ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шевелева Наталья Владимировна,

учитель начальных классов МОУ «ТСШ №2»

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Забывая свои корни, человек разрывает связь времен и поколений. Именно об этом говорил историк В. О. Ключевский: " Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека этот нажитый скрап обрядов, обычаев и всяких условностей, и он все забудет, всему разучится и должен будет начинать сначала." Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребенок включается в это пространство самим фактом своего рождения. Этнокультурный компонент пронизывает весь учебно-воспитательный процесс, это духовная история России, языковая культура, искусство России. Этнокультурный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов народной культуры. Это происходит на основе усвоения учащимися этнокультуроведческой лексики. Слова русского языка - живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живет прошлое и настоящее народа его традиции, обычаи народа, развитие его искусства, словесности, народно - поэтического творчества. В методику уроков русского языка включаю работу со словами, связанными с фольклором и встречающимися на смежных уроках: терем, хоромы, печь, тройка, сани, гусли, балалайка, хоровод, сажень, золотник, матушка, батенька и др. , разбираем смысловое значение не понятных для учащихся слов, к данным словам идет поиск однокоренных слов, сотворчество фраз, предложений . Подбираем синонимы к словам: очи- глаза, уста - губы, ланиты - щеки. Составляем словарь этнокультурной лексики по тематическим признакам: предмет быта - кочерга, ушат, лежанка; одежда - сюртук, душегрейка, зипун, понева, рубаха; обувь - валенки, лапти; национальные блюда - щи, студень, похлебка. На уроках русского языка предлагаются детям тексты, вот один из них: "Русский народный костюм отражает историю и традиции наших предков, их культуру и нравы. Верхняя мужская одежда была разнообразной: рубаха, кафтан, поддевка, зипун. Повседневная мужская рубаха шилась из грубого полотна, а праздничная - из отбеленного полотна. Рубаха украшались вышивкой". Вопросы и задания: 1. Перескажите текст и озаглавьте его. 2. Знаете ли вы значение устаревших слов кафтан, зипун, поддевка? 3. Рассмотрите иллюстрацию к русским народным былинам. Носят ли такую одежду сейчас? Также ведется постоянная работа с толковым словарем. На уроках литературного чтения идет осмысление и игровое освоение малых жанров народного творчества: потешек, прибауток, колыбельных, закличек, дразнилок, скороговорок. Организовываем конкурсы знатоков пословиц, цель которых - выявление информированности учащихся о народных афоризмах, повышение уровня этнокультурной компетентности. Задания могут быть такими: -кто больше назовет пословиц на определенную тему; -объясните смысл пословиц; -закончите пословицу: Кто грамоте горазд….(тому не пропасть) -исправьте ошибку: Где родился там и вырос. (пригодился) -изобразите пословицу мимикой, пантомимой. На уроках изобразительного искусства рисуем образы русской природы, сцены из народной жизни, образцы декоративно - прикладного искусства, моделирование русской избы - аппликация из бумажных бревен. Разучиваем с детьми хороводные песни с вождением. На занятиях с этнокультурным содержанием применяю необычные формы: занятия - путешествия, посиделки, в которые вплетаются повествования о сказителях, скоморохах, старинных обрядах, бытовом укладе, проводятся творческие задания (петь песню, водить хоровод различными фигурами, сочинить частушки) На свежем воздухе, в классном кабинете постоянно играем и разучиваем новые русские народные игры: " У медведя во бору", " Кот и мыши", " Блуждающий мяч", " Филин и пташки" и др. Проводим праздники: " Праздник русской березки" , " Масленица". Освоение детьми обширного информационного пространства происходит через игру, художественно - творческую деятельность, художественно - эстетических впечатлений и живого слова. Этнокультурный компонент становится одним из важнейших средств развития духовно - нравственного мира школьника, его культуры, самосознания и языковой личности.
Литература

  1. Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка
  2. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян
СП - б 1994г.
  1. Начальная школа №11, 2006г.
  2. Цивьян Т.В. Аппозиция мифологическое - реальное в поздних мифопоэтических текстах//малые формы фольклора сб. ст. М, 1995г.
© 2010-2022