«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одной из ведущих задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы проектной и исследовательской деятельности.

Проектная деятельность - это творчество, поэтому учащихся младших классов надо учить творить, при этом необходимо учитывать следующие моменты:

- маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков, следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее;

- самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. А творчество - в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.

Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т. д.), сообщение, доклад, исследование.

Работу по проектно-исследовательской деятельности с обучающимися я начинаю с первого класса. Но работа над проектом в первом классе по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии мои дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, я расширяю рамки работы над проектом и включаю сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.Учитывая особенности развития младших школьников, первоклассникам я предлагаю темы, которые наиболее близки и значимы для них, для их «маленького мира». Варианты тем, над которыми мы работали: «Моё имя» , «Моя семья», «Зимняя страничка», «В стране загадок»и т.д. .

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под моим руководством. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эту работу я провожу в первой четверти второго класса.Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.Начиная со второй четверти второго класса, мы приступаем к работе над объёмным долгосрочным проектом: «Страна Числяндия», «Мои первые сказки» и т. д.

В третьем классе работа над проектом более расширяется и начинаю я её с первой четверти. Дети уже могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Работали над проектами:«Города - герои», «Динозавры - древние жители Земли», «Путешествие по странам Европы», «Кто нас защищает» и т.д.

В этом учебном году со своими учениками четвёртого класса работу над проектами я планирую выводить на новый уровень. Делать её более аналитической, так как мои ученики уже смогут делать анализ, выбирать главное из общего потока информации (в музее, из средств массовой информации и из других источников) и оформлять готовый проект самостоятельно.



© 2010-2022