Результативность использования современных технологий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работая по ОС «Школа 2100»,

я в полной мере овладела следующими технологиями
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. На уроке изучения нового материала прорабатываю два звена: постановку учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Специально выстраиваю диалог так, чтобы в ходе его ученики осуществляли постановку проблемы и поиск решения. Владею двумя видами диалога: побуждающим и подводящим.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Таким образом, убеждаюсь на практике, что проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися. Сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызываю у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.
В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.
Для уроков окружающего мира наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (мнений), после чего произношу следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какой возникает вопрос?»
Для уроков русского языка и математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие задания?»
Однако реальный урок - это не только методы, но еще формы и средства обучения. Существует взаимосвязь проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, я создаю в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением - на уроках математики во фронтальной работе с классом.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

Результативность использования технологии

  1. Повышается активность учащихся на уроке.
Начало учебного года - активно работали на уроке 8-10-12 человек, конец учебного года - 12-15- 19 человек (в зависимости от предмета).
  1. Увеличивается качество знаний.
Начало учебного года - 58% Конец учебного года - 62%
  1. Снижается утомляемость, следовательно, сохраняется здоровье.
4. Помогает овладеть информационной культурой Человеку необязательно все помнить, так как любую нужную в данный момент информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и каким способом ее затребовать. При этом большое значение имеет:
  • способность правильно сформулировать проблему;
  • умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;
  • умение определить, какой информации не хватает для решения проблемы и где ее искать;
  • умение найти недостающую информацию;
  • умение оценить, подходит ли данная информация для решения проблемы;
  • умение использовать отобранную информацию для решения проблемы.

Именно эти умения я развиваю с помощью проблемно диалогической технологии.
Кроме того, проблемно диалогическая технология позволяет активно формировать УУД на уроках: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные.
Один из уроков (русский язык, 2 класс), построенный в проблемно-диалогической технологии, опубликован в приложении к журналу «Актуальные вопросы регионального образования» №3 2013 год «Дидактический портфель учителя начальных классов».
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Результативность использования технологии

  1. Повышение качества чтения (табл. «Проверка техники чтения»)
  2. Формирования умений работы с информацией, текстами разной целевой направленности.
  3. Формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Таблицы диагностики, графы «умение извлекать информацию в явном и неявном виде, делать выводы).

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Цель данной технологии - развить контрольно-оценочную самостоятельность, средство - коренное изменение школьных правил оценивания.
Что оцениваем? Умения применять знания - качественной оценкой, переводимой в отметку. Кто оценивает? Ученик в диалоге с учителем
Используя данную технологию, решаю следующие задачи: - определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний - то есть насколько обучение соответствует современным целям образования; - развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; - мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. Формирование умений оценивать себя, свою деятельность начала с первых уроков в первом классе по алгоритму, разработанному в ОС «Школа 2100». Этот алгоритм в качестве памятки есть в кабинете, и активно используется для формирования данного умения. Он следующий: 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)? Со 2-го класса к этому алгоритму добавила новые шаги. 5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? 6-й шаг. Определи отметку, которую ты себе поставишь.

Результативность использования технологии
Анализ диагностических работ показывает, что у детей на достаточно высоком уровне формируются умения определять эффективные способы достижения результата и оценивать учебные действия (Табл. «Диагностика»).







© 2010-2022