Урок русского языка 2 класс. Тема урока: «Правила правописания разделительных Ъ и Ь»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 2класс

Тема урока: «Правила правописания разделительных Ъ и Ь»

Цель: Наблюдение над правописанием разделительных Ъ и Ь.

Этапы урока

Учитель

Ученики

  1. Орг. момент



  1. Чистописание с актуализацией.




  • Урок начинается с минутки чистописания. Я продиктую слова, а вы должны назвать орфограмму, которую надо проверить или запомнить.

День, собаки, сады, зуб, клад, ряды, рукав -( проверочное слово) Посмотрите внимательно на доску, в тетрадку. Скажите, какой элемент присутствует во всех буквах?

  • В каких еще строчных буквах может присутствовать этот элемент?

  • А теперь внимательно посмотрите на ряд этих слов, подумайте и скажите, на какие группы можно разделить все эти буквы?


  • Сравните, пожалуйста, Ъ и Ь, кроме того, что у них есть одинаковый элемент, чем еще они похожи?

  • А что они разделяют?

Оба знака хороши,

Достойны чести.

Когда стоят они

В нужном месте.









Ь, О, А, Б, Д, Я.

(Овал)

Ю, Ы, Ф, Ъ.

Гласные :

о, а, я

Согласные:

б, д

Ъ и Ь знаки

Не обозначают звука.

Разделяют согласные от гласных.

  1. Постановка учебной проблемы


  • Сейчас мы попробуем расставить в нужные места Ь знак и Ъ.

  • Мне нужны помощники

  • А вы ребята, работайте на листочках.

  • Я вам продиктую слова, в которых вы постараетесь правильно расставить Ь и Ъ знаки.

  • Пишем в строчку: крылья, вьюга, съел, вьют, осенью

  • Готовы?


  • Какое было задание?


  • Давайте проверим (сравниваем)

  • Что скажите?


  • Задание было одно? А выполнили по-разному?

  • Как вы думаете, чего мы еще не знаем?

  • Мы вернемся еще к этому заданию.

  • Так какая тема нашего урока? (Вывешиваю тему урока)

  • И сегодня мы попробуем эту тему исследовать.

  • Посмотрите на доску. Перед вами 2 столбика слов:

Веселье Съезд

Воробьи Подъезд

Стулья Объяснил

  • Прочитайте.

  • Что заметили?

  • Попробуем поработать и разобраться с 1 столбиком.

  • Задание такое: запишите в тетрадь слова 1 столбика.

  • Подчеркните разделительный Ь знак

  • Попробуем определить место Ь знака в слове. Подчеркните букву после которой стоит ь знак одной чертой, а перед которой двумя чертами.

  • А теперь скажите, что замечаете? Где же написан Ь?

  • После каких букв? Перед какими буквами?

Схема : и

Согл. Ь гл. е

я

  • Совершенно правильно.

  • Где же пишется Ь знак?


  • А теперь проведем аналогичную работу со 2 столбиком. Пишите его рядом с первым.

  • Подчеркните ту букву, после которой написан Ъ знак одной чертой, а перед которой двумя чертами.

  • Вы делаете это в тетрадке, а мои помощники на доске.

  • Что вы здесь замечаете? Где написан Ъ?

  • Одной чертой мы подчеркнули какие буквы?

  • А двумя чертами


  • Назовем их.

  • Согл. Ъ гласн. е



  • Где пишется ъ знак?

  • Сравните Ь знак пишется после согласного перед гласным и Ъ после согласного перед гласным, а в чем разница?

  • Какие предположения?

  • Давайте разбираться дальше. Посмотрите на слова съезд, подъезд.

  • Что это за слова?

  • Докажите

  • Корень езд - выделите у себя в тетрадях.

  • А что такое с и под?

  • Выделите.

  • Посмотрите, что же мы еще можем добавить к тому, что уже сказали? Какое место в словах занимает Ъ знак?

  • Давайте вернемся к 1 столбику

Веселье - где здесь корень?

Воробьи

Стулья

А я это выделю еще и в схеме.

  • Посмотрите теперь внимательно. Где же пишется разделительный Ь знак? В какой части слова?


  • Посмотрите на нашу схему и попробуйте сформулировать где пишется разделительный Ь знак, а где Ъ.


Физкультминутка «Пожалуйста»

  • Откройте учебники на стр.113

Прочитайте правило молча и подумайте, что еще надо добавить?


  • А теперь вернемся к тому с чего мы начали наш урок

(открываю крылышки)

  • Схемы, которые мы составили вместе с вами я перенесла на такие таблички (вывешиваю)


  • Проверка слов и записывание их в тетрадь


  • Давайте еще раз попробуем сформулировать когда, на каком месте пишется разделительный Ь знак, а когда Ъ. Я помогу.



2 человека на крылышке

Крылья, вьюга, съел, вьют, осенью

Написать слова с разделительными ъ и ь знаками

Написали по- разному

где пишется Ь, а где Ъ знаки

в 1 столбике Ь,

а во 2 столбике Ъ

Веселье

После согласных

Перед гласными

и, е, я

Вывод: после согласных перед гласными

Согласные

Гласные

е, я

Ъ после согласного перед гласным

родственные или однокоренные

приставка

после согласного в приставе

весел

корень вороб

корень стул

в корне

Ь знак пишется после согласного перед гласным в корне слова

Ъ знак пишется после приставки на согласный перед гласным

В схему ь знака надо добавить ё, а в схему ъ знака - ё, ю.

Ь знак пишется после согласного перед гласным в корне слова

Ъ знак пишется после приставки на согласный перед гласным

  1. Первичное закрепление.


  • Давайте закрепим наши исследования.

  • У нас с вами есть группы, в которых мы работаем. Ваши задачи такие: Отправить в путь эти 2 паровоза. Чем они отличаются?

  • Нужно в группе подумать, обсудить, какой знак пропущен, вписать его и прикрепить вагон к нужному паровозу

  • Полью (корень л, приставка по пишем ь знак). Хитрое слово



На первом едет Ъ,

а на втором - Ь.

Ъ - въехал, объехал.

Ь - деревья, птичьи, полью, листья

V.Самостоятельная работа


  • А теперь, такое творческое задание

  • Посмотрите на наши вагоны-слова

  • Поезд не может отправиться, пока мы не поставим последнюю точку. А точка будет такова. Составьте 2 связных предложения с этими словами. Слова можно брать не все. Работаем.

  • Кто еще затруднился, не записал, допишите дома. Кто хочет прочитать свои предложения свои предложения?


Дети читают составленные предложения

VI.Итог урока


  • Давайте подведем итоги. В каких случаях мы пишем ъ разделительный, когда ь.

  • Мы еще будем работать на других уроках и все это запишем.

д/з: упр.1 стр113. Выучить правило на стр.113

Ь знак пишется после согласного перед гласным в корне слова.

Ъ знак пишется после приставки на согласный перед гласным.

VI.Домашнее задание

упр.1 стр113. Выучить правило на стр.113



© 2010-2022