Конспект урока по литературному чтению на тему Н. Н. НОСОВА «Витя Малеев в школе и дома. »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. Н. НОСОВА «Витя Малеев в школе и дома»

Ход урока

1. Организационный момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу:

- Улыбнитесь друг другу! Приятного нам урока!

2. Биография Носова.

Сегодня мы пополним наши знания о биографии и творчестве писателя Н. Н. НОСОВА интересными фактами. Слайды.

Ребята с вами сейчас поделятся своей информацией. ( рассказ детей)

Свой рассказ о Николае Носове мне хочется начать с его слов « Сочинять для детей - наилучшая работа. Она требует очень много знаний. Главное - любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением». Писатель соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи…

Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала «Икс», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография.

Позже Носов продавал газеты, был возчиком бревен. Именно с коротких рассказов для детей и началась творческая дорога Н.Носова. Это удивительные рассказы - маленькие шедевры.

3. Выставка книг

- Сегодня мы продолжим путешествие по страницам любимых книг Н.Н.Носова. Эти книги стали нашими добрыми и умными друзьями. Давайте поговорим с ними. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы.
И чем там закончится - тоже известно.
Хорошие книжки всегда интересны.

Пусть подождут компьютеры,
Пусть отдохнут компьютеры
От вас, а вы - от них
Среди прекрасных книг.

- Ребята, посмотрите внимательно на выставку книг Носова.

- Дайте название выставке книг. (Книги Н.Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках,)

Значит, мы сегодня продолжим знакомство с произведениями Н. Носова.

Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные, поучительные истории.

3. Викторина по произведениям.

- Ребята, вы внимательно читали рассказы и сказки Н.Носова и без труда ответите на вопросы викторины, которые подготовили друг для друга дома.

1. Как называют ребят, которые выдумывают всякие забавные истории?

«Фантазеры»

2. Из какого рассказа можно узнать, как не надо вести себя в кино?

«Замазка»

3. Назовите коротышек из Цветочного города.

(Незнайка, Знайка, Гунька, Цветик, Пилюлькин, Пончик, Торопыжка, Стекляшкин, Кнопочка, Авоська, Винтик, Шпунтик и тд.)

4. Как был одет Незнайка? (яркая голубая шляпа, желтые штаны, оранжевая рубашка, зеленый галстук)

5.О каких героях Н.Носова такие слова: «Они были похожи друг на друга, только один был чуточку повыше, другой чуточку пониже. Оба ходили в кожаных куртках. Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты.» (Винтик и Шпунтик)

6. "Мы с Мишкой решили бороться за красное знамя: Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили участки и вбили колышки с номерами." ("Огородники")

7. В каком рассказе герои учили азбуку Морзе? Зачем? Телефон

8. Что проще всего сварить, по мнению Мишки? Каша

9. Кто напугал мальчиков в рассказе "Живая шляпа"? Котёнок

10. Чем швырял Володя в шляпу? Картофель

11. Как звали мальчика в рассказе "Заплатка"? Бобка

12. Самый знаменитый житель Цветочного города? Незнайка

13. В каком городе родился Носов? Киев

14. Как звали коротышку музыканта?) Гусля

4. Кто они и откуда?

  • Слайд 10. ("Затейники")

  • Слайд 11. ("Огурцы" )

  • Слайд 12, ("Телефон")

  • Слайд 13 ("Мишкина каша")

  • Слайд 14. ("Фантазеры")

  • Слайд 15. ("Живая шляпа")

  • Слайд 16. ("Бобик в гостях у Барбоса")

5. Проверка ДЗ.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с пьесами.

- А кто мне скажет, что такое пьеса? (Пьеса - это любое произведение, предназначенное для постановки на сцене).

- Повесть "Витя Малеев в школе и дома" состоит из 21 главы, мы начали читать на прошлом уроке 15 главу.

- Кто является главным героем его произведений?

(мальчишка, по имени которого зачастую и ведётся рассказ) - Вспомним, содержание 1 части ответив на вопросы.

1) Кто навестил Шишкина в тот день? (Витя Малеев, одноклассники)

2) А кто навещал его каждый день? (Витя Малеев)

3) Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему?

(нет, потому что он не был болен)

4) Каким голосом Костя разговаривал с ребятами?

(неуверенно, заикается, отвечает тем же словами что и вопросы)

5) Какой диагноз, по словам Шишкина, был поставлен ему доктором?

(апендикос)

6) Как ребята подбадривали больного?

- Найдем и прочитаем в тексте. СТР. 12
Физкультминутка Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб). Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны). Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко (имитация ныряния). Вторая сказала: - ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем). Третья сказала: - мне хочется спать (руки лодочкой под ухо). Четвертая стала чуть - чуть замерзать (потереть кистями плечи). Пятая крикнула: - здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила). Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).
- Сегодня мы с вами попробуем себя в роли главных героев и перенесёмся на страницы рассказа 2 части


1) Кто раскрыл секрет Шишкина? (Лёня)

2) Как это случилось? (прочитайте-стр.24)

3) Как ребята отнеслись к обману Шишкина? (с осуждением)

4) Как он пытался объяснить свой обман?

Давайте немножко поиграем. Угадай рассказ.

1. В каком рассказе Носов высмеивает трусость? «Живая шляпа»

2. Из какого рассказа этот диалог:

А я раньше летать умел.

А ну, полети!

Сейчас не могу: разучился. «Фантазеры»

3. Из какого рассказа можно узнать о том, как не нужно варить кашу? Мишкина каша

Работа с пословицами.

- Все рассказы Н.Носова не только смешные и веселые, но и поучительные. Я вам покажу пословицу, а вы определите к какому произведению какая пословица подходит.

работа в парах

1. Собери героев. Слева написаны названия рассказов, справа герои. Стрелочками соедините названия с героями.

1. «ЖИВАЯ ШЛЯПА» 1. ВОВКА, ВАДИК

2. «АВТОМОБИЛЬ» 2. МИШКА, МИЛИЦИОНЕР

3. «МЕТРО» 3. ВОВКА, МАМА, Т. ОЛЯ

4. «ЗАМАЗКА» 4. КОСТЯ, ШУРИК

5. «САША» 5. МАРИНА, ИРОЧКА

6. «КАРАСИК» 6. ВИТАЛЯ, СЕРЕЖА, МУРЗИК

7. «ПРЯТКИ» 7. ВИТЯ, СЛАВИК

8. «БАБУШКА ДИНА» 8. НИНА ИВАНОВНА,ТОЛЯ ЩЕГЛОВ, НАТОЧКА, ПАВЛИК.

9. «ОГОРОДНИКИ» 9. МИШКА, СЕНЬКА, ВАНЯ ЛОЖКИН, МИША КУРОЧКИН.

1-7 2-4 3-5 4-6 5-9 6-3 7-2 8-1 9-8

Проверка (читаем + доска)

Конкурс: Кроссворд «Рассказы Николая Носова»

Группам раздаются кроссворды, которые они должны отгадать сами. Ответы кроссворда фиксируются на презентации

Конспект урока по литературному чтению на тему Н. Н. НОСОВА «Витя Малеев в школе и дома.»

По горизонтали: 3. Герой этого рассказа Федя Рыбкин насмешил весь класс. 5. Герой этого рассказа Бобка из-за порванных штанов научился сам пришивать пуговицы. 6. «Живая...». 7. «Федина...». 8. Как называется рассказ, герои которого, сидя на скамейке, соревновались «кто кого переврет»?

По вертикали: 1. Название этого рассказа произошло от названия предмета, который купили Мишка и его друг Коля. 2. Герои этого рассказа перепутали предмет, который они отковыряли от окон, с пряником, и из-за этого в кинотеатре на этот предмет сел незнакомый гражданин... 3. «Мишкина...». 4. Герой этого рассказа выстрелом из пистолета напугал старушку.

Ответы. По горизонтали: 3. Клякса. 5. Заплатка. 6. Шляпа. 7. Задача. 8. Фантазеры. По вертикали: 1. Телефон. 2. Замазка. 3. Каша. 4. саша.

VII. Подведение итогов.

1) какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста? (с одной стороны-грустное-обман; с другой стороны-радостное-что все его простили)

2) кто является главным героем повести?

3) понравился ли вам этот герой? Чем?

4) чтобы вы ему посоветовали? (не обманывать, не подводить друзей и учителя)

VIII. Д/з. стр. 20-31, выразительное чтение, чтение по ролям.

- чтение - до конца.

1) Как Костя объяснил свои прогулы?

2) Как ученики относились к учительнице Ольге Николаевне?

Какие слова текста подтверждают это?

3) Какое обещание дал Костя учительнице?

4) С какой просьбой обратился Костя к учительнице?

5) Как она отреагировала на эту просьбу? (стр.31)

Дома выполните следующее творческое задание. Напишите письмо главным героям книги - Вите или Косте. Можете рассказать им о том, в какие истории вы попадали, какие проблемы встают перед вами. А потом некоторые из ваших писем, по желанию, мы обсудим на уроке.

-Урок окончен. Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке. Оценки за урок следующие…



© 2010-2022