Конспект урока по литературному чтению Двенадцать месяцев С. Я. Маршак

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 3

Тема урока: Характер героев и персонажей пьесы С.Я Маршака «Двенадцать месяцев».

Цель урока: формировать умение ориентироваться в тексте большого объёма; вырабатывать навыки выразительного чтения; уточнять характеристику героев на основании их речи, внешнего вида, поступков , высказываний о них других персонажей; подтверждать суждения цитатами из текста; обсуждать нравственную проблематику, формулировать выводы.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации; выделение существенной информации из текста;

Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности; использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование: презентация, учебник В. Ю Свиридовой «Литературное чтение» 4 класс, часть первая, тетради по литературе, выставка книг, оформление для инсценировки, страничка толкового словаря, таблица для определение темы, музыка П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»

Ход урока

1.Мотивация

Стихотворения С.Я. Маршака читает ученик.

Чудес, хоть я живу давно,

Не видел я покуда.

А впрочем, в мире есть одно

Действительное чудо:

Помножен мир (иль разделен?)

На те миры живые,

В которых сам он отражен,

И каждый раз впервые.

Всё в мире было бы мертво -

Как будто мира самого

Совсем и не бывало,-

Когда б живое существо

Его не открывало. (С.Я. Маршак)

-Какое чудо нам открыл С.Я. Маршак и в каком произведении?

2.Определение темы урока

Обобщаю ответы детей:

- Когда месяцы уступают друг другу время, когда в лесу падчерица становится принцессой, когда солдат становится профессором. Это действительно - чудо!

-А почему так произошло, что королева в лесу уже не королева, а профессор уже не профессор? О чём же мы будем говорить на уроке? Определите тему урока.

- У вас на парте листочки с предложениями.

Прочитайте. Отметьте знаком + то, что вы уже знаете, ! то, что вам интересно, ? знаком - то, что не знаете.

Творчество Маршака

Нравственные проблемы в пьесе - сказке

Выразительное чтение

Уточнение характеристики героев

Инсценировка пьесы.

- Кто определит тему нашего урока?

3. Сообщение темы урока

-Да, сегодня на уроке мы будем инсценировать отрывок из пьесы-сказки, а для этого надо уточнить характеристику героев на основании их речи, внешнего вида, поступков, высказываний о них других персонажей; подтверждать суждения цитатами из текста. Попробуем определить нравственные проблемы.

4.Работа по теме (У учащихся на столе страничка толкового словаря)

А) Работа со словарной статьёй

Страничка толкового словаря

Актёр - артист, исполнитель ролей в театральных представлениях , в кино, телевидении.

Афиша- объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции

Герой - главное действующее лицо литературного произведения.

Драма - род литературных произведений, написанных в диалогической форме предназначенных для исполнения актёрами на сцене.

Пьеса - драматическое произведение для театрального представления.

Персонаж - действующее лицо в литературном произведении.

Ремарка - пояснение автора к тексту, касающееся обстановки , поведения действующих лиц, их внешнего вида

Режиссёр - творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной , кино- или театральной постановки, вообще зрелищных программ.

- Что такое пьеса ?

-Обратимся к страничке толкового словаря С.И. Ожегова.

Пьеса- драматическое произведение для театрального представления.

- Объясните значение слова «персонаж», «герой».

Персонаж - действующее лицо в литературном произведении.

Герой - главное действующее лицо литературного произведения.

- Назовите действующих лиц ( падчерица, солдат, старуха и её дочка, королева, учитель королевы, канцлер, белка, 12 месяцев, первый глашатай, второй глашатай и др.)

-Назовите героев пьесы (двенадцать месяцев, падчерица, королева)

Б) Групповая работа

Ученик загадывает загадку:

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (месяцы)

- У каждого месяца по сказке свой возраст, свой характер.

- На основе описания, (стр. 145) расскажите, как вы их себе представляете. Покажите красками на рисунке особые отличительные черты.

1 группа о январе (Январь - с белой бородой и посохом, в красивом узорчатом одеянии со снежинками; )

2 группа об апреле (Апрель - одет в зеленый плащ, в руке держит посох, который ему дал брат Январь)

3 группа (Май - нежно-зеленый, походка у него веселая, стремительная. У него нежно-зеленые кудри, голос звонкий, благодаря птичьим песням)

- А по характеру какие? (добрые, трудолюбивые, справедливые, понимают друг друга …)


В)Выборочное чтение -Попробуем определить характер падчерицы из рассказов братьев-месяцев? Прочитайте. (стр. 150 внизу -152) (Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, её хорошо знаем. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе - поёт. А нынче приуныла. Июнь. И мы, летние месяцы, её не хуже знаем. Июль. Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки - полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придёт - зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет. Ноябрь. Я её не раз дождём поливал. Жалко, а ничего не поделаешь - на то я осенний месяц! Февраль. Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я её пробирал, стужей студил. Знает она Февраль-месяц, да зато и Февраль её знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить. Апрель. Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расставался. Сентябрь. Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь. Апрель. Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей своё обручальное колечко! Декабрь. Что ж, дари. Дело твоё молодое! (Из-за деревьев выходит Падчерица. В руках у неё корзинка, полная подснежников.) Январь. Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.)

Падчерица

трудолюбивая

весёлая

приветливая

любит природу

хозяйственная

добрая

вежливая

отзывчивая

покорная

несчастная

благодарная

- Какие качества характера в этом отрывке не прозвучали? Д) Работа в парах -Следующая героиня, которую обучает профессор это… Королева - это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву - безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую. - Прочитайте отрывки из пьесы, из которых мы узнаем характер королевы. (Один из вариантов ответа:стр.134-135) Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли? Профессор. Нет, вы правильно написали это слово - и всё-таки сделали очень грубую ошибку. Королева. Какую же? Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись! Королева. Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время. Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, Ваше величество! Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала бог знает что... Но, к счастью, я вас не слушаюсь... Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной! Профессор. Осмелюсь спросить Ваше величество: сколько будет семью восемь? Королева. Не помню что-то... Это меня никогда не интересовало... А вас? Профессор. Разумеется, интересовало, Ваше величество! Королева. Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел. Профессор. Как угодно Вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.) Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним). Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель.)

падчерица

Королева

трудолюбивая

безграмотная

весёлая

равнодушная

приветливая

несправедливая

любит природу

своенравная

хозяйственная

гордая

добрая

нетерпеливая

вежливая

не хочет думать

отзывчивая

глупая

покорная

злая

несчастная

неблагодарная

благодарная

ленивая

- В конце сказки изменился характер Королевы? Какой она стала?

- Заставили ли Братья-месяцы Королеву задуматься о том, что такое доброта?

(Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим). Подберите синонимы к слову доброта. Ж) Инсценирование пьесы - сказки Ученица:

-Меня зовут Сабина. Я занимаюсь исследовательской деятельностью по теме «Театр - урок будущего». Я хочу показать, что на уроках литературы дети могут перевоплощаться в своего героя; тем самым лучше понимать смысл произведения и его идею благодаря инсценировке.

Падчерица (поклонившись) .Добрый вечер (стр. 146-150)…до слов «Бегу, бегу…)

(Когда наступает Апрель, звучит произведение П.И. Чайковского « Времена года. Апрель )

Оцените работу актёров.

5.Итог урока: Самуил Яковлевич Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки...».

- О чём заставили задуматься эти слова?

6.Рефлексия.

-Кто считает, что цели, которые вы ставили в начале урока, вы достигли, выполнили, возьмите раскрытый подснежник и поставьте в корзину.

- Кто не полностью справился, чего-то не достиг, возьмите только что распускающий свои лепестки подснежник .

-А кому ещё надо поработать ещё, возьмите стебель и поставьте в корзину.

7. Рассказ Саши Кузнецова о своей маме, о художнике оформителе




© 2010-2022