Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Партизанская средняя общеобразовательная школа» МО «Намского улуса» РС(Я)



Материалы внеклассной работы по математике

(интеллектуальные игры)

Мегинова Т.П.













2016 г.




Оглавление Введение______________________________________________________________3 I. Проверка быстроты включения в деятельность 1. Тренировка сообразительности________________________________________4 2. Тренировка быстроту реакции Устный счет______________________________________________________6 Числа в таблицах__________________________________________________7 Математические действия__________________________________________ 7 II. Тренируем логическое мышление 1. Логические решении_________________________________________________8 2. Логические задачи___________________________________________________9 3. Волшебные квадраты_______________________________________________ 12 4. Задания со спичками________________________________________________14 5. Вставьте пропущенные числа_________________________________________14 6. Занимательная математика___________________________________________17 7. Геометрические задачи_____________________________________________19 8. Математические разминки____________________________________________20 III. Развитие психических механизмов 1. Тренировка зрительной памяти________________________________________21 2. Тренировка слуховой памяти__________________________________________22


































Введение В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объёма информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников общелогических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Исследования психологов и педагогов убедительно показывают, что интеллектуальные возможности людей, которых обычно называют талантливыми, не аномалия, а норма. В этой связи уже в начальной школе перед учителем стоит цель обеспечить более высокую интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы, развивать возможности произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения и, главное, абстрактно-логическое мышления. Отсюда стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объёктами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира, помочь использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Игры со словами, игровые задачи, кроссворды, ребусы и т.д., как метод обучения, организуют, развивают детей, расширяют их познавательные возможности, воспитывают личность, волю и настойчивость в достижении цели. Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не поздно и никогда не рано. Эта работа представляет систему по развитию творческих способностей учащихся. Эти задании готовят учащихся к выполнению тестовых заданий. Общепринятые (диагностирующие) тесты имеют существенный недостаток: они ориентированы главным образом на контроль и на оценку результата обучения. Не менее важно помочь учащимся сформировать рациональные способы достижения высокого результата умственной деятельности, вооружить их методикой и техникой умственного труда. Именно поэтому сейчас очень остро ставится вопрос о необходимости разработки таких тестовых заданий, которые помогли бы овладевать не только на диагностику определенного уровня интеллекта, но и на формирование умственных и познавательных способностей учащихся.


























I. ПРОВЕРКА БЫСТРОТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Тренировка сообразительности 1) * Пятачок шел вверх по лестнице. Перешагивая через две ступеньки, он считал: «Один, два, три, четыре». Когда ему нужно было сказать «пять», то оказалось, что осталась одна ступенька. Сколько всего ступенек было? (9 ступенек) * У Мальвины было несколько яблок, а у Буратино - в 2 раза больше. Вместе же у друзей 9 яблок. Сколько яблок у каждого? (3 и 6 яблок) * Два мальчика играли на гитарах, а один - на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах? (Юра играл на гитаре) * К Винни-Пуху пришли Пятачок и ослик Иа-Иа. Гостеприимный медвежонок решил угостить друзей яблоками, но выдвинул такое условие: - Я дам вам по целому яблоку, а вы мне только по половинке. Кто получил самую большую долю? (Винни получил в итоге целое яблоко) * В квартирах №1,2,3 жили три друга - Митя, Тима и Саша. Известно, что Митя не жил ни в квартире №1, ни в квартире №2, а Тима жил не в квартире №1. В какой квартире жил каждый из них? (№1-Саша, №2-Тима, №3-Митя) * Сверху по кромке круглого торта положили 8 вишен на равном расстоянии друг от друга. Торт разрезали по линиям, соединяющим противоположные пары ягод. Сколько всего получилось кусочков торта? (8кусочков) * На одной чаше весов - 6 одинаковых по весу апельсинов и 4 одинаковых по весу ананаса. На другой чаше - 5 одинаковых по весу апельсинов и 4 одинаковых по весу ананаса. Весы находятся в равновесии. Что легче: апельсин или ананас? (они весят одинаково) * Врач прописал больному 5 таблеток, объяснив, что принимать их надо с интервалом в 20 минут. На какое время хватит таблеток? (80 минут) * В семь часов субботним вечером встретились старые знакомые - Петин дядя, Иван Андреевич, Петя с сестрой, Ира с братом и тетя Маша с двумя внуками. Веселая компания решила пойти в кино. Сколько билетов они купили? Какой день недели это был? 2) Ответьте на вопросы. - У кошки их два, у собаки и коровы - три, а сколько их у дога? (один - слог) - Известно, что гусеница живет не более суток, а затем превращается в кокон. Одна гусеница с 6 часов утра до 6 часов вечера забирается на двенадцатиметровое дерево до отметки 5 метров, а за ночь спускается на 2 метра. Через сколько дней при таком движении она достигнет верхушки дерева? ( ни за сколько, она умрет) - Три спички лежат на столе. Как удалить среднюю спичку из середины, не трогая ее? (любую крайнюю) - Расстояние между столом и креслом - 3 метра. Сколько метров будет между ними, если и стол, и кресло передвинуть на 2 метра вправо? (3м) - У Сережи в кармане две монеты на сумму 6 рублей. Одна из монет не пятирублевая. Какие это монеты? (1 и 5 руб) - Существует ли треугольники с двумя прямыми углами? (нет) - Назовите первые «вычислительные устройства», которыми пользовались в древности люди. (пальцы рук) - Найдите наименьшее число, которое при делении на 2 даст в остатке 1, при делении на 3 - в остатке 2, при делении на 4 - в остатке 3? (11) - Иван-Царевич срубил все головы у 3-голового Змея Горыныча, 5 голов у 9-голового и 7 - у 12-голового. Сколько голов он срубил, и сколько голов осталось у трех Змеев Горынычей вместе? - Маша съедает на завтрак 6 мухоморов, Миша на 5 больше. Сколько всего мухоморов надо приготовить маме детям? (люди не едят мухоморов) - В мышеловке 4 мыши и 7 крыс. Сколько всего мышей в мышеловке? (4) - Сколько передних лап у утки? А сколько задних? (2) - Старушка несла в корзине 10 яиц. А дно упало. Сколько яиц осталось? (ни сколько) - Известно, что смерть Кощея Бессмертного таилась в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке. Сколько всего предметов, «охраняющих» спокойствие сказочного героя, было задействовано? (5 предметов) - Машина шла со скоростью 60 километров в час. Через час пути она развернулась и поехала обратно со скоростью 40 километров в час. Найдите среднюю скорость. (50км/ч) - В квадрате проведены два отрезка, соединяющих противоположные вершины. Сколько всего получилось треугольников? (4) - Бревно распилили на пять равных частей. Сколько разрезов сделали? (4) - На какую ступеньку надо встать, чтобы оказаться посередине лестницы в 19 ступенек? (на 9) - Какие три целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается от их сложения? (1+2+3=6, 1*2*3=6) - Даны числа: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Что больше, их сумма или произведение? (сумма 45) - Икки киьи шашка5а оонньообуттар. А5ыйах бириэмэ буолан баран 5 шашка хаалбыт. 3 биир онноох шашка хаалбыт буолуон соп дуо? (соп) - Миэхэ 3 хаартыска баар. 2 хаартыска5а мин ийэм уонна 2 хаартыска5а бэйэм баарбыт. Оннук буолуон соп дуо? (соп) - Воробышек проснулся в 9 утра. Когда он лег спать, если проспал всего 4 часа? (в 5ч) - На озере плавало 5 лебедей. Три из них нырнули за кормом. Сколько лебедей плавало на озере? (5) - Один пони нес 5 килограммов овса, а его товарищ 5 кг пуха. У кого груз был тяжелее? (равны) - Если из-под забора видно 6 пар лошадиных ног, то сколько этих животных во дворе? (3 лошади) - Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули - тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку? (12) - Кузнец подковал тройку лошадей, вбивая в каждую подкову по 2 гвоздя. Сколько гвоздей понадобилось кузнецу? (24) - На вопрос путника, далеко ли до города, один прохожий сказал - 200, второй - 3, третий - 4. Все ответы были правильными. Каким образом? (1 - 200км, 2 - 3ч на машине, 3 - 4ч на велосипеде) - Число 66 можно представить в виде суммы четырех последовательных чисел. Что это за числа? (15+16+17+18=66) - Вера и Толя пришли в школу в одно и то же время. Вера шла медленнее, чем Толя. Кто раньше вышел из дома? (Вера) - Родного брата Маши зовут Виктор Николаевич. А какое полное имя у Маши? (Мария Николаевна) - Отца одного человека зовут Сергей Петрович, имя его родного сына - Петр Анатольевич. Как Зовут этого человека? (Анатолий Сергеевич) - Маша старше Вовы на 3 года, но младше Юли на 2 года. На сколько лет Юля старше Вовы? (на 5 лет)

ЧТО ЭТО? КАК ЭТО? - Что получится из ромба, если его углы станут прямыми? (квадрат) - У мамы было 5 яиц. Для приготовления блинов она израсходовала 3 яйца. Как это выразить при помощи слова «половина»? (мама израсходовала половину яиц и еще пол-яйца) - Если два человека залезут в трубу и у одного из них будет грязное лицо, кто из них умоется? (умоется тот, у которого лицо чистое, так как они посмотрят друг на друга, и человек с грязным лицом будет думать, что у него лицо чистое, а человек с чистым лицом, глядя на испачканного, будет думать что и он грязный) - Два водителя выехали навстречу друг другу. Один ехал из Киева, второй - из Казани. Они двигались без остановки со скоростью 80 и 100 километров в час. Как далеко друг от друга будут водители за час до встречи? (на 180км) - Как можно поделить поровну между тремя приятелями семь двадцатирублевых и столько же десятирублевых монет? (двоим по три двадцатирублевых монеты и по одной десятирублевой, а третьему - пять десятирублевых и одну двадцатирублевую, у каждого по 70 рублей) - Сколько существует трехзначных чисел, сумма цифр которых равна двум? (101, 110, 200) - Сколько получится, если умножить два десятка на три десятка? (60)

2. Тренировка быстроту реакции.

УСТНЫЙ СЧЕТ 1) Выпишите, пожалуйста, из каждого ряда по три числа, дающих в сумме то, которое стоит в конце ряда. 6 20 10 7 8 5 34 3 4 6 5 1 2 7 14 8 4 1 3 7 6 5 1 5 3 1 4 5 9 2 11 3 10 12 14 7 8 9 6 5 13 21 15 4 10 11 6 8 7 29 10 7 9 15 14 13 20 17 45

17 20 1 16 15 14 3 47 3 4 6 5 1 2 7 10 9 7 15 4 1 10 16 21 2 5 15 8 4 7 3 16 8 4 1 3 7 6 5 17 2 4 10 5 8 7 15 12 19

13 8 20 5 15 7 18 53 6 20 10 7 8 5 23 10 24 5 16 8 12 36 9 3 11 7 1 12 5 4 9 3 1 9 15 20 7 16 31 6 3 5 7 12 2 1 15
2) * Сколько групп из трех последовательных цифр дают в сумме 10? 5 3 2 4 2 6 7 2 1 3 5 4 8 1 1 7 2 * Сколько групп из трех последовательных цифр дают в сумме 12? 2, 6, 3, 5, 4, 3, 6, 8, 1, 7, 4, 8, 3, 2, 7, 4, 1, 5, 6, 1 * Сколько групп из трех последовательных цифр дают в сумме 17? 3, 7, 5, 3, 8, 6, 5, 4, 7, 9, 1, 3, 5, 6, 9, 2, 8, 7 * Сколько групп из трех последовательных цифр дают в сумме 19? 1, 4, 8, 7, 2, 8, 9, 2, 7, 4, 6, 9, 4, 5, 1, 4, 9, 6
3) * Сколько чисел делятся одновременно на 5 и на 3? 33 35 60 40 15 50 20 25 90 * Сколько чисел делятся одновременно на 6 и на 3? 38, 42, 9, 27, 18, 54, 63, 66 * Сколько чисел делятся одновременно на 4 и на 5? 15, 25, 20, 45, 60, 50, 90, 100 * Подчеркните те числа, которые делятся на 4 4 15 36 8 12 5 21 24 16 24 16 3 7 20


ЧИСЛА В ТАБЛИЦАХ 1)Перед вами две таблицы, в которых вразнобой записаны все числа от 1 до 20. По заданию покажите все числа от 1 до 20, покажите заданные числа, сумму чисел.
3 14 8 2
8 13 17 3 11 1 12 18
16 2 9 14 20 17 15 5
12 7 4 18 10 6 19 9
5 15 1 10 7 13 4 16
19 11 6 20
2) Глазами отследите все числа и выпишите недостающие 1 16 8 13 12 9 19 2 20 4 14 18 7 15 10 5
(3,6,11,17)
2 11 3 8 20 6 14 16 18 17 7 5 10 4 15 13 (1,9,12,19) 9 17 11 5
12 15 19 9
8 4 14 2
1 13 4 9 18 2 16 7 6 11 3 14 13 18 10 16 8 18 2 16 6 13 3 14 16 8 1 7 19 1 5 20 19 5 14 17 15 4 20 12 2 18 20 10 6 11 17 9 3 15 10 7(1,8,10,19) (4,5,13,17) (3,7,12,15) (6,11,12,20)


Выполните МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ и прочитайте слова: ПРИ + С - РИ + ЦЕ - П + НА = (сцена) СОК + ИЛ - СО + ЬКУ - У + А= (килька) ПЕРО + СИ - РО + НО - И + Я - О= (песня) АК + ПУ - АП + ДРА + Г - Д + А= (курага) СУД + ФЕЯ - ДЕ + ЛЁ - Я + РЕ - Е= (суфлёр)
4) Таблицу надо разделить на четыре равные части, сумма чисел должны быть равны.
9 6


10 5
6 11 9 14 9 10 8 3 (10+9+6, 5+11+9, 14+3+8, 10+9+6)
5) Как двумя разными способами разделить круглый пирог на четыре равные части двумя разрезами ножа
Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)

II. ТРЕНИРУЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1.Логические решении
1) Продолжите закономерность. 2 4 8 16 … (32) 1 4 9 16 … (25) 25 20 16 13 11 … (10) 16 3 15 4 14 … (5) 2 6 12 20 30 … (42) 3 4 7 11 18 29 … (47) 2) 1 4 7 10 13 .. (16, 19) 2 8 3 7 4 6 .. (5, 5) 6 9 12 15 .. (18, 21) 4 10 5 12 6 14 .. (7, 16) 15 12 9 6 .. (3, 0) 13 4 7 11 18 .. (29, 47)
3) Какой ряд лишний 2, 5, 8, 11, 14 45, 40, 35, 30, 25 1, 4, 7, 10, 13 32, 27, 22, 17, 12 3, 5, 7, 9, 11 28, 25, 22, 19, 16 24, 27, 30, 33, 36 96, 91, 86, 81, 76
4) Сравните цифры чисел 2, 3, 6, 7, 11, 8 172, 162, 152, 145, 145, 132, 182 18, 12, 3, 29, 45, 28 124, 129, 122, 137, 125, 128 10, 20, 30, 36, 40, 50 861, 851, 841, 961, 881, 801
5) Заполните ряды чисел до конца 16, 17, 18, 26, 27, 28, 36, 37, 38, … 12, 13, 14, 22, 23, 24, 32, 33, 34, … 27, 34, 41, 48, … 56, 48, 40, … 100, 200, 300, … 207, 208, 209, … 444, 445, 446, … 324, 334, 344, … 269, 369, 469, … 112, 113, 114, 212, 213, 214, 312, … 628, 638, 648, 728, 738, 748, 828, … 461, 462, 463, 471, 472, 473, 481, …
6) 3, 4, 6, 9, 13, 19, .. (28, 41) 1, 4, 9, 16, 25, 36, .. (49, 64) 15, 16, 14, 17, 13, 18, .. (12, 19) 25, 21, 18, 16, .. (15, 0)
14, 12, 10, 8, 6, .. (4, 2) 5, 10, 15, 20, 25, .. (30, 35) 3, 7, 11, 15, 19, .. (23, 27) 4, 5, 8, 9, 12, 13, .. (16, 17) 1, 2, 4, 8, 16, 32, .. (64, 128) 21, 18, 16, 13, 11, 8, .. (6, 3) 12, 14, 13, 15, 11, 14, 16, ... (15, 17) 16, 12, 15, 11, 14, 10, .. (13, 9) 25, 24, 22, 21, 19, 18, .. (16, 15)

2. Логические задачи - Еще раз о мудрости. Сможете ли вы повторить действия, которые предпринял в одной древней легенде восточный мудрец? Попробуйте. Вот условие. Когда за доброе дело правитель страны решил наградить умного человека, тот пожелал взять столько золота, сколько весит слон. Но как же взвесить слона? В те времена не было таких весов. Что бы в подобной ситуации смогли придумать вы? (мудрец сделал так: он поместил слона в лодку, затем отметил по борту уровень воды. Когда слона вывели из лодки, осталось только поместить туда золото)
- Злой волшебник. Злой волшебник спрятал принцессу в замке, в одной из 32 огромных комнат. Маленькой фее удалось достать связку со своими ключами. Помочь ей в этом деле взялся добрый охранник, но с условием, что он ответит только на пять вопросов и лишь словами «да» и «нет». Выполнив обещание, фея получила такие ответы: после последнего охранник открыл комнату под номером семь и выпустил принцессу? (Наилучший способ заключается в следующем: 1. Это - комната с первой до шестнадцатой? 2. Это - комната с первой до восьмой? 3. Это - комната с первой по четвертую? 4. А может быть, она пятая или шестая? 5. Наверняка принцесса в восьмой комнате.)
- Помоги другу. У Пятачка есть золотая фольга, которой он хочет оклеить две игрушечные комнатки - одну размером 3*7 сантиметров, то есть площадью в 21 квадратный сантиметр, вторую же - 5*5 сантиметров (25 квадратных сантиметров). Высота обеих комнат и количество окон и дверей одинаковы. Для какой из комнат потребуется большее количество фольги? (периметры обеих комнат одинаковы, следовательно, фольги необходимо одинаковое количество)
- На свой день рождения Незнайка пригласил нескольких самых близких друзей. При этом он попытался учесть их вкусы: семеро приглашенных очень любят яблоки, шестеро бананы, а пятеро пирожные с кремом. Причем четверо гостей любят и яблоки и бананы, трое - яблоки и пирожные, двое - бананы и пирожные. А один охотно ест и яблоки, и бананы, и пирожные. Сколько гостей пригласил Незнайка на свой день рождения? (10)
- Торговка, сидя на рынке соображала: если бы к моим яблокам прибавить половину их, да еще десяток, то у меня была бы целая сотня. Сколько яблок торговке? (60=60(30+30)+30+10=100)
- У портного есть кусок сукна длиной 16 метров от которого он ежедневно отрезает по 2 метра. Через сколько дней он отрежет последний кусок? (8 дней)
- Маама5а 35 кэмпиэттээ5э. Ону 5 бакыатка тунэппиттэр: бастакыга -2, иккискэ - 4, уьускэ - 6, тордускэ - 8, бэьискэ - 10 уонна эппит: «Ким бу бакыаттары 3 о5о5о тэн гына тунэппиккэ ордубут кэмпиэттэри ол о5о5о биэриэм». Ийэтэ эппитин биир кыыс ойдообут. Кини бакыаттаах кэмпиэти хайдах тунэппитэ буолуой? Бэйэтигэр тоьону ылла?
2+4+6+8+10=30 35-30=5 1о5о 4+6=10 2о5о 2+8=10 3о5о 10
- 9 лиис кумаа5ы баара. Онтон соро5ун 3 чааска уллэрбиттэр. Барыта 15 лиис буолбут. Хас лииьи кырыйбыттарый? (3 лииьи кырыйбыттар. 1 лииьи 3ч уллэрдэххэ 2 лиис эбиллэр 15-9=6 6:2=3)
- Вася, Игорь, Алеша уонна Федя балыктыы барбыттар. Бары холбоон 26 алыьары хаптарбыттар. Вася Игорьтан 3-нэн элбэ5и хаптарбыт, Игорь Алешаттан 3 алыьырынан элбэх, Алеша Федяттан 3 алыьарынан элбэх. Хас биирдии уол хастыы алыьары хаптарбыттарый? (Вася - 11, Игорь - 8, Алеша - 5, Федя - 2)
- Ус кыыс хас саастааххытый? диэн ыйыппыттарыгар эппиттэр: Маша: - Наташалыын холбоон 21 саастаахпыт. Наташа: - Мин Тамараттан 4 сылынан эдэрбин. Тамара: - Уьуен бары 34 саастаахпыт. Хас биирдии кыыс хастыы саастаахтарый? (Тамаре - 34-21=13; Наташе - 13-4=9; Маша - 21-9=12)
- А5ам 31 саастаа5ар мин 8 саастаах этим, Онтон билигин а5ам миигиттэн икки тогул улахан. А5ам уонна мин хастыы саастаахпытый? (31-8=23 - сыл а5а, 23*2=46 - а5ам, 46-23=23 - мин) (46-31=15, 23-8=15)
- За 3 булочки девочка заплатила 45 коп. Мальчик купил таких же булочек, но денег заплатил в 2 раза больше, чем девочка. Сколько булочек купил мальчик? (3-45, 6-90)
- Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Отгадайте, какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани не «3», у Нины не «3» и не «5». (А-5, Нина -4, Женя -3)
- Мама испекла 18 пирожков. Сколько гостей пришло к Васе, если каждому досталось по 2 пирожка и 1 пирожок остался?
- В ящике лежало 64 кубика. Пятеро мальчиков договорились брать из него по очереди по половине имеющихся в нем кубиков. Первый взял половину кубиков от 64, второй половину оставшихся там кубиков и т.д. Сколько кубиков взял пятый мальчик? (64:2=32 - 1м., 64-32=32 - хаалбыт, 32:2=16 - 2м., 16:2=8 - 3м., 8:2=4 - 4м., 4:2=2 - 5м.)
- В походе участвовали 8 отличников и 5 членов кружка, а всего 10 человек. Объясни, почему не 13? Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)





- Лип в три раза больше, чем дубов. Всего лип и дубов 24. Сколько лип и дубов отдельно? Найди правильные и неправильные ответы: Лип: 16 15 6 18 Дубов: 8 5 18 6
- Мама дала трем девочкам 9 пряников и предложила разделить их между собой так, чтобы младшая получила на 2 пряника меньше, чем старшая, а средняя на 1 пряник меньше. Сколько пряников получит каждая девочка? Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс) - Мальчик принес из лесу орехи. Половину орехов он отдал сестре, а половину оставшихся орехов - младшему брату. После оттого у мальчика осталось 20 орехов. Сколько орехов мальчик принес из леса? (м -20, б - 20, с - 40)
- Имеется 9 монет - 8 из них абсолютно одинакового веса, а девятая отличается. Сколько раз их надо взвесить на весах, чтобы найти эту монету? (2раза)
-

1 3 1

3 3

1 3 1


Вдоль стен здания необходимо было расставить 16 часовых. Комендант разместил так: Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс) Пришел полковник и приказал, чтобы у каждой стены стояло не по 5 а по 6 сол-

3 1 3

1 1

3 1 3дат. Приказ был выполнен. Чуть позже генерал приказал поставить у каждой стены по 7 часовых, не меняя их общего числа. Приказ опять был выполнен. Но как это возможно? Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)
- Вова украдкой от мамы взял с полка банку с вареньем, которая весила 600 граммов. Когда он съел половину варенья, то банка стала весить 400 граммов. Сколько варенья было первоначально в банке? (варенье было 400 граммов)
- Вова хвастается, что может съесть 600 граммов варенья за 6 минут, а его друг говорит, что он съесть варенье в 2 раза быстрее. За какое время они могли бы съесть это варенье вместе? (за 2 мин.)
- Во сколько раз лестница на четвертый этаж в школе длиннее лестницы на второй этаж? (в 3 раза)
- Какой год этого столетия читается одинаково слева направо и справа налево? (1991)
- У Винни - Пуха в укромном месте спрятан батон колбасы длиной 50 см, от которого он каждый день отрезает кусочек в 10 см. Сколько раз он будет резать колбасу? (4 раза)
- Кинотеатрга 1 эрээккэ 2с эрээттээ5эр 2 киьинэн а5ыйах, 3с эрээттээ5эр 3 ккиьинэн элбэх киьи олорбут. Ус эрээккэ холбоон хас киьи олорбутуй, оскотун 1 эрээккэ 6 киьи олорбут буолла5ына? (6+2=8 - 2с эрээт, 6-3=3 - 3с эрээт, 6+8+3=17)
- Миша, Лена и Катя катались на велосипедах. У них были трехколесные и двухколесные велосипеды, а всего было 8 колес. Сколько было трехколесных велосипедов (2)
- Автобус 12ч Хандыга5а барыахтаах. Гоша 12 буолуо 15 мун иннинэ баар буолаары дьиэтиттэн 11ч10мун тахсыбыт. Кини 20 мун автобус тохтуур сиригэр хааман тиийэр. Хас мунуутэ эрдэ кэлбитий?

3. Волшебные квадраты
1) 3, 4, 5, 6, 8, 9 сумма - 21 10

7

11

2) 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12 сумма - 24



8


5
3) 2, 2, 2, 4, 4, 4, 6, 6, 6 сумма - 12









4) 0, 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 сумма - 12



4




5) 1, 1, 1, 1, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4 сумма - 10
















6) 0, 1, 2, … 14, 15 сумма - 30
0 14 13 3 11 5 6 8 7 9 10 4 12 2 1 15
7) 1, 1, 1, 1, 1, 2, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4, 4, 5, 5, 5, 5, 5 сумма - 15

























8) 1, …25 сумма - 65
11 14 7 20 3 4 12 25 8 16 17 5 13 21 9 10 18 1 14 22 23 6 19 2 15
9) 1, 2, 3 сумма - 6









10) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 сумма - 12

3

4 6
0

11) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 сумма - 18


5

6 8 9


12) 2 6 4 4

6 3 8 1 4


5
8 7 6
5


13)

1 2 3 4 5 4 5 1 2 3 2 3 4 5 1 5 1 2 3 4 3 4 5 1 2

Впишите в пустые квадратики числа 1, 2, 3, 4, 5 таким образом, чтобы в каждом ряду, столбце и диагонали каждое из этих чисел встречалось только один раз.

14) 3, 4, 5, 6, 8, 9 чыыьылалары суумалара 21 буолар гына туруортаа:
10

7

11

15)


9 6 3
3

1

3
30
5



15) Расположи 4 круга в клетках прямоугольника так, чтобы в каждом горизонтальном и вертикальном ряду и диагоналям было по одному кругу.
Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)
Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)


Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)





Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)
Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)





4. Задания со спичками Переложите одну спичку - и примеры будут правильными

  1. III + I = I
  2. I = II = III
  3. IX = V - IV
  4. XII + II = IX
  5. I - IV = III
  6. V - IV = IX
  7. II - V = III
  8. V - V = V

Переставьте две палочки - и примеры будут правильными
  1. V - VII - X
  2. XI + V = X
  3. III = V + VIII
  4. I + III = XII
  5. V - V = VII

5. Вставьте пропущенное число 1)
31
25
19
13
? 28 22 16 10 ?
2
4
8
16
? 1 3 5 7 ?
16
15
17
14
? 32 33 31 34 ?
4
6
9
13 7 10 15 ?
(7/4, 32/9, 18/30, 22)



2) 2 8 4 7 16 9 3 12 6 5 21 16 4 16 ? (2*2, 8*2, 4*2=8) 9 ? 4 (7+9, 5+16, 9+4=13)
7 9 5 11 4 15 12 7 13 8 11 ? (7+9-5, 4+15-12, 13+8-11=10)
2 5 7 4 7 5 3 6 ? (2+4:2, 5+7:2, 7+5:2=6)
4 8 6 9 4 1 6 2 4 6 6 2 8 6 ? (7-полусумма ч-л в строке 8+6) 1 9 ? (4-сумма всех ч-л в строке 14)
2 5 7 2 5 7 7 16 9 14 9 5 6 1 7 4 7 5 5 21 16 24 19 5 1 4 ?(5) 6 12 ?(12) 9 ? 4(13) 21 7 ?(14)

3Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс))



(26*2, 48*2, 32*2=64
4)
Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс) (29-сумма двух предыдущих чисел по часовой стрелке) 5) Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)



(3*2*8:4, 2*2*10:4=10)
6Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)) Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс) 20 20 20 (11)
7) 6
10
14 12 ? 22 19 25 31(17)


8) а) 13 (29) 16 16 (27) 43 23 ( ) 19 (сумма 42) 29 ( ) 56 (разность 27)
б) 14 (18) 58 15 (5) 34 23 ( ) 61 (сумма цифр в ч-х строки 12) 21 ( ) 72 (левое ч-о дел. на первую 3)
в) 42 (87) 16 14 (54) 58 45 ( ) 73 (сумма по вертикали 89) 23 ( ) 61 (перв. ц-ра прав. и посл.- лев. 63)
г) 12 (36) 3 10 (9) 8 16 ( ) 5 (произведение крайних ч-л 80) 9 ( ) 7 (полусумма крайних ч-л 8)
д) 15 (32) 17 15 (2) 17 21 ( ) 32 (сумма 53) 21 ( ) 32 (разность 11)

е) 15 (14) 17 15 (3) 57 21 ( ) 32 (8-сумма цифр) 21 ( ) 32 (21:3=7)
ж) 15 (36) 17 15 (71) 17 21 ( ) 32 (1+3, 7+2=49) 21 ( ) 32 (22)
з) 15 (255) 17 15 (16) 17 21 ( ) 32 (21*32=672) 21 ( ) 32 (21+32:2=26,5)

9) Заполните пустые клетки: А 3 Д ? 1 В 5 ? (7,Ё)
Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс) (88)
10) 3 9 3 9 4 1 2 5 7 7 9 5 11 5 7 1 6 6 2 4 7 5 4 15 12 7 1 7 ?(3) 1 9 ?(4) 3 6 ?(9) 13 8 11 ?(10)
3 12 6 4 16 8 5 20 ?(10) Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)
11) Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)
Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)



12)

3
4
?(7)
11
15 2 7 ?(13) 21 31

1
3
7
19
?(1) 2 2 4 24 ?(2)

13) ханнык тогурук атыный?
Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)

6. Занимательная математика. 1) 9 3 8 * 6 * 3 4 * 7 1 7 5 * 4 * 3 8 5 * * * 2 1 * 2 * 2 * 6 5 * 3 3 * 8 * 8 1 *
+а9 +7а +а5 +61 2а в8 ав ав в4 90 71 в0
2) Отгадайте в следующих словах зашифрованные цифры. СУТУЛОСТЬ - ПОСЯГАТЕЛЬСТВО - КОСОВОРОТКА - ДЕВИЦА - ПУТЕШЕСТВОВАТЬ - ГОСПОДИН - ДЕРЕВЕНЬКА - ПРИЯТЕЛЬ - СУБТРОПИКИ - СМОРОДИНА - СТРЕЛОЧНИК - ВАЛОКОРДИН - СТИХОТВОРЕНИЕ - СТАРШИНА -
3) Арифметическая головоломка. - Расставьте знаки сложения, вычитания, умножения и деления так, чтобы ответы во всех строках были правильными. Разрешается использовать скобки. 1 2=3 1 2 3=4 1 2 3 4=5 1 2 3 4 5=6 1 2 3 4 5 6=7 1 2 3 4 5 6 7=8 1 2 3 4 5 6 7 8=9 1 2 3 4 5 6 7 8 9=10
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9=1 (1+2+3+4+5-6-7+8-9=1)
- 1 1 1 1 1 1=1 1 + 1 - 1 + (1 - 1) * 1=1 1 1 1 1 1 1=1 1 * 1 + 1 - 1 + 1 - 1=1 1 1 1 1 1 1=1 1 * 1 + 1 * 1 - 1 * 1=1 1 1 1 1 1 1=1 1 * 1 + (1 + 1) - (1 + 1)=1 1 1 1 1 1 1=1 1 * 1 * 1 + (1 - 1) * 1=1 1 1 1 1 1 1=1 1 * 1 * 1 * 1 + 1 - 1=1 1 1 1 1 1 1=1 1 1 - 1 1 + 1 * 1=1
1 1 1 1 1 1=2 1 1 1 1 1 1=4 1 1 1 1 1 1=2 1 1 1 1 1 1=5 1 1 1 1 1 1=2 1 1 1 1 1 1=6 1 1 1 1 1 1=10 1 1 1 1 1 1=7 1 1 1 1 1 1=9 1 1 1 1 1 1=8
- 1 2 3 4 5=9 (1*2+(3*4-5)=9)
- 1 2 3 4 5 = 40
- (9+9):9=2 9:9+9=10 9*9+=90 9*9:9=9 (9-9)*9=0 9*9-9=72

- попробуй выразить число 1000 при помощи восьми восьмерок и знаков арифметических действий. (8 8 8 8 8 8 8 8=1000)
- (3+3):(3+3)=1 (3*3):3+3=6 2 2 2 2 2 = 7 3:3+3:3=2 3+3+3:3=7 3 3 3 3 3 = 22 (3+3+3):3=3 3*3-3:3=8 5 5 5 = 2 (3+3*3):=4 3*3+3-3=9 5 5 5 = 5 (3+3):3+3=5 3*3+3:3=10 5 5 5 = 6 5 5 5 = 15 4 4:4 4=1 (4+4):4+4=6 4:4+4:4=2 4+4-4:4=7 (4+4+4):4=3 (4+4)*4:4=8 4+(4-4)*4=4 4+4+4:4=9 (4*4+4):4=5 (4 4-4):=10
(5+5-5):5=1 5 5:5-5=6 5:5+5:5=2 (5+5):5+5=7 (5+5+5):5=3 5+5-5:5=9 (5*5-5):5=4 (5 5-5):5=10 (5-5):5+5=5
- 2 4 6 = 1 2 4 6 = 2 2 4 6 = 4 2 4 6 = 14 2 4 6 = 20 2 4 6 = 48
4) Сыыппаралары миэстэлэрин уларытан соптоох этиллиини онорун 73 - 26 = 58 (83-26=57, 83-57=26, 83-27=56, 83-56=27)
5) хх + х7 = хх хх - 7х = хх х + хх = 5х х2 - х9 = х3
6) 35607 < 3 xx 07 72 xx 8 < 723183

7. Геометрические задачи - На сколько равных частей можно разделить квадрат четырьмя прямыми линиями? Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)

- Хас ус муннук баарый? Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)


Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)




- Разделите квадрат двумя линиями на два треуг. и на 2 четырехуг. Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)





- на 3 треуг, один из которых с прямым углом Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)

Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)


- на 2 равных квадрата Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)




- харандааскытын араарбакка эрэ 4 коно линияны тардын, биир линияны иккистээн тардыбаккын

Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)




- хас коно муннук баарый?
Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс) (18)

- куоска ханнык фигураларынан ойууламмытый? Материалы внеклассной работы по математике Интеллектуальные игры (1-4 класс)(коно мунн. - 2, ус мунн.- 16, туорт мунн.- 2, круг - 3)


8. Математическая разминка. Вопрос начинается со слова СКОЛЬКО? - Месяцев между мартом и августом? (4) - Ног и хвостов у тройки лошадей? (12 ног и 3 хвоста) - Букв в названии второй планеты от Солнца? (6-Венера) - Ножек у пяти стульев? (20) - Штук в трех чертовых дюжинах? (39) - Букв в названии Страны восходящего солнца? (6-Япония) - Линий надо провести, чтобы разделить любой треугольник на два прямоугольных? (1) - Времен года в високосном году? (4) - Времен года, кроме лета? (3) - Зимних месяцев в первом полугодии года? (3) - Цветов на флаге Якутии? (4) - Колес у пяти трехколесных велосипедов? (15) - Дней в марте до Международного женского дня? (7) - Лет длилась Великая Отечественная война? (4) - Дней в двух неделях? (14) - Часов в сутках? (24) - Дециметров в метре? (10) - В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках написана цифра 9? (20) - Нужно сделать распилов, чтобы распилить бревно на 4 части? (3)

- Сколько дней в неделе, из них выходных? - пальцев на ноге? - задних и передних лап у утки? - времен года, зимних месяцев? - месяцев в году, кроме летних? - гномов у Белоснежки? - глаз и бровей у человека? - букв в названии нашей Родины? - углов у стола, а если один отпилили, то сколько осталось? - раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? - будет 7*8? - будет 9*9?

- На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько было мальчиков? Пришел Володя. Сколько стало детей? - Катались 2 сына на трехколесных велосипедах, а их отец - на двухколесном. Сколько всего было колес? - Каким по счету является «ь» в названии последнего месяца осени? - Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года? - Какой сегодня день недели? А что было вчера? Какое число будет через 3 дня? - Какая буква в русском алфавите стоит после Ц? Какая предпоследняя буква алфавита? - Название этого месяца заканчивается на Т. Какой он по счету в году? - Часы показывают без пятнадцати минут двенадцать. Меняем часовую и минутную стрелки местами - который час? (9)

- Сколько пальцев на двух руках, на руках и ногах одного человека? (10,20) - лет было двадцатилетнему человеку 4 года назад? (16) - ножек достаточно стулу, чтобы он не качался? (3) - букв в названии самого длинношеего животного? (жираф - 5) - недель в месяце? (4) - месяцев в году? (12) - месяцев между февралем и сентябрем? (6) - нужно взять букв «Г», чтобы получилась куча сена? (сто г) - букв в слове СОЛНЦЕ? (6) - козлят попытался съесть злой волк? (7) - ножек у двух стульев? (8) - рогов у трех коров? (6) - подков понадобилось кузнецу, подковавшему тройку лошадей? (12) - слов в официальном названии страны со столицей Вашингтон? (США-3) - линий надо провести, чтобы разделить квадрат на 4 равные части? (2 или3) - ног, хвостов и рогов вместе у одной коровы? (7) - какое число было восемь дней назад? - наименьшее двузначное число(10) - какое число будет в следующую субботу? - какое число является последним днем года? (31 дек) - какая по счету в русском алфавите буква Е? (7) - за сколькими зайцами не стоит гнаться? (за двумя) - порядковый номер января в своем сезоне (3) - если собачью ногу считать хвостом, то сколько ног у собаки? (4) - какая нога по счету буква «Р» во втором месяце весны? (март-3) - название этого месяца заканчивается на «Т». Какой он по счету в году? (август-8) - какие римские цифры состоят из двух палочек? (II,V,X)


III. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ

1.Тренируем зрительную память Посмотрите в течение 20 секунд на ряд чисел, затем закрываем и ответьте на вопросы. * 2 3 5 24 8 10 16 12 Выполните такое задание: - Каких чисел в ряду больше - однозначных или двузначных? - Перечислите все четные числа. - Сколько раз второе число повторяется в наибольшем однозначном числе? - Произведением каких чисел может являться последнее число ряда? - Каким по счету стоит наименьшее двузначное число? - Какое число соответствует количеству часов в сутках? - Какое число стоит после 8 - Сколько всего чисел в ряду? - Правда ли, что разность между четвертым и вторым числами является четным числом? - Сколько раз в ряду повторяется цифра 2?
* 12 6 24 50 13 4 9 - Чему равна разность между первым и вторым числами ряда? - Назовите по порядку их следования в ряду все четные числа. - Назовите все числа, кратные трем. - Какие числа взяты из таблицы умножения на шесть? - Правда ли, что два последних числа дают в сумме 15? - Сколько числительных ряда пишутся с мягким знаком на конце?
* 5 7 3 2 4 25 40 9 - Сколько всего чисел вы увидели? - Назовите предпоследнее число. - Чему равна сумма первого и последнего чисел? - Как называется месяц, номер которого в году соответствует первому числу ряда? - Произведением каких чисел является четвертое число? - Правда ли, что пятое число четное? - Правда ли, что последнее число делится на 3? - Сколько двузначных чисел в ряду? - Назовите все четные числа.

2. Тренировка слуховой памяти Выслушать внимательно и записать числа в том же порядке * 5 12 10 3 8 2 - 1 раз * 3 21 15 48 6 10 11 16 4 5 19 9 - 2 раза

Литература

  1. Игры на смекалку. / Составили Р.А. Кудякова, Н.П. Алифанова. Ростов н/д.: Проф - Пресс, 1998-448с.
  2. Логические игры и задачи на уроках математики. /А.П. Тонких, Т.П. Кравцова, Е.А.Лысенко и другие/ - Ярославль: Академия развития, 1997-240с.
  3. 650 головоломок и задач на сообразительность. Ю.А. Аленков. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003-285с.
  4. 5000 игр и головоломок для школьников /Н.К.Винокурова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 416с.:


© 2010-2022