- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная математика
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная математика
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курьянова В.И. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занимательная математика
Пояснительная записка Рабочая программа спецкурса «Занимательная математика», для учащихся 2 класса , на 2015-2016 учебный год , разработана на основе программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика» Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность своих силах. Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Общая характеристика факультатива. «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу - это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30-35 мин. Всего 32 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания факультатива являются: - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; - освоение эвристических приёмов рассуждений; - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; -формирование пространственных представлений и пространственного воображения; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; - воспитание чувства справедливости, ответственности; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры: - «Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; - игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; - игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; - игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ; - математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; - работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; - игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» Универсальные учебные действия: - сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; - применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; - включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Универсальные учебные действия: - анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); - искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; - моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; - конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; -воспроизводить способ решения задачи; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; - оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); - участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; - конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «верх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур, по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения - работа с конструкторами: - моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; - танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор2; - конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; -конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Универсальные учебные действия: - ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; - ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; - проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); - выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; -анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; - составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; - сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; - анализировать предложенные возможные варианты верного решения; -моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; - осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
2 класс
№п/п
Тема
Виды деятельности
Примечание
Дата проведения
План
Факт
Удивительная снежинка».Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.
Работа
с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»
04.09.15
Крестики-нолики
Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).
11.09.15
Математические игры. Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото».
Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».
18.09.15
Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач на деление заданной фигуры на равные части
25.09.17
Секреты задач.
Решение нестандартных и занимательных задач..
Задачи в стихах
03.10.15
«Спичечный» конструктор.
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями
Проверка выполненной работы.
16.10.15
Спичечный» конструктор.
. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями
Проверка выполненной работы
23.10.15
Геометрический калейдоскоп..
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм
Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
06.11.15
Числовые головоломки
. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда (судоку).
13.11.15
«Шаг в будущее».Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Игры: «Волшебная палочка»,
«Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
20.11.15
Геометрия вокруг нас.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
27.11.15
Путешествие точки.
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму Построение собственного рисунка и описание его
шагов).
. Проверка работы.
04.12.15
«Шаг в будущее» Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?»,
«Гонки с зонтиками» и др.
11.12.15
Тайны окружности. Окружность. Радиус (центр) окружности.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента
с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
18.12.15
Математическое путешествие.
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй - прибавляет 18, третий - вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15.
Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22 + 15 = 37
25.12.15
«Новогодний серпантин».
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
15.01.16
«Новогодний серпантин»..
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры головоломки, математические занимательные задачи
(работа на компьютере)
22.01.16
Математические игры
. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме
«Сложение и вычи-
тание до 100».
29.01.16
«Часы нас будят по утрам…»
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы
» из электронного
учебного пособия «Математика и конструирование».
05.02.16
Геометрический калейдоскоп.
Задания на разрезание и составление фигур.
Головоломки . Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.
12.02.16
Секреты задач.
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными Нестандартные задачи..
19.02.16
«Что скрывает сорока?»
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др
26.02.16
Интеллектуальная разминка.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
04.03.16
Дважды два - четыре.
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пира-
миды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне - задание, на другой - ответ.
11.03.16
Дважды два - четыре.
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел»
из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
01.04.16
Дважды два - четыре.
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел»
из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
08.04.16
В царстве смекалки.
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
15.04.16
Интеллектуальная разминка.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.
22.04.16
. Составь квадрат.
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.
13.05.16
Мир занимательных задач.
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи.
20.05.16
Мир занимательных задач.
. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».
27.05.16