Урок литературного чтения в 4 классе «Давид Самойлов «Красная осень»» (+ презентация)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1»

Седельниковского муниципального района Омской области

















Урок литературного чтения в 4 классе

(по учебнику Н.А. Чураковой)

по теме:«Давид Самойлов «Красная осень»











Автор:

Артушенко Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

МКОУ «Седельниковская СОШ №1»













2012 год Планируемые результаты: Личностные • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Регулятивные • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • адекватно воспринимать оценку учителя; • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • видеть языковые средства, использованные автором;
  • развивать умение чувствовать отношение автора к описываемым событиям;
  • предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении.

Цель: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям. Задачи:
  1. Формирование умения выразительного чтения.
  2. Развитие самостоятельности мышления, памяти, речи.
  3. Формирование УУД, управление совместной познавательной деятельностью.
  4. Воспитание ценностного отношения понимать другого и самому быть понятым.

Оборудование: учебник "Литературное чтение", автор - Н.А.Чуракова, видео сюжет о Д.Самойлове, мультимедийная презентация, выставка книг русских поэтов об осени


Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности
- Улыбнитесь друг другу, нам предстоит интересная работа - надо поддержать друг друга. Посмотрите вокруг себя, всё ли готово к работе? (Учащиеся проверяют свою готовность к уроку) - Скажите, какой урок будет сейчас? (Урок литературного чтения) -Для чего нам нужны уроки литературного чтения? (Ответы детей.)
  1. Проверка выполнения домашнего задания
-Прослушайте стихотворение и скажите, как оно называется и кто его автор: (Выразительное чтение стихотворения «Весеннее чувство» учащимся). - Как называется стихотворение и кто его автор? (стихотворение «Весеннее чувство», автором этого стихотворения является Василий Андреевич Жуковский) -Оцените выразительность чтения стихотворения, но сначала скажите, что помогает нам давать такую оценку? (Памятка (алгоритм) «выразительное чтение»). -Напомните нам алгоритм оценки выразительности чтения: (Учащиеся вспоминают памятку.) - Дайте оценку выразительности чтения ……. (Учащиеся оценивают чтение одноклассника). -Сейчас несколько учеников выразительно прочитают это стихотворение. А вы, ребята, постарайтесь определить, удалось ли им во время своего выразительного чтения передать чувства и задумки автора. Учащиеся читают стихотворение «Весеннее чувство». - Давайте оценим чтение ребят, кому лучше удалось передать чувства и задумку автора стихотворения? (Учащиеся оценивают их, аргументируют свою оценку). А) Организация работы групп: -Я предлагаю вам осуществить проверку домашнего задания остальных учащихся самостоятельно. Для этого в группах каждый из тех кто ещё не получил оценку за домашнее задание прочитает стихотворение, а участники группы оценят их чтение. Для оценки выразительности чтения используйте памятку. (Учащиеся давно работают с памяткой, используя её и для оценки выразительного чтения и для подготовки к нему.) Памятка Выразительное чтение (критерии). 1.Читай громко 2. Правильно ставь ударение и четко проговаривай окончания. 3. Соблюдай паузы. 4. Передай настроение. 5. Используй жесты и мимику. Учащиеся оценивают чтение стихотворений одноклассников, выставляют оценки.
  1. Сообщение темы урока и постановка целей учащимися
-Мы начали с вами работать с произведениями какой главы учебника? («Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека») -Так чему же мы должны научиться на уроках по изучению художественных произведений главы под названием «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»? (Мы должны научиться видеть красоту природы и красоту человека переданную поэтами и художниками) Б) Работа с выставкой книг русских поэтов -Верно, неслучайно мы сегодня оформили выставку книг. Вам нужно было сегодня на урок принести книги со стихами русских поэтов об осени. Какие книги вы принесли? (Учащиеся рассказывают по желанию о книгах, которые они принесли на урок) -Это только песчинка в море книг с произведениями русских поэтов. Выставка будет работать в течение недели и каждый из вас может взять и прочитать любые книги с неё. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русских поэтов и их стихами. На уроке мы будем работать с отрывком из стихотворения "Красная осень".
IV. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной-практической задачи -А кто автор этого стихотворения? (Учащиеся находят в учебнике стихотворение и определяют имя автора стихотворения.) На слайде размещен портрет. Сведения об авторе Видео о Д.Самойлове В 2010 году в год 90-летия со дня рождения Д.С.Самойлова в выпусках новостей прозвучали сообщения о нем. Я предлагаю посмотреть одно из этих сообщений. newstube.ru/media/david-samojlov-filosof-s-muzykal%27nym-sluxom -После просмотра сообщения, кому из вас захотелось познакомиться с творчеством этого замечательного поэта? -Мы сегодня конкретно остановимся на произведении этого автора о красоте природы.
1) Анализ дидактического текста 1) Первичное знакомство с текстом - Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении, которое имеет название «Красная осень»? (Ответы детей). - Проверим, кто был ближе к замыслу автора - начинаем чтение: будьте очень внимательны - постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины, вслушайтесь в звучание стиха, почувствуйте настроение 2)Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, задавание вопросов автору по ходу чтения Учащийся читает стихотворение "Красная осень" по частям. Внезапно в зелень леса вкрался красный лист, -Все ли слова понятны? Поясните слово «внезапно». (внезапно - вдруг, неожиданно наступивший). - Какой вопрос возник после чтения этой строчки? (Откуда взялся этот лист?). - Как бы вы ответили на этот вопрос? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. А в тексте такое продолжение: Как будто сердце леса обнажилось, Готовое на муку и на риск. - Все ли слова понятны? Поясните слово «обнажилось». (Обнажилось - здесь значит открылось, показалось.) - Какой вопрос возник после чтения этой строчки? (Что за сердце увидел поэт в лесу?). - Как бы вы ответили на этот вопрос? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. Какой прием использовал поэт Давид Самойлов в первой строке стихотворения - «Внезапно в зелень леса вкрался красный лист…»? (Прием контраста) -Какое явление природы описано в 1 строфе? (Начало осени - начинают менять цвет листья на деревьях). Читаем текст дальше: Внезапно в чаще вспыхнул красный куст, Как будто бы на нем расположилось Две тысячи полураскрытых уст. - Все ли слова понятны? Поясните слово «уста». (уста - устр. губы.) - Какой вопрос возник после чтения этой строфы? (Что случилось с кустом в лесу осенью?). - Как бы вы ответили на этот вопрос? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. Какой прием использовал поэт Давид Самойлов в первой и второй строфе стихотворения? (Прием олицетворения.) -Все ли согласны, может кто-то нашел другие приемы в этом стихотворении? -Объясните, как вы определили? (Есть ли у леса сердце, а уста или губы? Прием, когда объекту неживой природы приписываются свойства объектов живой природы называется олицетворение) - Что происходит? От чего вспыхнул красный куст? Учащиеся высказывают свои предположения. - Молодцы! Все интересно размышляли. Но текст имеет продолжение: Внезапно красным стал окрестный лес И облако впитало красный отсвет. -Поясните слово «окрестный». (окрестный - находящийся в окружающем пространстве, по близости) -Поясните слово «отсвет» (отсвет - отраженный свет) - Какой вопрос захотелось задать после чтения этой строфы? (Учащиеся высказывают свои предложения.) Как вы понимаете слова «и облако впитало красный отсвет»? (Облако стало красным, так как в нем отразился красный цвет леса.) -С помощью какого цвета поэт передает своё переживание красоты осени? (Поэт передает своё переживание красоты осени с помощью красного цвета). -Есть ли в этом что-то необычное: в какой гамме как правило, представляют красоту осени? (Обычно красоту осени передают в золотисто-желтой гамме, осень называют «золотой».) -Что происходит с лесом осенью, сразу ли лес становится золотым и красным? -Костя Погодин на уроке в школе села Мирного сказал, что красный цвет здесь потихоньку завоевывает все пространство леса. Согласны ли вы с ним? (Осень наступает постепенно; красный цвет завоёвывает пространство исподволь, шаг за шагом - «…вкрался красный лист…вспыхнул красный куст…красным стал окрестный лес…») -Какая-то картина рисуется в вашем воображении по ходу чтения текста стихотворения «Красная осень»? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.) - Есть ли в этой красоте что-нибудь тревожное? (Да. «…Как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск…Как будто бы…расположилось…Две тысячи полураскрытых уст…») -Как вы думаете, страшно ли для леса наступление осени? (Учащиеся высказывают свои предположения.) - Давайте закончим чтение стихотворения и посмотрим, что об этом говорит Давид Самуилович Самойлов. Читаем последнюю строчку: Светился праздник листьев и небес В своём спокойном благородстве… -Все ли слова понятны? -Итак, страшно ли для леса наступление осени? (Для леса наступление осени не страшно: «…праздник листьев и небес…в своем спокойном благородстве...».) -Какое настроение у этого стихотворения? (У стихотворения «Красная осень» праздничное настроение.) 3) Работа с текстом после чтения. -Итак, вспомните свои предположения о содержании стихотворения, о чем же стихотворение Давида Самуиловича Самойлова «Красная осень»? (Это стихотворение о том, как в природе постепенно, торжественно и празднично приходит осень.) - Как вы поняли, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами. Один единственный мазок красного среди зелени и в самом деле выглядит как обнаженное сердце леса? -А красный куст - похож на лицо леса? -Похожи ли красные листья на полураскрытые в ожидании осени уста, губы? -В учебнике на с.102 есть информация о том, какие впечатления складываются у учеников школы Мирного при чтении этого стихотворения. Найдите этот текст. Учащиеся читают текст интриги учебника на с. 102. «Когда Миша перечитал первую строфу, он сказал: -Как будто кто-то поранил лес! Всё было зеленое и вдруг - бац! Красное пятно… - А я совсем не так это вижу! - сказала Маша. Я вижу множество деревьев, одетых в зеленовато-золотистые платья. Эта одежда колышется и развевается на ветру. И будто бы у одного дерева платье порвалось, и стало видно, как его сердце бьется красным листиком. -Давайте вспомним содержание 1-ой строфы, прочитайте её. Чья точка зрения вам ближе: тревожно-настороженная у Миши («кто-то поранил лес») или лирическая у Маши («будто бы у одного дерева платье порвалось, и стало видно, как его сердце бьется красным листиком»)? - Какое настроение у 1-ой строфы стихотворения? (Учащиеся читают 1 строфу, настроение тревожное, вызывает чувство тревоги). - Прочитайте вторую строфу стихотворения. Какое настроение во второй строфе? (Во второй строфе показано нетерпеливое ожидание наступления осени) -Перечитайте третью строфу - какое настроение в этой части стихотворения? (Торжественное, праздничное наступление осени). -Чем отличается настроение в первой и третьей строфах? Процитируйте строчки и слова, которые подтверждают ваше мнение: (Учащиеся зачитывают: 1 строфа- беспокойство: «как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск», 3 строфа- праздник, спокойное торжество осени «праздник листьев…В своем спокойном благородстве»). - Верно, в первой строфе настроение тревожно-драматическое. Это создаётся целым рядов приёмов.
  • Во-первых, использование таких слов, как "внезапно» (подчёркивает момент неожиданности); "вкрался" (подчёркивает момент таинственности и вероломства).
  • Во-вторых, создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем.
  • В-третьих, сравнение леса и человека (сердце леса … готово на муку и на риск).
В последней строфе настроение радостно-праздничное. Несмотря на то, что строфа опять начинается со слова "внезапно", это слово употребляется в стихотворении в третий раз и уже не содержит прежнего оттенка неожиданности. Настроение праздника создаётся двумя последними строчками: Светился праздник листьев и небес в своём спокойном благородстве. Грандиозная картина красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создаёт праздничный образ: сияние, в котором лес и небо составляют единое целое. 4) Продуктивное задание Многие строки этого стихотворения описывают красоту осенней природы. Найдите их. (Слайды с видами осеннего леса ) После выполнения задания зачитывается вслух эти строки. (I строфа - 1 строка, II строфа - 1 строка, III строфа - 1 и 3 строки). V. Физминутка. Гимнастика для глаз
VI. Перечитывание текста и открытие новых знаний - Вернитесь еще раз к стихотворению, прочитайте его еще раз: - Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например, желтый, смысл стихотворения изменился бы? Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении "Красная осень"? (Ответы может дополнять учитель). Красный цвет используется и как цвет крови, и как цвет праздника. Он символизирует красоту и драму одновременно, открытую рану и нарядное убранство. В этом его не просто сложный, но и противоречивый характер. Он объединяет контрастные настроения. Жёлтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.)
VI. Домашнее задание - Дома вы можете познакомиться с другими стихотворениями Д.Самойлова, используя книги с выставки, которую мы с вами оформили в классе, и книги из библиотек. Можете выразительно прочитать стихотворение "Красная осень"из учебника. Кто хочет можете выучить наизусть.
VII. Работа над выразительным чтением - Начинаем подготовку к выразительному чтению, работаем карандашом - вам нужно проставить знаки на том месте где вы будете делать остановки, паузы в тексте. Затем выразительно читают дети.
VIII. Самооценка учащихся -Вот и подходит наш урок к концу. - Поднимите руку те учащиеся, которым:
  • Урок понравился, было интересно.
  • Мало узнали на уроке, только время потеряли
  • Много узнали на уроке, хотят найти дополнительный материал по изученной теме
  • Урок не понравился, было скучно.

IX. Рефлексия деятельности Дополните предложения по следующему плану:
  • Меня удивило…
  • Мне понравилось…
  • Мне запомнилось…
  • Я считаю, что…
- Урок окончен. Благодарю вас за работу!
Список использованной литературы:
  1. Борисенкова О.В. Литературное чтение [Текст]: 4 кл.: Методическое пособие/ О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская - 3-е изд. - М.:Академкнига/Учебник, 2010.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М., 1988.
  3. Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.А. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011.
  4. Соболева О.В., Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 8. - С. 18-22.
  5. festival.1september.ru/articles/566024/


7



© 2010-2022