Конспект по русскому языку на тему Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости мягкости согласного звука

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука». Цели:
  1. Уточнить представление и способы обозначения мягкости согласных
  2. Развивать умения обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце слова с помощью мягкого знака
  3. Закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слов
Оборудование: проектор, таблицы, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1. Слайд 2. 1'

Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете. Готовы работать? 2. Сообщение темы и целей урока. Слайд 3. Слайд 4. 3' Тема: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука». Цели: 1. Уточнить представление и способы обозначения мягкости согласных. 2. Развивать умения обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце слова с помощью мягкого знака. 3. Закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слов.

Слайд 5. Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

-Записываем число , классная работа. Слайд 6.

23 ноября.

Классная работа.

3. Словарная работа . Слайд 7. 4'

- Слайд 8.

- Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей)

- Слайд 19.

- Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она - краса!

Плутовка рыжая… (Лисица)

- Слайд 10.

- Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днем он - забияка,

Поутру - часы. (Петух)

- Слайд 11.

- Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет она знать дает. (Собака

- Слайд 12.

- Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит - вмиг

Подымает стрекот-крик. (Сорока)

- Слайд 13. Запишите эти словарные слова к себе в тетрадь, вам на это 1 минутка.

- Слайд 14. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, Январь, Февраль)

- Что общего во всех этих словах? (Во всех словах встречается мягкий знак на конце слова, он смягчает согласный звук.)

- Какую закономерность заметили во всех словах? ( Во всех словах букв больше чем звуков. Мягкий знак не обозначает звука). Слайд 15.

4. Работа над развитием речи. Слайд 16. 3'

-Какие из данных букв служат для смягчения согласного? (е, ё, ю, я, и).

- Какой мы знаем знак который тоже обозначает мягкость согласного на письме? (ь)

5. Работа над темой «Мягкий знак - показатель мягкости в конце слова». Слайд 17. 3'

Мягкий знак - хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- Послушайте сказку о мягком знаке. «Жили-были буквы. Буквы составляли алфавит. Каждая была горда собой - ведь без неё нельзя составить многие слова. Только буква «мягкий знак» была обижена. Другие буквы постоянно говорили ей: «Ну что ты за буква такая, если не имеешь звука? В других языках вообще такой буквы нет, так зачем же ты нам?» Долго терпел мягкий знак, но в конце концов не выдержал и ушёл, куда глаза глядят. Неожиданно для других букв с уходом мягкого знака люди перестали понимать друг друга. Началась путаница, например, слово «конь» стало словом «кон», «моль» - «мол», «мель» - «мел», «лень - «лён». Одумались буквы, разыскали мягкий знак, извинились и теперь живут дружно».

6. Работа по учебнику. 15' Слайд 18.

- Откройте учебник на с. 75. , упр 77. Прочитайте задание.

- Читаем стихотворение. Какой звук слышится в конце выделенных слов - твёрдый или мягкий? Угол- уголь.

- Как обозначается мягкость согласного звука во втором слове?

- Перевернули страницу , прочитайте самостоятельно правило.

- Слайд 19. На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком. - Слайд 20. Запишите слова в которых букв больше чем звуков. - Слайд 21. Итак, назовите слова которые вы записали.

7. Физкультминутка. Слайд 22, 23, 24. 6 '

- Слайд 25. Выпишите только те слова которые относятся к группе животных , на все 2 минутки.

- Итак, какие слова вы выписали? (Голубь,

журавль, гусь, снегирь).

- А теперь сделаем звукобуквенный анализ слова гусь. Сколько слогов в слове гусь? (2)

- На какой слог падает ударение? (3). На какой звук? (у)

- Слайд 26.

Гусь- [гус']

г [ г ] - согл., тв., зв.

у [ у ]- гл., уд.

с [с' ] - согл., мягк., глух.

ь [ - ]

4б., 3 зв.

- Слайд 27.

- Сколько предложений? Назовите признаки по которым вы определили что это предложение. (Два раза с заглавной буквой, две точки.)

- Назовите слова с мягким знаком. (весь, пень)

У дуба старый пень. Он весь в снегу.

8. Итог урока. Слайд 28. 5'

- Какая буква в русском алфавите, кроме гласных, может тоже обозначать мягкость согласного ?

- Какой вывод мы сделали? ( Ь не обозначает звука). 9. Домашнее задание: с. 76, упр 79. Слайд 29. 2'


© 2010-2022