- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка
Урок русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Греченко Е.Ю. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 3 классе «Знаем - повторим, не знаем - узнаем» по программе « Гармония».
Урок составила: учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильная гимназия №12» г. Читы
Греченко Елена Юрьевна
Тема: Знаем - повторим, не знаем - узнаем.
Цель: к концу урока обучающиеся умеют обнаруживать изученные и неизученные орфограммы в корне слова и решать орфографические задачи по нахождению и определению изученных орфограмм. Задачи:
- Повторить способы проверки слов и правильно подбирать проверочные слова
- Развивать умения обучающихся обнаруживать различные орфограммы в корне слов и решать орфографические задачи,
- Уметь сознательно уходить от орфографических ошибок, используя приём письма с «окошками».
Ход урока
Этапы урока
Характеристика
деятельности учителя
Характеристика
деятельности учащихся
Самоопределение
к деятельности
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок сейчас начнём.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? Нарисуйте ваше настроение на полях в тетрадях.
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
Эмоционально настроиться на урок
Актуализация знаний и постановка цели деятельности
-
Ребята, а какой урок сейчас у нас с вами? (Русский язык).
-
О чём говорит его название?
Верно, много тайн в нашем языке.
Учебник наш так и называется «К тайнам нашего языка». Много открытий мы с вами сделали, много открытий, тайн - впереди. Какие-то вы можете разгадывать сами, а некоторые помогу разгадать вам я. Но самое главное было и остаётся - научится грамотно писать.
-
Над какой темой мы работали в последнее время?
-
Знаем - повторим, не знаем - узнаем (тема записана на доске)
Чем же мы будем сегодня повторять на уроке?
(Повторим правила, которые помогают нам грамотно оформлять письменную речь).
Обосновывать и
объяснять название учебника.
Сотрудничать с учителем и учениками.
Ставить учебную задачу совместно с учителем.
-
Работа по теме урока
1.-Откроем тетрадь-задачник к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка», 3 класс, ч.1, с.29, упр. №82.
Если принимаешь решение ученика, над галочкой ставь «+», если нет, то ставь « -».Тогда рядом пиши своё проверочное слово, помни об «окошках» и в нём.
1) П . лил (дрова) - пить, пилить V_________пилил.
2) В .сёлый - весь, веселье V ______________весёлый.
3) Облак . - (нет) облаков V, облака ________ облако.
4) Кро .ки (хлеба) - крошечный V, крошить ______крошки.
- Были среди решений второклассников правильные или нет?
- В чём ошибки учеников?
- Кто-то из учеников для решения орфографической задачи выбрал слово « пилить». Можем ли мы с ним согласиться? Почему? Какой знак поставили? Какую проверку предлагаете? Правильно ли, записано слово?
- Прав ли другой ученик, который выбрал слово «весь»? Почему? Подходит ли для проверки второе слово? Почему? Какой знак поставили? Как проверить?
- Как вы оцениваете действия третьего ученика? Можно ли применять такой способ проверки? А как следовало решить орфографическую задачу в слове «облако»? (Вписать слово-указатель ОНО, которое подскажет букву на конце слова).
- Как, по-вашему, рассуждал четвёртый ученик, выбрав проверочное слово «крошечный»? В чём его ошибка? Было ли рядом нужное слово? Докажите. Как ещё можно проверить выбор буквы согласного?
Песня-напоминалка.
Нельзя кое-как, положась на удачу
Усвоить тему, решить задачу.
Правильно сшить костюм без примерки.
Каждое слово «просит» проверки.
-
- А теперь, ребята, задача усложняется, потому что сейчас вы покажите, как вы умеете на практике самостоятельно применять правила при решении орфографических задач.
Учебник Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка», ч.1, упр. № 81.
(двое учеников работают у доски)
-
Где можешь, реши орфографические задачи и вставь буквы. Отметь все орфограммы.
Ч .совщик, прищурив гла .,
Чин . т час . ки для нас.(С.Маршак)
Подкралась я на ц . почках
К весен .муруч . ю.(Т.Белозёров)
Грус .ный за . ц
Звери с . есть меня х . тят,
Птиц .хищ?ные парят
Надо мной без звука…
Не ж.т.ё, а мука!(Н.Матвеева)
В каких словах остались «окошки»? Почему? Какие правила помогли решить орфографические задачи? Обведи кружочком буквы, которые ты выбрал(а), используя недавно изученные правила. Выполни указанный вид разбора.
- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как решены орфографические задачи. (В словах « чинит», «весеннему» остались «окошки», которые закрыть не смогли, так как не знают способов решения орфографических задач в окончаниях слов). Оценить друг друга.
-
- Выполним звукобуквенный анализ слова «глаз».
[ г ] - г
[ л ] - л
[ а ] о а
[ с ] - з, глаза
_______________
1слог, 4 зв. 4 б.
Глаз (способы проверки) - глазной, глазик.
Находить необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде.
Уметь анализировать, выполнять действия в уме, определять место орфограммы в слове, принимать решение, объяснять и доказывать выбор букв.
Учиться слушать и слышать одноклассников.
Различать слова с изученными и неизученными орфограммами.
Рассуждать, контролировать, оцениватьсвои действия и действия одноклассников.
Развивать навык сотрудничества в парах
Учиться находить ошибки и исправлять их, адекватно воспринимать оценку
Анализировать и характеризовать звуки.
Находить разные способы проверки слов.
Физкультурная минутка.
4. - Отдохнули. Сейчас я продиктую предложения. Вы будете записывать их с пропуском всех орфограмм. Ребята, каждый должен надеяться только на себя и свои знания, не подглядывать, быть внимательным - от этого зависит ваше умение грамотно писать. Это стихотворение, поэтому каждая строчка записывается с прописной (заглавной) буквы.
Цифра шесть дверной замочек
Сверху крюк, внизу кружочек.
Цифра девять иль девятка
Цирковая акробатка.
Сознательно «уходить» от орфографических ошибок, используя приём письма с «окошками».
Физкультурная зарядка для глаз.
Прослушать прочитанное, найти ошибку, проанализировать её и сделать вывод.
5. -Сейчас Катя прочитает стихотворение. Вы послушаете внимательно и скажете, на какое правило сделана ошибка. И как её избежать?
Ошибка
- Да, нелёгкая диктовка, -
Почесал затылок Вовка.
И в тетрадке Королёва
Появилась вдруг «карова»
Заглянул в тетрадку Миша:
- Всё понятно, так напишем.
И тогда проворный Павел
И его соседка Мила
Это сразу уловила.
И от Милы, дружбы ради,
Буква «а»попала к Наде.
Приподнялся с парты Лёва.
Быстро Пете передал.
И пошла гулять «карова»
Букву «о» на « а « исправил.
По колонкам, по рядам. (Я. Пишумов)
Словарная работа.
- Ребята, а кто из вас добирается до школы на маршрутке, на машине, а кто идёт пешком и любуется улицами, домами, деревьями, дышит почти чистым воздухом?
- У вас сейчас будет интересное задание.
Учебник Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка», ч.1, см.126.
Выпишите слова, которые у вас ассоциируются с темой «Дорога в школу»
Находить в словаре нужную информацию и её отбирать на основе ассоциации.
Итог урока.
Рефлексия
-
На уроке вы много работали, показали, что многое знаете и умеете. Что больше всего вам запомнилось на уроке? А что вам показалось наиболее трудным? Над чем ещё нам нужно поработать?
Какое задание было самым интересным на уроке и почему?
-
Как оцените вы своё настроение в конце урока?
Шуточная игра из книги Джона Чиарди. «Ещё одно эхо» И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово - ВЫСОКО, А ты ответишь - низко. Скажу я слово - ДАЛЕКО, А ты ответишь - близко. Скажу я слово - ПОТОЛОК, А ты ответишь - пол. Скажу я слово - ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты - нашёл. Скажу тебе я слово - ТРУС, Ответишь ты - храбрец. Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай - КОНЕЦ!
Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности