- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Джавршян Н.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Календарно - тематическое планирование
по окружающему миру
Класс 3
Учитель Джавршян Н.В.
Количество часов:
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков 4
Планирование составлено на основе УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Учебник Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 частях. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для общеобразовательных
учреждений. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2013.
№
Содержание
Кол-во
часов
Обучающая цель
Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Сроки
Предметные
Метапредметные универсальные учебные действия (УДД)
Личностные
I четверть (18 часов)
Как устроен мир
6
1
Природа
1
Познакомить с учебником, тетрадь, основными задачами раздела
Природа
Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы
Построение логической цепочки рассуждений
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
Сентябрь
1 нед
2
Человек.
1
Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить
Внутренний мир человека
Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир.
Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира
Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы
3
Проект «Богатства, отданные людям»
1
Учить распределять обязанности по проекту, презентовать проект, оценивать результаты работы
Проект, проектная деятельность
Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Сотрудничество с учителем и учащимися
2 нед
4 | Общество | 1 | Учить определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества | Семья, народ, государство, общество | Анализировать понятия, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в мире | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса |
|
5 | Что такое экология | 1 | Учить анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе | Экология | Называть экологические связи и их разнообразие | Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 3 нед |
6 | Природа в опасности Проверочная работа №1 | 1
| Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды | Окружающая среда, заповедник, национальный парк | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу | Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
|
Эта удивительная природа | 18 |
|
|
|
|
|
| |
7 | Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 | Учить классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел | Тела, вещества, частицы | Различать тела и вещества | Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях | Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений | 4 нед |
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала. Ставить опыты по определению крахмала в продуктах | Растворение, крахмал | Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, различать сахар, соль, крахмал по определенным признакам | Моделирование процесса растворения | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
|
9 | Воздух и его охрана. Практическая работа №3 «Свойства воздуха» | 1 | Исследовать с помощью опытов свойства воздуха | Воздух, кислород | Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Октябрь 5 нед |
10 | Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды» | 1 | Исследовать и объяснять свойства воды | Фильтр | Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы |
|
11 | Превращения и круговорот воды в природе. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе» | 1 | Высказывать предположения о состояниях воды в природе | Состояние, испарение, круговорот | Различать три состояния воды | Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина | Сотрудничество с учителем и учащимися | 6 нед |
12 | Берегите воду! | 1 | Высказывать предположения о том, зачем надо беречь воду. | Загрязнение, питьевая вода | Понимать, что надо беречь и охранять воду | Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды | Проявлять познавательный интерес к изучению предмета |
|
13 | Как разрушаются камни. | 1 | Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород | Разрушение, размыв, выветривание | Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах | Установлением причинно-следственных связей | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 7 нед |
14 | Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы» | 1 | Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента | Перегной | Характеризовать процессы образования и разрушения почв | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
|
15 | Разнообразие растений | 1 | Учиться классифицировать растения, характеризовать группы растений | Ботаника | Приводить примеры растений разных групп и видов | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 8 нед |
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений | Питание и дыхание | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений | Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | Сотрудничество с учителем и учащимися |
|
17 | Размножение и развитие растений. Охрана растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» | 1 | Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. | Опыление | Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени | Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 9 нед |
18 | Контрольная работа за I ч. (тест) | 1 | Качество усвоения материала четверти |
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль |
|
II четверть (14 часов) | ||||||||
19 | Разнообразие животных | 1 | Учить классифицировать животных | Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | Ноябрь 1 нед |
20 | Кто есть кто? Разнообразие природы родного края | 1 | Характеризовать животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания | Цепи питания | Умение работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы |
|
21 | Размножение и развитие животных | 1 | Характеризовать животных различных групп по способу размножения | Личинка, куколка, малек, головастик | Знакомство с размножением и развитием животных различных групп | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | 2 нед |
22 | Охрана животных | 1 | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир | Красная книга | Определять животных, занесенных в Красную книгу | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса |
|
23 | В царстве грибов | 1 | Характеризовать строение шляпочных грибов | Грибница, съедобные и несъедобные грибы | Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 3 нед |
24 | Великий круговорот жизни Проверочная работа №2 | 1 | Характеризовать организмы производители, организмы-потребители, организмы-разрушители | Производители, потребители, разрушители | Познакомить с круговоротом веществ на Земле | Построение логической цепочки рассуждений. | Речевое высказывание |
|
Мы и наше здоровье | 10 |
|
|
|
|
|
| |
25 | Организм человека | 1 | Актуализировать сведения по анатомии и физиологии человека | Анатомия, физиология | Называть и показывать на модели органы человека | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Декабрь 4 нед |
26 | Органы чувств | 1 | Распознавать предметы на ощупь, по запаху. | Обоняние, осязание | Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
|
27 | Надежная защита организма. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи» | 1 | Изучать свойства кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи. | Ушиб, ожог, обмораживание | Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 5 нед |
28 | Опора тела и движение | 1 | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма | Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка | Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися |
|
29 | Наше питание | 1 | Характеризовать изменения пищи в процессе пищеварения. Составлять меню здорового питания | Белки, жиры, углеводы, пищеварительная система | Моделировать строение пищеварительной системы | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 6 нед |
30 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса» | 1 | Актуализировать знания о легких и сердце. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы | Дыхательная, кровеносная системы | Установление связи между дыхательной и кровеносной системами | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
|
31 | Контрольная работа за II ч.( тест) | 1 | Качество усвоения материала первого полугодия |
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль | 7 нед |
32 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям» | 1 | Представлять результаты проектной деятельности |
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
|
III четверть (20 часов) | ||||||||
33 | Умей предупреждать болезни | 1 | Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний | Закаливание, инфекционные заболевания, аллергия | Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися | Январь 1 нед |
34 | Здоровый образ жизни | 1 | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать | Здоровый образ жизни | Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации | Сотрудничество с учителем и учащимися |
|
Наша безопасность | 7 |
|
|
|
|
|
| |
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | Актуализировать знания об опасностях в быту. | Диспетчер, телефоны экстренного вызова | Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы | 2 нед |
36 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | Актуализировать правила безопасного поведения на улице | ПДД на улице | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы. Езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы |
|
37 | Дорожные знаки. | 1 | Актуализировать знания различных групп дорожных знаков | Сервис, предупреждающие, запреща-ющие, информационно-указательные | Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Сотрудничество с учителем и учащимися | Февраль 3 нед |
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | Находить сведения о Вооруженных Силах, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС | МЧС, полиция | Определять цель проекта. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса |
|
39 | Опасные места | 1 | Актуализировать полученные ранее знания о потенциально-опасных местах | Потенциально-опасные места | Называть правила безопасности на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 4 нед |
40 | Природа и наша безопасность. | 1 | Характеризовать опасности природного характера | Гроза, змеи, ядовитые растения и грибы | Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса |
|
41 | Экологическая безопасность Проверочная работа №3 | 1 | Актуализировать полученные ранее сведения об экологической безопасности | Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр | Знать и называть правила экологической безопасности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 5 нед |
Чему учит экономика | 12 |
|
|
|
|
|
| |
42 | Для чего нужна экономика | 1 | Различать товары и услуги.. характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. | Экономика, потребности, услуги | Понимать, что удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
|
43 | Природные богатства и труд людей - основа экономики | 1 | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике | Природные богатства, капитал, труд | Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 6 нед |
44 | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые» | 1 | Актуализировать сведения о полезных ископаемых | Месторождение, геолог, полезные ископаемые | Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Сотрудничество с учителем и учащимися |
|
45 | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями» | 1 | Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях | Отрасль, растениеводство | Различать и классифицировать культурные растения | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | Март 7 нед |
46 | Животноводство. | 1 | Актуализировать знания о диких и домашних животных | Животновод-ство | Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
|
47 | Какая бывает промышленность | 1 | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров | Добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность, металлургия
| Характеризовать труд работников отраслей промышленности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 8 нед |
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | Собирать информацию об экономике своего края | Проектная деятельность | Характеризовать отрасли промышленности своего края | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
|
49
| Что такое деньги Государственный бюджет | 1 | Раскрывать роль денег в экономике Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы | Деньги, заработная плата, бартер Бюджет, доходы, расходы, налоги | Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы Сотрудничество с учителем и учащимися | 9 нед |
50 | Семейный бюджет | 1 | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы | Стипендия, пенсия | Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса |
|
51 | Экономика и экология. Проверочная работа №4 | 1 | Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду. | Экологическая катастрофа, экологический прогноз | Понимать взаимосвязь экономики и экологии | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | 10 нед
|
52 | К/р за III ч. (тест) | 1 | Качество усвоения материала четверти |
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль |
|
IV четверть (16 часов) | ||||||||
53 | Экономика и экология.
| 1 | Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду. | Экологическая катастрофа, экологический прогноз | Понимать взаимосвязь экономики и экологии | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
Апрель 1 нед |
Путешествия по городам и странам | 15 |
|
|
|
|
|
| |
54-56 | Золотое кольцо России | 3 | Моделировать маршрут Золотого кольца, используя карту, фотографии | Финифть | Знакомство с достопримечательностями городов Золотого кольца. | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Расширение кругозора |
2 нед |
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | Собирать экспонаты, оформлять экспозицию | Проект | Определять цель проекта | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 3 нед |
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | Показывать на карте России ее границы пограничные государства | Сухопутные, морские границы | Называть государства, граничащие с Россией, их столицы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
| Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы |
|
59 | На севере Европы | 1 | Познакомить с государствами севера Европы, их границами | Скандинавия, фьорды, аквапарк, гейзеры | Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы | 4 нед |
60 | Что такое Бенилюкс | 1 | Познакомить со странами Бенилюкса | Дамба | Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Сотрудничество с учителем и учащимися |
|
61 | В центре Европы | 1 | Познакомить с государствами центра Европы, их границами | Фиакр | Познакомить с достопримечательностями государств Центра Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | Май 5 нед |
62-63 | По Франции и Великобритании | 2 | Познакомить с государствами Франция и Великобритания, их границами | Эйфелева башня, Лувр, Тауэр, Биг Бен | Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
6 (1) нед |
64 | На юге Европы | 1 | Познакомить с государствами юга Европы, их границами | Акрополь, Колизей | Познакомить с достопримечательностями государств Юга Европы | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Расширение кругозора |
|
65 | По знаменитым местам мира Проверочная работа №5 | 1 | Познакомить с достопримечательностями разных стран |
| Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса | 7 нед |
66 | Итоговая к/р за год ( тест) | 1 | Качество усвоения материала второго полугодия |
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания | Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить | Контроль и самоконтроль |
|
67-68 | Презентации проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 2 | Выступать с подготовленными сообщениями | Защита проектов | Представлять результаты проектной деятельности | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | 8 нед |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
2. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.
3. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.
4. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - М. : Просвещение, 2013.
5. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.
6. Плешаков, А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. шк. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.
7. Плешаков, А. А. Окружающий мир: тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. - М. : Просвещение, 2012.
8. Плешаков, А. А. «Окружающий мир. 3 класс. В 2ч.» /Е.М.Тихомирова. - 9 изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 79, (1)с. (Серия «учебно-методический комплект»)
9. Окружающий мир. 3 класс: контрольно-измерительные материалы / У.М.Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 96 с. (Серия «Контрольно-измерительные материалы»).
10. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012. Наглядные пособия:
- Натуральные живые пособия - комнатные растения;
- Географические и исторические карты;
Таблицы
Живая и неживая природа. Зима.
Живая и неживая природа. Весна.
Живая и неживая природа. Лето.
Живая и неживая природа. Осень.
Явления природы в живой и неживой природе.
Деревья. Кустарники. Травы.
Ядовитые растения и грибы.
Красная книга. Растения.
Красная книга. Животные.
Ориентирование. Стороны горизонта.
Водный и воздушный транспорт.
Наземный и подземный транспорт.
Строение тела человека.
Литература
-
Гайдина, Л. И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. 1-4 классы / Л. И. Гайдина. - М. : 5 за знания, 2007.
-
Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3 классе: Поурочные разработки. Методическое пособие для учителей начальных классов. - Волгоград: Учитель, 2005, 192 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1, 2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
-
Ляхов П.Р. Я познаю мир: Детские энциклопедии. - М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2006. - 560 с.
-
Николенко, Е. И. Тесты по природоведению : 1-4 классы / Е. И. Николенко. - М. : Первое сентября, 2002.
-
Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. - Волгоград: Учитель, 2007. - 69 с.
-
Тишурина, О. Н. Животные леса. Растения леса / О. Н. Тишурина. - М. : Дрофа, 2004.
- Уроки экологии в начальной школе : пособие для учителя нач. кл. / авт.-сост. Е. И. Руднянская, Л. Б. Черезова. - М. : Сфера, 2007.