Системно-деятельностный подход в обучении

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
МАОУ СОШ №22 учитель: Моисеева М.Е. «Системно - деятельностный подход в обучении» Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Системно - деятельностный подход - методалогическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Он нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, типологию уроков и критерии оценивания в рамках системно - деятельностного подхода. Система дидактических принципов: -принцип деятельности - ученик ,получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности; -принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения; -принцип целостности - предлагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире; -принцип минимакса - школа должна предложить ученику освоение содержание образования на максимальном уровне и обеспечить его усвоение на уровне минимума; -принцип психологической комфортности - создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированную на реализацию идей сотрудничества; -принцип вариативности - предполагает формирование способностей к перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора; -принцип творчества - означает ориентацию на творческое начало в образовательном процессе; Типология уроков: -уроки «открытия новых знаний» -уроки рефлексии -уроки общеметодологической направленности -уроки развивающего контроля Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Моя задача заключается в том, чтобы всё доступно показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросам. Позиция ученика: за познанием мира. Учебная задача: задача, решая которую ребёнок выполняет цели урока. Учебная деятельность: действия к созданию образа. Образ: слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие: я - умею! У меня получится! Остановлюсь на структуре урока и его этапах в рамках СДП. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значемом уровне. «Хочу, потому что могу». Высказываю добрые пожелания детям, настраиваю на работу. Девиз урока «С малой удачи начинается большой успех», «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Настраиваю на работу.
  1. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного для открытия нового и выявление затруднений. Идёт работа над развитием памяти, внимания, мышления. Задаю вопросы по пройденному материалу. Например - Какие числа можно взять слагаемыми, чтобы получить 4, 6, 7? Возникает проблемная ситуация.
  1. Постановка учебной задачи.
Цель: проговаривание цели в виде вопроса, на который предстоит ответить.
  1. Открытие новых знаний.
Цель: решение задач и обсуждение проекта их решения. На этом этапе идёт диалог, подводящий к открытию новых знаний, организуется самостоятельная исследовательская деятельность, работа в парах и группах. Организуется выбор детьми метода разрешения проблемы, выдвигаются и проверяются гипотезы. После построения и обоснования нового способа действия полученный материал озвучивается и фиксируется в схемах и знаках.
  1. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание новых знаний, запись в виде опорного сигнала. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают задания на новый способ действия с проговариванием установленного алгоритма.
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод в том, что он уже умеет. Учащиеся выполняют задания на применение новых знаний, осуществляют самопроверку и сами оценивают. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению в дальнейшую познавательную деятельность.
  1. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. На данном этапе выполняются задания, где содержится новый материал и изученный. Здесь использую игровые моменты, что способствует развитию интереса.
  1. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов. Какую задачу ставили? Удалось решить? Какими способами? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? И закончу словами Л.В.Выготского: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство учителя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность»






© 2010-2022