систематизировать изученные языковые явления; «читать» дидактический рисунок о роли языка и речи;
Регулятивные - работать
в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы.
Познавательные - обобщать,
строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные - учитывать другое мнение и позицию.
16.05
162-164
Слово (значение, строение, правописание) (обобщение и систематизация изученного).
Учебник,
с. 120-125
Проблема: Что такое слово? Какое значение имеют слова? Каково строение слов?
Цели: повторить синтаксические единицы;
Одеть - раздеть, надеть - снять
Научатся: применять полученные предметные умения при работе с текстом познавательного характера; решать орфографические задачи
Регулятивные - в сотрудничестве с учителем,
Коммуникативные - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач
17.05
18.05
19.05
165-166
Предложение. Текст (обобщение и систематизация изученного).
Учебник,
с. 126-129;
р. т. № 2, с. 43-44
Проблема: Что знаете о частях речи?
Цели: совершенствовать знания учащихся о частях речи; учить работать с текстом
Текст. Предложение. Части речи. Тест
Научатся: осознавать признаки текста как более объемного высказывания; использовать знания о частях речи при составлении предложений
Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действия на основе результатов
обсуждения с учителем, одноклассниками, контролировать
и оценивать свои действия.
20.05
23.05
167
Проверочная работа (контроль знаний).
Учебник,
с. 130-131
Проблема: Как проверить сформированность и прочность умений?
Цель: учить наблюдать за работой в тексте частей речи
на основе анализа текстов
по теме о природе
Порядок слов в предложении. Заголовок. Части слова. Части речи
Научатся: осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка
Познавательные - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи - самостоятельная часть речи - имя существительное - одушевлённое/неодушевлённое и т. д.)
24.05
168
Правописание гласных и согласных в корне слова (обобщение и систематизация знаний)
Проблема: Что узнали? Чему научились?
Цели: повторить изученные орфограммы; учить писать слова с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне
Орфограммы. Правописание слов
Научатся: применять правила правописания; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки
Регулятивные - выбирать способ действия при решении орфографической задачи.
Познавательные - владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Коммуникативные - задавать вопросы, уточняя непонятное в задании
25.05
169-170
Лето - время отдыха и открытий (решение частных задач)
Проблема: Что мы будем делать летом?
Цель: учить рассуждать о предстоящем летнем отдыхе, сочинять по рисунку
Рассуждение. Сочинение по картине
Научатся: рассуждать
о предстоящем отдыхе, составлять рассказ
по рисунку
Регулятивные - составлять простой план действий при написании творческой работы.
Коммуникативные - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
26.05
27.05