Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе ОС «Школа 2100»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе ОС « Школа 2100»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7ЗАТО УГЛЕГОРСК

Ромашка Елена Владимировна

В современном мире, который динамично развивается, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объемом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. «Образование сегодня - это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современное образование должно стать процессом личностного развития. Задача педагога - не просто преподавать свой предмет, а развивать личность.

Сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых каждый школьник смог бы максимально реализовать себя (свой интеллект, своё мышление, свою деятельность и свои творческие способности). Поэтому цель обучения в начальной школе - вырастить функционально-грамотную личность, т.е. человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей как нельзя лучше отображает суть такого обучения. Одним из способов и условий достижения цели является деятельностный принцип обучения, согласно которому у детей должны быть сформированы компоненты учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, самоконтроль, самооценка). Технология проблемно-диалогического обучения используется как средство развития этих компонентов, поскольку обеспечивает высокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта, творческих способностей школьников и воспитание активной личности.

Данная технология является :

- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной в развитии интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Общеизвестно, что основными образовательными целями учебного процесса являются:

- знания - понимаемая и воспроизводимая научная информация;

- умения - применяемые на практике знания;

- навыки - автоматизированные действия.

Цель «знания» достигается двумя этапами учебного процесса: введением и воспроизведением нового материала. Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений. Навыки вырабатываются путём многократного повторения действия (например, на этапе устного счёта или чистописания).

Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий - отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющихся в учебниках и дополнительных источниках.

Этап введения знаний организуется посредством методов - определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой) частью подготовки к уроку. Я столкнулась с данной проблемой при переходе обучения детей из системы «Школа России» в «Школа 2100», где все уроки построены с учетом использования проблемно-диалогической технологии.

Изучив литературу по проблемно-диалогической технологии, я пришла к выводу, что проблемное обучения в начальной школе очень важно, ведь специфика начальных классов основана на формировании умений и навыков, и уходит на это очень много времени, а это репродуктивные этапы урока. Человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае он является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. И научить этому можно только начиная с начальной школы.

В своей практике любой учитель, в том числе и я, старается использовать любые методы, с помощью которых будут достигнуты поставленные цели. Я считаю, что проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей думать, творчески мыслить, развивает интеллектуальные способности ученика и воспитывает активность личности.

Почему же проблемный диалог даёт более прочные знания?

1.Постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается практически весь класс, отсюда следует, что этот метод мотивирует учеников к усвоению нового материала.

2.Диалогический поиск решения обеспечивает понимание нового знания каждым учеником.

Можно сделать вывод: проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством учеников класса.

Проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Он активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление и особенно речь. Проблемный диалог воспитывает активную личность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость и решительность.

Таким образом, проблемный диалог сначала накрывает ученика волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний.

При подготовке проблемного урока учебную проблему можно поставить тремя методами:

1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

2.Подводящий к теме диалог.

3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Коренное отличие всех этих методов в той мыслительной работе, которую выполняют ученики, и, следовательно, в развивающем эффекте. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, т.е. осуществить подлинно творческие действия. В результате развиваются творческие способности, речь. Подводящий диалог

активно задействует логическое мышление учащихся, а также речь. При сообщении темы с мотивирующим приёмом ученики и не думают, и не говорят, поэтому развивающий эффект здесь отсутствует.

Но в то же время, у всех трёх способов есть и принципиальное сходство: каждый завершается интересной классу учебной проблемой. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами. Ученики стремятся изучать тему, которую они лично сформулировали или которой их умело заинтриговал учитель. Любым из трёх путей педагог вызывает у школьников интерес к тому новому материалу, который предстоит изучить сегодня.

Таким образом, все эти три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию учащихся.

Приведу примеры возможных подходов к постановке учебной проблемы:

1.Побуждающий диалог.

Этот метод постановки учебной проблемы требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:

создание проблемной ситуации

пробуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации

пробуждения к формулированию учебной проблемы

принятия предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.

Русский язык. 1 класс. Тема: «Правописание безударной гласной в корне слова».

Запись слов на доску:

сасна-сосна марской-морской сава-сова

Учитель

Ученик

-Обезьянка принесла нам пары слов, прочитайте их. Поставьте ударение.

-Почему слова записаны парами?

-У вас запись этих слов вызвала затруднения? Почему?

-В какой части слова правописание гласной вызвало затруднение?

-Какова тема урока?

Дети читают хором.

-Мы предполагаем, что какие-то слова записаны верно, а какие-то нет.

-Мы не знаем, как писать правильно эти слова.

-В корне.

-Правописание безударной гласной в корне слова.

2.Подводящий диалог.

Этот метод постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока.

Русский язык. 1 класс. Тема: «Повторяем гласные звуки».

На доске запись букв:

Д Б Е М К А С Т У Х Ц Э Ш Ь И

Учитель

Ученик

- Назовите буквы.

- Назовите каждую третью букву.

-Какова тема нашего урока?

- Дети читают буквы.

Е А У Э И

- Гласные звуки.

Математика. 1 класс. Тема: «Числовой отрезок».

На доске учитель чертит прямую и рассказывает о том, как строится числовой отрезок. Рассматриваем, как изменяются числа при движении по числовому отрезку.

Учитель

Ученик

- Вова искал значение выражения 1+1.

От какого числа начинаем движение?

-Назовите число к которому мы пришли.

- Как изменилось число?

-Записываем числовое выражение 1+1=2

-Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?

Дети пальчиком показывают движение по числовому отрезку в учебнике.

Называют число 2.

-Увеличилось на 1.

- Считать с помощью числового отрезка.

Я и мир вокруг. 1 класс. Тема: «Путешествие Колобка».

Учитель

Ученик

- Что у меня в руке?

- Всегда ли она была булочкой?

- А знаете, что наша булочка похожа на сказочного героя. Какого? Почему?

- Какова тема урока?

- Булочка.

- Нет, она была тестом, мукой, пшеницей.

-Колобка.

Он был тестом, мукой, пшеницей и булочка путешественница, как и Колобок.

-Путешествие Колобка.

3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Этот метод постановки учебной проблемы состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать интерес учащихся к ней. Для этого можно использовать приём «яркое пятно», которое состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока. Например:

Обучение грамоте. 1 класс. Тема: « Из чего сделаны слова?»

На доске запись слов:

рябина мак трава стол

Дети читают хором.

Учитель

Ученики

- Какое слово «лишнее»? Почему?

-Кто сделал стол?

-Из чего сделан стол?

-Как вы думаете, из чего сделаны слова?

-Хотите узнать?

-Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и узнаем из чего сделаны слова (это и есть тема урока).

- СТОЛ.

Все слова - это «живая» природа, а стол - «неживая» природа.

- Человек.

- Стол сделан из дерева.

-Не знаем.

- Да.

Второй приём - «актуальность» - связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.

Математика. 1 класс. Тема: «Числа от 1 до 20».

Учитель: На доске представлен числовой ряд, прочитайте его:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

-Как вы думаете, хватит ли этих чисел, чтобы определить страницу в

учебнике ? А записать сегодняшнее число?

Ученики: Нет. Нам нужны ещё числа.

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Ученики: Будем знакомиться с новыми числами.

Русский язык. 1 класс. Тема: «Перенос слова».

Учитель

Ученики

- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или как захотите?

- Сегодня вы узнаете правила переноса и потренируетесь в переносе слов.

- Мы перенесем это слово.

- Должны быть правила, по которым надо переносить слова?

Таким образом, готовя уроки, я пришла к мысли, что открывать новые знания надо совместно с детьми и стараюсь воплотить это на своих уроках. Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Я считаю, что проблемное обучение - сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение - всерьёз и надолго.

Поэтому овладевать этой технологией я буду ещё глубже.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Е.Л.Мельникова «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками».

Е.А.Шефер «Закономерности развития творческого воображения у первоклассников, обучающихся по образовательной системе

«Школа 2100».

Журналы «Начальная школа плюс до и после» 2012 год




© 2010-2022