- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по дополнительному образованию в духовно-нравственном направлении (2 класс)
Рабочая программа по дополнительному образованию в духовно-нравственном направлении (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Минниахметова И.И. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛИСТОК»
Для детей младшего школьного возраста (7 - 9 лет)
Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования заявляет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ведущим направлением школьного образования. В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности. Программа «Литературный листок» ориентирована на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей. Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и может быть реализована через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно- нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий. Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей продуктивному чтению, выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Мнение авторов технологии совпадает с мнением К.Д. Ушинского, который считал, что «эффективно то чтение, к которому ребёнок подготовлен, в котором он заинтересован…». Каждый этап данной технологии взаимосвязан с возрастными особенностями интеллектуального развития детей 7-9 лет, но не имеет жёсткой привязки к определённой возрастной группе. Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении - это забота о будущем России. Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся. Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения. Задачи программы: - познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения; - формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; - совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; - развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; - обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; - воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; - учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; - поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным; - приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе. Объём: программа рассчитана на 1 года 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 2-го или 3-го класса. Участникам учебного процесса предложены занятия «Литературный листок» 1 раз в неделю. Формы реализации: 1. Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения. 2. Кружковая работа в учреждениях доп. образования. При взаимодействии с детьми в процессе их общеинтеллектуального развития используются следующие виды деятельности:
- игровая,
- исследовательская,
- поисковая,
- предметная,
- коммуникативная,
- проектная,
- конструктивная.
- тесты
- кроссворды
- викторины
- выставки рисунков
- творческие работы (составление сборников стихотворений, сказок, пословиц, потешек, считалок и т.д.)
Основными формами учёта знаний являются КВНы, викторины, тесты по прочитанному произведению, выполненные проекты. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов по теме «Литературный листок», «Читательская копилка». Итак, система занятий дополнительной образовательной программы «Литературный листок» последовательно обучает детей продуктивному чтению, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации, «вести диалог с автором», выявлять авторскую точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понимание авторским смыслом. Развивающиеся при этом навыки работы с текстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, окружающего мира и русского языка. Включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом будет способствовать как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.
Ценностные ориентиры содержания.
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
культуросообразность (познание лучших объектов культуры, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеурочной деятельности школьника
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы дополнительного образования «Литературный листок» формируются следующие
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, оказывая взаимопомощь и взаимную поддержку;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты одноклассников, проявляя уважение к труду и творчеству старших и сверстников.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в диалогическом общении со сверстниками, родителями , учителем и другими значимыми взрослыми о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков, сценариях, спектаклях;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
уважительно относиться к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам
-
Развивать творческие способности
Планируемые результаты:
Ученик должен «уметь»:
-
искать:
-
опрашивать окружение;
-
консультироваться у учителя;
-
получать информацию;
-
думать:
-
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
-
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
-
уметь противостоять неуверенности и сложности;
-
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
-
оценивать произведения искусства и литературы;
-
сотрудничать:
-
уметь работать в группе;
-
принимать решения;
-
улаживать разногласия и конфликты;
-
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
-
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;доказать солидарность; организовать свою работу;
-
-
адаптироваться:
-
использовать новые технологии информации и коммуникации;
-
стойко противостоять трудностям; находить новые решения
-
составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
-
различать виды и типы книг;
-
пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
-
писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
-
пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
-
задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
-
выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять формуляры;
-
собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
-
работать с детскими газетами и журналами.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Учебно-тематический план
-
№
ТЕМА
Кол-во часов
1
Введение
1
2
История появления книги
1
3
Жанры произведений
1
4
Мои помощники
1
5
Автор -текст - читатель
1
6
Экскурсии
4
7
Игры, конкурсы, КВН
4
8
Жанры УНТ. Считалка, скороговорка, загадка
4
9
Сравнение и анализ сказок
1
10
Проба пера
9
11
Сказки зарубежных писателей
1
12
Интернет и мы
1
13
Проект Литературный листок
2
14
Проект Читательская копилка
2
15
О чем хочу читать летом
1
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия
Дата
проведения
Теоритическая часть
Практическая часть
1
Курс «Литературный листок».
1
Введение и ознакомление с целями, задачами и формами деятельности
Познакомить детей с курсом. Рассказать о содержании и формах проведения занятия
Как вы представляете литер.листок?
Как он выглядит и что в ней написано. Иллюстрирование!
2
История книги. Иллюстрирование первой печатной книги
1
Познакомить детей с историей возникновения первых книг.
Рассказ о первых книгах. Инкуналобы - первопечатные книги. Первопечатник Иван Федоров. Каким вы представляете первую книгу? Коллективная иллюстрация книги. уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; уметь самостоятельно работать с новым произведением; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои ре-зультаты.
3
Жанры произведений
1
Знакомство с жанрами произведений. Жанры УНТ.
Жанр (от франц. genre - род, вид-исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения. Ознакомление с жанрами УНТ. Былины, частушки, скороговорки, сказки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, песни. Выявить отличия УНТ и авторских произведений. Формирование умений работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым произведением; Какой жанр литературы вам наиболее интересен? Рассказ о любимых произведениях.
4
Мои помощники
1
Работа со справочниками, энциклопедиями
Знакомство с энциклопедиями и ее видами. Формировать умения работать со справочными энциклопедиями и находить нужную информацию
Выявить интересующую информацию для детей и поиск ответов в справочных энциклопедиях. Игра « Найди ответ на свой вопрос»
5
Автор - художественный текст - читатель. Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки
1 Знакомство с авторскими произведениями. Отмечаем позицию автора в прочитанных произведениях
Познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
формировать умение читать текст с использованием трёх этапов работы с текстом; Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги
6
Экскурсия в школьную библиотеку.
2
Знакомимся с историей библиотеки и его предназначением.
Рассказ об истории библиотеки. Библиотека - храм книг. Знакомство со школьной библиотекой. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Формированиеу умений: находить книгу в открытом библиотечном фонде; выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению ; характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?».
7
Игра «Я - Библиотекарь»
1
Осваиваем и запоминаем правила поведения в библиотеке
Вспоминаем правила поведения в библиотеке. Закрепление умений и знаний о библиотеке и правилах поведения.
Игра «Я - библиотекарь!»
8
Конкурс чтецов.
1
Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста
Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами
Конкурс чтецов стихотворений о школе…
9
10
Устное народное творчество. История происхождения жанров
1
+
1
Из истории УНТ. Познакомить с жанрами УНТ.
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники малых жанров фольклора.. Путешествие по тропинкам фольклора.
Определить какой жанр наиболее интересен детям.
Начать работу над творческим проектом по созданию сборника «Литературный листок»
11
12 Структура жанра «считалка»
1
+
1
Находим отличительные признаки считалки
Определить отличительные черты и формировать умения применять и использовать при сочинении своих считалок Проба пера. Сочини свою считалку
13
14 Структура жанра «скороговорка»
1
+
1
Находим отличительные признаки скороговорки
Определить отличительные черты и формировать умения применять и использовать при сочинении своих скороговорок Проба пера. Сочини свою скороговорку Конкурс «Чистоговорщики»
15
16 Структура жанра «загадка»
1
+
1
Темы загадок. Находим отличительные признаки загадок
Определить отличительные черты и формировать умения применять и использовать при сочинении своих загадок Игра«Отгадай загадку» Проба пера. Сочини свои загадки
17
КВН
1
Конкурсная программа с использованием жанров УНТ
Повторяем и закрепляем жанры УНТ Загадки. Скороговорки. Потешки. Прибаутки. Частушки.
18
19
20
21
Экскурсия в детскую библиотеку.
2
+
2
Рассказать об истории появления первых детских библиотек. Знакомство с формуляром, алфавитным каталогом детской библиотеки.
Презентация на тему Детские библиотеки. Правила бережного отношения к книгам
Проект «Читательская копилка»
22
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».
1
Прослушивание и сравнение сказок. Анализ содержания.
Сказка - жанр УНТ. Познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения; формировать умение читать текст с использованием трёх этапов работы с текстом; . Слушание и рассматривание сказок. Участвовать в беседе о прочитанных книгах, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; Рисуем и показываем сказку сами. Выставка книг Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».
23
Украинская народная сказка «Колосок».
1
Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.
Сказка - жанр УНТ. Познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения; формировать умение читать текст с использованием трёх этапов работы с текстом; . Слушание и рассматривание сказок. Участвовать в беседе о прочитанных книгах, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Инсценировка сказки «Колосок».
24
Смотрим мультфильм
Сравнение сюжета сказки со сценарием мультфильма
Обьяснение терминов сюжет и сценарий. Согласно словарю Ожегова, сюжет - это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства - предмет изображения. Сцена́рий - литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Делимся впечатлениями. Подводим итоги и выводы о сценарии и сюжете сказки.
25
Сказки дружной семьи.
1
Виды сказок. Составление сказок в семье.
Структура жанра УНТ сказка.Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных.
Проба пера. Сочиняем сказки, фантазируем.
26
27
Экскурсия в детскую библиотеку.
2
Работа над проектом Читательская копилка.
Чтение понравившиеся произведения и внесение данных в Читательскую копилку.
Проект Читательская копилка
28
Адыгейская сказка «Кто сильнее»
Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».
1
Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица.
Сказка - жанр УНТ. Познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения; формировать умение читать текст с использованием трёх этапов работы с текстом; . Слушание и рассматривание сказок. Участвовать в беседе о прочитанных книгах, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; Иллюстрация сказок.
29
Сочини и нарисуй сказку про зайцев
1
Сказки о животных.
Вспомнить структуру сказки. Зачин, концовка.
Выполнение творческого проекта.
30
Сказки зарубежных писателей
1
Чтение и пересказ сказок Ш. Перро и Г. Х. Андерсена
Зарубежные писатели. Авторские и народные сказки. Выявить сходства и различия. Иллюстрирование, инсценировка, презентация по сказкам Г. Х. Андерсена. Викторина по сказкам.
31
Вести со всей планеты. Интернет и мы.
1
Рассказать интересные истории о детях, семье, школе. Интернет.
Уметь работать с разнообразной литературой и источниками информации.
Игра Напиши интересный случай про себя
32
33
Подготовка и защита проектов: «Литературный листок»
2
Рисунки, поделки, презентации, сборник «Литературный листок 2014-2015»
Подведение итогов курса доп. образования «Литературный листок».
Сбор проделанных работ (иллюстрации к сказкам, презентации, отзывы).Составление творческого сборника «Литературный листок». Читательская копилка. Выпуск газеты
34
О чём хочу читать летом
1
Работать со списком литературы, обсуждение тематики.
Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение. Составить список литературы. Личностные, \
Материально-техническое обеспечение
внеурочной деятельности.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2009.
2. Бунеева, Е.В. Буду настоящим читателем./ Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова : пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). - М. : Баласс, 2012.
3. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех : Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Баласс, 2006. - 320 с.
4. Образовательные технологии: Сборник материалов. - М. : Баласс, 2012. -160 с.
5. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления / А.Э. Симановский. - Ярославль, 1997.
6. Соболева, О.В. Беседы о чтении / О.В. Соболева // Начальная школа Плюс До и После. 2007. - № 8-12; 2008. - № 1, 3, 4, 6, 9, 11; 2009. - № 1.
7. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе / Н.Н. Светловская. - М. : Магистр, 2003.
8. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. - 2012. - № 8. - С. 3 - 9.
9. Щеглова, Т.М. Развитие познавательной сферы личности младших школьников : Сборник психокоррекционных игр и упражнений для детей 6-10 лет / Т.М. Щеглова. - Шуя, 1995.
Ресурсы сети Интернет
1. Сайт издательства «Баласс» ОС «Школа 2100». Режим доступа: school2100.ru/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. Режим доступа: edu.ru
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:
-
Интерактивная доска
-
Компьютер с комплектующими
-
Проектор
19