Формирование навыков чтения с листа

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Ибресинская детская школа искусств»





Методическая разработка к рабочей программе по учебному предмету

« Фортепиано» в Детской школе искусств







«Формирование навыков чтения с листа

в классе фортепиано»









Преподавателя музыкального отделения

Даниловой Н. Н.







Ибреси 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1………………………………………………………………………5

1.1. Обучение основам чтения с листа……………………………………5

1.2. Освоение и закрепление музыкальной грамоты…………………….5

1.3. Навык широкого зрительного охвата нотного текста……………...6

1.4. Метод сольфеджирования……………………………………………6

1.5. Анализ музыкального произведения…………………………………7

1.6. Подбор материала для чтения с листа………………………………..8

Заключение………………………………………………………………….9

Список литературы………………………………………………………..10

ВВЕДЕНИЕ

Свободное и беглое чтение нот с листа - одна из необходимых предпосылок

всестороннего развития учащихся, открывающая перед ними широкие

возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в

ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам. Владение

навыком чтения с листа необходимо как для профессионального обучения

музыке, так и домашнего музицирования. Поэтому одним из важнейших

разделов работы в классе фортепиано является у учащихся предмет чтение с

листа, крайне необходимый для дальнейшей практической работы.

Разработкой проблемы чтения нот с листа занимались многие виднейшие

педагоги-пианисты и музыканты - Л.А. Баренбойм, Т.Л. Беркман, Ф.Д.

Брянская, Р.А. Верхолаз, М.О. Лерман, Т.И. Смирнова, К.А. Цатурян, Г.М.

Цыпин, Г.И. Шахов и другие. Но проблема чтения нот с листа по-прежнему

остается актуальной, несмотря на достаточную разработанность этой темы в

музыкальной педагогике.

Противоречие возникает между необходимостью формирования навыка

чтения с листа - важного условия всестороннего развития музыканта и явно

недостаточной разработанностью этого вопроса, применительно к

начальному этапу занятий детей на фортепиано в существующих условиях

ДМШ.

В связи с этим мною разработана система методов и приемов, а также

последовательность педагогических действий, направленная на

формирование навыка чтения с листа у учащегося-пианиста ДМШ на

начальном этапе обучения.

Ведущие идеи данной педагогической технологии:

 Всестороннее развитие учащихся, открывающее перед ними широкие

возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в

ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам.

 Развитие самостоятельности и творческой активности учащегося-пианиста.

 Развитие у детей интереса и любви к музыке.

 Комплексное музыкальное воспитание и обучение учащегося-пианиста.

 Идея развивающего обучения.

Предлагаемая технология базируется на следующих методах:

1. Интенсивное обучение основам чтения с листа с опорой на активное

развитие метроритмического чувства (внутренней ритмической

пульсации) и графического восприятия нотной записи. (По методике

Смирновой Т.И.).

2. Освоение и закрепление музыкальной грамоты в наглядно-игровой

форме.

3. Приобретение навыка широкого зрительного охвата нотного текста с

использованием элементарного приспособления - бегунка и карточек с

музыкальными фразами.

4. Применение метода сольфеджирования, способствующего связному и

осмысленному исполнению текста. Должен переводиться на уровень

внутреннего интонирования и фортепианного чтения с листа.

5. Применение анализа музыкального произведения - создает наиболее

благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и

слухо-двигательных представлений, т.к. учащийся старается услышать,

представить характер музыки до воспроизведения её на инструменте.

6. Подбор интересного разнообразного музыкального репертуара,

соответствующего способностям и уровню подготовленности данного

ученика.

7. Использование различных форм и средств обучения: ансамблевое

музицирование, домашняя работа, игровые формы; наглядные пособия,

иллюстративно-игровой материал.

Рассмотрим их более подробно.

ГЛАВА 1

1.1. ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА

Работа проходила следующим образом. Использовалась методика

интенсивного обучения основам чтения нот с листа Т.И.Смирновой.

Необходимо было развить у учащихся метроритмическое чувство. При

выполнении серии ритмических упражнений формировалось чувство

внутренней ритмической пульсации. В мою задачу входило - познакомить

ребенка со сложными ритмическими фигурами, подготовить к исполнению

современных и джазовых произведений. По вышеназванной методике

учащиеся также обучались графическому восприятию нотной записи, т.е.

умению видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи. При этом

широко применялись увлекательно-игровые формы работы - например,

"Музыкальный паровозик" (по работе с ритмическими схемами), упражнение

"Бусы" (запись нот, в виде ниточки бус), "Двойные бусы" (интервалы),

"Снеговики" (трезвучия) и другие.

1.2. ОСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Для успешного овладения навыком чтения с листа необходимо изучать

теоретические понятия и постоянно расширять знания по теории музыки. Для

этого был подобран иллюстративно-разрезной материал, который помог

сделать увлекательным и интересным не только сам процесс обучения, но и

формы контроля, получаемых учениками теоретических знаний. Это

различные игры - например, игра "Узнай длительность" ("Паузу", "Определи

динамику") и т.д., игра-тест, кроссворд-тест и другие.

Применение эффективных наглядных методик особенно продуктивно в

работе с детьми младшего школьного возраста (6-8 лет). Известно, что в силу

особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у детей этого

возраста, как правило, еще развито слабо, и лучше всего они усваивают

теоретические знания в наглядно-игровой форме. На уроках происходило

сочетание игровых форм работы по разным темам теории музыки, учитывая

уровень подготовки учащихся и их психологического восприятия.

1.3. НАВЫК ШИРОКОГО ЗРИТЕЛЬНОГО ОХВАТА НОТНОГО ТЕКСТА

Следующим этапом в обучении чтению с листа было приобретение

широкого зрительного охвата нотного текста. Для начала необходимо было

развить зрительную память - научить читать на один такт вперед. Используя

элементарное приспособление "бегунок", преподаватель закрывает нотный

текст сначала по полтакта, затем - по такту. Дальнейшая работа проводится в

интересной и увлекательной форме. Можно подготовить карточки с

короткими музыкальными фразами из всевозможных классических

произведений. Ученик должен найти среди карточек, лежащих перед ним,

звучащее произведение (которое исполняет педагог). Эта игра развивает

способность концентрировать внимание, охватывать взглядом целиком весь

отрывок и моментально сравнивать его с несколькими другими; игра также,

расширяет музыкальный кругозор.

1.4. МЕТОД СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЯ

Известно, что пение и сольфеджирование должны сопровождать игру в

течение начального процесса обучения. Чем помогает сольфеджирование при

обучении чтению с листа? Сольфеджирование - это звуковое наполнение

"точек - нот", оживление их. На первых порах педагог играет, а ученик

следит за текстом и сольфеджирует, привыкая к звучанию нотного текста. У

него при этом задействована цепочка "вижу - слышу - пою". Важно, чтобы во

время чтения с листа присутствовал элемент внутреннего интонирования, так

как он способствует связному, осмысленному исполнению текста.

1.5. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Известно, что анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой

грамотного чтения с листа. Поэтому я разработала план подготовки к

чтению с листа (ученики принимали в этом деле активное участие):

1. Определить тональность, ключевые и встречные знаки;

2. Прохлопать ритм;

3. Проанализировать структуру произведения: ритмические и

мелодические повторы, части, разделы;

4. Проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы;

5. Продумать аппликатуру;

6. Определить темп;

7. Обратить внимание на штрихи, динамику.

Анализ создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия

музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений, поскольку

учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать,

представить характер музыки еще до воспроизведения ее на инструменте.

Логику мышления учащегося в процессе анализа музыкального материала

удобнее всего контролировать, когда он рассуждает вслух. Для того, чтобы

грамотно исполнить произведение с листа, пишет Г.И.Шахов, необходимо

предварительное прочтение нотного текста глазами, что без сомнения очень

развивает внутренний слух, заставляет его активно работать. В процессе

анализа необходимо приучать учащегося к определенной

последовательности, начиная с наиболее общих моментов и, прежде всего с

названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и

жанр - "Марш", "Маленькая полька", "Вальс", "Ласковая просьба",

"Петрушка" и т.д.

1.6. ПОДБОР МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА

Чтобы познакомить ученика с разнообразием нотной литературы, я

подобрала обширный репертуар, включающий - народные песни, классику,

детскую музыку, песни для голоса и фортепиано, джазовую и популярную

музыку.

Эффективность занятий во многом зависит от того, удастся ли педагогу

вызвать у ребенка устойчивый интерес к игре по нотам. При этом

необходимо придерживаться жанрово-стилевого подбора произведений для

чтения с листа. Таким образом, педагог сможет расширить исполнительский

опыт и музыкальный кругозор ученика.

Подбор учащимся материала следует вести постепенно, учитывая один из

основных педагогических принципов от простого к сложному, от легких

тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот на

дополнительных линейках, более сложные ритмические соотношения,

разнообразные формы изложения и т. д.

Наиболее сложной задачей для ребенка является чтение с листа двумя

руками одновременно. На первом этапе целесообразно давать пьесы, для

которых характерно параллельное движение голосов в октаву. Далее

необходимо развивать у учащегося умение осмысленно читать нотный текст

одновременно по горизонтали и вертикали. Для этого подбираются

произведения с мелодией в одной аппликатурной позиции и выдержанными

звуками, интервалами или аккордами в аккомпанементе.

Важными составляющими навыка чтения нот с листа является, во-первых,

свободная ориентировка пальцев и рук на клавиатуре, а во-вторых -аппликатурная техника. Этого можно достичь при игре гамм, аккордов,

арпеджио, а также в процессе транспонирования.

Большое внимание в работе с детьми уделяется ансамблевому чтению с

листа. На занятиях используем нетрудные переложения классических

произведений, музыку из мультфильмов, что развивает музыкальный

кругозор и в то же время повышает интерес детей к чтению с листа. Дети

играют в ансамбле с различными вариантами распределения партий:

учитель-ученик, два ученика, два ученика и учитель. Этот метод придает

уроку элемент игры, а также вырабатывает у учащихся умение предельно

концентрировать свое внимание.

Помимо занятий на уроке, дети постоянно получают домашнее задание.

Результаты записываются в специально заведенную тетрадь. Однако оценка в

данном случае не столько форма контроля, сколько дополнительный способ

поощрить ребенка (все ученики любят получать "пятерки").

Ученикам предлагаются специальные ритмические карточки, "музыкальное

лото" (с длительностями, знаками альтерации, динамическими оттенками,

штрихами, паузами), благодаря которым дети в игровой форме быстрее и

прочнее осваивают азы музыкальной грамоты, что помогает овладению

навыком чтения нот с листа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчески пользуясь предложенной технологией, выявив сильные и слабые

стороны ученика, более развитые и менее развитые способности, легко

построить индивидуальную программу формирования умения чтения с листа

с тем, чтобы повысить эффективность обучения.

Чтение нот с листа самым непосредственным образом влияет на

эффективность учебного процесса в целом, т.к. представляет собой не что

иное, как умение усваивать максимум информации в минимум времени. В

результате - увеличение объема изучаемого материала за счет сокращения

сроков его прохождения, укрепление межпредметных связей, расширение

музыкального кругозора и формирование устойчивого интереса к музыке. В

итоге - всестороннее развитие творческих способностей ученика.

Свободное и беглое чтение нот с листа - один из ключевых моментов

современного музыкального образования, важное условие всестороннего

развития учащегося, основа его будущей самостоятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.А.Баренбойм - М.:

Советский композитор, 1973.

2. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. Т.Л. Беркман -М.: Просвещение, 1977.

3. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в

первые годы обучения пианиста. Ф.Д. Брянская - М.: Музыка, 1971. -4. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Р.З. Верхолаз -М.: АПН РСФСР, 1960.

5. Камаева Т.Ю. Азартное сольфеджио. Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М:

ВЛАДОС, 2004.

6. Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано. Т.Ю. Камаева,

А.Ф. Камаев - М.: Классика XXI , 2006.

7. Лерман М.О. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. М.О.

Лерман //Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. - М.: Музыка,

1971.

8. Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Фортепиано.

Интенсивный курс. Т.И. Смирнова - М.: ЦСДК, 1994.

9. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в

классе баяна. Г.И. Шахов - М.: Музыка, 1996.

10. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез. Т.Б. Юдовина-Гальперина - СПб.: Союз художников, 1996.

© 2010-2022