- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения в 4 классе «Давид Самойлов «Красная осень»» (+ презентация)
Урок литературного чтения в 4 классе «Давид Самойлов «Красная осень»» (+ презентация)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Артушенко Н.В. |
Дата | 14.10.2012 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1»
Седельниковского муниципального района Омской области
Урок литературного чтения в 4 классе
(по учебнику Н.А. Чураковой)
по теме:«Давид Самойлов «Красная осень»
Автор:
Артушенко Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
МКОУ «Седельниковская СОШ №1»
2012 год Планируемые результаты: Личностные • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Регулятивные • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • адекватно воспринимать оценку учителя; • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- видеть языковые средства, использованные автором;
- развивать умение чувствовать отношение автора к описываемым событиям;
- предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении.
Цель: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям. Задачи:
- Формирование умения выразительного чтения.
- Развитие самостоятельности мышления, памяти, речи.
- Формирование УУД, управление совместной познавательной деятельностью.
- Воспитание ценностного отношения понимать другого и самому быть понятым.
Оборудование: учебник "Литературное чтение", автор - Н.А.Чуракова, видео сюжет о Д.Самойлове, мультимедийная презентация, выставка книг русских поэтов об осени
Ход урока
- Самоопределение к деятельности
- Проверка выполнения домашнего задания
- Сообщение темы урока и постановка целей учащимися
IV. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной-практической задачи -А кто автор этого стихотворения? (Учащиеся находят в учебнике стихотворение и определяют имя автора стихотворения.) На слайде размещен портрет. Сведения об авторе Видео о Д.Самойлове В 2010 году в год 90-летия со дня рождения Д.С.Самойлова в выпусках новостей прозвучали сообщения о нем. Я предлагаю посмотреть одно из этих сообщений. newstube.ru/media/david-samojlov-filosof-s-muzykal%27nym-sluxom -После просмотра сообщения, кому из вас захотелось познакомиться с творчеством этого замечательного поэта? -Мы сегодня конкретно остановимся на произведении этого автора о красоте природы.
1) Анализ дидактического текста 1) Первичное знакомство с текстом - Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении, которое имеет название «Красная осень»? (Ответы детей). - Проверим, кто был ближе к замыслу автора - начинаем чтение: будьте очень внимательны - постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины, вслушайтесь в звучание стиха, почувствуйте настроение 2)Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, задавание вопросов автору по ходу чтения Учащийся читает стихотворение "Красная осень" по частям. Внезапно в зелень леса вкрался красный лист, -Все ли слова понятны? Поясните слово «внезапно». (внезапно - вдруг, неожиданно наступивший). - Какой вопрос возник после чтения этой строчки? (Откуда взялся этот лист?). - Как бы вы ответили на этот вопрос? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. А в тексте такое продолжение: Как будто сердце леса обнажилось, Готовое на муку и на риск. - Все ли слова понятны? Поясните слово «обнажилось». (Обнажилось - здесь значит открылось, показалось.) - Какой вопрос возник после чтения этой строчки? (Что за сердце увидел поэт в лесу?). - Как бы вы ответили на этот вопрос? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. Какой прием использовал поэт Давид Самойлов в первой строке стихотворения - «Внезапно в зелень леса вкрался красный лист…»? (Прием контраста) -Какое явление природы описано в 1 строфе? (Начало осени - начинают менять цвет листья на деревьях). Читаем текст дальше: Внезапно в чаще вспыхнул красный куст, Как будто бы на нем расположилось Две тысячи полураскрытых уст. - Все ли слова понятны? Поясните слово «уста». (уста - устр. губы.) - Какой вопрос возник после чтения этой строфы? (Что случилось с кустом в лесу осенью?). - Как бы вы ответили на этот вопрос? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. Какой прием использовал поэт Давид Самойлов в первой и второй строфе стихотворения? (Прием олицетворения.) -Все ли согласны, может кто-то нашел другие приемы в этом стихотворении? -Объясните, как вы определили? (Есть ли у леса сердце, а уста или губы? Прием, когда объекту неживой природы приписываются свойства объектов живой природы называется олицетворение) - Что происходит? От чего вспыхнул красный куст? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. Но текст имеет продолжение: Внезапно красным стал окрестный лес И облако впитало красный отсвет. -Поясните слово «окрестный». (окрестный - находящийся в окружающем пространстве, по близости) -Поясните слово «отсвет» (отсвет - отраженный свет) - Какой вопрос захотелось задать после чтения этой строфы? (Учащиеся высказывают свои предложения.) Как вы понимаете слова «и облако впитало красный отсвет»? (Облако стало красным, так как в нем отразился красный цвет леса.) -С помощью какого цвета поэт передает своё переживание красоты осени? (Поэт передает своё переживание красоты осени с помощью красного цвета). -Есть ли в этом что-то необычное: в какой гамме как правило, представляют красоту осени? (Обычно красоту осени передают в золотисто-желтой гамме, осень называют «золотой».) -Что происходит с лесом осенью, сразу ли лес становится золотым и красным? -Костя Погодин на уроке в школе села Мирного сказал, что красный цвет здесь потихоньку завоевывает все пространство леса. Согласны ли вы с ним? (Осень наступает постепенно; красный цвет завоёвывает пространство исподволь, шаг за шагом - «…вкрался красный лист…вспыхнул красный куст…красным стал окрестный лес…») -Какая-то картина рисуется в вашем воображении по ходу чтения текста стихотворения «Красная осень»? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.) - Есть ли в этой красоте что-нибудь тревожное? (Да. «…Как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск…Как будто бы…расположилось…Две тысячи полураскрытых уст…») -Как вы думаете, страшно ли для леса наступление осени? (Учащиеся высказывают свои предположения.) - Давайте закончим чтение стихотворения и посмотрим, что об этом говорит Давид Самуилович Самойлов. Читаем последнюю строчку: Светился праздник листьев и небес В своём спокойном благородстве… -Все ли слова понятны? -Итак, страшно ли для леса наступление осени? (Для леса наступление осени не страшно: «…праздник листьев и небес…в своем спокойном благородстве...».) -Какое настроение у этого стихотворения? (У стихотворения «Красная осень» праздничное настроение.) 3) Работа с текстом после чтения. -Итак, вспомните свои предположения о содержании стихотворения, о чем же стихотворение Давида Самуиловича Самойлова «Красная осень»? (Это стихотворение о том, как в природе постепенно, торжественно и празднично приходит осень.) - Как вы поняли, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами. Один единственный мазок красного среди зелени и в самом деле выглядит как обнаженное сердце леса? -А красный куст - похож на лицо леса? -Похожи ли красные листья на полураскрытые в ожидании осени уста, губы? -В учебнике на с.102 есть информация о том, какие впечатления складываются у учеников школы Мирного при чтении этого стихотворения. Найдите этот текст. Учащиеся читают текст интриги учебника на с. 102. «Когда Миша перечитал первую строфу, он сказал: -Как будто кто-то поранил лес! Всё было зеленое и вдруг - бац! Красное пятно… - А я совсем не так это вижу! - сказала Маша. Я вижу множество деревьев, одетых в зеленовато-золотистые платья. Эта одежда колышется и развевается на ветру. И будто бы у одного дерева платье порвалось, и стало видно, как его сердце бьется красным листиком. -Давайте вспомним содержание 1-ой строфы, прочитайте её. Чья точка зрения вам ближе: тревожно-настороженная у Миши («кто-то поранил лес») или лирическая у Маши («будто бы у одного дерева платье порвалось, и стало видно, как его сердце бьется красным листиком»)? - Какое настроение у 1-ой строфы стихотворения? (Учащиеся читают 1 строфу, настроение тревожное, вызывает чувство тревоги). - Прочитайте вторую строфу стихотворения. Какое настроение во второй строфе? (Во второй строфе показано нетерпеливое ожидание наступления осени) -Перечитайте третью строфу - какое настроение в этой части стихотворения? (Торжественное, праздничное наступление осени). -Чем отличается настроение в первой и третьей строфах? Процитируйте строчки и слова, которые подтверждают ваше мнение: (Учащиеся зачитывают: 1 строфа- беспокойство: «как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск», 3 строфа- праздник, спокойное торжество осени «праздник листьев…В своем спокойном благородстве»). - Верно, в первой строфе настроение тревожно-драматическое. Это создаётся целым рядов приёмов.
- Во-первых, использование таких слов, как "внезапно» (подчёркивает момент неожиданности); "вкрался" (подчёркивает момент таинственности и вероломства).
- Во-вторых, создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем.
- В-третьих, сравнение леса и человека (сердце леса … готово на муку и на риск).
VI. Перечитывание текста и открытие новых знаний - Вернитесь еще раз к стихотворению, прочитайте его еще раз: - Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например, желтый, смысл стихотворения изменился бы? Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении "Красная осень"? (Ответы может дополнять учитель). Красный цвет используется и как цвет крови, и как цвет праздника. Он символизирует красоту и драму одновременно, открытую рану и нарядное убранство. В этом его не просто сложный, но и противоречивый характер. Он объединяет контрастные настроения. Жёлтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.)
VI. Домашнее задание - Дома вы можете познакомиться с другими стихотворениями Д.Самойлова, используя книги с выставки, которую мы с вами оформили в классе, и книги из библиотек. Можете выразительно прочитать стихотворение "Красная осень"из учебника. Кто хочет можете выучить наизусть.
VII. Работа над выразительным чтением - Начинаем подготовку к выразительному чтению, работаем карандашом - вам нужно проставить знаки на том месте где вы будете делать остановки, паузы в тексте. Затем выразительно читают дети.
VIII. Самооценка учащихся -Вот и подходит наш урок к концу. - Поднимите руку те учащиеся, которым:
- Урок понравился, было интересно.
- Мало узнали на уроке, только время потеряли
- Много узнали на уроке, хотят найти дополнительный материал по изученной теме
- Урок не понравился, было скучно.
IX. Рефлексия деятельности Дополните предложения по следующему плану:
- Меня удивило…
- Мне понравилось…
- Мне запомнилось…
- Я считаю, что…
Список использованной литературы:
- Борисенкова О.В. Литературное чтение [Текст]: 4 кл.: Методическое пособие/ О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская - 3-е изд. - М.:Академкнига/Учебник, 2010.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М., 1988.
- Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.А. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011.
- Соболева О.В., Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8. - С. 18-22.
- festival.1september.ru/articles/566024/
7