Урок русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе «Знаем - повторим, не знаем - узнаем» по программе « Гармония».

Урок составила: учитель начальных классов

МБОУ «Многопрофильная гимназия №12» г. Читы

Греченко Елена Юрьевна

Тема: Знаем - повторим, не знаем - узнаем.

Цель: к концу урока обучающиеся умеют обнаруживать изученные и неизученные орфограммы в корне слова и решать орфографические задачи по нахождению и определению изученных орфограмм. Задачи:

  1. Повторить способы проверки слов и правильно подбирать проверочные слова
  2. Развивать умения обучающихся обнаруживать различные орфограммы в корне слов и решать орфографические задачи,
  3. Уметь сознательно уходить от орфографических ошибок, используя приём письма с «окошками».




Ход урока

Этапы урока

Характеристика

деятельности учителя

Характеристика

деятельности учащихся

    Самоопределение

    к деятельности

    Прозвенел звонок для нас,

    Все зашли спокойно в класс,

    Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво,

    Тихо сели, спинки прямо.

    Все с улыбочкой вздохнём

    И наш урок сейчас начнём.

    - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? Нарисуйте ваше настроение на полях в тетрадях.

    Урок русского языкаУрок русского языкаУрок русского языка

    - Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.

    Эмоционально настроиться на урок

      Актуализация знаний и постановка цели деятельности

      • Ребята, а какой урок сейчас у нас с вами? (Русский язык).

      • О чём говорит его название?

      Верно, много тайн в нашем языке.

      Учебник наш так и называется «К тайнам нашего языка». Много открытий мы с вами сделали, много открытий, тайн - впереди. Какие-то вы можете разгадывать сами, а некоторые помогу разгадать вам я. Но самое главное было и остаётся - научится грамотно писать.

      • Над какой темой мы работали в последнее время?

      • Знаем - повторим, не знаем - узнаем (тема записана на доске)

      Чем же мы будем сегодня повторять на уроке?

      (Повторим правила, которые помогают нам грамотно оформлять письменную речь).

      Обосновывать и

      объяснять название учебника.

      Сотрудничать с учителем и учениками.

      Ставить учебную задачу совместно с учителем.

      1. Работа по теме урока

      1.-Откроем тетрадь-задачник к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка», 3 класс, ч.1, с.29, упр. №82.

      Если принимаешь решение ученика, над галочкой ставь «+», если нет, то ставь « -».Тогда рядом пиши своё проверочное слово, помни об «окошках» и в нём.

      1) П . лил (дрова) - пить, пилить V_________пилил.

      2) В .сёлый - весь, веселье V ______________весёлый.

      3) Облак . - (нет) облаков V, облака ________ облако.

      4) Кро .ки (хлеба) - крошечный V, крошить ______крошки.

      • Были среди решений второклассников правильные или нет?
      • В чём ошибки учеников?
      • Кто-то из учеников для решения орфографической задачи выбрал слово « пилить». Можем ли мы с ним согласиться? Почему? Какой знак поставили? Какую проверку предлагаете? Правильно ли, записано слово?
      • Прав ли другой ученик, который выбрал слово «весь»? Почему? Подходит ли для проверки второе слово? Почему? Какой знак поставили? Как проверить?
      • Как вы оцениваете действия третьего ученика? Можно ли применять такой способ проверки? А как следовало решить орфографическую задачу в слове «облако»? (Вписать слово-указатель ОНО, которое подскажет букву на конце слова).
      • Как, по-вашему, рассуждал четвёртый ученик, выбрав проверочное слово «крошечный»? В чём его ошибка? Было ли рядом нужное слово? Докажите. Как ещё можно проверить выбор буквы согласного?
      Вывод: ошибки второклассников были не в написании слов (им случайно удалось избежать орфографической ошибки). Наверно, дети невнимательно слушали на уроках и не научились подбирать проверочные слова, не усвоили само понятие проверочное слово, не поняли, как действовать, выбирая букву, не понимают лексическое значение слова.

      Песня-напоминалка.

      Нельзя кое-как, положась на удачу

      Усвоить тему, решить задачу.

      Правильно сшить костюм без примерки.

      Каждое слово «просит» проверки.

      1. - А теперь, ребята, задача усложняется, потому что сейчас вы покажите, как вы умеете на практике самостоятельно применять правила при решении орфографических задач.

      Учебник Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка», ч.1, упр. № 81.

      (двое учеников работают у доски)

      • Где можешь, реши орфографические задачи и вставь буквы. Отметь все орфограммы.

      Ч .совщик, прищурив гла .,

      Чин . т час . ки для нас.(С.Маршак)

      Подкралась я на ц . почках

      К весен .муруч . ю.(Т.Белозёров)

      Грус .ный за . ц

      Звери с . есть меня х . тят,

      Птиц .хищ?ные парят

      Надо мной без звука…

      Не ж.т.ё, а мука!(Н.Матвеева)

      В каких словах остались «окошки»? Почему? Какие правила помогли решить орфографические задачи? Обведи кружочком буквы, которые ты выбрал(а), используя недавно изученные правила. Выполни указанный вид разбора.

      - А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как решены орфографические задачи. (В словах « чинит», «весеннему» остались «окошки», которые закрыть не смогли, так как не знают способов решения орфографических задач в окончаниях слов). Оценить друг друга.

      1. - Выполним звукобуквенный анализ слова «глаз».

      [ г ] - г

      [ л ] - л

      [ а ] о а

      [ с ] - з, глаза

      _______________

      1слог, 4 зв. 4 б.

      Глаз (способы проверки) - глазной, глазик.

      Находить необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде.



      Уметь анализировать, выполнять действия в уме, определять место орфограммы в слове, принимать решение, объяснять и доказывать выбор букв.

      Учиться слушать и слышать одноклассников.



      Различать слова с изученными и неизученными орфограммами.

      Рассуждать, контролировать, оцениватьсвои действия и действия одноклассников.



      Развивать навык сотрудничества в парах

      Учиться находить ошибки и исправлять их, адекватно воспринимать оценку

      Анализировать и характеризовать звуки.

      Находить разные способы проверки слов.

      Физкультурная минутка.

      4. - Отдохнули. Сейчас я продиктую предложения. Вы будете записывать их с пропуском всех орфограмм. Ребята, каждый должен надеяться только на себя и свои знания, не подглядывать, быть внимательным - от этого зависит ваше умение грамотно писать. Это стихотворение, поэтому каждая строчка записывается с прописной (заглавной) буквы.

      Цифра шесть дверной замочек

      Сверху крюк, внизу кружочек.

      Цифра девять иль девятка

      Цирковая акробатка.

      Сознательно «уходить» от орфографических ошибок, используя приём письма с «окошками».

      Физкультурная зарядка для глаз.

      Прослушать прочитанное, найти ошибку, проанализировать её и сделать вывод.

      5. -Сейчас Катя прочитает стихотворение. Вы послушаете внимательно и скажете, на какое правило сделана ошибка. И как её избежать?

      Ошибка

      - Да, нелёгкая диктовка, -

      Почесал затылок Вовка.

      И в тетрадке Королёва

      Появилась вдруг «карова»

      Заглянул в тетрадку Миша:

      - Всё понятно, так напишем.

      И тогда проворный Павел

      И его соседка Мила

      Это сразу уловила.

      И от Милы, дружбы ради,

      Буква «а»попала к Наде.

      Приподнялся с парты Лёва.

      Быстро Пете передал.

      И пошла гулять «карова»

      Букву «о» на « а « исправил.

      По колонкам, по рядам. (Я. Пишумов)

      Словарная работа.

      - Ребята, а кто из вас добирается до школы на маршрутке, на машине, а кто идёт пешком и любуется улицами, домами, деревьями, дышит почти чистым воздухом?

      - У вас сейчас будет интересное задание.

      Учебник Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка», ч.1, см.126.

      Выпишите слова, которые у вас ассоциируются с темой «Дорога в школу»

      Находить в словаре нужную информацию и её отбирать на основе ассоциации.


        Итог урока.

        Рефлексия

        • На уроке вы много работали, показали, что многое знаете и умеете. Что больше всего вам запомнилось на уроке? А что вам показалось наиболее трудным? Над чем ещё нам нужно поработать?

        Какое задание было самым интересным на уроке и почему?

        • Как оцените вы своё настроение в конце урока?



        Шуточная игра из книги Джона Чиарди.Урок русского языкаУрок русского языкаУрок русского языка «Ещё одно эхо» И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово - ВЫСОКО, А ты ответишь - низко. Скажу я слово - ДАЛЕКО, А ты ответишь - близко. Скажу я слово - ПОТОЛОК, А ты ответишь - пол. Скажу я слово - ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты - нашёл. Скажу тебе я слово - ТРУС, Ответишь ты - храбрец. Теперь НАЧАЛО я скажу,

        Ну, отвечай - КОНЕЦ!

        Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности



        © 2010-2022