Доклад на методическом объединении по теме Малокомплектные школы: их перспективы и недостатки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Малокомплектные школы: их перспективы и недостатки

(слайд 1)

Малокомплектная школа - самая актуальная из социальных проблем, так как работа в ней нестандартна и сложна. Это обусловлено спецификой организации педагогического процесса в малокомплектной школе (слайд 2).
Мой доклад посвящен проблеме малокомплектных школ Республики Казахстан, их недостаткам и перспективам развития. Рассмотрим вначале само понятие «малокомплектная школа», причины и условия ее появления, затем дадим классификацию и опишем специфические трудности, возникающие при работе в малокомплектных школах (слайд 3). Малокомплектная школа (далее - МКШ), как определено Законом Республики Казахстан «Об образовании» (ст.1, п.58), - это общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными классами-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий. Малокомплектные школы располагаются в тех населенных пунктах, где нет достаточного количества детей для организации начальной школы с полным комплектом классов. Малокомплектная начальная школа - это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников. Для малокомплектных школ характерна неравномерная наполняемость классов. Есть школы, где отдельные классы могут отсутствовать вовсе. Появление и распространение этого типа школ обусловлено неравномерностью расселения людей. Раньше малокомплектные школы открывались только в небольших поселках, временных поселениях, городках, но в последнее время в связи с уменьшением рождаемости и значительной миграцией населения они возникают даже в крупных населенных пунктах. Появилось новое сочетание основной и средней школы с малокомплектной. Малокомплектная школа - это начальная школа, в которой учителей меньше, чем классов, и каждый учитель работает одновременно с несколькими классами. МКШ призваны решать следующие задачи: - обеспечивать потребности учащихся в общем среднем образовании; - выравнивать стартовые возможности выпускников школы с целью получения ими в дальнейшем профессионального образования. Помимо образовательных задач сельская малокомплектная школа решает комплекс социально-экономических задач: - препятствует оттоку молодежи из села; - способствует повышению культурного уровня населения; - решению демографических проблем; - развитию аграрного сектора экономики. Выделяют несколько типов малокомплектных школ: - в однокомплектной школе - один учитель обучает детей всех классов; - в двухкомплектной - обучение ведут два учителя, причем каждый - в двух классах одновременно; - в трехкомплектной - работа распределяется между тремя учителями: двое ведут по одному классу, а третий - два класса. Особенности воспитательного процесса в малокомплектной школе определяются условиями: • отдаленностью от больших городов; • сложившимися отношениями между людьми; • отсутствием других очагов культуры в населенном пункте; • нестабильностью коммуникации (телевидения, почты). На качество воспитательной работы влияет малая численность населения, учителей, учеников. Отсутствуют должности организатора внеклассной работы, руководителя кружков. Поэтому школа становится центром воспитательной работы с детьми и взрослым населением. У малокомплектных школ есть определенные преимущества. Главное - небольшое число учеников в школе, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность организовать учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Малокомплектная школа - это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Школа с 20-30 учениками напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Дети развиваются в разновозрастном коллективе. Отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью. Малокомплектная школа сталкивается с множеством специфических трудностей, обусловленных именно небольшим количеством учеников. Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения. В классах обязательно должны быть сильные, способные ученики. А если класс маленький, их может и не оказаться. Тогда и учиться не у кого. Учитель, каким бы мастером он ни был, не способен восполнить этот пробел. Дифференцировать учеников по классам, по способностям в такой школе тоже нельзя. В малокомплектных школах работают один или два учителя. Должности библиотекаря, завхоза, заведующего не предусмотрены. Их функции выполняют учителя. Учитель малокомплектной школы - не узкопрофильный специалист, а мастер на все руки: его обязанности простираются от глубокой профессиональной диагностики до ремонта помещения. Школа - часто единственный очаг культуры в поселке. Она открыта всегда и для всех. У большинства школ слабая материальная база. Поэтому и условия их деятельности специфичны. Основной структурный компонент начальной малокомплектной школы - класс-комплект. Это класс, руководимый одним педагогом-классоводом. Комплект может состоять из двух, трех или даже четырех классов. Сложность работы учителя-классовода обусловливается тем, что ему ежедневно приходится готовить до 8-12 уроков, распределять внимание между двумя-тремя классами. Усложняет работу неравномерная наполняемость классов. Но есть и плюс - не связанный работой в параллельных классах и жесткими сроками учитель начальной малокомплектной школы свободен в выборе темпа обучения. На первом плане - качество обучения и воспитания. Если он видит, что детям трудно, то снижает темп, достигая прочности усвоения. Сэкономить время можно при выполнении легких заданий. Здесь нет второгодников. Если ученик даже не очень хорошо усвоил программный материал, то его все равно переводят в следующий класс. Пробелы в знаниях он ликвидирует, когда этот же материал будут проходить ученики младшего класса. Многократное повторение, которое обеспечивает малокомплектная школа, - важный способ упрочения знаний. Эффективность работы начальной малокомплектной школы определяется общими и частными условиями. Общими условиями являются: - материальные (помещение, мебель, наличие пришкольного участка, технические средства обучения, учебные пособия, учебники и т. п.); - экономические (например, наличие денежных средств для оплаты энергоносителей и т. п.); - санитарно-гигиенические (соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели и т. д.); - экологические (прежде всего место расположения школы); - отдаленность школы (возможности приема телепрограмм, повышения квалификации учителей, методической и инспекторской помощи и т.д.; Названные условия мало зависят от учителей. Но они фактически задают те принципиальные возможности, которые определят уровень работы школы, качество обучения и воспитания. К частным условиям относятся: - рациональное объединение классов в комплекты; - правильное составление расписания уроков; - выбор эффективных методов обучения; - определение наиболее целесообразной структуры урока; - правильное сочетание урочной и внеурочных форм учебно-воспитательной работы; - формирование у детей умения учиться и самостоятельно приобретать знания; - рациональное использование наглядности и слова на различных эта­пах получения знаний, формирования умений; - разумное руководство разновозрастными объединениями детей; - использование личностно ориентированного обучения и воспитания. Мы рассмотрели теоретические аспекты организации процесса обучения в МКШ. А теперь перейдем к анализу текущей ситуации в Республике Казахстан (слайд 4). 29 октября 2013 года в г.Астана прошло заседание Правительства РК, на котором министр образования и науки Аслан Саринжипов выступил с докладом о планах развития системы образования на предстоящие три года. В частности, обсуждались перспективы развития современной малокомплектной школы, задачи подготовки педагогических кадров, направления переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, учебно-методическое обеспечение, трансформация образовательных технологий и др. Аслан Саринжипов подчеркнул, что в условиях кардинальных изменений всей системы образования особое внимание уделяется сельским школам, большой процент из которых являются малокомплектными (МКШ). До настоящего времени 56,6% казахстанских школ являются малокомплектными, т. е. - 4288. Большая часть этих школ находится в сельской местности - это 4139 или 71,7 %. Из них: - начальная школа 955, в том числе на селе - 933, - основная школа 960, в том числе на селе - 946, - средняя школа 2373, в том числе на селе - 2260. Всего обучается в МКШ - 405 772 учащихся. Всего педагогов в МКШ - 72 853 специалиста, дефицит кадров составляет 976 человек. Практически каждый четвёртый учитель и каждый шестой казахстанский школьник работают и учатся в малокомплектной школе. В то же время за последние три года количество малокомплектных школ уменьшилось на 143, т.е. на 3,3 %, а численность учащихся - более чем на 27 тысяч, или на 6,3%. Основными проблемами малокомплектных школ является (слайд 5): - неудобство обучения в совмещенных классах и отсутствие специальных научно-методических комплексов, - низкая возможность организации профильного обучения, - нехватка универсально квалифицированных педагогических кадров и слабая материально-техническая база. Половина школ в сельской глубинке нуждаются в капитальном ремонте или строительстве нового здания, в большинстве из них отсутствуют столовая, медкабинеты, спортзалы, не организован подвоз учащихся. Неудовлетворительным остается уровень обеспеченности интерактивным оборудованием, мультимедийными кабинетами, широкополосным интернетом. Поэтому применение в малокомплектных школах нформационных технологий затруднено. В частности, министр отметил, что здания 18% этих школ требуют капитального ремонта, а 2% - вообще находятся в аварийном состоянии. Не все школы оснащены предметными кабинетами. Нет кабинетов физики, химии, биологии. Современные кабинеты химии есть лишь в 12%, биологии - 10%, физики - 30%, лингафонные, мультимедийные кабинеты - в 16% малокомплектных школ. 948 школ не имеют столовых. Широкополосный интернет доступен только 7 процентам малокомплектных школ. Остается проблема обеспечения качественного и безопасного подвоза детей к школам и обратно, в том числе обеспечения предрейсовых медицинского осмотра школьных водителей и технического осмотра транспортных средств. Только 22 899 (61,9%) учащихся обеспечены подвозом к школе, 3 559 (9,6%) устроены в пришкольный интернат, 10 502 (28,4%) учащихся подвозом не обеспечены. Решению проблем повышения качества образования в МКШ будут способствовать следующие мероприятия (слайд 6). Госпрограммой развития образования в РК на 2011- 2020 годы решение проблем малокомплектных школ определено в качестве приоритетной задачи системы среднего образования. Предусмотрены меры по обновлению инфраструктуры и материально-технической базы малокомплектных школ, улучшению учебно-методического обеспечения образовательного процесса, повышению социального статуса учителей. Будет усовершенствована программа подготовки педагогов, в том числе для МКШ, на основе государственного заказа для целенаправленной подготовки учителей для профильной школы в вузах, ведущих подготовку педагогических кадров. Также будет обновлена программа повышения квалификации и обеспечено повышение квалификации педагогических работников организаций образования, в том числе для МКШ. Планируется, что ежегодно до 2020 года курсы повышения квалификации будут проходить 73,3 тыс. человек. Согласно Госпрограмме будут: - созданы Республиканский центр развития МКШ на базе Национальной академии образования имени Ы.Алтынсарина, 14 региональных центров при организациях, осуществляющих повышение квалификации педагогических работников, разработаны Типовые правила деятельности МКШ; - разработан и принят стандарт «Обеспечение обучающихся и воспитанников, проживающих в населенных пунктах, где нет школ с бесплатным и безопасным подвозом к школам и обратно». - обеспечены компьютерами новой модификации и доступом к широкополосному Интернету все МКШ с контингентом 10 и более учащихся. Дистанционное обучение будет организовано в рамках электронного обучения «e-learning»; - созданы 160 опорных школ (ресурсных центров) в регионах, объединяющих в единое образовательное пространство несколько близлежащих МКШ. Опорные школы - социокультурные центры, в которые входят сельские библиотеки, медицинские пункты, творческие клубы; школы-агробиолаборатории с углубленной теоретической и практической подготовкой по сельскохозяйственным профилям; школы не классно-урочного типа обучения, предполагающие организацию педагогического процесса на основе коллективных учебных занятий с разновозрастным составом обучающихся. К 2020 году малокомплектные школы будут только для уровня начальной школы (1-4 классы). Для учащихся 5-12 классов будет организовано обучение в интернатах, ресурсных центрах или в школах, обеспеченных организованным подвозом или интерактивными средствами обучения. Хотелось бы подчеркнуть, что с 2008 года проводится работа по научному проекту «Развитие информационной образовательной системы в виде портала «Академия малокомплектных школ Республики Казахстан КазНПУ им. Абая». В рамках этого проекта в 2010 году были организованы курсы самообразования и повышения квалификации учителей малокомплектных школ. Основная технологическая характеристика проекта: теоретические информационные материалы в портале «Академия малокомплектных школ Республики Казахстан» и видеоконференции, проведенные в режиме On line, способствуют совершенствованию квалификации учителей малокомплектных школ. Эффективность работы проекта - повышение профессионального уровня учителей малокомплектных школ через дистанционное обучение.
В заключение, хотелось бы отметить, что образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. И важную роль в совершенствовании системы образования, несомненно, играет решение проблемы малокомплектных школ.


Список использованных источников

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014 г.) [Электронный ресурс] // Код доступа: online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747
  2. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года № 1118 [Электронный ресурс] / Код доступа: tempuskaz.kz/files/pr_development_ru.doc
  3. Концепция развития малокомплектных школ в Республике Казахстан на 2010 - 2020 годы (проект) МОН РК - Астана, 2011. [Электронный ресурс] / Код доступа: unesco.kz/rcie/data/koncepciya.htm
  4. Анисин Н.М. Большие заботы малокомплектной школы: кн. для учителя. - М.: Дрофа, 2012.
  5. Абдрашитова С. Максимальный минимум // Экспресс-К, Астана - № 225 (16856) - 01.12.2009
  6. Бондаревская Е.В., Пивненко П.П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика. 2011. - №5. С. 52-64.
  7. В помощь малокомплектной школе. МОН РК. - Астана. 2010
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Академия, 2013.
  9. Суворова Г. Как избежать негативных последствий реструктуризации сети сельских школ // Народное образование. 2014. - №2. С. 85-90.

7

© 2010-2022