• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с задержкой психического развития по чтению (2 класс, УМК Школа России)

Адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с задержкой психического развития по чтению (2 класс, УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено:
на заседании МО

протокол № 1

от «__» _________ 2015 г.

__________________

Согласовано:

зам. директора по УВР

Золтуева М.В.

от «__» _________ 2015 г.

_________________

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы

Крылова Т.А.

приказ №___

от «__» ________ 2015 г.

_________________


Адаптированная основная общеобразовательная программа

для учащихся с задержкой психического развития

Область: Филология

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2





Составитель:

Коновалова Е.Б.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории





2015 -16 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся с задержкой психического развития разработана на основе Примерной программы начального общего образования (2009 г.), авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), авторской программы Ю.А. Костенковой, Н.А.Цыпиной «Литературное чтение», рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2009 г.). Авторская программа дополнена разделом «Уточнение и повторение изученного в букварный период обучения». Для реализации программного содержания используются:

  • Климанова Л.Ф. «Литературное чтение», учебник для 2 класса в двух частях, издательство Москва «Просвещение», 2012 г.
  • Байкова М.И. «Поурочные разработки по чтению», издательство Москва «ВАКО», 2010 г.
  • МРЗ Аудиоприложение к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. «Литературное чтение. 2 класс». М.: Просвещение , 2012

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Место курса в учебном плане


Курс «Литературное чтение» рассчитан на 414 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде­лю, 10 учебных недель, так как курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте), во 2-3 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе - 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

Общая характеристика курса Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей: - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; - воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; - учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и ассоциативное мышление; - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; - формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; - формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; - обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; - обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; - работать с различными типами текстов; - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи: - преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте и развитие речи», формирование правильного слогового чтения; - формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя; - формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей; - развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка; - преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке; - развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности; - привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции. Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного твор­чества народов России и зарубежных стран, произведения классиков оте­чественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим ин­тересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эсте­тический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую само­стоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником раз­личного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слу­шать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершен­ствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются при­ёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (син­тетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объедине­ния слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными при­ёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонаци­онными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают при­ёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) про­водится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, пони­мать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого эти­кета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с осо­бенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на ав­торский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Особое место в программе отводится работе с текстом художе­ственного произведения. На уроках литературного чтения совершенству­ется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-по­знавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Уча­щиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), осо­бенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олице­творение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается ху­дожественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливает­ся как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность ху­дожественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: под­робный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмыс­ливают поступки, характер и речь героя, составляют его характери­стику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного про­изведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и спо­собы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие спо­собности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются об­разные представления, возникающие у него в процессе чтения, развива­ется умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литератур­ного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и деклама­ции, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Особенности курса «Литературное чтение» для детей с ЗПР


Учитывая особенности детей с задержкой психического развития, в курс «Литературного чтения» во 2 классе введен раздел «Уточнение и повторение изученного в букварный период обучения», задачами которого является продолжение формирования умений: - анализировать, составлять из букв разрезной азбуки и читать по слогам слова, написание которых соответствует произношению: а) включающие слоги открытые и закрытые всех видов; б) включающие твердые и мягкие согласные; в) содержащие стечения согласных всех видов, й, твердый и мягкий знаки; - закреплять навыки чтения слогов и слов со стечением согласных всех видов; с разделительным твердым и мягким знаками; с согласными, мягкость которых обозначена буквами ь, е, ё, ю, я; - составлять устно и с помощью разрезной азбуки небольшие предложения (2-4 слова), сознательно читать их по слогам вслух, уметь читать слова и предложения из 2-4 слов, написанные печатным и рукописным шрифтом, небольшие легкие тексты, уметь отвечать на вопросы по ним; - соблюдать паузы в устной речи и при чтении предложений и текстов; - соблюдать интонацию, соответствующую знакам препинания в конце простого предложения и при перечислении; - выделять предложения из текста и слова из предложения; - дополнять простое предложение словами, обозначающими признаки предмета; - создать условия для накопления практического опыта в нахождении синонимов; - объединять и различать предметы по существенным признакам в связи с чтением и наблюдениями; - рассказать по своим наблюдениям о приметах осени, об отдельных явлениях школьной жизни; - воспринять на слух небольшую сказку или рассказ и ответить на вопросы; - пересказать небольшой текст с помощью вопросов и без них; - составлять предложения по картинке или серии картинок; - выразительно, с соблюдением правильных интонаций прочитать выученное наизусть стихотворение. В рамках раздела «Уточнение и повторение изученного в букварный период обучения» используются связные тексты букварного периода, знакомые детям, так как включенные в традиционную программу являются сложными для формирования навыков чтения и не обеспечивают достаточной тренировки в чтении. При переходе к чтению по основным учебникам не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей с задержкой психического развития, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения. Развитие правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляется в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отрывков из них, в ходе анализа произведений с использованием приемов выборочного чтения и др.

Содержание курса «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Проверка техники чтения

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1


2


Уточнение и повторение изученного в букварный период обучения.
Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество




4

15


3

Люблю природу русскую. Осень

8


4

Русские писатели

14

1

5

О братьях наших меньших

12


6

Из детских журналов

9


7

Люблю природу русскую. Зима

9

1

8

Писатели - детям

17


9

Я и мои друзья

10


10

Люблю природу русскую. Весна

9

1

11

И в шутку и всерьез

14


12

Литература зарубежных стран

12

1


Итого

136

4


Содержание образовательной программы

Уточнение и повторение изученного в букварный период обучения

Самое великое чудо на свете (4 ч) Читателю. Р. Сеф.

Устное народное творчество (15 ч) Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал­ки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и пого­ворки. Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и жу­равль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (8 ч) Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Баль­монт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступи­ла...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружи­лась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токма­кова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (14 ч) А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Мура­вей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (12 ч) Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Приш­вин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (9 ч) Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..», Д. Хармс, С. Мар­шак. «Веселые чижи», Д. Хармс. «Что это было?». Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Влади­миров. «Чудаки», А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима (9 ч) И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародей­кою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима - аукает...», «Береза».

Писатели - детям (17 ч) Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чу­ковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка - добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

Я и мои друзья (10 ч) В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (9 ч) Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды», А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка», А. Блок. «На лугу», С. Маршак. «Снег теперь уже не тот», И. Бунин. «Матери». А. Плещеев. «В бурю», Е. Благинина. «Посидим в тишине», Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьез (14 ч) Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все­го?», «Песенки Винни Пуха», Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память», В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка», И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране», Г. Остер. «Будем знакомы».


Литература зарубежных стран (12 ч) Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горо­шине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы, название темы

Кол-во

часов

Дата

проведения

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1


Уточнение и повторение изученного в букварный период обучения

Самое великое чудо на свете (4ч)

2 Самое великое чудо на свете. Экскурсия в библиотеку.

1


3 Книги, прочитанные летом.

1


4 Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».

1


5

Р. Сеф «Читателю».

1


Устное народное творчество (15 ч)

6 Русские народные песни.

1


7 Потешки и прибаутки.

1


8 Загадки.

1


9 Пословицы и поговорки.

1


10 Считалки и небылицы.

1


11 Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт»

1


12 Русская народная сказка. «Петушок и бобовое зёрнышко».

1


13 Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1


14 Русская народная сказка. «Лиса и тетерев».

1


15 Русская народная сказка. «Лиса и журавль»

1


16 Русская народная сказка «Каша из топора»

1


17 Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1


18 Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1


19 А. Шибаев «Вспомни сказку»

1


20 Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

1


Люблю природу русскую. Осень (8ч)

21 Нравится ли вам осень?

1


22 Осенние загадки.

1


23 Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…».

1


24 А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали».

1


25 Стихи об осени А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой.

1


26 В. Берестов «Хитрые грибы».

1


27 М. Пришвин «Осеннее утро».

1


28 Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»

1


Русские писатели (14ч)

29 А. С. Пушкин Викторина по сказкам.

1


30 А. С. Пушкин « У лукоморья дуб зелёный…»

1


31 А. С. Пушкин Стихи.

1


32 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1


33 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1


34 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1


35 И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

1


36 И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».

1


37 Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек».

1


38 Л. Н. Толстой «Филипок».

1


39 Л. Н. Толстой «Правда всего дороже».

1


40 Л. Н. Толстой «Котёнок».

1


41 Обобщение по разделу «Русские писатели»

1


42 Проверка знаний и оценка своих достижений.

1


О братьях наших меньших (12ч)

43 О братьях наших меньших.

1


44 Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой.

1


45 В. Берестов «Кошкин щенок».

1


46 М. Пришвин «Ребята и утята».

1


47 М. Пришвин «Ребята и утята».

1


48 Е. Чарушин «Страшный рассказ».

1


49 Б. Жидков «Храбрый утёнок».

1


50 В. Бианки «Музыкант».

1


51 В. Бианки «Музыкант».

1


52 В. Бианки «Сова».

1


53 В. Бианки «Сова».

1


54 Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

1


Из детских журналов (9ч)

55

Знакомство с детскими журналами.

1


56 Вопросы из детских журналов.

1


57 Д. Хармс «Игра»

1


58 Д. Хармс «Вы знаете?»

1


59 Д. Хармс, С. Я. Маршак «Весёлые чижи».

1


60 Весёлые стихи Д. Хармса, Н. Гернета, Ю. Владимирова.

1


61 А. Веденский «Учёный Петя», «Лошадка».

1


62 Проект «Мой любимый детский журнал».

1


63 Обобщение по разделу «Из детских журналов»

1


Люблю природу русскую. Зима (9ч)

64

Нравится ли вам зима? Зимние загадки.

1


65 И.Бунин «Первый снег» К Бальмонт «Снежинка».

1


66 Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1


67 С. Есенин «Поёт зима, аукает»

1


68 Русская народная сказка.«Два мороза».

1


69 С. Михалков «Новогодняя быль».

1


70 А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет…».

1


71 Стихи о зиме. Разноцветные страницы.

1


72 Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима».

1


Писатели детям (17ч)

73

К. И. Чуковский «Путаница».

1


74 К. И. Чуковский «Радость».

1


75 К. Чуковский «Федорино горе».

1


76 К. Чуковский «Федорино горе»..

1


77 С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

1


78 С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

1


79 С. В. Михалков «Мой щенок».

1


80 А. Л. Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука».

1


81 А. Л. Барто «В школу», «Вовка - добрая душа».

1


82 Стихи детских писателей о детях и для детей.

1


83 Н. Н. Носов «Затейники».

1


84 Н. Н. Носов «Затейники».

1


85 Н. Н. Носов «Живая шляпа».

1


86 Н. Н. Носов «Живая шляпа»..

1


87 Н. Н. Носов «На горке».

1


88 Н. Н. Носов «На горке».

1


89 Обобщение по разделу «Писатели детям».

1


Я и мои друзья (10 ч)

90

Я и мои друзья. Стихи о дружбе и друзьях.

В. Берестов, Э. Мошковская

1


91 В. Лунин «Я и Вовка».

1


92 Н. Булгаков «Анна, не грусти!».

1


93 Н. Булгаков «Анна, не грусти!».

1


94 Ю. Ермолаев «Два пирожных».

1


95 В. Осеева «Волшебное слово».

1


96 В. Осеева «Хорошее».

1


97 В. Осеева «Почему?».

1


98 В. Осеева «Почему?».

1


99 Обобщение по разделу «Я и мои друзья».

1


Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

100 Нравится ли вам весна? Весенние загадки.

1


101 Ф. Тютчев «Зима не даром злится», «Весенние воды».

1


102 А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

1


103 А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»

1


104 Стихи о маме. И. Бунин, А. Плещеев.

1


105 Е. Благинина «Посидим в тишине» Э. Мошковская «Я маму свою обидел»

1


106 С. Васильев «Белая берёза».

1


107 Проект «Весна глазами поэтов»

1


108 Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

1


И в шутку и всерьез (14 ч)

109

И в шутку и всерьез.

1


110 Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего».

1


111 А. Милн «Винни - Пух и все, все, все». Обзор книги.

1


112 Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха».

1


113 Э. Успенский «Чебурашка»..

1


114 Э. Успенский «Чебурашка».

1


115 Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». «Над нашей квартирой», «Память».

1


116 В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

1


117 И. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

1


118 Г. Остер «Будем знакомы».

1


119 В. Драгунский «Тайное становится явным».

1


120 В. Драгунский «Тайное становится явным».

1


121 Весёлые произведения детских писателей.

1


122 Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»

1


Литература зарубежных стран (12 ч)

123

Литература зарубежных стран

1


124 Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».

1


125 Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».

1


126 Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».

1


127 Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

1


128 Ш. П. «Кот в сапогах».

1


129 Ш. П. «Кот в сапогах».

1


130 Ш. Перро «Красная шапочка».

1


131 Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

1


132 Э. Хогарт «Мафин и паук».

1


133 Э. Хогарт «Мафин и паук».

1


134 Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

1


135

Проект: «Мой любимый писатель сказочник»

1


136 Литературная игра «Как хорошо уметь читать».

1



Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения литературного чтения во 2 классе ученик научится: • называть фамилии трех-четырех писателей и названия их произведений для детей; • читать наизусть 7-8 стихотворений. К концу второго класса учащийся получит возможность научиться:

  • читать вслух сознательно, правильно, целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова - по слогам) в темпе 30-40
    слов в минуту; соблюдать паузы и интонации, соответствующие
    знакам препинания;
  • находить в тексте предложения, подтверждающие устное вы­сказывание;
  • давать подробный пересказ небольшого доступного текста;
  • составлять устно небольшой рассказ на темы, близкие интересам учащихся, связанные с наблюдениями по заданию учителя;
  • самостоятельно знакомиться с детской книгой (фамилия авто­ра, название, иллюстрации), читать ее под наблюдением учителя.

Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты: - Осознавать свою принадлежность к определённому народу. - Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа. - Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной. - Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации. - Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке. - Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки. - Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям. - Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно. - Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД - Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником). - Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата. - Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД - Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.). - Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя. - Сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений под руководством учителя. - Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. - Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

Коммуникативные УУД - Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться. - Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.). - Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения. - Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений. Предметные результаты:

- Делить текст на части, озаглавливать части.

- Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных.

- Подробно и выборочно пересказывать текст.

- Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

- Размышлять о характере и поступках героя.

- Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка.

- Различать народную и литературную (авторскую) сказку.

- Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы.

- Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: - искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); - неправильная постановка ударений (более 2); - чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; - неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; - нетвердое знание наизусть подготовленного текста; - монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: - не более двух неправильных ударений; - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; - неточности при формулировке основной мысли произведения; - нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения последовательности изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 - 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 - 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.



Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Учебно-методическое обеспечение

1. Печатные пособия

Автор

Название

Год

Издательство

1.

Плешаков А.А. и др.

Сборник рабочих программ «Школа России»

2011

М.:Просвещение

2.

Байкова М.И.

«Поурочные разработки по чтению»

2010

М.: ВАКО

3.

Логинова О.Б., Яковлева С.Г.

Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. (Стандарты второго поколения)

2011

М.: Просвещение

2. Информационно-коммуникационные средства

1. МРЗ Аудиоприложение к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. «Литературное чтение. 2 класс». М.: Просвещение , 2012
3. Материально-технические средства
1. Классная доска 2. Компьютер 3. Интерактивная доска 4. Видеопроектор


© 2010-2022