Урок русского языка Что такое имя прилагательное-2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык " Школа России" - 2 класс

Тема: Что такое имя прилагательное?

16 урок в разделе " Части речи", 1 урок темы " Имя прилагательное".

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма урока: фронтальная, парная. Цель урока: организация деятельности учащихся по выведению общего понятия о прилагательном как части речи.
Задачи: Образовательная: формировать умения распознавать имена прилагательные; устанавливать связи между именем прилагательным и именем существительным, к которому оно относится; формировать умения подбирать по смыслу имена прилагательные. Развивающая: развивать умения оценивать свои достижения при выполнении заданий урока; развивать мыслительные операции. Воспитательная: создать условия для формирования интереса и уважения к русскому языку; прививать навыки дружеского общения. Здоровьесберегающая: создать на уроке атмосферу, способствующую сохранению психического здоровья.



Предполагаемый результат

Предметный результат: Знать: значение имен прилагательных. Уметь: устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать по смыслу имена прилагательные к существительным; находить имена прилагательные в тексте.

УУД:

Личностные: признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные: Определять и формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; работать по предложенному плану, используя необходимые средства; проверять и оценивать результат, контролировать свою деятельность через анализ результата выполнения задания,

Умение организовать своё рабочее место и работу.

Познавательные: формировать умение ставить и принимать познавательную задачу урока, делать выводы на основе обобщения;

определять последовательность действий для решения предметной задачи; формирование умения извлекать информацию из текста и схемы; делать логические выводы.

Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, планировать совместную деятельность, доносить свою позицию и понимать других, вести диалог, извлекать информацию, данную в неявном виде, формулировать устное высказывание, аргументировать свою точку зрения.

Педагогические технологии: технология системно - деятельностного метода обучения, технология оценивания учебных успехов.

Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, раздаточный материал , электронное приложение к учебнику. презентация ,интерактивная доска.


ХОД УРОКА

Приём

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин).

Цель: включение учащихся в учебную деятельность.


Представьте, ребята, что к вам на ладошки опустилось солнышко, какое оно? Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе… А давайте мы с ним немного поиграем. У вас хорошее настроение?

- Проверяет готовность обучающихся к уроку

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, с помощью приёма: эмоциональное вхождение в урок.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Выполняют самооценку готовности к уроку.

Высказывают собственные мысли. Настраиваются на предстоящую работу в классе.


Личностные: самоопределение, самооценка готовности к уроку.

Коммуникативные: защищают зрения.

Познавательные: осуществляют самопроверку готовности к уроку. Регулятивные: организовывают своё рабочее место и работу; определяют своё эмоциональное состояние на уроке; оценивают готовность к уроку.

Оценка эмоционального состояния (смайлики настроения).

II.Этап актуализации знаний - 4 мин.

Цель: актуализация знаний об известной части речи.


«Мозговая атака» Организует беседу о словах - предметах. Выявляет уровень знаний. Определяет и устраняет типичные недостатки. Ребята, нас встречает гномик Всезнайка, который будет помогать нам сегодня на уроке. Прочитайте слова, которые он для вас приготовил.
Выделите изученную нами группу слов. Докажите, что это имена существительные. Для чего нужны имена существительные? Кто выполнил задание без ошибок, поднимите зеленую карточку.

У кого есть ошибки, поднимите красную карточку .(Слайд 2)

Делят слова - предметы на группы по вопросу.

Выполняют задание, тренирующее, мыслительные операции и учебные навыки.

Актуализируют ранее изученный материал, выявляют пробелы в знаниях и устраняют их. Называют имена существительные. Приводят доказательства (Слова отвечают на вопросы: Кто? Что?, обозначают предметы. )


Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строят речевое высказывание, слушают собеседника и ведут диалог, доказывают свою точку зрения;

-аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации. Регулятивные: планируют собственную деятельность на уроке; контроль, коррекция, оценка своих действий.

Познавательные:

осуществляют актуализацию знаний полученных на предыдущих уроках ; выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.

Участие в мозговом штурме. Выяснение готовности класса к изучению нового материала;



Выполняют самооценку с помощь сигнальной карточки.

III. Постановка учебной проблемы -3 мин

Цель: выявления причин затруднения и постановка цели деятельности.

Побуждающий диалог Организует побуждающий диалог. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Актуализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Организует познавательную активность.

Обратите внимание на оставшиеся слова.
Что о них можете сказать?
Какую цель поставите перед собой на этот урок?
Сегодня мы остановим свое внимание именно на этих словах.
Что мы должны будем выяснить об этих словах на уроке? Ответив на поставленные нами вопросы, мы сделаем новое открытие.
Что видите на слайде? (Схема-памятка.)
Можете ли вы воспользоваться ею? Какова же ваша учебная задача?
(Слайд 3-4) Участвуют в диалоге. Высказывают предположения, с помощью учителя формулируют цель и задачи урока. Вспоминают алгоритм изучения части речи: что обозначают; для чего служат; на какие вопросы отвечают.

( Опора на схему).

Испытывают затруднение в определении новой части речи.


Познавательные: проговаривают проблему, отделяют знания от незнания, самостоятельно формируют проблему, цель и тему для изучения, предлагают свои действия; проговаривают причины затруднений; разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы). Коммуникативные: -участвуют в обсуждении предложенной ситуации, высказывают свои мнения, суждения; сотрудничают с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации.

Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий.

Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока.

IV.Открытие нового знания -10 мин.

Цель: построение проекта выхода из затруднения (проблемной ситуации).

Проблемная ситуация








Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Подберите.
мёд, трава, поле, дни
На какой вопрос отвечают слова «жаркие, сладкий, зелёная, большое»?
На что в предмете указывает слово «зелёная»? «большое»? «сладкий»? «жаркие»?
Чем является цвет, размер, вкус для предмета? Что мы узнали об этих словах? Кто знает, как называются слова которые мы записали. Расскажите об имени прилагательном, используя схему-памятку.
Сверим наши знания с научными. Прочитайте правило нас.86.
Верны ли ваши открытия? Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». Какие признаки могут обозначать прилагательные? (Слайд5-6)

Подбирают к каждому имени существительному подходящее слово - признак из слов для справок. Записывают в тетрадь с вопросом. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм).

В процессе диалога «открывают» знания о новой части речи.

Делают вывод: имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», « какая?», «какое?», «какие?» и обозначают признак предмета -формулируют правило .

Заполняют схему. Формулируют тему урока. Сверяются свои выводы с научными по учебнику.

Личностные: проявляют интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач. Познавательные :удерживают учебную задачу; анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск её решения, выдвигают и проверяют гипотезы; извлекают информацию, делают выводы в результате совместной работы; выделяют необходимую информацию; работают со схемой, с учебником.Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации; выражают свои мысли ; аргументируют свои мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль в ходе выполнения работы.

Создание продуктов деятельности.

Контроль усвоения, коррекция.







V. Первичное закрепление - 5 мин.
Цель: установка осознанности восприятия нового

Игра «Угадай , кто это?»

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Игра «Угадай , кто это?»
Какие звери пришли к нам на физкультминутку и спасли нас от злого волшебника? Отгадаем все вместе.

( Приводятся описания зверей с использованием слов-признаков).

Какая часть речи помогла угадать кто это? Докажите, что это имена прилагательные? (Слайд 7)

Применяют новые знания на практике. Выполняют игровое упражнение с проговариванием алгоритма вслух.

Приводят доказательства, используя алгоритм. Осуществляют взаимоконтроль. Познавательные : выбирают действия по достижению цели; доказывают свою точку зрения, действуют по алгоритму; строят логические цепи рассуждения. Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками; выражают свои мысли с достаточной коммуникацией.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию.

Взаимоконтроль . Умения применять ранее полученные знания при выполнении упражнения.

Физминутка - 2 минуты «Хлопай - топай»

Выполняют движения вместе с учителем.

VI. Применение знаний и способов действия(сам. работа) - 8 мин.

Цель: организация деятельности по применению новых знаний;

индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Самостоятельная работа Организует деятельность по применению новых знаний. Направляет и организует деятельность учащихся в выполнении письменного упражнения. Предлагает поработать в парах. Дифференцированная работа по вариантам
(Выберите тот вариант, с которым вы справитесь.)
1 вариант Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные( пользуясь слайдом). 2 вариант Дополните подходящими по смыслу именами прилагательным Сахар (какой?) …, …. Небо (какое?) …, …. Санки (какие?) …, …. Школа (какая?) …, …(Слайд 8).


Работают самостоятельно, в паре(вспоминают правила работы в паре). Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Осуществляют самопроверку, самоконтроль. Пошагово сравнивают свою работу с эталоном. Делают вывод: имена прилагательные помогают выразить чувства, показать качества и свойства предметов. Зачитывают получившийся текст- 1 вариант. Обсуждают. Объясняют орфограммы в словах.


Познавательные: структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы выполнения задания; работают самостоятельно, в паре по плану; сравнивают пошагово с эталоном, проговаривая во внешней речи; делают выводы. Коммуникативные: управляют поведением партнера, - договариваются в общности общего решения; строят высказывания, участвуют в диалоге; формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: осуществляют контроль; оценивают результат, проводят коррекцию, самооценку. осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль.




Самоконтроль, самооценка. Проверка решения с эталоном.

VII. Включение в систему знаний и повторение -6 мин.

Цель: включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.


Работа с учебником. Предлагает прочитать высказывание А. Толстого. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью). Какой по мнению автора, русский язык? С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка? Какой частью речи являются выделенные слова? Вывод: имена прилагательные помогают выразить чувства, показать качества и свойства предметов. Самостоятельная творческая работа (Слайд 9). Составьте красивые распространенные предложения с помощью имен прилагательных.

Обобщают изученный материал.

Читают высказывание Толстого. Делают выводы о богатстве русского языка. Доказывают, что имена прилагательные помогают выразить чувства, показать качества и свойства предметов .

Выполняют самостоятельную творческую работу. Зачитывают предложения.


Познавательные : извлекают необходимую информацию из учебника; структурируют знания; самостоятельно создают алгоритм деятельности ; строят логические цепочки; делают выводы; выполняют задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности; выполняют творческое задание. Коммуникативные: строят устные высказывания; участвуют в диалоге; формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные:

осуществляют контроль, оценивают результат, проводят коррекцию, самооценку.

Коррекция, взаимоконтроль, самооценка.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.
Цель: развитие рефлексивных умений. Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке.


Приём

«Светофор»


Организует анализ деятельности учащихся. Предлагает работу в паре. Посмотрите на картинки, что их объединяет? Наш гость гномик Всезнайка задумался? О каком предмете он думает? Снежный, холодный, большой (Снеговик.)
А теперь мы поиграем в паре (выберите предмет и опишите его не называя, а ваш сосед постарается его назвать.(Электронное приложение к учебнику).


Слова какой части речи помогают описать предмет?


Чтение стихотворения: У существительных подчас Не жизнь , а просто скука Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.

О каких слова рассказывает поэт? Расскажите об имени прилагательном. (Можно пользоваться схемой.)
Подготовьте вопрос по теме урока для товарища.
Какое задание вам было интересно выполнять? Всё ли вам было понятно?
Что не получилось?
Оцените себя с помощью «светофора».(Отмечают свое местонахождение на листе самооценки).
Зеленый цвет- я всё понял, знаю, умею.
Жёлтый цвет - допускаю ошибки.
Красный цвет- мне нужна помощь, испытываю трудности. Изменилось у вас настроение к концу урока? Покажите на рисунке , какое у вас сейчас настроение?
Солнышко вновь с нами, так же ярко светит и радует нас.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.(Слайд 10).
Благодарит за урок.

Работают в паре . Описывают предметы с помощью имен прилагательных. Осуществляют самоконтроль.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Отвечают на вопросы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока; понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные : обобщают полученные знания, делают выводы; проводят рефлексию способов действия ;

анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения;

определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Коммуникативные: выражают свои мысли; формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения.Регулятивные:

осуществляют самооценку своей учебной деятельности, успешности на уроке, соотносят цель и результат; осуществляют контроль, коррекцию, самооценку.

Оценка и самооценка деятельности .













VIII. Домашнее задание -3 мин.


Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. (Упр.187 по заданию, творческое задание по карточке). Комментирует дифференцированное задание. Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся. Проверяет понимание выполнения домашнего задания Обсуждает возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся. Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике.

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы. Личностные: самоопределение. Познавательные: применяют алгоритм при выполнении домашнего задания. Регулятивные: воспринимают информацию, выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов.
Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов.



© 2010-2022