Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Хорошая книга - это ручеек, по

которому в человеческую

душу втекает добро.

(Ф. А. Абрамов)


Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Но сегодня не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых. Учителю необходимо владеть разными приёмами работы над содержанием текста, чтобы не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку. Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя - создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться подчинить уроки литературного чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом. Из своей практики хочу поделиться тем, какие виды работы над текстом я использую на уроках литературного чтения. 1. Чтение произведения и определение его жанра. 2. Чтение и пометка непонятных слов. 3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. 4. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению. 5. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке. 6. Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении. 7. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. 9. Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту). 10. Чтение, деление текста на части. 11. Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка. 12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 13. Чтение текста и сбор пословицы из слов. 14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни). 15. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки). 16. Чтение по ролям. 17. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 18. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка. 19. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик. 20. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д. 21. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения. 22. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 23. Установление путём чтения причинно-следственных связей. 24. Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения. 25. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима». 26. Чтение текста голосом героя. 27. Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели. 28. Чтение стихотворения и пересказ его прозой. 29. Чтение и подбор из текста слов - признаков. 30. Чтение и объяснение одним предложением значение слова. 31. Чтение и дописывание предложений словами из текста. 32. Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов. 33. Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность. 34. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда. 35. Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей - кого не любил. 36. Чтение и заполнение таблицы словами из текста. 37. Чтение и выполнение тестовой работы. 38. Чтение и раскрашивание картины, используя краски Художника -Осени. 39. Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики. 40. Чтение, перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов. 41. Чтение и пересказ от лица героя произведения. 42. Чтение, представление и описание героя произведения. 43. Чтение сказки и изменение хода событий. 44. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу. 45. Чтение, придумывание продолжения рассказа. 46. Чтение, придумывание другого заголовка к произведению. 47. Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты». 48. Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова? 49. Чтение, расшифровка обряда. 50. Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). 51. Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. 52. Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: описание места действия. Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.


© 2010-2022