- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка 3 класс Дательный падеж
Урок русского языка 3 класс Дательный падеж
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Роганова О.М. |
Дата | 07.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роганова Ольга Михайловна
учитель начальных классов
Конспект открытого урока по русскому языку
Тема урока: Имя существительное. Дательный падеж имен существительных. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу. Задачи:
Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу. Формирование УУД:
1. Коммуникативные УУД: - умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы; - умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
2. Познавательные УУД: - формулирование познавательной цели; - доказательство; - синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - построение логической цепи рассуждений; - структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме; - рефлексия способов действия; - навык самоконтроля; - анализ объектов с целью распределения по признакам.
3. Личностные УУД: - самоопределение; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4. Регулятивные УУД: - целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно); - формирование самоконтроля; - осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит
Методы обучения: практический; словесный; информационный. усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование урока: - мультимедийный проектор, презентация к уроку; - карточки с заданием; - сигнальная карточка «Дательный падеж»; - девиз письма; - карточки для рефлексии. Оборудование: таблица «Падежи»; учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Содержание этапа
I.Организационный момент(привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности. )
- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь своему соседу! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем отлично.
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хотят играть ребята в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе урок уж больно важный! - Хочу напомнить наш девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку. -Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.
- Запишите число, классная работа.
II.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового) 1.Орфографическая минутка (тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля)
2. Повторение ранее изученного материала об имени существительном(систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.
III.Постановка учебной задачи
(подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.)
- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах
Мир, ива, сливы, диво.
- Дайте характеристику этому звуку.
- Спишите, продолжив закономерность.
ии И иии И ии И иии
- Отгадайте загадку. Спишите. Подчеркните орфограммы.
Осенью в щель заберется,
А весной проснется. (Муха)
-Что общего у этих слов? -Что мы уже знаем об имени существительном? - Скажите,а над каким признаком имени существительного вы работали на прошлом уроке? - Сколько падежей в русском языке? Назовите их. - С какими падежами вы знакомились на прошлых уроках? - Что вы знаете об именительном падеже? - Что вы знаете о родительном падеже? (Записываем предложения на доске и в тетради с проговариванием орфограмм)
Знайте, не бывает лодк... без рек...,
Праз...ника - без песн..., хлеба - без мук...,
Дождика без туч...ки, розы без ш...пов,
Сказок - без нач...ла, леса - без грибо.... - Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (без чего? без лодки и т.д.) Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Какой ещё можно задать вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные). С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10) - Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж. - Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)
Вспомним, что мы знаем уже о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) - Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.) - Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.) - Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
IV.Открытие новых знаний
(организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже.)
- Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и выступим в роли исследователей . - Прочитайте девиз исследователя.
Чтобы видеть все вокруг, Надо быть внимательным. Окружающий нас мир Очень привлекательный.
Ты березке улыбнись, Солнышку обрадуйся, Руку другу протяни - Вот и замечательно!
- Во втором четверостишие найдите имена существительные и сравните их с существительными, которые вы записали. Что заметили? березка солнышко друг Миша березке солнышку другу Мише
- В каком падеже употреблены эти существительные? - Какова же будет тема нашего урока? - Запишите под диктовку словосочетания. Улыбнись ( ?) берёзке, обрадуйся ( ?) солнышку, протяни ( ?) другу.
- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных ( ученик у доски работает по алгоритму). - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.) - Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»? - Какое вспомогательное слово у дательного падежа?
- Выполним упражнение 83 на странице 46. - Прочитайте задание.
1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она.
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? - Чему учит нас эта басня? - Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. - Выполните эту работу самостоятельно простым карандашом. - Объясните, какие буквы вставили и почему? - Что еще нужно выполнить в упражнении? Прочитайте задание. - Что нам поможет определить дательный падеж? - Выполним это задание самостоятельно. (2 человека у доски - по 2 предложения)
- Проверим, какие словосочетания вы выписали. Гимнастика для глаз (Слайды 6,7)
V. Первичное закрепление
(закрепление нового знания, способов действия)
- На какие вопросы отвечает имя существительное в дательном падеже? - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? - Прочитайте стихотворение о дательном падеже. - Какое еще название дательному падежу предлагает автор стихотворения?
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А ещё КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь. - Как называют человека, который дарит другим что-то, при этом ничего не просит взамен?(щедрым). - Поработайте в парах: найдите имена существительные в дательном падеже продолжите стихотворение: подберите и запишите другие имена существительные в дательном падеже. Работа в учебнике. Чтение правила с.47.
Физкультминутка.
1.Музыкальная физминутка.
2. Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу. Наклоните голову к правому плечу. Наклоните голову к левому плечу. Повернитесь к соседу справа, к соседу слева. Повернитесь к учителю. Погладьте себя по голове. Улыбнитесь одноклассникам, учителю. - В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали? - Почему так решили?
VI.Включение знаний в систему
( организация работы с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного)
Выполним упражнение 83 на странице 46. - Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.) Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей») - Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей») - Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.) - Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. (Подчеркивать орфограммы.) - Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона - словарное слово; кусочек - кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс - ек и т.д.) - Прочитайте задание к упражнению. - Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.) Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)
VII. Итог урока
- Что узнали об именах существительных в дательном падеже?
- Чему научились?
VIII.Рефлексия
( анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков )
Я узнал (а)…
Я научился (лась) …
IX.Выставление
оценок
X. Домашнее задание
с.47 выучить правило,упр.85,устно составить продолжение текста.
Если останется время на уроке, можно предложить детям тест.
Тест:
1.Имя существительное обозначает…
М - действие предмета
П - предмет
О - признак предмета
2.Дательный падеж отвечает на вопросы…
У - кто? что?
Л - кого? чего?
Я - кому? чему?
3.Предлоги в дательном падеже…
А - о, об
Т - к, по
Р - от, около, без
4. Это существительное стоит в дательном падеже…
О - травка
К - в лесу
Ь - по дорожке
1
2
3
4
10