Обобщение правописания личных окончаний глагола 4 класс. ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Обобщение знаний о глаголе"

Цели:

  1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.

  2. Углубить знания учащихся о данной части речи.

  3. Развивать монологическую речь учащихся.

  4. Повторить морфологические признаки глагола;

  5. Развивать навыки самоконтроля; внимания, аккуратности;

  6. Развивать устную речь, коммуникативные навыки.

  7. Формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой.

  8. Развивать умение работать в группах.

Оборудование:

- карточки с заданиями;

- листы самоконтроля;

- клише с предложениями, карточки с тестом,

- мультимедийный проектор.

- С.И. Ожегов Толковый словарь. - В.И. Даль. Толковый словарь. - Н.М. Шанский. Краткий этимологический словарь. - Фразеологические сочетания. - Часто употребляемые глаголы. - Глаголы, которые не употребляются в 1 лице ед.ч.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Запись числа. Классная работа.

На уроке вы сами оцените свои знания. Результат каждого задания вы будете фиксировать в листах самоконтроля.

Настроение в начале урока

__________________________________________________________

Фамилия имя

Настроение в конце урока

№1

№2

№3

№4

№5

№6

итог


В листах самоконтроля отметьте свое настроение .

2. Объявление темы урока.

А) Словарная работа

(слайд)

- О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе.)

9проверка, слайд, взаимопроверка)

Б) - А все ли мы знаем о глаголе?
- Давайте проверим! У вас на партах лежат карточки, в которых записаны вопросы.
- Работать будете в группах. Не забудьте о правилах работы в группе.

  1. Глагол обозначает ……………………………………..………………….. и отвечает на вопросы ……………………………………………………………………

  2. Постоянные признаки глагола ……………………………………………………………………………..

  3. Непостоянные признаки глагола…………………………………………………………………………..

  4. Спряжение глагола (какое?) ………………………………………………………………………………….

  5. Личные окончания глагола I спряжения ………………………………………………………………

  6. Личные окончания глаголов II спряжения……………………………………………………………

  7. Глаголы исключения …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Проверка (слайд)

Оцените свою работу в листах самоконтроля.

Фронтально:

- Как изменяется глагол?

Перечислите морфологические признаки глагола.

- Какие трудности у вас были?

3. Создание проблемной ситуации.

- Так все ли мы знаем о глаголе?

Тогда, какую задачу вы поставите на уроке? (узнать новое о глаголе и повторить уже изученное)

- Послушайте, какой разговор между 2-мя мальчиками-спортсменами состоялся:
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет побежу….- замялся Влад.
- Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,- засмеялся Саша.


- А как же правильно сказать? Подумайте и обсудите в группах.

Попробуйте изменить глагол "победить" по лицам.

(работа в тетради) 1 у доски

Проверка (лист самоконтроля)

Рубрика "Это интересно".

Глагол "победить" в 1-м лице не употребляется. Действительно, в рус. языке некоторые глаголы в 1-м лице не могут употребляться. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать : одержать победу, чищу пылесосом или буду пылесосить.) - только простое будущее время!

- Составьте предложение устно с этим словом.

Например: Я должен победить….

Давайте будем работать на уроке так, чтобы все смогли справиться с заданиями и одержать победу.

- составьте предложение (слайд)

Да, некоторые глаголы не употребляются в 1лице ед.числа. Это (слайд)

Победить

Убедить

Дерзить

Бороздить

Пылесосить

Шелестеть

- Так, все ли мы знаем о глаголе? (Не совсем.)

4. Словарно-орфографическая работа (группировка).

- А сейчас прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.
- Проверьте себя!

Выгоним, рисует, почистим, сажаем, теряет, готовит, засверкаем, пожелаем, синеет. (слайд)

- На какие группы можно разделить эти слова?
По какому основанию (признаку) вы разделили эти слова?

1. По спряжению.
2. По временам.
3. По составу.
4. По орфограмме в корне.
5. По лицам.

- Запишите в тетрадь эти слова, выделяя орфограммы.
Каждая группа отвечает устно, а затем в тетрадь запишите. 3 у доски.

Итак, 1-я группа запишет - по спряжению;
2-я группа - по лицам;
3-я группа - по временам;

Назовите слова, с непроверяемой гласной в корне. (Сверкать, желать, готовит, рисует.)

- Хорошо, оцените работу в листах самоконтроля.

Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И работать все начните.

5. Многозначность глаголов. (Слайд ).

-Что такое многозначность? (Многозначность - это когда слово имеет несколько значений).

РАЗЫГРЫВАНИЕ СЦЕНКИ

За столом сказала мать:
-Хватит языком болтать,
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?

- Объясните значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».

-В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение? (Болтать языком - разговаривать)

- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы?(Работа в группах)

  • Вставлять палки в колёса. (мешать)

  • Обвести вокруг пальца. (обмануть)

  • Ловить ворон. (послушать)

  • Зарубить на носу. (запомнить)

Проверка лист самоконтроля

- Зачем нужно знать фразеологические сочетания?

(Чтобы речь была яркой, образной)

Какого спряжения глаголы?

5. Глаголы-синонимы. (Слайд 13).

-Что такое синонимы?

-Для чего они нужны? (Чтоб речь была образнее, точнее, ярче)

Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:

Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мёрзн…т в жару.

- Назовите глаголы-синонимы.

-Что общего можем найти в этих синонимах? (наст.вр., 3 л., ед.ч.)

-Найдите лишнее. (дрожит)

- расставьте знаки препинания.

-Каким членом предложения являются глаголы-синонимы в предложении?

-Какие орфограммы пропущены?

Выпишите синонимы в первый столбик, остальное во второй столбик. Объясни окончания глаголов.

Проверка. (Слайд ).

8. Тест по уроку "Проверь себя".

- Подходит к концу наш урок, сейчас вы проверите свои знания .

В карточках выбираете правильный ответ.

Букву правильного ответа выписываете справа.

- Что у вас получилось? (Победа.)

9. Рефлексия.

- Правильно, победа!
- Почему именно это слово у нас получилось? (Скоро праздник день защитника отечества)
- Сколько дней осталось до празднования?

Мы с вами тоже одержали победу, т.к. на уроке мы открыли что - то новое.

- О какой части речи говорили на уроке?
- Что ещё нового узнали о глаголе? Что повторили?
- Как изменяется глагол?
- Да, мы с вами разгадали некоторые тайны русского языка, а значит? Стали умнее, счастливее! Закончим урок словами:

Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом!

Дома вам творческое задание: по выбору.

Составить пожелания с праздником своим близким, используя глаголы.

Составить текст о конце зимы.

- Оцените в листах свое настроение в конце урока?
- Посмотрите, какую оценку получили?
- Спасибо за урок!

Тестирование.

1. Что обозначает глагол?

а) Предмет.

б) Признак предмета.

в) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

а) Кто? что?

б) Какой? какая? какое? какие?

в) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

а) Главным членом.

б) Второстепенным членом.

4. Какое утверждение наиболее полное и верное? «Спряжение- это…»

а) изменение глагола по лицам

б) изменение глагола по числам

в) изменение глагола по временам

г) изменение глагола по лицам и числам

5. Сколько спряжений у глагола?

а) одно

б) два

в) три

6. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к I спряжению;

б) ко II спряжению.

7. Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы____________________________________________________________________________

Проверка. (Слайд ).

IV. Итог урока. Рефлексия. (Слайд ).

-Мы рассмотрели все запланированные вопросы семинара.

-Какое задание вызвало у вас интерес?

- Затруднение?

- Что нового узнали?

-Ответьте используя незаконченное предложение.

  • Для меня было важным и интересным…

  • По этому вопросу я получил разъяснение…

  • Мне было трудно ( почему)…

  • Моя оценка атмосферы на уроке…

  • Для меня было недостаточно…

Спасибо за урок! (Слайд ).

Настроение в начале урока

__________________________________________________________

Фамилия имя

Настроение в конце урока

№1

№2

№3

№4

№5

№6

итог



  1. Глагол обозначает ……………………………………..………………….. и отвечает на вопросы ……………………………………………………………………

  2. Постоянные признаки глагола ……………………………………………………………………………..

  3. Непостоянные признаки глагола…………………………………………………………………………..

  4. Спряжение глагола (какое?) ………………………………………………………………………………….

  5. Личные окончания глагола I спряжения ………………………………………………………………

  6. Личные окончания глаголов II спряжения……………………………………………………………

  7. Глаголы исключения ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..………


  • Вставлять палки в колёса. …………………………………………….…………..

  • Обвести вокруг пальца………………………………………..…………………….

  • Ловить ворон. …………………………..…………………………………………..

  • Зарубить на носу……………………………………………………………………………




- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет побежу….- замялся Влад.


- Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,- засмеялся Саша.




За столом сказала мать:
-Хватит языком болтать,
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?






Тестирование.

1. Что обозначает глагол?

а) Предмет.

б) Признак предмета.

п) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

а) Кто? что?

б) Какой? какая? какое? какие?

о) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

б) Главным членом.

а) Второстепенным членом.

4. Какое утверждение наиболее полное и верное? «Спряжение- это…»

а) изменение глагола по лицам

б) изменение глагола по числам

в) изменение глагола по временам

е) изменение глагола по лицам и числам

5. Сколько спряжений у глагола?

а) одно

д) два

в) три

6. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к I спряжению;

б) ко II спряжению.

7. Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы____________________________________________________________________________

Тестирование.

1. Что обозначает глагол?

а) Предмет.

б) Признак предмета.

п) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

а) Кто? что?

б) Какой? какая? какое? какие?

о) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

б) Главным членом.

а) Второстепенным членом.

4. Какое утверждение наиболее полное и верное? «Спряжение- это…»

а) изменение глагола по лицам

б) изменение глагола по числам

в) изменение глагола по временам

е) изменение глагола по лицам и числам

5. Сколько спряжений у глагола?

а) одно

д) два

в) три

6. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:

а) к I спряжению;

б) ко II спряжению.

7. Запиши ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы____________________________________________________________________________


© 2010-2022