Программа внеурочной деятельности Академия младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Ола»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по Директор МКОУ СОШ п.Ола

_______ /Борисова Т.В./ УВР МКОУ СОШ п.Ола ___________ /Ивченко В.В./

Протокол МО «___» ___________ 2015г. Приказ №____________

№___ о «___»________2015г. от «___»__________2015г.

Программа внеурочной деятельности Академия младшего школьника

Программа внеурочной деятельности Академия младшего школьника

Модифицирована Хафизовой Е.А., учителем начальных классов на основе программы Варченко В.И. «Академия младшего школьника», М.: Дрофа, 2009 год



Срок реализации: 2 года

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол

№___ от «___» _______ 2015 г.





2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база программы

  • Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  • Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.
  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03 октября 2002 г.
  • Устав МКОУ СОШ п.Ола
Актуальность проблемы Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от педагогов. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. «Одаренность - генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии» (К.К.Платонов). Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В основе программы лежит Концепция «Творческой одаренности» Н.И.Ильичевой.

Цель программы - создать систему работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одаренных детей. Говоря о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, т.е. о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка. Задачи:
  • Разработать методику выявления одаренных детей классными руководителями в каждом классе.
  • Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одаренного ребенка.
  • Создать условия для самореализации одаренных детей.
  • Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
  • Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.
  • При необходимости разрабатывать индивидуальные программы развития одаренных детей.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
  1. на осознании самооценки каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
  2. на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
  3. на приоритете внутренней свободы перед внешней, как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
  4. на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы разновозрастных групп учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы, выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
  • творческие мастерские;
  • индивидуальные и групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • кружки по интересам;
  • совместные и индивидуальные занятия исследовательской деятельности;
  • предметные недели;
  • предметные конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • проектная деятельность.
Режим занятий - продолжительность занятий 35-40 минут, 1 час в неделю. Все эти формы и режим внеурочной деятельности обеспечивают самореализацию учащихся во внеклассной работе. Новизна программы - данная программа обеспечивает внеурочную образовательную деятельность в разновозрастных группах учащихся сменного состава, как в различных предметных областях, так и в области решения нестандартных изобретательских (компетентностных) задач и носит системный характер, что обеспечивает высокие результаты работы. Подбор заданий осуществляется как из печатных изданий соответствующей тематики, так и разрабатывается лично автором данной программы.







Содержание внеурочной деятельности Подбор заданий для индивидуальной и групповой работы обеспечивает развитие в первую очередь высших психических функций: памяти, внимания, мышления, креативности. Следующим объектом развития выдвигается межличностное взаимодействие, развитие умений работать в паре, группе; уметь культурно высказать собственное мнение, критиковать оппонента, приходить к общему мнению. Данные умения развиваются как средствами предметной деятельности, охватывая русский язык, математику, окружающий мир, технологию, изобразительное искусство, так и на примерах житейских ситуаций, с которыми учащиеся регулярно сталкиваются.

Тематический план

дата

Тема занятия

Развитие познавательных способностей или предметной области

1

Игра-знакомство «Змея».

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления

2

Игра «Азбука»

Состав предметов. Анализ и синтез.

3

Игра «Азбука»

Тренировка внимания.

4

Игра «Азбука»

Тренировка слуховой памяти.

5

Мозговой штурм. Новая школа

Тренировка зрительной памяти.

6

Мозговой штурм. Дом

Совершенствование воображения

7

Мозговой штурм. Круги в графстве Уолтшир

Развитие быстроты реакции, мышления

8

Мозговой штурм. Человек будущего

Поиск закономерностей

9

Мозговой штурм. Экспедиция в пустыне

Развитие быстроты реакции, мышления

10

Мозговой штурм. Жизнь за полярным кругом

Развитие концентрации внимания

11

Мозговой штурм. Правдолюбцы и лжецы

Тренировка зрительной памяти

12

Мозговой штурм. «Изобретение» новых слов.

Тренировка зрительной памяти

13

ТРКМЧП. Приемы активного слушания

Тренировка слуховой памяти

14

ТРКМЧП. Приемы активного чтения

Тренировка слуховой памяти

15

ТРКМЧП. Знаки инсерта

Тренировка зрительной памяти

16

ТРКЧМП. Таблица «Знаю-хочу-узнать-узнал»

Тренировка концентрации внимания

17

ТРКМЧП. Организация информации в кластеры

Тренировка внимания

18

ТРКМЧП, Синквейн и другие формы творческой рефлексии

Тренировка слуховой памяти

19

ТРКМЧП. Перекрестная дискуссия

Совершенствование воображения

20

ТРКМЧП. Перекрестная дискуссия

Совершенствование воображения

21

ТРКМЧП. Зигзаг

История, изобразительное иск-во

22

ТРКМЧП. Зигзаг

Математика

23

ТРКМЧП. Зигзаг

Математика

24

ТРКМЧП. Кубик

Русский язык

25

ТРКМЧП. Кубик

Русский язык

26

Игра «Карусель»

Русский язык

27

Игра «Карусель»

Русский язык

28

Игра «Карусель»

Русский язык

29

Игра «Карусель»

Русский язык

30

Игра «Шпаргалка»

Русский язык

31

Игра «Шпаргалка»

Окружающий мир

32

Игра «Шпаргалка»

Окружающий мир, технология

33

Мозговой штурм. Есть ли жизнь на Марсе?

Окружающий мир

34

Игра-викторина «Самый умный»

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Ожидаемые результаты Формирование системы работы с одаренными учащимися. Развитие талантливых и высокомотивированных детей начальной школы в рамках общеобразовательного учреждения. Прирост качественной успеваемости среди обучающихся. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в различных образовательных областях. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей. Популяризация конкурсной деятельности, воспитание активности и стремления к участию в интеллектуальных соревнованиях. Издание сборников творческих работ учащихся по итогам олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов.

Ресурсное обеспечение реализации программы Материально-техническое обеспечение - кабинет для занятий оснащен компьютером, мультимедийным проектором и экраном, имеются наборы геометрических фигур, наглядных пособий. Информационно-методическое обеспечение - 1) нормативно-правовое: о проведении школьного тура предметных олимпиад; о проведении предметной недели; о проведении районного тура предметных олимпиад; 2) программное обеспечение: Концепция «Творческой одаренности» Н.И.Ильичевой.



МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Ола

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по Директор МКОУ СОШ п.Ола

_______ /Борисова Т.В./ УВР МКОУ СОШ п.Ола ___________ /Ивченко В.В./

Протокол МО «___» ___________ 2015г. Приказ №____________

№___ о «___»________2015г. от «___»__________2015г.





Программа внеурочной деятельности Академия младшего школьника





Модифицирована Хафизовой Е.А., учителем начальных классов на основе программы Кирилловой И.О. «Олимпионики», М.: Дрофа, 2012 год



Срок реализации: 2 года

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол

№___ от «___» _______ 2015 г.











2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка Как известно, дети уже с дошкольного возраста очень легко привыкают к современным технологиям. У ребенка, в отличие от взрослого человека, нет барьера при освоении новых средств, не требующих особых знаний и опыта. Поэтому использование компьютера в школе для развития познавательных процессов, при этом именно в виде игровых программ, выглядит совершенно естественным методом обучения для современных детей. Актуальность программы. Применяемая в традиционном обучении классно-урочная система недостаточно считается с различиями в способностях детей, необходимостью индивидуального подхода к их развитию с учетом личных интересов. Поэтому в рамках существующей системы педагоги и психологи (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.В.Репкин, Н.В.Репкина, Д.Б.Эльконин и др.) разрабатывают различные методы и формы для развития детей, позволяющие более детально подойти к проблемам формирования учебной деятельности, воспитания личности и развития индивидуальности в современных условиях. Создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации образования, связано с переводом школы в режим развития на основе введения инноваций во многие сферы ее деятельности. Одним из способов создания подобных условий является использование компьютерных технологий. Цель программы. Развитие индивидуальных способностей школьников, повышение качества самооценки и планирования своей деятельности. Обучающие задачи:

  • сформировать у детей начальные элементы информационной культуры;
  • учить детей понимать важность сохранения своего здоровья при использовании компьютеров;
  • учить детей эффективно организовывать свою работу;
  • учить детей получать положительные эмоции от творческого самовыражения, воплощения творческого замысла.
Развивающие задачи:
  • развивать восприятие информации на экране, внимания, зрительной памяти, аккуратности;
  • развивать у учащегося навыки самоанализа и рефлексии, расширить представление о себе, своих возможностях и способностях;
  • развивать коммуникативные навыки учащегося, умение понимать другого человека, сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельно находить выход из конфликтных ситуаций;
  • формировать ценностное отношение к своим талантам и способностям, показать преимущества развивающегося человека.
Воспитательные задачи:
  • приобщать школьника к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, счастью как условиям духовно-нравственного развития человека;
  • воспитывать чувство ответственности за выполнение своих действий.
Срок реализации программы: 3 учебных года. Длительность программы: 34 часа, одно занятие в неделю. Занятия проводятся с группой учащихся в количестве 8-10 человек. Форма проведения занятий: урок с использованием компьютерных технологий. На занятиях используются методы работы: дидактические игры, творческо-поисковые задания, развивающие упражнения, раскрашивание картинок. Программа предполагает самостоятельную или парную работу школьников на персональных ноутбуках. Это повышает интерес ребенка к занятиям, активизирует его творческий потенциал, развивает навыки рефлексии, способствует закреплению информации, полученной на занятии и использованию ее в реальной жизни. Опыт, получаемый ребенком на занятиях, анализируется и осмысливается дома. Место проведения занятий: классная комната.

Планируемые результаты В результате реализации программы учащиеся знают:

  • что такое компьютерные технологии;
  • как правильно организовать работу на компьютере, чтобы не навредить своему здоровью;
  • как интересно и с пользой провести свободное от занятий время;
  • спектр своих интересов и способностей.
В результате реализации программы учащиеся умеют:
  • правильно пользоваться ноутбуком, мышью;
  • самостоятельно работать на ноутбуке;
  • выбирать интерактивные дидактические игры.
Личностные результаты реализации программы:
  • повышение информационной культуры учащихся;
  • устойчивая позитивная осознанная самооценка;
  • обогащение информационного опыта учащихся;
  • выраженный уровень творческого воображения, способность к реализации творческого замысла.
Метапредметные результаты реализации программы:
  • развитие общеучебных навыков: умения самостоятельно организовать свою работу, выполнить задание;
  • развитие качества самооценки и планирования своей деятельности;
  • позитивное отношение к саморазвитию, самопознанию;
  • развитие навыков эффективного взаимодействия со сверстниками в учебной ситуации.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется посредством:
  • получения обратной связи от учащихся на занятиях;
  • анализа выполнения заданий посредство рейтингов и сохранения результатов каждого учащегося.

Тематический план

№ занятия, дата

Цель занятия, используемые игры

Кол-во часов

1

Вводное занятие (составь картинку, продолжи узор, изографы, раскраска)

1

2

Развитие навыков использования мыши (составь картинку, раскраска)

1

3

Развитие навыков использования мыши, внимания (продолжи узор, раскраска)

1

4

Развитие внимания, навыков использования мыши (продолжи узор, раскраска)

1

5

Развитие внимания, зрительной памяти (продолжи узор, найди пары)

1

6

Развитие внимания, зрительной памяти (продолжи узор, найди пары)

1

7

Развитие внимания, зрительной памяти (найди пары, кубики)

1

8

Развитие внимания, зрительной памяти (найди пары, кубики)

1

9

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (кубики, укажи лишнее)

1

10

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (кубики, укажи лишнее)

1

11

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (кубики, укажи лишнее)

1

12

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (анаграмма, пасьянс)

1

13

Развитие внимания, комбинаторного мышления (анаграмма, пасьянс)

1

14

Развитие внимания, комбинаторного мышления (анаграмма, пасьянс)

1

15

Развитие внимания, комбинаторного мышления (продолжи узор, запомни)

1

16

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (продолжи узор, запомни)

1

17

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (продолжи узор, запомни)

1

18

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (запомни, заполни)

1

19

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (заполни, поле чудес)

1

20

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (заполни, поле чудес)

1

21

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (заполни, поле чудес)

1

22

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (кубики, найди пары)

1

23

Развитие внимания, комбинаторного мышления (кубики, найди пары)

1

24

Развитие внимания, комбинаторного мышления (кубики, найди пары)

1

25

Развитие внимания, комбинаторного мышления (кубики, кроссворды)

1

26

Развитие внимания, комбинаторного мышления (анаграмма, укажи лишнее)

1

27

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (анаграмма, укажи лишнее)

1

28

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (анаграмма, составь слово)

1

29

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (продолжи узор, составь слово)

1

30

Развитие зрительной памяти, комбинаторного мышления (продолжи узор, составь слово)

1

31

Развитие внимания, комбинаторного мышления (продолжи узор, пасьянс)

1

32

Развитие внимания, комбинаторного мышления (ребусы, пасьянс)

1

33

Развитие внимания, комбинаторного мышления (ребусы, пасьянс)

1

34

Итоговое занятие (продолжи узор, составь слова, запомни, найди пары, заполни, кубики, пасьянс, поле чудес, раскраска)

1

Всего

34

Каждое занятие рассчитано на 20-25 минут, включает в себя:

  • выбор количества учеников;

  • выбор персонажей;

  • меню игр;

  • выполнение развивающих заданий;

  • зрительная гимнастика;

  • игры и упражнения на снятие физического и эмоционального утомления, релаксацию;

  • рефлексия занятия.













© 2010-2022