Доклад по теме: «Духовно-нравственное воспитание неслышащих младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное бюджетное специального (коррекционного)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательной школа-интернат I вида №1»






Доклад по теме:




«Духовно-нравственное воспитание неслышащих младших школьников».






Подготовила: Дергунова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории

















г. Хабаровск

2015 г

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла»

Ломоносов М.В.

Духовность-высший уровень развития личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся человеческие ценности: любовь, доброта, понимание, сопереживание, действие личности во благо окружающих. Стержнем духовных поисков человека выступают его нравственные идеалы. Через воспитание нравственных идеалов идёт формирование духовного сознания. В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности. Духовно-нравственное воспитание - формирование продуктивного отношения человека к обществу, самому себе через систему принятых в обществе норм, побуждение ребёнка к добрым поступкам. В проекте ФГОС духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, школу, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополните льного образования, культуры и спорта, СМИ. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно - нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. Школа является важнейшим социальным институтом, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом - человеческого развития обучающегося, осуществляет целенаправленное, систематическое воспитательное воздействие, формирует у школьников нравственные привычки, поведение, чувства и сознание. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности: 1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое). 2. Социальная солидарность - Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство. 3. Гражданственность - Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания. 4. Семья - Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода. 5. Труд и творчество - Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость. 6. Наука - Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание. 7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира. 8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие. 9. Природа - Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля. 10. Человечество - Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Воспитание духовно-нравственного сознания неслышащих школьников сложная задача из-за нарушенного слуха и недоразвития речи данной категории учащихся. Недостаток речевого развития отрицательно влияет на умственное, нравственное развитие обучающихся, ограничивает возможности познания окружающего мира и понимания таких понятий как «патриотизм», «долг», «совесть», «мораль», «ответственность» и т.д. Задача учителя развивать духовно-нравственные сознание, заложенное природой в человека, формировать у неслыщащих школьников нравственные привычки, поведение, чувства. На начальном этапе обучения и воспитания неслышащих младших школьников учителя формируют и развивают у детей элементарные нравственные привычки. К ним относятся гигиенические навыки, нормы взаимоотношения с окружающими ( уважение других детей, их чувств, мнения, забота, сочувствие, взаимопомощь, доброжелательность и внимание к окружающим, этикет); привычка к труду ( уход за своим рабочим местом, дежурство по классу, дежурство по школе, уборка класса, школьного двора). Соблюдение требований режима формирует у детей дисциплинированность, умение планировать и контролировать свои действия. Самообслуживание совершенствует гигиенические и трудовые навыки. Воспитание духовно-нравственного сознания тесно связано с уровнем речевого развития школьников, с их мышлением. По мере овладения речью ребёнок знакомиться с нравственными понятиями, которые закрепляются в практической деятельности (начинают с элементарных оценочных понятий «хорошо», «красиво» ,«отлично», школьники постепенно овладевают понятиями на конкретной основе: «вежливость», «дружба», «помощь», а затем понятиями отвлечённого характера, таких как «ответственность», «долг», «патриотизм». Основные этапы формирования нравственного сознания неслышащих младших школьников:

  • Практическое овладение нормами поведения (через подражание, выполнения требования);

  • Изучение нравственных понятий (в процессе анализа поведения литературных героев , собственного опыта и поведения окружающих);

  • Применение знаний в деятельности (в поведении, общении).



Формирование нравственных понятий происходит в процессе деятельности. Основные виды деятельности:

  • урочная;

  • внеурочная (культурные практики);

  • внешкольная (социальные практики);

  • семейная.

Урочная деятельность- нравственного развития личности идёт через формирование нравственных понятий на уроках(например: в процессе чтения и разбора содержания произведения, когда учащиеся дают оценку поступкам героев рассказов, сказок, басен, высказывают своё отношение к героям: порицают или одобряют их действия, формирование у учащихся умения определять эмоциональный характер героев, создавать предпосылки для развития у детей способности к сопереживанию, проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям). Внеурочная деятельность. Суть нравственных понятий разъясняется на классных тематических часах ( например: учитель создаёт проблемную ситуацию, а учащиеся находят свои пути выхода, в дальнейшем идёт обсуждение и оценивания действия каждого ученика). В начальной школе проведены классные часы патриотического содержания: «Я- гражданин России», «День Защитника Отечества», «Подвиг, который мы будем помнить вечно», беседы на этические темы: «Давайте знакомиться», «Культура общения- что это?», «Волшебный остров», «Полезные и вредные привычки», «Кто я? Какой я?».Подготовка к проведению праздников, связанных с традициями русского народа -«Масленица»), предметных и тематических недель («День Земли»), праздников, посвященных не только государственным символам России, но и Дню Победы, Дню Защитников Отечества, викторины, выставки, дискуссии, игры, КТД «Мы вместе». Совместная деятельность воспитывает умение вести себя в коллективе, выстраивать свои отношения с окружающими. Трудовая деятельность является одной из форм внеурочной деятельности: дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников по уборке школьной территории «Листопад», «Снежный двор», «Сделаем наш двор чище!» ,серии классных часов «Я -дежурный», «Дежурим в столовой», «Все профессии нужны». Художественно-творческая деятельность также является одной из форм внеурочной деятельности. Это организация и проведение вечеров "Осенний бал", "Новогодний утренник", выставок детского творчества, участие в различных конкурсах, посещение различных театров, музеев и т.д. Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляется через активное сотрудничество с библиотекой, которое способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа. Физкультурно-оздоровительная деятельность: Школьные мероприятия «День здоровья», «Шашечный турнир», «Веселые старты», «Сказочная эстафета», тематические классные часы: «О болезнях грязных рук», «Секреты здорового образа жизни», «В здоровом теле - здоровый дух», «Полезные и вредные привычки». Внешкольная деятельность. В течении учебного года выезжали с учениками в краеведческий музей, в художественный музей и посетили выставки: «Изба переселенцев»; «Животные Хабаровского края»; «Рыбы Хабаровского края»; «Русская игрушка». Выезжали с учениками на экскурсии: «Памятные места города Хабаровска», «Ледовая сказка».Принимали участие в экологической акции «Чистый берег». Семейное воспитание -как условия духовно-нравственного воспитания школьников. Наша работа разнообразна и проявляется в различных формах деятельности: классные часы, проведение семейных праздников в классе, конкурсов с привлечением родителей, выезд за город, а также просветительская деятельность со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания.

Важно помнить, что духовно-нравственное воспитание - это целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ. Результат воспитания - ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.



© 2010-2022