• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных УУД «Интеллектуальные витаминки»

Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных УУД «Интеллектуальные витаминки»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область, г. Волгодонск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования»




«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

«Центр образования»

Приказ от «29» августа 2014 г. № 256

Е.М.Крайник ____________________




Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Интеллектуальные витаминки» Уровень общего образования (класс) начальное общее, 2 класс Количество часов 34 Учитель Федосова Светлана Анатольевна Программа разработана на основе программы «Интеллектуальные витаминки», авторы - Шпагина О.Н., ПинженинаС.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В., Екатеринбург, «Центр развития молодёжи», 2012г



Программа курса внеурочной деятельности по формированию

познавательных и коммуникативных УУД

«Интеллектуальные витаминки»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель курса Помочь учителю в формировании познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Задачи

  • Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
  • Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
  • Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Познавательные универсальные учебные действия (УУД) Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности - психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий»: - поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач; - построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - ориентирование на разнообразие способов решения задач; - основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов; - осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществление синтеза как составления целого из частей; - сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; - установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - установление аналогии; - владение общим приемом решения задач. - осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета; - создание и преобразование модели и схемы для решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций; - построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся. К коммуникативным относятся результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» : - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Реализация курса Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю. Курс относится к обще интеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах - работа в парах).
  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игровая, познавательная.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А 4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:

  • Работа с числом (способность совершать счётные операции)
  • Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
  • Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
  • Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
  • Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
  • Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
  • Системный анализ (стратегическое планирование)
  • Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)

Курс «Интеллектуальные витаминки» ОБЛЕГЧЁННЫЙ КУРС При работе с пособием «Интеллектуальные витаминки» предлагается курс, направленный на формирование познавательных и коммуникативных УУД. В облегчённом варианте курса работа построена исключительно на использовании пособия «Интеллектуальные витаминки». ПОЛНЫЙ КУРС Полный курс включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:

  • Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
  • БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);
  • Конкурс творческих команд (формирование познавательных и коммуникативных УУД с помощью интересных разносторонних заданий и работы в команде).

Общие рекомендации по работе с «Витаминками» СИСТЕМНОСТЬ. Работа по одной «витаминке» раз в неделю в течение всего учебного года. ГРУППОВАЯ РАБОТА. Поощряется командная игра. Если некоторые задания трудноваты для индивидуального решения, детей объединяют в группы, т. к. одна из задач - формирование коммуникативных УУД.

Структура занятия ЭПИГРАФ В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов: 1. Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их. 2. В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом. 3. В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно. 4. Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока. 5. Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц. РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. Познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы. Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов - это повод для беспокойства. РЕФЛЕКСИЯ Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда - после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.

Виды «витаминок» ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) - первые 25 «витаминок» пособия. Основная цель - формирование познавательных УУД. Применяйте обычные «витаминки» в качестве интеллектуальных разминок на Ваших уроках, выдавайте в виде домашнего задания, используйте на классных часах. Иными словами, работайте с пособием так, как Вам удобно. Допустимо выполнять в классе не все задания - одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.
СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель - формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Отведите на работу с «супервитаминкой» целый урок в форме интеллектуальной игры. Сценарий мероприятия Вы можете найти в приложениях.
КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) - последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель - несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. С данными «витаминками» дети должны заниматься индивидуально в режиме контрольной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение - 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Подсчитайте процент выполнения каждого задания и сделайте вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу - это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.
Учитель при составлении своего планирования вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем. Предлагается 8 типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинговое занятие, Домашнее задание, Особое занятие, Стартовый мониторинг, Итоговое мероприятие.
1. (ВЗ) Вводное занятие Цель - знакомство с «Интеллектуальными витаминками». План занятия:

  • Обсуждение вопроса: что такое интеллект?
  • Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий. Выполнение заданий.
Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.
  • Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
  • Индивидуально с проверкой.
  • Все задания выполняются в классе.

2. (О) Обучение Цель - активное введение в работу с «витаминками». План занятия:

  • Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
  • Работа с эпиграфом.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Выполнение заданий.
Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
  • Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
  • Индивидуально с проверкой.
  • Фронтальная работа с параллельной проверкой.
  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

3. (СР) Самостоятельная работа Цель - эффективное развитие интеллектуальных умений. План занятия:
  • Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
  • Работа с эпиграфом.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Выполнение заданий.
Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.
  • Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
  • Индивидуально с проверкой.
  • Самостоятельная работа, взаимопроверка заданий учащимися.
  • Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

4. (ОЗ) Особые занятия Цель - актуализация пройденного материала с помощью командной работы. Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий - в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно. Варианты проведения особых занятий:
  • Интеллектуальная игра - занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
  • Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) - готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).

5. (С) Самоподготовка Цель - развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности. «Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок. Варианты выполнения заданий:
  • Индивидуально.
  • Самостоятельная работа, привлечение родителей.

6. (МЗ) Мониторинговые занятия Цель - отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений. План занятия:
  • Работа с эпиграфом
  • Выполнение заданий.
Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок»(Витамин К1, ВитаминК2).
  • Оценка
Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» (Приложение 4). Ответы с рекомендациями можно найти в Приложении 3.

7. (СМ) Стартовый мониторинг Цель - оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит. Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволит не только осуществить начальный срез, но и даст более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю будет предоставлен готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу.

8. (ИМ) Итоговое мероприятие Цель - формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы. Одна их форм проведения итогового мероприятия - это участие в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя. Другая форма проведения итогового мероприятия - это участие в Брей-ринге (в рамках одной параллели классов).

© 2010-2022