Технологическая карта урока по литературному чтению Богатырская Сказка про Илью Муромца

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Липаткина Виктория Александровна

МБОУ г. Абакана «СОШ №12»

Аннотация Методическая разработка урока предназначена для учащихся 2 класса обучающихся по УМК «2100». Урок построен в технологии системно - деятельностного метода обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Предмет: Литературное чтение

Раздел: «Сказочные богатыри» Тема урока: «Богатырская «Сказка про Илью Муромца»».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологическая карта урока Педагогическая цель: создать условия для формирования умения предполагать, предвосхищать содержание текста произведения по названию раздела и заглавия произведения, выражать свое отношение к героям.

Цель для учащихся: узнать, что такое богатырская сказка и её жанровые особенности. Планируемые результаты: Предметные УУД: правильно читать вслух и про себя текст произведения; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; относить произведение к жанру сказки. Личностные УУД: будут сформированы морально-этические нормы в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД). Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: общеучебные - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические - делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: формулировать свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи; совместно с учителем и одноклассниками договариваться о правилах общения и поведения в школе. Оборудование: компьютер, экран, карточки «Лестница успеха», карточки «Заполни таблицу», смайлики настроения, учебник: Бунеев Р.Н., Бунеев Е.В. Литературное чтение 2 класс. Ч.1.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД I.Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)
Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас в путешествие в далекое-далекое прошлое. А куда именно, вы должны догадаться сами, расшифровав необычную пословицу. Слайд 2 Прочитайте слова наоборот - справа налево «анвалС имярытагоб ялмез яакссур» (по щелчку мыши появляется каждое слово правильной пословицы)






«Славна богатырями земля русская»

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


II. Актуализация знаний (4-5 мин)
- Кто догадался, о ком пойдет речь на уроке? - Кто такие богатыри? Слайд 3 - Богатырь - герой русских былин, защитник земли Русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом. - В какие времена они жили? - А есть ли они сейчас? Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.
- Каких русских богатырей вы знаете или слышали?
- Где слышали имена этих богатырей? - Вспомните название раздела, который мы начали изучать на прошлом уроке. - Какое отношение имеет сказка к богатырям?
О богатырях -Храбрые, сильные воины, которые защищали свою Родину

Предположения учащихся





- Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Мнения детей - Богатырские сказки.
-Это сказки про богатырей, и называются они богатырскими.

Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения,

2. Рассуждать, доказывать свою позицию.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


III.Формулирование темы и целей урока (5 мин)

-Хотелось бы вам познакомится с богатырскими сказками и их особенностями?

- Назовите тему нашего урока.

Слайд 4

Щелчок Богатырская «Сказка про Илью Муромца»)

- Какова цель нашего урока?

По щелчку появляется цель урока и каждый этап плана

- Давайте составим план урока

Примерный план

1.чтение текста сказки по частям

2.разбор непонятных слов (словарная работа)

3. обсуждение по содержанию сказки

- Прежде чем, мы начнем знакомство с богатырской сказкой, оцените свои знания на начало урока по «Лестнице успеха». Поставьте человечка на соответствующую ступеньку:

1.ничего не знаю по этой теме

2. все знаю

3. все знаю и могу рассказать Технологическая карта урока по литературному чтению Богатырская Сказка про Илью Муромца

- И в конце урока мы вернемся к ней и оценим, насколько вы продвинетесь по лестнице успеха.

Предположения детей


-Узнать что такое богатырская сказка и её жанровые особенности.

Составляют план:

Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения.

2. Рассуждать, доказывать свою позицию

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3.Осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Проговаривать последовательность действий на уроке.

IV. Открытие новых знаний 1 этап. Работа с текстом до чтения (4-6 мин)
Работа с иллюстрацией. - откройте учебник на с.175. Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки. - Носят ли сейчас такую одежду? - Где Илья? Опишите его. - Кто такой Илья Муромец? Рассказ учителя об Илье Муромце: Слайд 5 (по щелчку появляется фото) В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. Щелчок «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» - с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. Щелчок За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. Щелчок А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю. Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать. - Можно ли предположить, о чём мы будем читать? - А чтобы проверить ваши предположения, что мы должны сделать?

Сказка была написана очень давно и следовательно в ней будут встречаться устаревшие слова.

Слайд 6

Подберите к устаревшим словам современную «пару»

По щелчку расставляются стрелки

оТехнологическая карта урока по литературному чтению Богатырская Сказка про Илью МуромцаТехнологическая карта урока по литературному чтению Богатырская Сказка про Илью Муромцабух топора нужно

дТехнологическая карта урока по литературному чтению Богатырская Сказка про Илью МуромцаТехнологическая карта урока по литературному чтению Богатырская Сказка про Илью Муромцаарован возражать

нТехнологическая карта урока по литературному чтению Богатырская Сказка про Илью Муромцаадобно забор из брёвен или жердей

иТехнологическая карта урока по литературному чтению Богатырская Сказка про Илью Муромцаспить, выкушать тупая сторона топора

прекословить подарен

тТехнологическая карта урока по литературному чтению Богатырская Сказка про Илью Муромцаын помогать

подсоблять отведать




-Одежда, причёски, посуда.
-мнения детей
-богатырь
-прочитать сказку























-предположения детей
-прочитать

Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения,

2. Рассуждать, доказывать свою позицию

3.Ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника

3. Пересказывать текст подробно и выборочно

4. Находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

5.Пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

1.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

2.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.

2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4.Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

2 этап. Работа с текстом во время чтения. (3 мин) Чтение 1 части текста учителем. Работа с текстом по ходу чтения. - Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец.

- Он из Мурома, сейчас это город во Владимирской области. После чтения 1-й части: - Как звали отца и мать Ильи?
- Есть ли фамилия у них? Почему?
- Что огорчало родителей?

Он из города Мурома, села Карачаково



Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна Раньше на Руси не было фамилий. - жили они 50 лет, а детей у них не было

Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения.

2. Рассуждать, доказывать свою позицию.

3.Ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника.

4. Пересказывать текст подробно и выборочно.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

5. Определять главную мысль и героев произведения; тему; основные события и устанавливать их последовательность

6. Отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3.Слушать и пересказывать текст

Регулятивные УУД

1.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

2.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4.Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

Физминутка для глаз (1 мин) Слайд 7


2 этап. Работа с текстом во время чтения (10 мин) Чтение 2-й части сильными учениками. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы: - Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий? - Сколько это - чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни? - Нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой. - Какое чудо сотворили странники с Ильёй? - Какой наказ ему дали? Чтение 3-й части учащимися по цепочке Уточняющие вопросы по ходу чтения: - Как мать с отцом узнали о силе своего сына? - Зачем старики корчевали пни в лесу? -Лёгкое ли это было дело? -Почему вы так думаете? - Какую работу выполнил Илья?


- Возможно ли в реальной жизни одним махом вырубить весь лес? Сцена рубки леса тоже построена на гиперболе - преувеличении. - Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы? - Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно? - Как напутствовали Илью отец с матерью? -Что значит - благословить?
- На что благословили родители Илью? -Сравните их напутствие и наказ странников. - Что заметили?


- Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? (Напутствие - наказ человеку, отправляющемуся в путь.) - Куда направился Илья Муромец?


- Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали хазары, половцы, печенеги, которых на Руси называли басурманами, т.к. они были другой веры. Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов, и в благодарность за это в народе его прозвали Владимир Красно Солнышко.



















-После тяжёлой работы все заснули от усталости. -Срубил весь лес, помог корчевать пни - будет много свободной земли для посева пшеницы. - мнения учащихся







-Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.
-Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.

-Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.

Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения,

2. Рассуждать, доказывать свою позицию

3.Ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника

3. Пересказывать текст подробно и выборочно

4. Находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Проговаривать последовательность действий на уроке.

3.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.

2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4.Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание. Физминутка (1 мин.)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце - руки в боги

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!
руки в стороны ладонь к глазам ноги на ширине плеч поворот вправо
поворот влево
поворот вправо поворот вправо

наклоны вправо, влево


3 этап. Работа с текстом после чтения (5 мин) - Какой эпизод сказки вам особенно понравился и запомнился? Расскажите. Работа в паре -Поработайте в паре и скажите, какие ещё сказочные приметы вам встретились? - Найдите в тексте слова, которые поясняют, какой наказ дали странники Илье? -Найдите в тексте слова, которые показывают преувеличение силы богатырской. - Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи? - Расскажите о первой битве Ильи. - Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских? Начало сказки, герои-помощники, волшебная вода, троекратный повтор, конь богатырский.

Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения,

2. Пересказывать текст подробно и выборочно

3. Находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3. Учиться работать в паре, группе;

Личностные результаты

1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.

2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4.Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (3-5 мин)
- Что мы делали?


- Вспомните цель, которую ставили в начале урока.
- Итак, чтобы были понятны жанровые особенности богатырской сказки, нам нужно заполнить таблицу. Мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, так почему же прочитанная нами история называется сказкой? Работа в группе - Поработайте в группе и заполните таблицу. Что правдиво? Что вымысел?



- А какие события можно назвать сказочными, волшебными? - Какое умение формировали?
Слайд 8 -Давайте вернемся к «Лестнице успеха». Поставьте себя соответствующую ступеньку: 1. Ничего нового не узнал 2. Было не интересно и не понятно 3. Узнал много нового и могу рассказать об этом другим. Слайд 9 - Покажите тот смайлик, который отражает ваше настроение, с которым вы уходите с урока.
Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям. Узнать что такое богатырская сказка и её жанровые особенности.



-мнения учащихся







Умение работать с информацией

- оценивают себя





- показывают смайлики

Предметные УУД: 1. Формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения,

2. Пересказывать текст подробно и выборочно

3. Находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 3. Учиться работать в паре, группе;

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Коммуникативные 1. Учиться работать в паре, группе; 2. Осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты
10. Д/З. (по желанию) (1 мин) Слайд 10 1. Озаглавить каждую часть сказки. 2. Нарисовать самый запомнившийся эпизод сказки (по желанию)


© 2010-2022