- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по литературному чтению Богатырская Сказка про Илью Муромца
Технологическая карта урока по литературному чтению Богатырская Сказка про Илью Муромца
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Липаткина В.А. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Липаткина Виктория Александровна
МБОУ г. Абакана «СОШ №12»
Аннотация Методическая разработка урока предназначена для учащихся 2 класса обучающихся по УМК «2100». Урок построен в технологии системно - деятельностного метода обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса.
Предмет: Литературное чтение
Раздел: «Сказочные богатыри» Тема урока: «Богатырская «Сказка про Илью Муромца»».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Технологическая карта урока Педагогическая цель: создать условия для формирования умения предполагать, предвосхищать содержание текста произведения по названию раздела и заглавия произведения, выражать свое отношение к героям.
Цель для учащихся: узнать, что такое богатырская сказка и её жанровые особенности. Планируемые результаты: Предметные УУД: правильно читать вслух и про себя текст произведения; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; относить произведение к жанру сказки. Личностные УУД: будут сформированы морально-этические нормы в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД). Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: общеучебные - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические - делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: формулировать свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи; совместно с учителем и одноклассниками договариваться о правилах общения и поведения в школе. Оборудование: компьютер, экран, карточки «Лестница успеха», карточки «Заполни таблицу», смайлики настроения, учебник: Бунеев Р.Н., Бунеев Е.В. Литературное чтение 2 класс. Ч.1.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые УУД I.Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)
Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас в путешествие в далекое-далекое прошлое. А куда именно, вы должны догадаться сами, расшифровав необычную пословицу. Слайд 2 Прочитайте слова наоборот - справа налево «анвалС имярытагоб ялмез яакссур» (по щелчку мыши появляется каждое слово правильной пословицы)
«Славна богатырями земля русская»
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
II. Актуализация знаний (4-5 мин)
- Кто догадался, о ком пойдет речь на уроке? - Кто такие богатыри? Слайд 3 - Богатырь - герой русских былин, защитник земли Русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом. - В какие времена они жили? - А есть ли они сейчас? Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.
- Каких русских богатырей вы знаете или слышали?
- Где слышали имена этих богатырей? - Вспомните название раздела, который мы начали изучать на прошлом уроке. - Какое отношение имеет сказка к богатырям?
О богатырях -Храбрые, сильные воины, которые защищали свою Родину
Предположения учащихся
- Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Мнения детей - Богатырские сказки.
-Это сказки про богатырей, и называются они богатырскими.
Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;
высказывать оценочные суждения,
2. Рассуждать, доказывать свою позицию.
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
III.Формулирование темы и целей урока (5 мин)
-Хотелось бы вам познакомится с богатырскими сказками и их особенностями?
- Назовите тему нашего урока.
Слайд 4
Щелчок Богатырская «Сказка про Илью Муромца»)
- Какова цель нашего урока?
По щелчку появляется цель урока и каждый этап плана
- Давайте составим план урока
Примерный план
1.чтение текста сказки по частям
2.разбор непонятных слов (словарная работа)
3. обсуждение по содержанию сказки
- Прежде чем, мы начнем знакомство с богатырской сказкой, оцените свои знания на начало урока по «Лестнице успеха». Поставьте человечка на соответствующую ступеньку:
1.ничего не знаю по этой теме
2. все знаю
3. все знаю и могу рассказать
- И в конце урока мы вернемся к ней и оценим, насколько вы продвинетесь по лестнице успеха.
Предположения детей
-Узнать что такое богатырская сказка и её жанровые особенности.
Составляют план:
Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;
высказывать оценочные суждения.
2. Рассуждать, доказывать свою позицию
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3.Осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты
Регулятивные УУД
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий на уроке.
IV. Открытие новых знаний 1 этап. Работа с текстом до чтения (4-6 мин)
Работа с иллюстрацией. - откройте учебник на с.175. Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки. - Носят ли сейчас такую одежду? - Где Илья? Опишите его. - Кто такой Илья Муромец? Рассказ учителя об Илье Муромце: Слайд 5 (по щелчку появляется фото) В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. Щелчок «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» - с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. Щелчок За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. Щелчок А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю. Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать. - Можно ли предположить, о чём мы будем читать? - А чтобы проверить ваши предположения, что мы должны сделать?
Сказка была написана очень давно и следовательно в ней будут встречаться устаревшие слова.
Слайд 6
Подберите к устаревшим словам современную «пару»
По щелчку расставляются стрелки
обух топора нужно
дарован возражать
надобно забор из брёвен или жердей
испить, выкушать тупая сторона топора
прекословить подарен
тын помогать
подсоблять отведать
-Одежда, причёски, посуда.
-мнения детей
-богатырь
-прочитать сказку
-предположения детей
-прочитать
Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;
высказывать оценочные суждения,
2. Рассуждать, доказывать свою позицию
3.Ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника
3. Пересказывать текст подробно и выборочно
4. Находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение.
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
5.Пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД
1.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
2.Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.
2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4.Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
2 этап. Работа с текстом во время чтения. (3 мин) Чтение 1 части текста учителем. Работа с текстом по ходу чтения. - Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец.
- Он из Мурома, сейчас это город во Владимирской области. После чтения 1-й части: - Как звали отца и мать Ильи?
- Есть ли фамилия у них? Почему?
- Что огорчало родителей?
Он из города Мурома, села Карачаково
Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна Раньше на Руси не было фамилий. - жили они 50 лет, а детей у них не было
Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;
высказывать оценочные суждения.
2. Рассуждать, доказывать свою позицию.
3.Ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника.
4. Пересказывать текст подробно и выборочно.
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
5. Определять главную мысль и героев произведения; тему; основные события и устанавливать их последовательность
6. Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
3.Слушать и пересказывать текст
Регулятивные УУД
1.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
2.Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4.Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Физминутка для глаз (1 мин) Слайд 7
2 этап. Работа с текстом во время чтения (10 мин) Чтение 2-й части сильными учениками. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы: - Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий? - Сколько это - чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни? - Нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой. - Какое чудо сотворили странники с Ильёй? - Какой наказ ему дали? Чтение 3-й части учащимися по цепочке Уточняющие вопросы по ходу чтения: - Как мать с отцом узнали о силе своего сына? - Зачем старики корчевали пни в лесу? -Лёгкое ли это было дело? -Почему вы так думаете? - Какую работу выполнил Илья?
- Возможно ли в реальной жизни одним махом вырубить весь лес? Сцена рубки леса тоже построена на гиперболе - преувеличении. - Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы? - Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно? - Как напутствовали Илью отец с матерью? -Что значит - благословить?
- На что благословили родители Илью? -Сравните их напутствие и наказ странников. - Что заметили?
- Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? (Напутствие - наказ человеку, отправляющемуся в путь.) - Куда направился Илья Муромец?
- Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали хазары, половцы, печенеги, которых на Руси называли басурманами, т.к. они были другой веры. Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов, и в благодарность за это в народе его прозвали Владимир Красно Солнышко.
-После тяжёлой работы все заснули от усталости. -Срубил весь лес, помог корчевать пни - будет много свободной земли для посева пшеницы. - мнения учащихся
-Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.
-Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.
-Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.
Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;
высказывать оценочные суждения,
2. Рассуждать, доказывать свою позицию
3.Ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника
3. Пересказывать текст подробно и выборочно
4. Находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2.Проговаривать последовательность действий на уроке.
3.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.
2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4.Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание. Физминутка (1 мин.)
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо, и еще
Через левое плечо
Буквой «л» расставим ноги
Точно в танце - руки в боги
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
руки в стороны ладонь к глазам ноги на ширине плеч поворот вправо
поворот влево
поворот вправо поворот вправо
наклоны вправо, влево
3 этап. Работа с текстом после чтения (5 мин) - Какой эпизод сказки вам особенно понравился и запомнился? Расскажите. Работа в паре -Поработайте в паре и скажите, какие ещё сказочные приметы вам встретились? - Найдите в тексте слова, которые поясняют, какой наказ дали странники Илье? -Найдите в тексте слова, которые показывают преувеличение силы богатырской. - Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи? - Расскажите о первой битве Ильи. - Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских? Начало сказки, герои-помощники, волшебная вода, троекратный повтор, конь богатырский.
Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;
высказывать оценочные суждения,
2. Пересказывать текст подробно и выборочно
3. Находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3. Учиться работать в паре, группе;
Личностные результаты
1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.
2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4.Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (3-5 мин)
- Что мы делали?
- Вспомните цель, которую ставили в начале урока.
- Итак, чтобы были понятны жанровые особенности богатырской сказки, нам нужно заполнить таблицу. Мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, так почему же прочитанная нами история называется сказкой? Работа в группе - Поработайте в группе и заполните таблицу. Что правдиво? Что вымысел?
- А какие события можно назвать сказочными, волшебными? - Какое умение формировали?
Слайд 8 -Давайте вернемся к «Лестнице успеха». Поставьте себя соответствующую ступеньку: 1. Ничего нового не узнал 2. Было не интересно и не понятно 3. Узнал много нового и могу рассказать об этом другим. Слайд 9 - Покажите тот смайлик, который отражает ваше настроение, с которым вы уходите с урока.
Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям. Узнать что такое богатырская сказка и её жанровые особенности.
-мнения учащихся
Умение работать с информацией
- оценивают себя
- показывают смайлики
Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;
высказывать оценочные суждения,
2. Пересказывать текст подробно и выборочно
3. Находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3. Учиться работать в паре, группе;
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные 1. Учиться работать в паре, группе; 2. Осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты
10. Д/З. (по желанию) (1 мин) Слайд 10 1. Озаглавить каждую часть сказки. 2. Нарисовать самый запомнившийся эпизод сказки (по желанию)