Конспект по русскому языку на тему Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости мягкости согласного звука
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кобелева Н.М. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Тема: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука». Цели: - Уточнить представление и способы обозначения мягкости согласных
- Развивать умения обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце слова с помощью мягкого знака
- Закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слов
Оборудование: проектор, таблицы, компьютерная презентация. Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1. Слайд 2. 1'
Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете. Готовы работать? 2. Сообщение темы и целей урока. Слайд 3. Слайд 4. 3' Тема: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука». Цели: 1. Уточнить представление и способы обозначения мягкости согласных. 2. Развивать умения обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце слова с помощью мягкого знака. 3. Закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слов. Слайд 5. Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
-Записываем число , классная работа. Слайд 6.
23 ноября.
Классная работа.
3. Словарная работа . Слайд 7. 4'
- Слайд 8.
- Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)
- Слайд 19.
- Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она - краса!
Плутовка рыжая… (Лисица)
- Слайд 10.
- Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днем он - забияка,
Поутру - часы. (Петух)
- Слайд 11.
- Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет она знать дает. (Собака
- Слайд 12.
- Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит - вмиг
Подымает стрекот-крик. (Сорока)
- Слайд 13. Запишите эти словарные слова к себе в тетрадь, вам на это 1 минутка.
- Слайд 14. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, Январь, Февраль)
- Что общего во всех этих словах? (Во всех словах встречается мягкий знак на конце слова, он смягчает согласный звук.)
- Какую закономерность заметили во всех словах? ( Во всех словах букв больше чем звуков. Мягкий знак не обозначает звука). Слайд 15.
4. Работа над развитием речи. Слайд 16. 3'
-Какие из данных букв служат для смягчения согласного? (е, ё, ю, я, и).
- Какой мы знаем знак который тоже обозначает мягкость согласного на письме? (ь)
5. Работа над темой «Мягкий знак - показатель мягкости в конце слова». Слайд 17. 3'
Мягкий знак - хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Послушайте сказку о мягком знаке. «Жили-были буквы. Буквы составляли алфавит. Каждая была горда собой - ведь без неё нельзя составить многие слова. Только буква «мягкий знак» была обижена. Другие буквы постоянно говорили ей: «Ну что ты за буква такая, если не имеешь звука? В других языках вообще такой буквы нет, так зачем же ты нам?» Долго терпел мягкий знак, но в конце концов не выдержал и ушёл, куда глаза глядят. Неожиданно для других букв с уходом мягкого знака люди перестали понимать друг друга. Началась путаница, например, слово «конь» стало словом «кон», «моль» - «мол», «мель» - «мел», «лень - «лён». Одумались буквы, разыскали мягкий знак, извинились и теперь живут дружно». 6. Работа по учебнику. 15' Слайд 18.
- Откройте учебник на с. 75. , упр 77. Прочитайте задание.
- Читаем стихотворение. Какой звук слышится в конце выделенных слов - твёрдый или мягкий? Угол- уголь.
- Как обозначается мягкость согласного звука во втором слове?
- Перевернули страницу , прочитайте самостоятельно правило.
- Слайд 19. На конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком. - Слайд 20. Запишите слова в которых букв больше чем звуков. - Слайд 21. Итак, назовите слова которые вы записали. 7. Физкультминутка. Слайд 22, 23, 24. 6 '
- Слайд 25. Выпишите только те слова которые относятся к группе животных , на все 2 минутки.
- Итак, какие слова вы выписали? (Голубь,
журавль, гусь, снегирь).
- А теперь сделаем звукобуквенный анализ слова гусь. Сколько слогов в слове гусь? (2)
- На какой слог падает ударение? (3). На какой звук? (у)
- Слайд 26.
Гусь- [гус']
г [ г ] - согл., тв., зв.
у [ у ]- гл., уд.
с [с' ] - согл., мягк., глух.
ь [ - ]
4б., 3 зв.
- Слайд 27.
- Сколько предложений? Назовите признаки по которым вы определили что это предложение. (Два раза с заглавной буквой, две точки.)
- Назовите слова с мягким знаком. (весь, пень)
У дуба старый пень. Он весь в снегу.
8. Итог урока. Слайд 28. 5'
- Какая буква в русском алфавите, кроме гласных, может тоже обозначать мягкость согласного ?
- Какой вывод мы сделали? ( Ь не обозначает звука). 9. Домашнее задание: с. 76, упр 79. Слайд 29. 2'