Тема урока: ВОДА. ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ. ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: ВОДА. ВОДА - РАСТВОРИТЕЛЬ.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ.


Цели урока: 1. Показать значение воды в жизни человека. 2. Познакомить учащихся с мерами охраны водоёмов от загрязнения. 3. Воспитывать бережное отношение к воде как к бесцен­ному дару природы.
Оборудование: Слайды и презентация «Ежедневное среднее потребление воды», «Вода, используемая в производстве и сельском хозяй­стве», «У воды», «Очистные сооружения», «Что нашли на дне реки», «Экологическая катастрофа», «Защити меня!»; запрещающие знаки «Берегите воду!»; глобус; трёхлитровая банка с водой, мерные стаканчики, про­бирки с образцами воды; видеофильм «Жить или нежить!»; карточки для проверки домашнего задания.

ХОД УРОКА:


I. Постановка темы урока. Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в гости к... . Узнаете, отгадав загадку. Чтец: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда наш первый друг? Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без... (воды)!
II. Проверка домашнего задания. Учитель: Но прежде, чем начать наше путешествие, от­правимся в лабораторию, где в качестве учёных мысленно проделаем опыты (ученики надевают белые шапочки) и вспомним, что мы знаем о воде. Ученики выполняют задания на карточках: АТема урока: ВОДА. ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ. ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ. (2 класс)) Раскрась зонтик.






Б) Подчеркни нужное: - при (0, +10,-10) градусов и ниже вода превращается в лед; - превращаясь в лед, вода (расширяется, сжимается); - испарение воды, охлаждение, выпадение в виде осад­ков на землю называется (испарением, охлаждением, кру­говоротом).
Учитель: А теперь вернемся домой (ученики снимают шапочки) и вспомним, зачем нужна вода дома. (Ответы уча­щихся.)
III. Знакомство с новым материалом. Отгадайте загадку: Меня ждут не дождутся, А как завидят - разбегутся. (Дождь.)
Каждому из вас при­ходилось бывать под дождём. Дождевая капля, капель­ка... Ты где родилась? Ты когда родилась? Оказывается, капелька впервые рождается с приходом весны, когда солнышко на небе ярко светит, а его лучи такие сильные и тёплые, что начинают топить лёд на реке, снег на кры­шах и ветвях деревьев. Тает, тает от пригрева снежная шуба на крыше, и вот уже побежала первая, вторая, тре­тья капелька вниз с крыши - кап-кап, кап-кап. Началась первая песенка капли. Звонко падают они. Звенит, зве­нит под ярким солнышком светлая капель, собираясь внизу, на земле, в лужицы, ручейки. Хоть капля и живёт одно мгновение, но в народе говорят, что «капля долбит камень». Многие капли сливаются в такое могучее и сильное течение, что могут не только продолбить камень, но и в бурном весеннем потоке далеко-далеко унести его от родных мест. Послушайте, какая история приключилась с одной ма­ленькой Каплей.

«Сказку о Серебристой Капельке» рассказывает ученик,

сопровождая свой рассказ показом иллюстраций.


Ученик: Есть в сказочном мире Страна Серебристого Дождя. Жила-была в этой стране водяная Капля, молодая и прекрасная. Глаза синие, большие. На голове прозрач­ная серебристая шапочка. Вместе с ней жили в той стра­не её сестрицы, такие же молодые и прекрасные капель­ки. И жили в этой стране добрые и сильные великаны-волшебники. Когда-то они были карликами, часто ссори­лись и дрались. Но вот однажды в небе появилась Сереб­ристая Туча. И полился на землю Серебристый Дождь. И там, где упали Серебристая Капелька и её сестрицы, вы­росли прекрасные цветы и деревья. А что же случилось с карликами? Серебристый Дождь лился и превратил злых и уродливых карликов в прекрасных и добрых великанов. Великаны оказались очень трудолюбивыми. Они быстро привели свою страну в порядок, построили дома, дороги. Везде стало чисто и светло. В память о Серебристой Туч­ке каждое воскресенье они устраивали праздник, который назвали Днем Дарующих Капелек.
Учитель: Ребята, давайте представим себе волшеб­ную Каплю из Серебристой Тучки. Протяните руки, про­изнесите громко слово «кап-ля» и представьте себе, как падает капля, почувствуйте, как она переливается в ла­дошках. Вода дарует жизнь.

После беседы в класс входит Капелька. Капелька: Здравствуйте, ребята! Решите, пожалуйста, мою задачу. Из неисправного крана за сутки может нака­пать 3 ведра воды. Сколько воды накапает за неделю? (Ответы учащихся.) Бежит вода, струится - и прямо в домик твой. К ней надо относиться как к ценности большой: Коли зря течёт вода - кран закрой, а то - беда! Учитель: Благодарим Капельку. Спасибо! Мы так и бу­дем поступать, как ты советовала. (Капелька уходит.) Но вода нужна не только для бытовых нужд. А для чего ещё? Ученики: - По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты и машины, сплавляет лес. - Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток. - Вода переносит тепло по трубам и обогревает наши дома. - На фабриках и заводах вода используется для раство­рения красок, для изготовления бумаги, кирпича, стали и много чего ещё. - Вода нужна для работы автомобильного и железно­дорожного транспорта.
Знакомство с таблицей «Ежедневное среднее потребле­ние воды»: - питье и приготовление пищи - 7 литров; - кран, оставленный открытым, - от 8 до 20 литров в минуту; - смыв в туалете - 23 литра; - принятие ванны - 57 литров (душ) и 94-112 литров (ванна); - мытье посуды - 38-57 литров (на 4-х человек); - стиральная машина - 100-110 литров (на 4-х человек); - уборка, мытье обуви и другое - 44 литра.

Беседа с учащимися по таблице, выводы.
Учитель: А теперь отправимся в космос и посмотрим оттуда на нашу планету.

Ученики надевают «скафандры». Звучит музыка. Учитель крутит глобус. Чтец: Если на Землю сверху смотреть, То суши увидим всего одну треть... Учитель: Казалось бы, воды на Земле сколько угодно. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но нельзя забывать, что вода в морях и океанах солёная: от нескольких единиц до десятков грам­мов составляет содержание соли в литре такой воды. Одно из самых солёных морей в мире - Красное море: содержание соли примерно 38-42 грамма на литр. А человеку необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много: лишь 2,7% от общего количества.
Чтобы детям было легче представить соотношение солеёной и пресной воды, учитель показывает наполненную во­дой трёхлитровую банку - это вся вода на Земле. Затем отливает из банки 90 миллилитров - это вся пресная вода на Земле. Причём больше половины запасов пресной воды на планете - это ледники и снежные шапки гор, ко­торые фактически не могут быть использованы для нужд человека.
Ещё совсем недавно, всего сто лет назад, люди брали воду для питья из чистейших ручьев и сверкающих голубизной озер. Такими люди получили их в наследство от предшествующих поколений. Как же распорядились мы этим наследством? Некоторые реки и озера исчезли с лица земли, а многие отравлены химикатами и непригодны для питья. Сегодня никому и в голову не придёт набрать воды из ближайшей реки: чистой воды остаётся все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. О том, как человек загрязняет воду, нам расскажут наши докладчики. Каждый рассказ сопровождается показом запрещающих знаков и соответствующих таблиц. Тема урока: ВОДА. ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ. ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ. (2 класс)
















Очень часто люди бросают в водоёмы му­сор, не понимая, что совершают страшное зло. (Показ таб­лицы «Что нашли на дне реки».) Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое другое. Представьте, как это опасно для людей, ку­пающихся в таких водоёмах, особенно для тех, кто ныряет. В больницы попадают немало людей, получивших тяжёлые травмы во время купания. Никогда не выбрасывайте му­сор в воду! Не оставляйте его и на берегу, потому что с берега он может легко попасть в водоём.

После беседы в класс входит Нептун. Нептун: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Да, я - подводный царь Нептун. Где вода - там и я. Хочется мне кое о чем вам рассказать. Однажды мы с учёными обсле­довали дно реки и на участке длиной в 5 километров об­наружили: 14 железобетонных плит, 16 больших труб; 34 куска рельсов; 9 мотков колючей проволоки; 27 железных листов; 43 огнетушителя; 18 пил; 31 топор; 112 санок; 108 котелков, чайников и кастрюль; 36 сковородок; 27 утюгов; 2 486 разбитых бутылок; 814 разбитых стеклянных банок; 2 214 консервных банок и много другого мусора! Могут ли животные водоёмов жить в такой грязи? (От­веты учащихся.) А что же нужно делать, чтобы дно водо­ёмов оставалось чистым? (Ответы учащихся.) Ещё хочу я вам поведать о страшной беде, название которой «экологическая катастрофа». (Рассказ сопровож­дается показом слайдов.) Потерпело аварию судно, кото­рое везло нефть. Нефть вылилась в море. Растеклась по его поверхности, покрыла берега. Очень пострадали пти­цы, многие из них погибли. Погибли и некоторые рыбы, а другие уплыли подальше от опасного места. Вскоре по­гибнут водоросли, морские моллюски, крабы: они задох­нутся, потому что нефть не пропускает в воду кислород. Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу. Так нефть, попавшая в море, вызвала в при­роде катастрофу. Экологическую катастрофу! Только че­рез много лет эти места очистятся от нефти. Только через много лет здесь снова смогут жить растения и животные, отдыхать люди. И последнее. Я прошу вас: берегите воду, охраняйте природу! Ведь жить вместе с ней придется не только вам, но и вашим детям и внукам. Учитель: Благодарим Нептуна за интересный рассказ. Издавна крестьяне радова­лись дождю: будет дождь, будет и урожай. Вот одна из приговорок: Дождик, дождик, пуще! Дай хлеба гуще! Дождик, дождик, поливай! Дай хороший урожай!

Ученики все вместе несколько раз повторяют за учите­лем.


Круговорот воды в природе.


Учитель: Ребята, кто ответит на вопрос: почему идёт дождь? (Ответы учащихся.) Послушайте ещё одну сказ­ку - о дожде. Однажды в тёплый день капелька воды вместе со сво­ими сёстрами, такими же капельками, находилась в озере. Пригрело солнышко. Вода разнежилась, нагрелась и стала легким белым паром. Ветер носил пар по небу и собирал в большие облака. Их стало много - они стали толкаться, тесниться и обижать друг друга. При этом у них текли слёзы. Эти слёзы люди назвали дождём. Дождь падал на землю. Дождевая вода накапливалась, собиралась в ручейки и стекала в озеро. И оно опять на­полнилось. Следующий день был опять жаркий, и все на­чалось снова. Но это всего лишь сказка, а кто же даст нам научное объяснение, отчего идёт дождь? Ребята, я слышу какой-то шум! Что это такое?

Входят ученики, одетые волшебниками, в руках у каждо­го - волшебная палочка.


Волшебники: Здравствуйте, ребята! Мы волшебники! Мы прибыли к вам из Страны Наук! Учитель: Ребята, давайте попросим волшебников сделать что-нибудь необычное. Придумала! Хочу, чтобы сейчас, прямо здесь, в классе, пошёл дождь! Волшебники: Пожалуйста! 1-й волшебник: (демонстрирует опыт). Проведём опыт «Испарение воды». У меня в руке сосуд, наполненный во­дой. Закрепим этот сосуд с водой над спиртовкой и бу­дем его нагревать, а над сосудом с водой закрепим та­релку со льдом. Что мы видим? (Ответы учащихся.) Пра­вильно, капли: на нижней стороне тарелки со льдом обра­зуются капли, которые падают вниз. Дождь пошёл! Учитель: Ребята, смотрите, действительно пошёл дождь! Но это был небольшой дождь по сравнению с тем, какой встречается в природе. Ребята, кто же из вас может теперь объяснить, отчего идёт дождь? 1-й волшебник: Произошло испарение воды. При нагревании часть воды испарилась и превратилась в пар. Пар поднялся наверх, там он охладился, образовав капли воды на дне тарелки, а оттуда эти капли упали вниз. Так же происходит и в природе. Учитель: Уважаемые волшебники! Не уходите, пожа­луйста! Выполните ещё одно наше желание! Хочу, чтобы мы попали в Страну Наук! 1-й волшебник: Пожалуйста! Только закройте глаза и произнесите волшебные слова - «крибле-крабле-бумс». (В это время учитель и волшебники надевают белые халаты.) Готово! Откройте глаза! Учитель: Ребята, мы с вами оказались в научной ла­боратории. Посмотрите, кругом пробирки, колбы. Сейчас мы будем проводить научные опыты, а волшебники мне помогут. Мы уже знаем, что вода - жидкость. Познако­мимся с её свойствами.

Свойства воды.


Учитель: Опыт первый. Вода не имеет запаха. Чем пахнет вода? (Учащиеся нюхают воду, налитую в стаканы.) Сейчас в один из стаканов я добавлю каплю волшебной жидкости. (Добавляет каплю туалетной воды, духов.) В каком из стаканов вода имеет запах? Итак, от­ветьте на вопрос: имеет ли вода запах? Правильно, вода запаха не имеет.

Это свойство воды появляется на слайде. Учитель: Опыт второй. Вода не имеет вкуса. Какого вкуса вода? (Учащиеся пробуют воду из двух стаканов.) А сейчас я добавлю в воду волшебный поро­шок. (В один стакан учитель добавляет соль, в другой - сахар. Ученики снова пробуют воду.) Какой вкус приобре­ла теперь вода? Какой можем сделать вывод? Правиль­но, вода не имеет вкуса.

Это свойство воды появляется на слайде. Учитель: Опыт третий. Вода не имеет цвета. Имеет ли вода цвет? Сейчас я добавлю волшебный порошок в стакан с водой, а вы посмотрите, как изменится её цвет. (Учитель растворяет в одном стакане кристал­лы марганцовокислого калия, а в другом - чернила.) Како­го цвета стала вода? Вывод: вода не имеет цвета.

Это свойство воды появляется на слайде. Учитель: Опыт четвёртый. Прозрачность воды. Давайте опустим в стакан с водой ложку. Видна ли нам ложка в воде? О каком свойстве воды это говорит? Вода прозрачна.

Это свойство воды появляется на слайде. Учитель: Опыт пятый. Вода - растворитель. А сейчас в стакан с водой я положу немного соли, размешаю её. Что видим? Что произошло с солью? (Соль растворилась.) Вывод: вода - растворитель.

Это свойство воды появляется на слайде. Учитель: Опыт шестой. Вода даёт жизнь всему живому. Ребята, в одной руке у меня «живая» вода (чистая, про­зрачная), а в другой - «мёртвая» вода (грязная, мутная). Не удивляйтесь, это действительно так. Одно из важней­ших свойств воды - давать жизнь всему живому. Мы по­ставили веточки берёзы в сосуд с «живой» водой. Вот увидите - пройдёт время, и веточки оживут.

Это свойство воды появляется на слайде. 2-й волшебник: Ребята, я вам даю задание. Понаб­людайте, что будет происходить с веточками дальше. А я приду к вам весной, и вы мне все расскажете. Учитель: Опыт седьмой. Очистка воды. Ребята, посмотрите, в этом сосуде у меня «мертвая» вода. Глядите, какая она грязная. Она губит, убивает всё живое. Давайте эту грязную, «мёртвую» воду превратим в чистую. Грязную воду мы пропустим через фильтр. (Пропускает воду через бумажный фильтр.) Что произош­ло? Вода стала чище.

Это свойство воды появляется на слайде. В ходе опытов на доске формируется запись «Свойства воды»: 1. Не имеет запаха. 2. Не имеет вкуса. 3. Не имеет цвета. 4. Прозрачна. 5. Растворитель. 6. Даёт жизнь. Учитель: Вот какими удивительными свойствами об­ладает вода!

Состояния воды.


Учитель: Ребята, что такое вода? Вода - это жидкость. 3-й волшебник: Ребята, что у меня в руке? (Снег.) А это что? (Лёд.) Снег и лёд - это тоже вода, только в твёр­дом состоянии. Учитель: А что произошло с водой, когда мы её нагре­ли? (Ответы учащихся.) Правильно, вода испарилась, пре­вратилась в пар. Водяной пар - это вода в газообразном состоянии. Вывод: вода может находиться и в жидком, и в твёрдом, и в газообразном состоянии. 3-й волшебник: И не снег, и не лёд, А серебром дерево уберёт. (Иней.) 1-й волшебник: Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём - Ищем, ищем, не найдём. (Роса.)
Учитель: Такие явления в природе, как дождь, снег, ту­ман, град, иней, лёд, - все это... Вода. Только в разных со­стояниях. А нам уже пора возвращаться в класс. Уважае­мые волшебники! Верните нас, пожалуйста, обратно. 3-й волшебник: Ребята! Закройте глаза, произнеси­те волшебные слова «крибле-крабле-бумс». Теперь от­крывайте глаза. Учитель: Большое спасибо вам, волшебники! Мы по­бывали в удивительной Стране Наук, много узнали, мно­гому научились. Настало время с вами прощаться. До свидания! До встречи!

Волшебники уходят.
IV. Подведение итогов занятия.

Беседа с учащимися по пройденному материалу.


1. Вопро­сы для обсуждения: 1) Что такое вода? 2) В каком состоянии она бывает в природе? 3) Какими свойствами обладает?
2. Учитель: Ребята, а сейчас возьмите лист бумаги, ка­рандаши и нарисуйте капельку воды. (Звучит фрагмент из цикла П. И. Чайковского «Времена года». Ученики рабо­тают.) Поднимите свои рисунки. 3. Чтец: Не умыться, не напиться Без воды. Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда, Всем, везде нужна вода!
Учитель: А чтобы ее всегда было у нас в достаточном количестве, чтобы она была чистой и прозрачной, давайте её беречь и охранять!
V. Домашнее задание: 1. Узнать у старших, как приходит вода в ваш дом. 2. Подсчитать, сколько раз в день вы встречаетесь с водой.







© 2010-2022