Исследовательская работа «Образ русской печки в традициях культуры и быта русского народа»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

″Начальная школа - детский сад №16″

Исследовательская работа

«Образ русской печки в традициях культуры и быта русского народа»

Выполнила:

ученица 3 класса

Каратуева Анастасия

Руководитель:

Рачкова Людмила Александровна

учитель начальных классов










Байкальск 2015





СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение стр. 3
    1. Формулировка и обоснование проблемы стр. 3
    2. Цели и задачи исследования стр. 3
    3. Определение объекта и предмета исследования стр.3
    4. Описание методов исследования стр. 3,
    5. Анализ основных понятий стр. 4
  2. Основная часть стр. 5-7
2.1. История русской печи стр. 5-7 2.2. Крылатая мудрость - образ печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках. стр. 2.3. Образ печи в сказках стр. 3. Заключение стр. 4. Список используемой литературы стр.



1. ВВЕДЕНИЕ

Я очень люблю сказки, читая которые проникаешь в чудесный, загадочный мир. В сказках совершаются необычные чудеса, превращения, в них всегда добро побеждает зло. Во многих сказках встречается образ печи. Мы предположили, что это не случайно и решили выяснить, с чем это связано. Чтобы картина была более полной, мы обратилась и к другим произведениям народного творчества - к пословицам, поговоркам, загадкам. В итоге всё объединилось в одной теме «Образ русской печки в традициях культуры и быта русского народа». Мы поняли, что для наших предков она была живым членом семьи, который всегда рядом и готов помочь в любой ситуации. Поэтому-то и сложено о ней столько пословиц, поговорок, загадок и сказок. Целью нашей работы было: на основе народного творчества исследовать значение русской печки в жизни русского народа. Изучая и анализируя собранный материал, мы выдвинули гипотезу, «Печка греет, печка кормит, печка учит, печка лечит».

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить историю создания русской печи.

2. Познакомиться с образом русской печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках.

3. Проанализировать образ русской печи в сказках.

4. Узнать о значении печки в жизни русского народа. Объект исследования: культура и быт русского народа. Предмет исследования: русская печь.

В своей исследовательской работе мы использовали следующие методы:

1. Изучение и анализ литературных источников.

2. Наблюдение - виртуальная экскурсия.

3. Интервью.

4. Поиск информации в Интернете. Анализ основных понятий. Толкование слова «Печь» Для начала я пошла в библиотеку, что бы узнать, что же такое печь. Вот какие определения нашлись в словарях: Словарь Д.Н. Ушакова. «Печь - это устройство для отапливания помещения и варки пищи.» Толковый словарь В.И. Даля.

Печь - это «снаряд для топки, для разводки в нём огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. История русской печи. Для начала обратимся к истории создания русской печи. Русские печи появились на Руси в начале 15 века и стали они основным, а для крестьян, единственным средством отопления и приготовления пищи. Делали их из глины, и назывались такие печи глинобитными курными очагами. Изначально, эти печи не имели домовых труб, то есть, топились «по-чёрному», именно поэтому, они назывались курными, так как печь действительно курилась. Большой огонь в ней нельзя было развести, рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял всё помещение, ведь трубы у печки сначала не было, и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей. В старинной загадке топка «по-черному» иносказательно изображается так: «Мать черна (печь), дочь красна (огонь), сын- голенаст, изгибаться, горазд (дым)». Совершая непосредственно в избе один оборот, выходящие из печи газы оставляли своё тепло в помещении, выпуская на волю уже охлаждённый дым. Таким образом, печка, топящаяся по-чёрному, была достаточно экономичной. Благодаря тому, что во время топки изба не только окуривалась, но и проветривалась, из неё постоянно удалялась сырость, поэтому добротно срубленная курная изба могла простоять, не разрушаясь, более 100 лет. При топке по-чёрному сажа покрывала защитным слоем в основном потолок, а стены только до воронцов, идущих вдоль стен и названых так за их чёрный цвет. Проходило время, и люди придумывали, как бы сделать очаг более удобным, и печь со временем стала меняться. К концу 15 века, на смену глине, постепенно приходит обожженный кирпич, а над крышами изб поднялись деревянные дымники. Из печи дым шёл на чердак, а уже оттуда, в дымник. Система дымоотвода в русских домах продолжала совершенствоваться, и вскоре, место дымника, заняла труба из теса Существенный сдвиг произошёл в петровскую эпоху. В 1718 году Указом Петра первого было запрещено строительство курных печей и печей с деревянными трубами. Стали делать безопасные кирпичные трубы. Для изготовления кирпичей применяли красную и обыкновенную глину. Служили такие печи для обогрева жилища и приготовления пищи.

Мы думали, что печь называется белой потому, что её белили (она была белого цвета), но это не так. Печь называли белой потому, что её топили «по-белому»

Мне стало интересно узнать как устроена печка.

С виду русская печка проста, но все её части имеют особое значение.

УСТЬЕ - аркообразное отверстие в печи, где происходит топка дров.

ЖАРОВОЙ ШКАФ - подобие духовки.

ПОДТОПОК - маленькая дверца (иногда две) под основной топкой. Когда её приоткрывают, создаётся тяга кислорода («сквозняк») к разгорающимся дровам..

ЗАДВИЖКА - железная дощечка, перегородка в дымоходе .При сжигании дров задвижка остаётся выдвинутой, и едкий дым выходит на улицу.

СВОД - крыша корпуса печи. Предназначен для задерживания тепла в печка.

ДЫМОХОД - переход свода печи к трубе. Находится под крышей избы.

ТРУБА - выход печи на улицу. Часто труба накрывается защитным колпаком, чтобы снег и дождь не забивали её.

ПРИСТУПОЧЕК - выступ сбоку печки. Используется как лавка и лесенка для лёгкого поднятия на лежанку.

ЛЕЖАНКА -перекрышка широкая плоская часть печи (располагается обычно сзади). Используется как спальное место. Часто на лежанке сушат травы. Ещё лежанка используется для лечения ревматизмов, простуд и т. д.
Русский народ крепко сохранил память о русской печке..Почему? Каково значение её для человека? Чтобы ответить на этот вопрос, мы взяли интервью у старейших жителей нашего поселка Утулик. Все они своей жизни не представляют жизни без русской печки. «Печь греет и варит, печёт и лечит». По словам бабушки Веры: при лёгкой простуде больного поили отваром сухой малины с мёдом и отправляли на печку со строгим наказом прижимать пятки к горячим кирпичам так долго, «сколько терпеть можно». На другой день после такой несложной процедуры простуду как рукой снимало. В зимнее время на печи спали. В основном это считалось привилегией стариков и детей, но и другие члены семьи не прочь были полежать в тепле, особенно придя с мороза или во время болезни. В запечье, которое обычно находилось около двери, устраивали длинную, почти в полстены, вешалку и скамью для обуви; носки, шапки, рукавицы клали на печь. Одежда и обувь всегда были сухими и теплыми. Распространённым было лечение на печке, на дышащей жаром лежанке. Лежанка печи была чем-то вроде огромной грелки согревающей всё тело. Грелка из кирпича оставалась тёплой до самого утра. Лечение перед устьем печи. Согласно одному старинному поверью, печной огонь способствует заживлению кровоточащих ран и порезов. Например, порезал человек по неосторожности палец, и кровь продолжает сочиться сквозь ветошку или бинт. Достаточно было кусочек окровавленной ветошки повесить на почтительном расстоянии от огня, где-нибудь над шестком так, чтобы жара сильного не было и в то же время тепло ощущалось. Считалось, что как только ветошка высохнет, так и кровь остановится, а рана затянется. Лечение печной золой. Лечение печной золой также широко практиковалось на Руси, благо она всегда была под рукой в каждой избе. Например, в старинных лечебниках золой или пеплом рекомендовали лечить излом, то есть ушиб. Собранную золу тщательно перемешивали в горшке или корчаге и оставляли на шестке до поры до времени. Лечение опечиной Не только уголь и зола, но даже опечина, или печина (пережженная глина, находившаяся в печной кладке между кирпичами) применялась в народной лечебной практике. Опечину перетирали в мелкий порошок, ссыпали в глиняный кувшин, плотно закрывали и хранили до поры до времени. Перед употреблением ее заваривали кипятком и давали пить при лихорадке. Если у грудного ребенка появлялись опрелости, их тут же присыпали просеянной опечиной, и болезненное раздражение кожи довольно быстро исчезало. Лечение дымом. То, что дым сжигаемых растений может оказывать лечебное воздействие не только при окуривании помещения, но и при вдыхании (ингаляции), было хорошо известно врачевателям древней Руси. На раскаленный кирпич сыпали измельченную траву, которая тут же начинала тлеть, источая густой ароматный дым. Больной наклонялся над кирпичом и втягивал в себя дым, поднимающийся от травы.

Вывод. Целебную силу имели не только огонь и исходящее от него тепло, но и всё, что имело непосредственное отношение к печи, начиная от кирпичей и скрепляющего их раствора и кончая золой, дымом и древесным углём.
2.2. Крылатая мудрость - образ печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках. Русский народ крепко сохранил память о русской печке. Великое значение печки для русского человека доказывает большое количество упоминаний в русском фольклоре, прежде всего в пословицах и поговорках: С образом печи, отражённым в пословицах и поговорках, связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Так, можно встретить образ печи в пословицах, касающихся, например, календарных дат: «В рождество на крылечке, на Пасху у печки». Смысл пословицы в том, что на Рождество колядовали и гуляли на улице, Пасха же предполагает пир, обильное застолье дома. Или: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся» - так говорили в октябре, когда солнце светит, но не греет, а на дворе всё чаще и чаще морозные утренники и печка начинает притягивать к себе как магнит. Ещё осенью, когда только начинали топить печи, домочадцы незлобно шутили, что «бабушка с дедушкой на зиму печь межуют». А зимой когда за стеной выла вьюга, мели метели, а на печки было тепло и уютно в народе говорили: «На печи и зимой красно лето». Вообще печь для крестьянина-это райский уголок в избе, особенно зимой. Когда в дом входил человек и видел, что хозяин лежит на печи, то обязательно говорил такую присказку: «Хорошо лежать на печке - ножки в тёпленьком местечке». Немало метких выражений касается семьи, родни и соседей, т.е.социума. В частности, такое: «Две головни и в поле горят, а одна и в печке тухнет»; «Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь». О представителях старшего поколения, которые, с одной стороны, близки уже к миру предков и заслуживают уважения и почёта детей внуков, но не способны, как прежде, активно участвовать в хозяйстве, говорили, что «на печке и дед- герой». Женская тематика достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: «Бабья дорога - от печи до порога!», а еще посмеивались: «Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает». Связанные с печкой выражения характеризовали и людей, качества их характера. О слабом и безвольном отзывались: «Всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит. Над взявшимся не за свое дело подшучивали: «Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку». Про опытного человека говорили: «Он из семи печей хлебы едал», а о счастливых, что они «родились в печи». Хотя теплая лежанка русской печи была в крестьянской семье по душе каждому домочадцу, все же основное право лежать на ней принадлежало старикам и детям. О людях пожилых так и говорили: «И по летам и по годам одно место: печь» а молодых наставляли: «Корми деда на печи: сам там будешь». С печкой связано немало примет и поверий. Так, плохим знаком считался плевок или грубое слово в сторону печки, даже волосы, снятые с расчески, нельзя было бросать в огонь, чтобы не привлекать в избу злых духов. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. Путники, приложив руки к печи и согретые сокровенным теплом дома, уже не могли сделать этому дому зло, так как доброта обезоруживает. Если пропадала скотина или кто- то из домашних не возвращался во время домой, их имена выкликали в печную трубу, в надежде, что они услышат и вернутся обратно. Если хозяйка держит печь (в особенности шесток) неопрятно, то ее дети, по поверью, будут грязны и сопливы, а если огонь гаснет в момент рождения ребенка, то он вырастет злодеем и разбойником. В присутствии печи, как при матери, нельзя было ругаться и ссориться, если кто- нибудь позволял себе нецензурное высказывание, его одергивали словами: «Печь в хате!». Затапливали печь с молитвой, и свекровь останавливала невесток, затеявших в этот момент ссору: «Полно вам браниться, аль не видите, что огонь зажигаю?». Нарушение этих табу, по поверьям, могло стать причиной пожара. На ночь в печь клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у печи или у огня было, что есть и пить. Кроме того, русская печь играла роль домашней метеостанции. По ее поведению предсказывали погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабая - на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат - к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска - скоро наступит оттепель. Особое место в фольклоре занимают загадки, которые также не обошли своим вниманием русскую печку. Мы видим, что в загадках описывается внешний вид печки, ее функции, отмечается свойство печки дарить тепло, согревать в холода, кормить. В загадках обыгрывается и то, какое место занимает печка в доме.

Таким образом, печь по праву исстари занимает самое важное место в доме. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. Отсюда выражение: «Без печи хата - не хата». Кроме того печь - это не просто место, где готовили еду. Недаром говорится .«Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». До сих пор она используется жителями нашей страны. А у нашего одноклассника Закраускас Антона есть бабушка и дедушка у которых в доме русская печь, без которой они не представляют себе жизни.

2.3. Образ печи в русских народных сказках. Образ печи очень часто встречается и в русских народных сказках, перечитывая которые, мы постарались определить, какую же роль играет печь в сказках и почему так часто упоминается . Для анализа мы взяли сказки: «Гуси-лебеди», «Про Емелю дурака», , «Баба Яга», «Ивашка и ведьма», «Иван Попялов», «Привередница». Мы увидели, что в сказках печь одушевляют, наделяя различными человеческими чертами: печь умеет разговаривать, даёт советы, поучает, разными способами помогает героям сказок : она их кормит, спасает от опасности, укрывает, довозит до места ( «Гуси-лебеди», «Привередница» , «По щучьему велению»). Также печь способна наделить героя неземными силами . Так, русский богатырь Илья Муромец 33 года лежит на печи и набирается сил для будущих подвигов, прежде чем встать на ноги и идти на защиту земли Русской от врагов. Печь дала ему столько силы, что он стал самым могучим и знаменитым богатырем на Руси. В сказке «Гуси-лебеди» Маша обращается к печке : «Печка-матушка, спрячь меня» - это очень показательное обращение, его мы уже встречали в пословицах. Мы видим отношение народа к печке: её сравнивают с самым дорогим, что есть в жизни- с матерью. «Печь-матушка» дарит тепло, защиту, с ней не страшна беда. В сказках очень часто встречается образ Дурачка, который лежит на печи и ничего не делает. Он простодушен, глуп, сам себе на уме. Но почему же печка принимает таких героев, а Емелю так вообще сама к царю везёт? Однако мы видим, что в сказках именно дурачок оказывается самым честным, смелым, находчивым, добрым, не падающим духом, способным найти выход из любого положения, человеком. Вот характеристика Емели- Дурачка из сказки «Про Емелю - Дурачка»: «Емеля-дурак все лежал на печи, перегребал сажу», «Емеля быстро соскакивает с печи, надевает опорки и худой кафтан, весь замазанный сажей», «Мне на печке тепло..» Мы видим, что в описании героев постоянно упоминается печь, тем самым показана тесная связь героя с образом русской печи.

В сказке «Гуси-лебеди» Маша обращается к печке : «Печка-матушка, спрячь меня» . Мы видим отношение народа к печке: её сравнивают с самым дорогим, что есть в жизни- с матерью. Во многих сказках Баба Яга или другие злодеи похищают и стремятся изжарить в печи героев , сажая их в печь, но, проявляя чудеса смекалки и хитрости, отважные герои сами сажали в печь своих врагов. У славян существовал обряд «перепекания детей», который сохранился вплоть до наших дней на Русском севере. Считается, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь. После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся.

В сказках именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга - сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости, для существования в ином мире, в мире предков. Но ни один герой в сказках не был изжарен Бабой Ягой, все возвращаются в мир людей.

В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра, залезая в печь на обратном пути из владений Бабы Яги, пройдя уже немало испытаний, также совершают обряд перепекания, но перепекаются они для этого мира - мира живых людей. Исследователь А.Н. Афанасьев отмечает, что «они обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми повзрослевшими людьми : не мальчиком и девочкой, а юношей и девушкой. Таким образом, перед нами в сказке фактически предстает описание обряда перехода в новую возрастную категорию, изменения социального статуса подростков, так называемый обряд инициации».

Ещё одну роль печи мы видим в других сказках, где животворящая сила русской печи настолько чудесна, что положенный на неё чурбан мог легко превратится в

В сказках очень часто встречается образ Дурачка, который лежит на печи и ничего не делает. Он глуп, сам себе на уме. Но почему же печка принимает таких героев, а Емелю сама к царю везёт? Ведь это так не похоже на печь, которая не любит бездельников и лентяев. Однако мы видим, что в сказках именно дурачок оказывается самым честным, смелым, находчивым, добрым. И единственный кто это знал заранее, несмотря на лень и капризность героев, была печка.
Таким образом, мы видим, что печка в народных сказках обладает исключительно положительными особенностями. Она показывается, как надежный друг, помощник, живое существо. Народ наделяет её волшебными свойствами, чудесными силами.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Перечитывая русские народные сказки, изучая пословицы и поговорки, знакомясь с разными приметами и суевериями, касающимися печи, мы поняли, что печке в жизни народа действительно отводилось особое место, и наша гипотеза о том, что печь для русского человека была центром его жизни, подтвердилась. Мы увидели, что печка в русском фольклоре показана как живая, добрая, мудрая, справедливая, печке в доме оказывалась особая честь. Народ изображал её такой, потому что печка была первой помощницей в доме. Она и поила, и кормила, и согревала, на печи спали, в ней мылись, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, с её помощью лечились, использовали для освещения дома. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не представляли себе жизни без печи. С печью был связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». У нас в России есть целый Музей Русской Печи, где построена самая большая (высота 11 м, периметр 6х9 м) Русская печка, которая занесена в книгу рекордов Гиннеса. Что интересно, нашу русскую печь знают и любят не только у нас в стране, но и за рубежом. Так, у известного миллиардера Билла Гейтса в столовой стоит настоящая русская печь, в которой ему жарят пироги и кулебяки с мясом, а на английском аукционе братьев Батье русская печь со всем «приданным» была продана за 20 тысяч долларов. Василий Федоров по заказу братьев Батье и изготовил эту чудо-печь, завоевавшую сердце крупного английского бизнесмена. Так что и за рубежом по достоинству оценили всю ценность, удобство и красоту русской печки. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что выполнили главную цель исследовательской работы: изучили значение печи в жизни русского народа, доказали, что печка греет, кормит, учит, лечит. Проделали очень большую, интересную работу, пополнили словарный запас и обогатились бесценными знаниями и умениями. И главное будем продолжать нашу работу, а именно хотим изучить виды современных печей, встретиться с печником, который проживает в нашем поселке Утулик.





  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Русские народные сказки

2) Народные русские сказки в обработке А.Н.Афанасьева, Москва, 1982.

3) Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. - Москва, 1993.

4) Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- Москва, 1990.

5) Русские пословицы и поговорки. - Москва, 2000.

6) Т. Тарабарина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. - Ярославль, 1997.

7) В. Даль Пословицы русского народа. - Москва, 1997.

5) С.И. Ожегов Толковый словарь

6) В.И. Даль Толковый словарь русского языка . - Москва, 2004.

7) Топорков А.Л. ''Перепекание'' детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность. - СПб., 1992.

8) Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. - М., 2002

  1. ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ:

1) wiki.simbolarium.ru/index.php

2) mildhouse.ru/pechi_russkaya_pech/obschie_svedeniya/

3) pechka.su

4) pechi-pechi.ru

5) pechky.ru/novosti/istoriya-russkoy-pechi

6) slovari.yandex.ru/

7) mirslovarei.com/content_oje/pech-34346.html




© 2010-2022