- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад «Социально-педагогическая деятельность по формированию социальной компетентности у детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы»
Доклад «Социально-педагогическая деятельность по формированию социальной компетентности у детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Герелес М.Ю. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. В.Г. Белинский
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.
Проблема состоит в том, что даже специалисты, работающие с детьми, зачастую проявляют нетерпимость по отношению к детям с ЗПР: ( Слайд3) Они не так быстро усваивают программный материал, имеют отклонения в поведении и внешности. И первым желанием бывает изолировать, избавиться от них, направив в какое-либо специализированное учреждение. Однако не каждый ребенок с ограничениями в развитии должен воспитываться в специальном учреждении. (Слайд 4) Более того, нужно всячески способствовать контактам «нестандартных» детей со сверстниками, чтобы сформировать у последних правильные, реальные представления об их проблемах. Эффективность формирования социальной компетентности зависит от отношения специалистов и рядов членов общества к тому, что дети с ЗПР тоже имеют способности и равные права со здоровыми. Поэтому, внедрение комплекса коррекционно-педагогических приемов и условий по формированию компонентов коммуникативной готовности к школе в существующую программу воспитания и обучения школьников с ЗПР особенно актуально. Нашу работу мы начали с социально-педагогической диагностики социальной компетентности у детей с задержкой психического развития В исследовании принимали участие дети в количестве 13 человек в возрасте 7-12 лет: (Дмитрий К, Дина С, Андрей З, Яна Р, Сергей М, Андрей М, Денис Т, Вика С, Люда Ш, Мария М, Ваня И, Женя С, Вова Ш, Зина К, Лёша И, Максим Р.), родители, психолог, педагог.(слайд6)
С помощью данной диагностики
-
Выявляется картина основных отклонений и недостатков, и примерный уровень этих отклонений.
- Выявляется общий уровень активности ребенка во взаимодействии со средой.
- Изучаются особенности личности родителей, их отношение к ребенку, семейной атмосферы
- Исследуется социально-коммуникативная компетентность личности.
Данная программа выполняется в несколько этапов: 1. Подготовительный или организационный (7 дней) 2. Ориентировочный или диагностический (1 месяц) 3. Основной (2 года) 4. Заключительный или аналитический (1 месяц) На заключительном этапе была проведена опытно-эксперементальная работа с целью апробации данной программы Из исследования, выполненного на базе метода комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей, на основе графиков можно сделать сравнительный анализ социально-педагогической запущенности детей до внедрения программы и после внедрения программы и оценку эффективности данной программы: дети с задержкой психического развития после внедрения программы имеют лёгкую степень социально-педагогической запущенности, что характеризует социальную приспособленность и средний уровень коммуникативной компетентности, что свидетельствует об адекватной реакции детей на происходящее вокруг.(слайд16)
Из исследования, выполненного на базе опросника социально-коммуникативной компетентности, на основе графиков можно сделать сравнительный анализ социально-коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития до внедрения программы и после внедрения программы и оценку эффективности данной программы: дети с задержкой психического развития после внедрения программы имеют средний уровень коммуникативной компетентности, который свидетельствует о способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Показателем эффективности данной программы является то, что на конец учебного года у четверых детей данный диагноз снят. Таким образом, программа, внедренная в работу с детьми с задержкой психического развития и их родителями, является эффективной. Данное исследование показывает положительный итог, под которым понимается адекватная реакция детей на происходящее вокруг, их адекватный эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявлений своих эмоциональных состояний, принятыми в человеческом обществе, средствами и адекватным социальным поведением.(слайд17)
Огромное спасибо за внимание!