Урок русского языка по развитию речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 18.03.2014

Тема урока: Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение.

Тип урок: Урок развития речи

Цель: Создать все условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили сочинение-описание по картине. Задействовать различные умения учеников: определение основной мысли текста, составление плана текста, подбор названия к тексту, умение проверять орфограммы.

Задачи урока:

познавательные: Познакомить с жизнью и творчеством И.И.Шишкина; Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине; Обогатить словарный запас учащихся; Повторить сведения о научном и художественном описаниях;

развивающие: Способность развитию связной устной и письменной речи учащихся; Способность развитию навыков выразительного чтения, умения анализировать.

воспитательные: Привить любовь к русскому языку; приобщить учащихся к искусству, к миру живописи, воспитать чувство восхищения живописью.

Технологическая карта занятия

Этап урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Настрой на работу

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой порывы
Переносить на полотно.

Эти строки Николая Заболоцкого неслучайно мною были озвучены. Ведь сегодня наш разговор будет об искусстве, а именно о живописи, которая является отражением окружающей нас жизни, несёт нам определённую информацию об эпохе, природе, людях, изображенных на полотне. А информация эта выражается красками, линиями, символами.

-Посмотрите на картину известного художника

-Назовите её автора (И.И.Шишкин)

Слушают стихотворение, настраиваются на урок.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

М-слов.-лог.

Ф.-фронт.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

-Слышим имя "Шишкин" - и тотчас перед глазами лесная чаща, утренний туман, могучие стволы и разлапистые ветви сосен, сломанное бурей старое дерево, медведица с медвежатами: "Утро в сосновом бору" (показ слайда).

-Обратите внимание на картину. Это одна из самых известных картин И.И.Шишкина. И у многих людей, действительно, при произнесении имени художника, тотчас перед глазами возникает именно эта картина.

Сообщение об И.И.Шишкине (рассказывает заранее подготовленный ребёнок) -просмотр слайдов

Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в Татарстане, в городе Елабуга. Это город, в котором очень много исторических мест. Большую роль в выборе профессии сыграла природа. Елабуга была окружена дремучими лесами. Говорили, что в лесах разбойники спрятали сказочные клады. Но разбойников Иван Иванович не боялся. Маленьким мальчиком бродил по лесу. Кладов он не нашёл, зато приобрёл в лесу богатство дороже золота. Художник понял и полюбил природу.

Шишкин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Академию художеств в Петербурге с Большой золотой медалью. В Германии он завершил обучение и стал академиком.

-Действительно, ребята, Иван Иванович приобрел богатство во сто крат дороже золота - он полюбил природу. Именно природа сделалась навсегда героем его картин. А деревья стали друзьями художника. Он много знал о них. Знал, как тянется ввысь ствол, как растут ветви, как корни стелются по земле, знал рисунок коры, форму листьев и хвои.

-Как вы уже знаете, Шишкин родился в небольшом старинном городке Елабуга, в котором стоит памятник художнику (показ слайда). А совсем недавно, буквально в 2006 году в Елабуге были открыты Шишкинские пруды с фонтанами, славящиеся своей необыкновенной красотой (показ слайда). Это одно из любимых мест елабужан.

Недалеко от Шишкинских прудов размещен дом-музей (показ слайдов), основанный в 1946 году, в котором сохранились все предметы быта, окружавшие когда-то Ивана Ивановича. Сейчас вы видите внутреннюю часть дома, столовую, спальную комнату, мастерскую художника, где были написаны лучшие полотна: "Сосновый бор. Мрачноватый лес Вятской губернии", "Дубки", "Сосны, освещенные солнцем", "Утро в сосновом бору", "Дубовая роща", речь о которой пойдет сегодня. Эта картина считается одной из лучших натурных этюдов Шишкина, его бесспорным достижением.

Смотрят презентацию про художника

Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками.

Познавательные: осознать познавательную задачу, читать и слушать

3.Постановка учебной задачи

М.-пробл.

Ф.-фронт.

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

-Как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока? Чем мы будем сегодня заниматься? (сочинение-описание по картине И.И.Шишкина "Дубовая роща")

-Поставьте цель урока, задачи

- Сочинение мы будем составлять устно, поэтому ваша задача - все мысли, услышанные сегодня, запомнить.

Ставят цель урока и задачи

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника.

Личностные:- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные- участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения

4. Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка

М-част-поиск.

Ф-фронт.

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

Рассматривание репродукции картины, беседа по ней с.89 №37

-Понравилась ли вам репродукция? Объясните чем. Словесно иллюстрируя высказываниями описательного типа.

-Определите основную мысль, которую надо раскрыть в сочинении. (Художник восхищается красотой природы).

-Какие чувства рождает картина у зрителя? (радость, тепло, спокойствие, таинственность).

- Опишите с помощью слов-прилагательных уголок леса, представленный на картине. Придумайте и назовите сравнения

Ответы на вопросы после текста на с.88-89.

Небо - бездонное, синее, ясное, малооблачное.

Дубы - стройные, величавые, могучие, гордо застыли.

Вершины - пышные, словно замерли под солнцем.

Тишина - глубокая, молчаливая, задумчивая, торжественная.

Цветочки - маленькие, хрупкие, тонкие, нежные

Солнце - летнее, жаркое, ласковое, смеющееся.

Стволы - шершавые, грубые, морщинистые.

Картина - теплая, радостная, ощущение приподнятого настроения.

-С помощью словаря синонимов найдите синонимы к словам:

Вершина-крона-макушка.

Лес - бор - роща-чаща.

-Художник задумал написать эту картину за тридцать (!) лет до того, как она была завершена. Кажется, что художник просто перенёс понравившийся уголок природы на бумагу, а в своей мастерской воплотил эту красоту на полотне. Оказалось, что всё не так просто. На самом деле была проделана огромная работа, созданы десятки этюдов («заготовок» для будущей картины). В результате художник создал собирательный образ дубовой рощи.
Сказать, что на картине изображен солнечный летний день, значит, не сказать ничего, ведь она буквально соткана из тепла и света, им лучится все вокруг - ярко освещены стволы могучих великанов, солнечные пятна проглядывают в траве. При взгляде на полотно душу зрителя наполняет жизнеутверждающая энергия красоты и гармонии. Нас манит своей прохладой лес, хочется присесть на сочную зеленую траву под одним из красавцев-дубов и слушать шелест зеленой листвы, повествующей о давно минувших событиях, свидетелями которых были эти крепкие старцы растительного мира. Время избороздило кору дубов сетью морщин, в некоторых местах ее пересекают даже глубокие трещины, отдельные ветви уже усохли, причудливо изогнувшись, но великаны еще полны сил, чтобы противостоять бурям и невзгодам. Кроны их все так же зелены и пышны, а значит, проживут они еще не одну сотню лет, давая приют всему живому в жаркий летний полдень.

Рассматривают репродукцию отвечают на вопросы учителя


Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Личностные: смыслообразование

5. Первичное закрепление

М-груп.

Ф-фронт.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

Обсуждение содержания сочинения. Лексическая подготовка.

-Составим план сочинения:

1. Опушка дубовой рощи.

2.Величественные дубы.

3.Нежные цветочки.

4.Теплое летнее солнце.

5.Любовь художника к природе.

Составляют план сочинения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

М.-самост.

Ф.-группов.

Организация деятельности по применению новых знаний

-А теперь, пользуясь планом, составьте сочинение устно в группе.

Устно составляют по плану сочинение

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

- Выразим свое отношение к уроку построим на доске «Дерево счастья » (слайд)

зеленый листик - очень понравилось,

жёлтый листик - понравилось, но не все понятно,

оранжевый листик - не понравилось

Оценивание

-Я вам благодарна за урок, за то, что вы хорошо работали. Надеюсь, что вам было интересно. Урок окончен!

Дети на доске выстраивают гору самоцветов

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия; Личностные:смыслообразование

8. Информация о домашнем задании

Найти фамилии художников, которые тоже, как И.И.Шишкин рисовал природу.


© 2010-2022