Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование

по окружающему миру

Класс 3

Учитель Джавршян Н.В.

Количество часов:

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков 4

Планирование составлено на основе УМК «Школа России», авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» - Плешаков, А. А. [и др.]. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Учебник Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 частях. / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для общеобразовательных

учреждений. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2013.



Содержание


Кол-во

часов


Обучающая цель

Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)


Сроки


Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия (УДД)


Личностные

I четверть (18 часов)

Как устроен мир

6


1

Природа

1

Познакомить с учебником, тетрадь, основными задачами раздела

Природа

Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы

Построение логической цепочки рассуждений

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Сентябрь

1 нед

2

Человек.

1

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Внутренний мир человека

Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир.

Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы


3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

Учить распределять обязанности по проекту, презентовать проект, оценивать результаты работы

Проект, проектная деятельность

Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

2 нед

4

Общество

1

Учить определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества

Семья, народ, государство, общество

Анализировать понятия, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в мире

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса


5

Что такое экология

1

Учить анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе

Экология

Называть экологические связи и их разнообразие

Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

3 нед

6

Природа в опасности

Проверочная работа №1

1


Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды

Окружающая среда, заповедник, национальный парк

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу

Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками


Эта удивительная природа

18







7

Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

1

Учить классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел

Тела, вещества, частицы

Различать тела и вещества

Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях

Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений

4 нед

8

Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

1

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала. Ставить опыты по определению крахмала в продуктах

Растворение, крахмал

Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, различать сахар, соль, крахмал по определенным признакам

Моделирование процесса растворения

Продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками


9

Воздух и его охрана. Практическая работа №3 «Свойства воздуха»

1

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха

Воздух, кислород

Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Октябрь

5 нед

10

Вода.

Практическая работа №4 «Свойства воды»

1

Исследовать и объяснять свойства воды

Фильтр

Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы


11

Превращения и круговорот воды в природе. Практическая работа №5 «Круговорот воды в природе»

1

Высказывать предположения о состояниях воды в природе

Состояние, испарение, круговорот

Различать три состояния воды

Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина

Сотрудничество с учителем и учащимися

6 нед

12

Берегите воду!

1

Высказывать предположения о том, зачем надо беречь воду.

Загрязнение, питьевая вода

Понимать, что надо беречь и охранять воду

Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды

Проявлять познавательный интерес к изучению предмета


13

Как разрушаются камни.

1

Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород

Разрушение, размыв, выветривание

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах

Установлением причинно-следственных связей

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

7 нед

14

Что такое почва.

Практическая работа №6 «Состав почвы»

1

Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента

Перегной

Характеризовать процессы образования и разрушения почв

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы


15

Разнообразие растений

1

Учиться классифицировать растения, характеризовать группы растений

Ботаника

Приводить примеры растений разных групп и видов

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

8 нед

16

Солнце, растения и мы с вами

1

Выявлять сходство и различие процессов питания и дыхания растений

Питание и дыхание

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений

Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Сотрудничество с учителем и учащимися


17

Размножение и развитие растений. Охрана растений

Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений»

1

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения.

Опыление

Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени

Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

9 нед

18

Контрольная работа за I ч. (тест)

1

Качество усвоения материала четверти


Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль


II четверть (14 часов)

19

Разнообразие животных

1

Учить классифицировать животных

Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие

Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Ноябрь

1 нед

20

Кто есть кто? Разнообразие природы родного края

1

Характеризовать животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания

Цепи питания

Умение работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы


21

Размножение и развитие животных

1

Характеризовать животных различных групп по способу размножения

Личинка, куколка, малек, головастик

Знакомство с размножением и развитием животных различных групп

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

2 нед

22

Охрана животных

1

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир

Красная книга

Определять животных, занесенных в Красную книгу

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса


23

В царстве грибов

1

Характеризовать строение шляпочных грибов

Грибница, съедобные и несъедобные грибы

Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

3 нед

24

Великий круговорот жизни

Проверочная работа №2

1

Характеризовать организмы производители, организмы-потребители, организмы-разрушители

Производители, потребители, разрушители

Познакомить с круговоротом веществ на Земле

Построение логической цепочки рассуждений.

Речевое высказывание


Мы и наше здоровье

10







25

Организм человека

1

Актуализировать сведения по анатомии и физиологии человека

Анатомия, физиология

Называть и показывать на модели органы человека

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Декабрь

4 нед

26

Органы чувств

1

Распознавать предметы на ощупь, по запаху.

Обоняние, осязание

Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы


27

Надежная защита организма. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи»

1

Изучать свойства кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи.

Ушиб, ожог, обмораживание

Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

5 нед

28

Опора тела и движение

1

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма

Скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка

Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися


29

Наше питание

1

Характеризовать изменения пищи в процессе пищеварения. Составлять меню здорового питания

Белки, жиры, углеводы, пищеварительная система

Моделировать строение пищеварительной системы

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

6 нед

30

Дыхание и кровообращение.

Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса»

1

Актуализировать знания о легких и сердце. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы

Дыхательная, кровеносная системы

Установление связи между дыхательной и кровеносной системами

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками


31

Контрольная работа за II ч.( тест)

1

Качество усвоения материала первого полугодия


Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль

7 нед

32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»

1

Представлять результаты проектной деятельности


Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания


III четверть (20 часов)

33

Умей предупреждать болезни

1

Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний

Закаливание, инфекционные заболевания, аллергия

Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися

Январь

1 нед

34

Здоровый образ жизни

1

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать

Здоровый образ жизни

Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие

Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации

Сотрудничество с учителем и учащимися


Наша безопасность

7







35

Огонь, вода и газ.

1

Актуализировать знания об опасностях в быту.

Диспетчер, телефоны экстренного вызова

Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

2 нед

36

Чтобы путь был счастливым.

1

Актуализировать правила безопасного поведения на улице

ПДД на улице

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы. Езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы


37

Дорожные знаки.

1

Актуализировать знания различных групп дорожных знаков

Сервис, предупреждающие, запреща-ющие, информационно-указательные

Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Сотрудничество с учителем и учащимися

Февраль

3 нед

38

Проект «Кто нас защищает»

1

Находить сведения о Вооруженных Силах, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС

МЧС, полиция

Определять цель проекта.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса


39

Опасные места

1

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально-опасных местах

Потенциально-опасные места

Называть правила безопасности на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

4 нед

40

Природа и наша безопасность.

1

Характеризовать опасности природного характера

Гроза, змеи, ядовитые растения и грибы

Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса


41

Экологическая безопасность

Проверочная работа №3

1

Актуализировать полученные ранее сведения об экологической безопасности

Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр

Знать и называть правила экологической безопасности

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

5 нед

Чему учит экономика

12







42

Для чего нужна экономика

1

Различать товары и услуги.. характеризовать роль труда в создании товаров и услуг.

Экономика, потребности, услуги

Понимать, что удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы


43

Природные богатства и труд людей - основа экономики

1

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике

Природные богатства, капитал, труд

Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

6 нед

44

Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые»

1

Актуализировать сведения о полезных ископаемых

Месторождение, геолог, полезные ископаемые

Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Сотрудничество с учителем и учащимися


45

Растениеводство.

Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями»

1

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях

Отрасль, растениеводство

Различать и классифицировать культурные растения

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Март

7 нед

46

Животноводство.

1

Актуализировать знания о диких и домашних животных

Животновод-ство

Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении.

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками


47

Какая бывает промышленность

1

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров

Добывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность, металлургия


Характеризовать труд работников отраслей промышленности

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

8 нед

48

Проект «Экономика родного края»

1

Собирать информацию об экономике своего края

Проектная деятельность

Характеризовать отрасли промышленности своего края

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы


49


Что такое деньги

Государственный бюджет

1

Раскрывать роль денег в экономике

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы

Деньги, заработная плата, бартер

Бюджет, доходы, расходы, налоги

Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран

Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

Сотрудничество с учителем и учащимися

9 нед

50

Семейный бюджет

1

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы

Стипендия, пенсия

Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса


51

Экономика и экология.

Проверочная работа №4

1

Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду.

Экологическая катастрофа, экологический прогноз

Понимать взаимосвязь экономики и экологии

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

10 нед




52

К/р за III ч. (тест)

1

Качество усвоения материала четверти


Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль


IV четверть (16 часов)

53

Экономика и экология.


1

Актуализировать знание о влиянии человека и отраслей экономики на окружающую среду.

Экологическая катастрофа, экологический прогноз

Понимать взаимосвязь экономики и экологии

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками


Апрель

1 нед

Путешествия по городам и странам

15







54-56

Золотое кольцо России

3

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя карту, фотографии

Финифть

Знакомство с достопримечательностями городов Золотого кольца.

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Расширение кругозора


2 нед

57

Проект «Музей путешествий»

1

Собирать экспонаты, оформлять экспозицию

Проект

Определять цель проекта

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

3 нед

58

Наши ближайшие соседи

1

Показывать на карте России ее границы пограничные государства

Сухопутные, морские границы

Называть государства, граничащие с Россией, их столицы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки


Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы


59

На севере Европы

1

Познакомить с государствами севера Европы, их границами

Скандинавия, фьорды, аквапарк, гейзеры

Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

4 нед

60

Что такое Бенилюкс

1

Познакомить со странами Бенилюкса

Дамба

Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Сотрудничество с учителем и учащимися


61

В центре Европы

1

Познакомить с государствами центра Европы, их границами

Фиакр

Познакомить с достопримечательностями государств Центра Европы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

Май

5 нед

62-63

По Франции и Великобритании

2

Познакомить с государствами Франция и Великобритания, их границами

Эйфелева башня, Лувр, Тауэр, Биг Бен

Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками




6 (1) нед

64

На юге Европы

1

Познакомить с государствами юга Европы, их границами

Акрополь, Колизей

Познакомить с достопримечательностями государств Юга Европы

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Расширение кругозора


65

По знаменитым местам мира

Проверочная работа №5

1

Познакомить с достопримечательностями разных стран


Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности

Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

7 нед

66

Итоговая к/р за год ( тест)

1

Качество усвоения материала второго полугодия


Адекватно оценивать и анализировать свои знания

Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить

Контроль и самоконтроль


67-68

Презентации проектов

«Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

2

Выступать с подготовленными сообщениями

Защита проектов

Представлять результаты проектной деятельности

Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

8 нед



Перечень учебно-методического обеспечения


Учебные пособия

1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.

2. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.

3. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.

4. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - М. : Просвещение, 2013.

5. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для нач. шк. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.

6. Плешаков, А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. шк. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013.

7. Плешаков, А. А. Окружающий мир: тесты : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. - М. : Просвещение, 2012.

8. Плешаков, А. А. «Окружающий мир. 3 класс. В 2ч.» /Е.М.Тихомирова. - 9 изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 79, (1)с. (Серия «учебно-методический комплект»)

9. Окружающий мир. 3 класс: контрольно-измерительные материалы / У.М.Тихомирова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 96 с. (Серия «Контрольно-измерительные материалы»).

10. Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации : 3 класс / А. А. Плешаков, Н. М. Белянкова, А. Е. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012. Наглядные пособия:

  1. Натуральные живые пособия - комнатные растения;
  2. Географические и исторические карты;

Таблицы
Живая и неживая природа. Зима.

Живая и неживая природа. Весна.

Живая и неживая природа. Лето.

Живая и неживая природа. Осень.

Явления природы в живой и неживой природе.

Деревья. Кустарники. Травы.

Ядовитые растения и грибы.

Красная книга. Растения.

Красная книга. Животные.

Ориентирование. Стороны горизонта.

Водный и воздушный транспорт.

Наземный и подземный транспорт.

Строение тела человека.














Литература

  1. Гайдина, Л. И. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. 1-4 классы / Л. И. Гайдина. - М. : 5 за знания, 2007.

  2. Корнева Т.А., Шмидт Е.А. Уроки истории в 3 классе: Поурочные разработки. Методическое пособие для учителей начальных классов. - Волгоград: Учитель, 2005, 192 с.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в на­чальной школе. Ч. 1, 2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учи­тель», 2004.
  4. Ляхов П.Р. Я познаю мир: Детские энциклопедии. - М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2006. - 560 с.

  5. Николенко, Е. И. Тесты по природоведению : 1-4 классы / Е. И. Николенко. - М. : Первое сентября, 2002.

  6. Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. - Волгоград: Учитель, 2007. - 69 с.

  7. Тишурина, О. Н. Животные леса. Растения леса / О. Н. Тишурина. - М. : Дрофа, 2004.

  8. Уроки экологии в начальной школе : пособие для учителя нач. кл. / авт.-сост. Е. И. Руднянская, Л. Б. Черезова. - М. : Сфера, 2007.

Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 классРабочая программа по окружающему миру УМК Школа России ФГОС, 3 класс

© 2010-2022